Об иконах, иконописцах и художниках
Из истории иконы Спаса Нерукотворного мы знаем, что после того, как художник не смог изобразить Его лик, Христос через апостола Фаддея передал Эдесскому царю Авгарю V Уккаме плат с запечатленным на им Своего лика. Обе истории учат об одном: нельзя изображать святыню по собственному желанию, какие бы мотивами художник не руководствовался. Но и это не все. Для того, чтобы писать иконы нужно иметь не только творческий дар, но и волю Божию. И одного таланта для этого недостаточно. Можно окончить иконописные курсы и академию художеств, но так и не стать иконописцем, а можно, не имея образования, быть им по дару Святого Духа. Иконописцем, как и священником, становятся не по собственному желанию, а по призванию Богом. Для этого нужно благословение Господне, а не человеческое, ибо каждая икона призвана открывать мир горний, Царствие Небесное, святых Божиих. И достоверно изобразить святыню может только тот, кто сподобился дара видеть невидимое духовными очами, ибо в иконе не должно быть ничего земного, плотского, страстного. Талантливым художником признается тот, кто в деталях, с высокой точностью и достоверностью передает на холсте окружающий мир, изображая в красках его идентичность с живой природой и людьми. Талантливый художник может создать превосходное изображение на тему библейского или евангельского сюжета, но это будет картина, а не икона. Он может с высочайшей точностью и мастерством скопировать икону, но она всегда будет отличаться от оригинала, поскольку это уже будет не икона, а картина. Иконой она будет лишь тогда, когда станет святыней, освященой свыше. Поэтому повторение картины называется «копией», а иконы – «списком». Разница между ними в том, что картина – плод ума и рук человеческих, а икона и список – плод Святого Духа, Который избрал иконописца как орудие Промысла. Поэтому, писать иконы может только тот, кто непогрешимо изображает мир горний. Но для этого нужно иметь призвание Божие и чистое сердце, а это особый дар, не каждому доступный. Писать икону, не имея духовного видения, все равно что рисовать портрет человека, которого мастер никогда не видел. Здесь мы переходим к вопросу Православной антропологии в иконописи, то есть изображения невидимого в человеческом облике.
Наука, изучающая правила и технику иконописания называется «Иконографией». У нее свои законы, методы и способы познания. Детально в ее изучение вдаваться не будем. Нам важно понять, как иконопись связана с духовной природой человека и невидимым миром святых. Основная проблема заключается в невозможности изобразить лик святого, которого художник не видел. Те изображения, которые до нас дошли из прошлого многократно переписывались и копировались разными мастерами. Поэтому их сходство с оригиналом весьма отдаленное; а изображения ангелов – условны, поскольку писались по рассказам очевидцев или воображением иконописца. В силу этих, причин иконография не ставит своей целью портретное сходство с личностью святого. Ее задача раскрыть горний мир для людей, утвердить неразрывную связь между живыми и ушедшими, между Церковью земной и небесной. Поэтому каждая икона подписана именем святого, которому посвящена. Эта надпись как бы удостоверяет, словно нотариус, в том, что изображен именного конкретный угодник, а не кто иной. Святые отцы называли иконы проповедью и молитвой, показывая, что важно не само изображение, а отношение человека к невидимому и Божественному. Поэтому иконография считается богословской наукой. Наша природа исказилась после падения праотцов, и в силу этого душа заразилась маловерием. Духовные очи закрылись, а телесные не дают верить в то, чего не видят. Адаму и Еве в раю иконы были не нужны. Они Бога воочию зрели. Более того, им и зрение было не нужно, ибо оно, наряду с другими чувствами, заменялось духовным видением. Падшему человеку такое познание недоступно. Ему, чтобы уверовать, нужно увидеть, пощупать, укусить, понюхать и так далее. Поэтому Христос и говорит неверующему Фоме: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29). Исходя из икономии Домостроительства, Христос благословил Своим платом иконопись как средство богопознания, а Пресвятая Богородица позволила апостолу Луке написать Ее лик. Это легло в основу Православной иконографии, главной задачей которой является привести через видимый образ к познанию его Первообраза, то есть через видимое приобщиться к невидимому.
Для более полного раскрытия темы необходимо сказать несколько слов о технике иконописания и обратиться к истории иконопочитания. Изображения святых отличаются от портретов и картин явным нарушением законов анатомии: неестественно вытянутые лики, руки, необычные формы тел, поз и так далее. Это не ошибка художников, а глубокая духовная традиция иконописи, суть которой сводится к следующему. К середине VIII в. Византия столкнулась с доселе невиданной ересью. Не от ума верующие, стали видеть в иконах не Первообраз, то есть божественное, а само божество, что стало новой формой идолопоклонства. Иначе говоря, почитание святых сменилось поклонению их изображениям. Теперь в самой иконе они видели божество, которому нужно поклоняться, как Израиль видел в золотом тельце бога Ваала. Дело дошло до того, что, как пишет профессор А.В. Карташов: «Около 825 г. император Михаил Травль жаловался, что византийцы берут иконы в восприемники своих детей при крещении. Другие не берут в уста святого Тела прежде, чем не положат его на святые иконы. Священники соскабливают краски с икон и примешивают их к святой Крови. Иные предпочитают служить литургии по домам на святых иконах вместо церковных престолов». Такое безумие привело к тому, что среди епископата империи стал назревать иконоборческий бунт. Правящие архиереи вместо того, чтобы обличать заблуждения и отвращать паству от идолослужения решили пойти самым простым путем – путем запрета. В 754 г., почти все епископы Византии в составе 338 архиереев соборно высказались за запрещение икон. Их подержала государственная в власть в лице Императора Льва III Исавра. И что самое интересное, в этом деле не обошлось без происков ортодоксального иудаизма. Приближенный Исавра сириец Висид, будучи христианином попал в плен к арабскому калифу Иесиду II, где, спасая шкуру, отрекся от Христа и принял ислам. Затем он оказался в Византии и ради близости к императору Льву III, снова поменял ислам на христианство. Этот пройдоха, еще в плену, познакомился с главным Тивериадским раввином, который свел его с Иезидом. А сам внушил калифу, что необходимо искоренить идолопоклонство, которые христиане занесли в его владения. В 723 г. Иезид II издает указ о запрете всяческих человеческих изображений, как объектов культа, а уже имеющиеся подлежали уничтожению. Так возникло первое иконоборчество. Нашептывания раввина Висид, под своим соусом, донес до императора Льва, внушив ему мысль о гневе Божьем за поклонение иконам. В 726 году случилось мощное подводное землятресение недалеко от Крита, в котором, по науськиванию советников, Лев увидел наказание свыше за идолопоклонство. Он издает указ об удалении икон с видных мест и общественных зданий. Так началась эпоха иконоборчества – ересь, которая было осуждена только через 60 лет на VII Вселенском Соборе, а окончательно побеждена лишь в 843 г. В Своем определении святые отцы указали, что почитание икон не должно заменяться поклонением им, ибо поклоняться и служить можно только Богу. Наиболее ярким противником иконоборства был преподобный Феодор Студит, который в своих трудах доказывал, что почитание образа на иконе является поклонением ее Первообразу, то есть Богу. Причем, что особенно важно, воздавая честь святому, мы поклоняемся не ему, а Богу, поскольку, как сказано в Писании: «Дивен Бог во святых Своих» (Пс.67:35).; и Василий Великий говорил: «Бог в каждой твари и каждая тварь в Боге». Припадая к иконе, верующие молят святого о помощи и заступничестве перед Господом, но не видят в самой иконе объекта поклонения. Она для них является святыней не по происхождению, а по освящению Духом и по отношению к Божеству. Непонимание сути иконопочитания побудило протестантов всех мастей обвинить православных в идолопоклонстве, чем бывшие христиане уподобились ортодоксальным иудеям. Причем, что интересно, первое изображение святыни принадлежит не христианам, из которых иудеи и протестанты делают идолопоклонников, а самому Моисею. Именно он по велению Божьему сделал из золота двух херувимов чеканной работы и поставил по обоим концам каппорета (Иcx.25:19), а затем нанес изображения херувимов на каждом из 10 покрывал скинии и на завесе, отделяющей Святое Святых от Святилища (Исх.26:19;31;36:8;35). Однако протестанты об этом позабыли или не знают, а раввины об этом предпочитают не вспоминать. Некоторые могут возразить, что изображение ангелов - это не изображение человека. На это н мы, что с точки зрения Божественного Промысла о мире, свято все, сотворенное Господом, будь то человек, ангел или вещь, тем более, что ангелы, каковыми являются херувимы, уступают в достоинстве человеку, созданном по образу и подобию Божьему. Поэтому, отказывая в святости иконе, необходимо отказать и Моисею в его херувимах, попутно обвинив величайшего пророка в идолопоклонстве.
Создавая на иконах образы отличные от человеческого, иконописец выполняет две важные задачи. Во-первых, этим подчеркивается отличие мира горнего от дольнего, поскольку в Царствие Небесном пребывает душа, а не тело. И ее вид имеет весьма условное сходство с человеком хотя бы потому, что душа обымает тело, а не тело – душу. Плоть служит основой для души, как кости скелета – для тела. Во-вторых, как не покажется странным, но иконография борется с идолопоклонством, поскольку не изображает человека, а только обозначает его как личность. Отсутствие объекта поклонения делает невозможным и само поклонение, в связи с чем исчезает почва для идолопоклонства. Таким образом, иконография является важной частью Православного вероучения, задача которой приведение человека к Богу через почитание святых угодников, в которых проявилась власть и сила Божия. Поэтому не богослов не может быть иконописцем по своей сути. Именно это отличает его от художника, который таковым может и не быть. Важно еще одно. Икона пробуждает духовность и служит богопознанию, а картина или портрет, выражают страстность или чувственность падшей природы человека. Поэтому плоды художника и иконописца лежат на разных чашах весов правосудия Божьего.
Свидетельство о публикации №224120200794