Лермонтов в Воскресенске
Лето 1830 года Михаил Лермонтов вместе с бабушкой по линии матери Арсеньевой ( Столыпиной) Елизаветой Алексеевной провёл в подмосковном имении Середниково. Оно принадлежало вдове брата бабушки Дмитрия Аркадьевича Столыпина, Екатерине Аркадьевне Столыпиной (1791–1853). По помещичьему мерилу, дом был небольшим (одиннадцать комнат), но светлым и очень уютно.В одной из комнат находилась большая библиотека, в которой во время пребывания там в 1829–1832 годах Михаил читал произведения своих любимых поэтов и писателей - А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Вальтера Скотта, Джорджа Байрона, Гёте. В работе над стихотворением «Бородино» поэту помогали книги именно из этой библиотеки, в которых описывалась военная техника того времени.
Лермонтов любил проводить время в библиотеке. Здесь было прохладно и тихо. Издали доносились взрывы смеха, и оттого ещё сильнее ощущалась окружающая тишина. За стёклами, на полках, в высоких и строгих шкафах из красного дерева были расставлены книги в кожаных переплётах.Тут были представители французского буржуазного просвещения Вольтер и Руссо, энциклопедисты Дидро, Гельвеций и Гольбах. Рядом с ними историки и философы древности. Михаил подходил к шкафу, доставал с полки книгу и садился в глубокое кресло. Небольшой томик в коричневом кожаном переплёте. На корешке – тиснённый золотом строгий классический орнамент. Это Плутарх - „Жизнь замечательных людей“. Со страниц книги вставали образы древних вождей и полководцев: Фемистокл, Перикл. На гравюре римский профиль в овале. Под ним подпись: „Caius Marius“ (Гай Марий)”. *
Здесь Лермонтов не только читал, но и занимался переводами с латинского, французского и немецкого языков. Изучал книги по религиозной тематике. Это, безусловно, заслуга Елизаветы Алексеевны, которая сама отличалась строгими религиозно-нравственными принципами и стремилась воспитать внука в благочестивых традициях.
Еще в Тарханах Михаилу нравилась церковь Николая Чудотворца, которая напоминала ему о матери. Он заходил сюда во время службы – постоять среди пахнущих дымом и морозом крестьян. Молился вместе с ними. Несколько раз мужики просили Михаила, который сам ещё был ребёнком, стать крестным отцом их ребятишек. И он не отказывал. Всех этих детей будущий поэт считал своей родней.
Елизавета Алексеевна Арсеньева и Екатерина Аркадьевна Столыпина были богомольными и регулярно совершали паломничество по святым местам в Подмосковье. Молодёжь, собравшаяся в Середникове, охотно им сопутствовала из-за желания увидеть новые места и внести разнообразие в свою летнюю жизнь. В их числе, кроме самого Лермонтова, были его близкие друзья - Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго), Михаил Павлович Глебов ( в дальнейшем один из секундантов роковой дуэли) , Александра Михайловна Верещагина и, в то время возлюбленная поэта Екатерина Сушкова, приехавшая из соседней усадьбы Большаково. Последняя уверяла, что она тоже была очень набожной, и в своих “записках” упоминала, что эти религиозные посещения навсегда остались её любимыми воспоминаниями.
В частности, в «Записках Сушковой» есть описание, как они ходили на богомолье в Троице-Сергиеву лавру** и в Воскресенский монастырь***:
«Общество пошло на богомолье пешком; только бабушка ехала впереди в карете. Весело, смеясь и болтая, шла молодёжь. На четвёртый день прибыли в Лавру. Остановились в трактире. Умылись, переоделись и пошли в монастырь отслужить молебен. На паперти повстречали слепого нищего. Дряхлой, дрожащей рукой протянул он деревянную чашку, в которую спутники стали кидать ему мелкие деньги. Нищий крестился и благодарил: «Подай вам Бог счастья, господа добрые! Намедни вот насмехались надо мною, тоже господа молодые – вместо денег положили мне камешков».(Существует версия, что это на глазах у Лермонтова сделала именно Сушкова, решившая подшутить над слепым, старым и больным человеком. И именно этот её поступок словно бы отрезвил поэта, который вдруг увидел возлюбленную в совершенно ином свете. Он осознал, что точно так же эта женщина шутила с его чувствами. Но сама Сушкова в своих дневниках такое отрицает).
Помолясь в храме, общество вернулось в гостиницу пообедать и отдохнуть. Все говорили, суетились, только Лермонтов, углубившись в самого себя, не принимал участия в общем веселье. Он стоял поодаль на коленях и, положив бумагу на стул, что-то писал. Верный своему обыкновению, он передал бумаге впечатления и думы, занимавшие его:
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья,
Бессильный, бледный и худой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку.
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою:
Так чувства лучшие мои
Навек обмануты тобою.
В этом стихотворении, которое он назвал «Нищий», Лермонтов провёл параллель со своими болезненными сердечными муками.
Паломническая поездка продолжилась посещением Воскресенского ставропигиального мужского монастыря, или Нового Иерусалима, главного детища Патриарха Никона (1605–1681), – свидетеля его возвышения и низвержения, его духовного подвига. Он был задуман как пространственная икона Святой Земли. Полуостров в излучине Истры, изгиб реки и очертания холма повторяли планы христианской Палестины. Это место с самого начала почиталось как свидетельство благодатного присутствия Божия.
К середине XVIII века Воскресенский храм поражал своим великолепием. Над Гробом Господним была возведена двухъярусная Кувуклия****, богато украшенная изысканной лепниной по рисункам великого архитектора Б. Растрелли. Внутри мраморная часовня была отделана листовым золотом, от которого при свете горящих лампад исходило невыразимое сияние. Каждая деталь Кувуклии подчёркивала святость и величие этого места. А в ХIХ и начале ХХ веков Ново-Иерусалимский монастырь был одним из самых посещаемых богомольцами мест.
Наряду с посещением святых мест, связанных с земной жизнью Спасителя, Елизавета Алексеевна также имела намерение помянуть родного брата Николая Алексеевича Столыпина убитого в конце весны во время холерного бунта и попросить здоровья для близких и дорогих людей, так как в это время в некоторых губерниях России свирепствовала холера.
Отстояв богослужение, паломники совершили крестный ход на реку Иордан. В главном храме шла служба, и толпился народ. За стенами обители в 300 метрах к северу-западу от монастырской стены располагалась довольно большая трёхъярусная постройка, на первом этаже которой находились четыре жилых помещения и печь, а на втором — домовая церковь с Богоявленским престолом. На последнем ярусе -восьмигранник с куполом, увенчанный крестом: внутри находился Петропавловский придел церкви.
Это был скит патриарха Никона. Его поэт описал в произведении «В Воскресенске»:
Оставленная пустынь предо мной
Белеется вечернею порой.
Последний луч на ней ещё горит;
Но колокол растреснувший молчит.
Его (бывало) заунывный глас
Звал братий к всенощне в сей мирной час!
Зелёный мох, растущий над окном,
Заржавленные ставни - и кругом
Высокая полынь, — всё, всё без слов
Нам говорит о таинствах гробов.
........................................................
Таков старик, под грузом тяжких лет
Ещё хранящий жизни первый цвет;
Хотя он свеж, на нём печать могил
Тех юношей, которых пережил.
Пред мной готическое зданье
Стоит, как тень былых годов;
При нём теснится чувствованье
К нам в грудь того, чему нет слов,
Что выше тёплого участья,
Святей любви, спокойней счастья.
Быть может, через много лет
Сия священная обитель
Оставит только мрачной след,
И любопытный посетитель
В развалинах людей искать
Напрасно станет, чтоб узнать,
Где образ божеской могилы
Между златых колонн стоял,
Где теплились паникадилы,
Где лик отшельников звучал
И где пред богом изливали
Свои грехи, свои печали.
И там (как знать) найдёт прошлец
Пергамент пыльный. Он увидит,
Как сердце любит по конец
И бесконечно ненавидит,
Как ни вериги, ни клобук
Не облегчают наших мук.
Он тех людей узрит гробницы,
Их эпитафии пройдёт,
Времен тогдашних небылицы
За речи истинны почтёт,
Не мысля, что в сем месте сгнили
Сердца, которые любили!..
Лермонтов отметил, что, хотя скит не был побелен, он был обмазан белой глиной, которая при высыхании имела тёплый золотистый оттенок и контрастно выделялась белизной среди опушки рощи с раскидистыми тёмными деревьями у реки Истры. А в своей тетради сделал пометку, что стихи написаны непосредственно «на стенах жилища Никона».
Предположим, что, наверное, именно возле скита патриарха Никона в воображении Лермонтова был создан образ отшельника , который провёл в обители всю жизнь, томился там и рвался на свободу. Об этом Лермонтов пишет в стихотворении «Исповедь»:
Я верю, обещаю верить,
Хоть сам того не испытал,
Что мог монах не лицемерить
И жить, как клятвой обещал;
Что поцелуи и улыбки
Людей коварны не всегда,
Что ближних малые ошибки
Они прощают иногда,
Что время лечит от страданья,
Что мир для счастья сотворен,
Что добродетель не названье
И жизнь поболее, чем сон!..
Но вере тёплой опыт хладный
Противоречит каждый миг,
И ум, как прежде безотрадный,
Желанной цели не достиг;
И сердце, полно сожалений,
Хранит в себе глубокий след
Умерших — но святых видений,
И тени чувств, каких уж нет;
Его ничто не испугает,
И то, что было б яд другим,
Его живит, его питает
Огнём язвительным своим.
В 1831 году, продолжая находится под впечатлением от увиденного в Воскресенской обители, у Лермонтова вновь зарождается прототип монаха, стремящегося на волю к мирской жизни и он создает небольшую поэму под одноименным названием «Исповедь».
В монастырской тюрьме сидит обвинённый в преступлении молодой испанец. К нему приходит дряхлый старец. Он рассказывает старцу, что согрешил, отвергнув закон и честь, чтобы испытать ласку и девичий взор. Вспоминая девушку, он говорит, что раз возлюбленной тут нет, всё для него – ничто.
Испанец просит позвать палачей, чтобы казнь произошла немедленно. Он клянётся старцу в своей невиновности, но отказывается назвать имя возлюбленной, говоря, что тайна умрёт вместе с ним.
- Я о спасенье не молюсь,
Небес и ада не боюсь,
- гордо заявляет он. Ему не нужен рай, если там не встретит он свою земную любовь.
Так, позднее, в опубликованной 1840 году романтической поэме “Мцыри”, герой, за уголок земной отчизны, готов отдать вечность в раю.
Сопоставляя сведения, полученные в результате ознакомления с письмами, дневниками соотечественников поэта, работами известных литературоведов и на основании анализа произведений написанных им после 1830 года делаю предположение, что Лермонтов был в Воскресенском монастыре не единожды.
Как было сказано выше, середниковская молодёжь сопровождала ехавшую в карете Елизавету Алексеевну пешком. Литуравед Иванова Т.А. в своей книге “Четыре лета” пишет: «Шумной, весёлой компанией молодёжь отправлялась на далёкие прогулки. Молчаливый еловый лес за усадьбой оглашался звонкими голосами. Михаил прекрасно ездил верхом. Гарцуя на лошади, он то шутил и смеялся, то вдруг, задумавшись, становился мрачным. По дороге, ведущей на Юрлово, до монастыря можно было доехать достаточно быстро, благо от Середникова он находился всего километрах в восемнадцати.”
А далее продолжает, что как то раз приехав( именно приехав) в Воскресенск, отделился от компании и стал бродить по территории монастыря.
Кроме этого, по мнению литературоведов, поэт отличался дотошностью по отношению к своим произведениям, в основном создавал их на основе фактического материала из жизни.
Так, например в упомянутых выше произведениях Лермонтов подробно описывает отдельные в т.ч. мелкие детали окружающих предметов , все то, что несет определенную смысловую нагрузку в общей картине конкретного произведения. Такие подробности как ” треснувший колокол“, “теплилось паникадило,” “ скит был не побелен”, “ обмазан ( именно) белой глиной “, “ готическое здание “, “с высокой башни Угловой” и т. д., подчеркивают лейтмотив основного сюжета. Описываемые в поэме “Мцыри” руины монастыря ( столбы обрушенных ворот, церковный свод, кадильниц благовонный дым, пенье) указывают на то , что для героя монастырь — темница, которая ограничивает свободу героя.
Исходя из изложенного и, зная, что Лермонтов никогда не был «кабинетным поэтом», на мой взгляд, достаточно трудно было бы за одно посещение Воскресенского монастыря так детально воссоздать в вышеупомянутых произведениях весь колорит и дух того времени.
Для Лермонтова характерно, присущее для романтиков, представление действительности в разделении на земной, реальный и мир мечты, идеальный, в который бы хотел попасть лирический герой.
Произведения, написанные им под впечатлением пребывания в Воскресенском монастыре, этому подтверждение.
Пояснения:
* „Caius Marius“Гай Марий, римский военачальник, родился недалеко от Арпинума в 157 году до н. э., умер в Риме в 80 году до н. э .
** Лавра — это крупный и особенно значимый в православной церкви мужской монастырь.
*** Монастырь – это место, где монахи или монахини живут, работают и богослужат вместе в религиозной общине. Как правило, это уединённое и выделенное пространство, где люди ведут религиозный или созерцательный образ жизни, часто следуя набору правил или руководств, установленных их религиозной традицией.
**** Кувуклия (греч. ;;;;;;;;;;; — «покой, опочивальня», лат. Cubiculum) — часовня, находящаяся внутри храма.(Наиболее известная кувуклия находится на месте Воскресения Христова в храме Гроба Господня в Иерусалиме. По её образу кувуклии устраивают и в некоторых других храмах, как воспроизводящих собой храм Гроба Господня, так и самостоятельных. В частности, в форме кувуклии выполнен алтарь Храма Христа Спасителя в Москве.)
Обитель — это место проживания монахов.
***** Пустынь — это монастырь, ещё более удалённый от мирской жизни. Если монастыри возникали чаще всего рядом с городскими поселениями, то пустыни всегда существовали в отдалении от скоплений людей.
****** Скит — это крупная община монахов-пустынников. Жизнь в скиту более строгая, чем в монастыре. Монахи здесь принимают дополнительные обеты — затворничества, строгого поста, усиленной молитвы или другие.
Клобу;к — надеваемое на голову облачение (одежда) монаха малой схимы в Православии.
Источники:
1. «М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников» — сборник, составленный, подготовленный к изданию и прокомментированный М.И. Гиллельсоном и О.В. Миллер. Изд. «Художественная литература», Москва 1989 г. Количество страниц: 671. Жанр: серия литературных мемуаров,стр.80-84, 86-131.
2.«Лермонтовская энциклопедия» изд. «Советская энциклопедия», объем 746 стр. 1981 г. Главный редактор — В. А. Мануйлов.
Бродский Н. Л. “Лермонтов. Юные годы”изд. “Проспект” Москва. Объем 368 стр. 2024 г с.231-251
3.| Эйхенбаум Б. М. «Статьи о Лермонтове» Часть 5, в издательстве Академии наук СССР. Москва 1961г. Объем 372 стр. 7 - 40
4. «Воспоминания Письма Дневники» изд. ”Аграф “ Москва 1999 г. Объём .528 стр. 9 - 228
5. П.А. Висковатов “Михаил Юрьевич Лермонтов Жизнь и творчество”изд. “Современник” Москва 1987 г. Объем 494 стр.
6. М.Ф. Николаева — «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество» Издательство: «Детская литература», Москва. Год издания: 1956 г. Количество страниц: 296. с. 45-53.
7. Иванова Т.А. “Четыре лета. Лермонтов в Середникове” Издательство Детской литературы (Детгиз). Серия: «Школьная библиотека». Год издания: 1959. Объем 96. стр 27-55.
8. Сушкова Е.А. — Из "Записок"1830 год. Сушкова Е. А. Из "Записок" // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Худож. лит., 1989. — С. 86—130.
9. Сушкова, Е.А. Записки Екатерины Александровны Хвостовой, рожденной Сушковой. 1812-1841 : Материалы для биогр. поэта М.Ю. Лермонтова. — 2-е изд., с знач. против 1-го изд., напеч. в "Вестн. Европы" 1869 г., доп. и прил. — Санкт-Петербург : печ. Головина, 1870 (обл. 1871). — XVI, 259 с. 20.
10. А. И. Герцен, Собрание сочинений в 30 томах. Изд. АН СССР, М.. 1956. («О развитии революционных идей в России» «Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года» ) т.5 стр. 225
11. Сайт Zelenograd.ru
12. Анискина О.В. Л.В. Шаталова – художник, автор портретов М.Ю. Лермонтова, исследователь его графики / О.В. Анискина // Художе- 16 ственный образ в творчестве М.Ю. Лермонтова, его осмысление и развитие: материалы Международной научной лермонтовской конференции 2018 г. - Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2019. - С. 10–17.
Л. Н. Шаталова, статья «М. Ю. Лермонтов — в Воскресенске» (1979) в местной истринском газете «Ленинский путь» в 1979 году, номер 49.
13. Анискина О.В. О Воскресенских впечатлениях Михаила Лермонтова / О.В. Анискина // Третьи Воскресенские чтения. «Литературное краеведение в современном мире: исследование, просвещение, новые подходы»: материалы научно-практической конференции 13 декабря 2019 г. - Истра; Коломна: Коломенская типография, 2020. - С. 117–123.
Александр Варцев
Свидетельство о публикации №224120200943