Медитативное чтение главы Magister Ludi Гессе Игра
Медитативное чтение главы « Magister Ludi « книги Гессе
« Игра в бисер «
" Игра в бисер " - " роман - притча " , " роман - иносказание ", и в литературе XX века его правильнее всего поставить рядом с некоторыми произведениями Томаса Манна , художника , во многом близкого Гессе . " Я уже год работаю над " Фаустусом ", - писал Манн Гессе , прочитав " Игру в бисер ", ...невозможно представить себе ничего более отличного , и в то же время сходство поразительно , как это часто бывает между братьями … " Томас Манн , который признавался в своей близости с Германом Гессе , такой близости , которую он описал как братство между ними , завершает свой огромный труд , труд , похожий на лабиринт , в глубине которого скрывается условный Минотавр , условное получеловек и полубожество , и который назвал « Иосиф и его братья « , словами :
« И на этом кончается прекрасная , придуманная богом история … « Иосиф , герой его книги , относит постоянный эпитет бога к своему доброму , но явно ущербному хозяину Петепра , но не сам Томас Манн . Поскольку он сам придумал свою историю , мало схожую с библейской , он как бы говорит о том , что он сам мог бы быть богом .
Этаким Минотавром .
Он ли говорит , либо находящийся в нём демон , неважно .
Важно , что они находятся в полном согласии .
И автор , сам ли Томас Манн , либо демон , называющий себя богом , ибо его слова обладают волшебным , магическим действием , как бы напоминая своим читателям , что во имя служения высшему нужно считаться с земной , неизбежно далёкой от совершентсва реальностью …
А Франц Кафка ясно говорит о таком состоянии человека :
« Человек , терзаемый своими демонами , СОВЕРШЕННО БЕССОЗНАТЕЛЬНО мстит ближнему . «
То есть мщение входит в демонизм естественно .
Францу Кафке этого ли не знать ?
Или условной Праге , населённой мистиками ?
А маленький Вениамин в этой книге , придуманной , по словам самого Манна , « богом « , не понимает , зачем нужно искать Таммуза , если заранее известно , что случилось с ним и случится :
« - Но ведь все знают , что владыка растерзан и мёртв ?
- Нет ещё , - возразил Иосиф . - НА ТО И ПРАЗДНИК .
Они знают это , потому что это однажды было открыто , и ещё не знают этого , потому что ещё не настал час открыть это снова . У каждого часа праздника своё знание … ПРАЗДНИК … - ТЫ ТОРЖЕСТВЕННЫЙ НАРЯД ТАЙНЫ ЖИЗНИ , ибо ты делаешь ВНЕВРЕМЕННОСТЬ ДОСТУПНОЙ НАРОДУ И ЗАКЛИНАЕШЬ МИФ , чтобы он протекал вот сейчас и вот здесь … « .
И в Касталии проходил праздник , имеющий , по словам автора , большое НРАВСТВЕННОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ ЗНААЧЕНИЕ .
« Кнехт решил приурочить своё окончательное возвращение в ВАЛЬДЦЕЛЬ К ВЕСНЕ , КОГДА ПРОИСХОДИЛА БОЛЬШАЯ ПУБЛИЧНАЯ Игра , ludus anniversarius или sollemnis ( ежегодная игра или праздничная ( торжественная ) игра
( лат . )… эти весенние съезды на торжественную игру , длившуюся от 10 - ти дней до 2 - х недель , были для всей Касталии крупнейшим событием года , праздником , не лишённым к тому же большого религиозного и нравственного значения , ибо он объединял представителей всех , не всегда одинаково направленных убеждений и тенденций Провинции как символ гармонии , заключал мир между отдельными эгоистическими дисциплинами и напоминал о единстве , которое выше их многообразия .
Для верующих он обладал священной силой настоящего обряда , для неверующих , напоминал о единстве , которое выше их многообразия . Для ВЕРУЮЩИХ ОН ОБЛАДАЛ СВЯЩЕННОЙ СИЛОЙ НАСТОЯЩЕГО ОБРЯДА , ДЛЯ НЕВЕРУЮЩИХ СЛУЖИЛ ХОТЯ БЫ ЗАМЕНОЙ РЕЛИГИИ … и для тех и других омовением в чистых источниках красоты . Так . « Страсти « Иоганна Себастьяна Баха - не столько в пору их создания , сколько в столетие , последовавшее за их открытием заново , - были некогда для части исполнителей и слушателей настоящим религиозным актом , обрядом , для другой части - благоговейным раздумьем , заменой веры и для всех вместе - торжественным проявлением искусства и creator spiritus , творческий дух
( лат . ) упражнений в созерцании , которые он хоть и без руководителей и товарищей , но в точном соответствии с правилами проделал … « Хотя « ему не удалось уговорить отца Иакова … поехать с ним …
Он понимал сдержанность старого антикасталийца …
Для умельцев Игры каждая годичная Игра празднична и в какой то мере священна … « Но в этот раз
« Игра вышла нерадостная , она определённо не заладилась , даже , можно сказать , провалилась …
Истовостью отдаваться той хорошо знакомой всем гостям этих Игр атмосфере ТОРЖЕСТВА И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ … атмосфере МИСТИЧЕСКОГО ЕДИНЕНИЯ ОБЩИНЫ У НОГ БОЖЕСТВА ( какого ? ) … ( партия ) мастера Томаса … была одной из самых выразительных , простых и непосредственных его партий .
Но её исполнение стояло под особо несчастливой звездой « , то есть здесь Гессе видел игру судьбы .
И таинственно рассуждал о мастере Игры , праобразом которого был Томас Манн :
« Озабоченно думал Кнехт о мастере Игры , об этом корифее классической формы и иронии , совершенном магистре и касталийце « , который оказался недоступен из - за болезни … « и потому Кнехт « был огорчён и разочарован … « Что в отношениях Гессе и Манна показалось Гессе недоступностью последнего , невозможно сказать , но то , что Гессе таким образом говорит об отношениях « братьев « , по словам самого Манна , несомненно . Честность Гессе не вызывает у меня никаких сомнений , и то , что Гессе мистическим образом в этот момент рассматривает отношения между ним и Манном , каким - то образом заканчиваются « смертью « Манна , последовавшей вслед за его недоступностью .
Но тем не менее в кругу « олимпийских богов « , наблюдающих за этими двумя великими писателями , как будто бы вызрело решение назначить именно Гессе мастером Игры , отстраняя его от налаживания контактов Касталии с римской церковью :
« Выяснилось , что к участию в римском проекте его пока не собираются привлекать , считаясь с его желанием надолго вернуться к Игре ; благоговейно и благодарно участвовал в той необычной Игре , от которой у многих оставались такие неприятные воспоминания … получилось , что ludus sollemnis , торжественная Игра , превратилась на этот раз в тяжёлое испытание , чуть ли не в катастрофу для Вальдцеля .( !!! )
Лишь за день до начала Игры было официально объявлено , что магистр серьёзно заболел и не в состоянии руководить Игрой … вечер перед началом Игры торжества открылись часом медитации , когда по сигналу колокола вся заполненная людьми ТЕРРИТОРИЯ ПРАЗДНИКА погрузилась в глубокое , благоговейное молчание …
На следующее утро исполнили первый из музыкальных номеров , объявили первую часть партии и провели медитацию относительно обеих музыкальных тем …
Какая - то мрачность тяготела надо всем фестивалем , и хотя внешне он проходил корректно , радости и подъёма , которых обычно ждут от этого ПРАЗДНИКА , не было и в помине , в предпоследний день торжественной Игры её ТВОРЕЦ , МАГИСТР ТОМАС , навеки закрыл глаза …
Йозеф … ощущал и понимал трагическую омрачённость этого праздника , о мастере он думал с глубокой тревогой и грустью … хранил строжайшую сосредоточенность , искренне отдавался упражнениям и ходу прекрасно построенной партии и , несмотря на все несообразности и помехи , испытывал от праздника настоящий подъём духа … сразу же после музыкального финала праздника администрация объявила о смерти магистра , и в vicuslusorum начались дни траура , которые соблюдал и живший в гостинице Кнехт … высота и чистота магистра благородной души вместе с его умом и тонким чувством формы сделали из него властителя и представителя , каких не во всякие времена рождала вполне демократическая по своим основам Касталия .»
Прежний магистр Игры был объявлен РОЖДЁННЫМ именно Касталией . Которым « гордились . Если ему и чужды были , казалось , такие области , как страсть , любовь , дружба , то тем больше удовлетворял он ПОТРЕБНОСТЬ МОЛОДЁЖИ В ПОЧТЕНИИ К КОМУ - ТО ( вот критерий назначения магистра Игры ! ) , и это достоинство , это царственное изящество , снискавшее ему , кстати сказать , полунасмешливое - полуласковое прозвище
« их превосходительство « , создало ему с годами , несмотря на жестокое противодействие и в высшем свете , и на заседаниях , и в коллективных трудах Педагогического ведомства , несколько особое положение … «
Здесь и портрет Манна и то , что позволило ему стать магистром Игры , то есть критерии избрания среди рождённых в Касталии , высшего света , который был отмечен и честолюбием , вызывавшем жестокое противодействие тем , кому « боги « Касталии оказывали предпочтение . То есть его воздействие на молодёжь оказывалось предпочтительным . Потому что Касталия определяется именно Педагогическим ведомством .
То есть влиянием именно на университетскую молодёжь .
Но что в этом ракурсе означает смерть магистра игры , под которым подразумевается именно Томас Манн ?
Как не то , что эта смерть символическая .
Передающая эстафетную палочку Кнехту - Гессе .
Об самой игре же я подумала вот в каком ключе :
существует довольно авторитетное мнение о том , что для того , чтобы разрешить проблему того , что , помимо экономического отчуждения , у труда существуют и другие формы его отчуждения , и потому необходимо отказаться от производительной сути труда и пересобирать его на манер игры .
Боб Блэк в работе « Упразднение работы « пишет : « Труд - источник чуть ли не всех человеческих несчастий . Чтобы перестать страдать , надо перестать работать . Это не значит , что мы должны перстать что - либо делать . Это значит , что надо создать новый образ жизни , основанный на игре . « Так и хочется назвать автора именем Блэк Саббат . То есть автора идеи введения чёрной субботы - субботы , наполненной игрой .
Потому что « весь мир предстаёт как бесконечный текст , а деятельность человека представляет собой различные « языковые игры « . Текст - это не только поле методологических операций , которое размещается в языке , но и сам язык … « , утверждает другой автор , который высказывает как бы главенствующее общепринятое мнение … Главная цель - чтобы человечество перестало страдать Выглядит как бы благородной целью , если не смотреть на изнанку этого желания отменить страдания .
Отменить страдания на время , учитывая желания человеческих сердец , но не отменяя вечного страдания .
Тем временем в Касталии идёт поиск нового магистра Игры : « Часто вызывали для собеседований Йозефа Кнехта ; один раз с ним говорили два господина из руководства Ордена , один раз магистр филологии , затем месье Дюбуа и ещё раз два магистра … Тегуляриус , которого тоже несколько раз приглашали на такие беседы , был приятно взволнован и отпускал шутки насчёт этого « конклавного « настроения , как он выражался … «
То есть избрание Магистра Игры напоминало религиозное действие , происходящее при избрании главы Римской католической церкви . В каждой шутке есть только доля шутки , которая вырисовывает нешуточные образы .
Поскольку это сравнение повторяется уже не в виде шутки :
« Уже в дни Игры Йозеф заметил , как ослабла его прежняя тесная связь с элитой , а в « конклавный « период ощутил это ещё явственней . Дело было не только в том , что он жил в гостинице , как чужой , и что начальство обращалось с ним словно бы как с равным ; сама элита , репетиторы встретили его теперь не запросто , не по - товарищески , а с какой - то насмешливой вежливостью или , во всяком случае , выжидательной холодностью ; они отошли от него уже тогда , когда он получил назначение в Мариафельс , и это было правильно и естественно : кто сделал шаг от свободы к службе , от содружества студентов и репетиторов к иерархии , тот уже не был больше товарищем , а приближался к начальству и к бюрократии , он уже не принадлежал к элите и должен был знать , что на первых порах она будет относиться к нему критически . Так бывало с каждым в его положении . Только в эти дни он чувствовал холод такой отчуждённости особенно сильно , потому , что теперь , осиротев и ожидая нового магистра , элита сплотилась вдвое теснее и стала неприступнее … «
Портрет элиты , холодно встречавшей переход члена иерархии на новую ступень , тем более на высшую .
Медитируя « Кнехт бесцельно отдавался наплыву образов , которые , будучи сродни сновидениям , приходят в состоянии первой разрядки , из их потока выделились и задержались прежде всего две идеи , два образа или символа , два иносказания .
В одном Кнехт , мальчик , следовал проходам за мастером , который , как проводник , шагал впереди и , когда оборачивался и показывал своё лицо , делался с каждым разом старше , тише , почтенней , заметно приближаясь к идеалу не связанных ни с каким временем мудрости и достоинства , а он , Йозеф Кнехт , самозабвенно и послушно шагал за своим идеалом , он оставался всё тем же мальчиком , отчего испытывал то стыд , то вдруг какую - то радость , чуть ли даже не какое - то упрямое удовлетворение .
А второй образ был такой : всё время , бесконечное число раз , повторялась сцена в комнате с пианино , сцена прихода старика к мальчику , мастер и мальчик следовали друг за другом так , СЛОВНО ИХ ТЯНУЛА ПРОВОЛОКА КАКОГО - ТО МЕХАНИЗМА , и вскоре нельзя было уже разобрать , кто приходит и кто уходит , кто ведёт и кто следует , старик или мальчик . То казалось , что это мальчик оказывает честь , повинуется старости , авторитету , степенности ; то , наоборот , летевшее впереди воплощение молодости , начала , бодрости как бы обязывало старика покорно и восхищённо спешить за ним . И когда он следил за этим пригрезившимся ему бессмысленно - осмысленным круговоротом , в его собственном ощущении он , грезивший , отождествлялся то со стариком , то с мальчиком , был то почитателем , то тем , кого чтили , то ведущим , то ведомым , и среди этого неясного чередования наступил миг , когда он был обоими , сразу и мастером , и маленьким учеником , когда он скорее даже стоял над обоими , был зачинщиком , создателем , рулевым и зрителем этого коловращения , этого ничем не кончающегося состязания старости и молодости в беге по кругу , беге , который он , по - разному видя себя , то замедлял , то ускорял до предела . А из этой стадии возникла новая идея , скорее уже символ , чем грёза , скорее уже вывод , чем образ , а именно идея или , скорее , вывод , что это осмысленно - бессмысленное коловращение учителя и ученика , это искательное отношение мудрости к молодости , а молодости к мудрости , эта бесконечная , захватывающая Игра была СИМВОЛОМ КАСТАЛИИ , была ИГРОЙ ЖИЗНИ вообще , которая , двоясь , разделяясь на старость и молодость , на день и ночь , на Ян и Инь , течёт без конца .
В этой точке медитации Кнехт и нашёл затем ПУТЬ ИЗ МИРА ОБРАЗОВ В МИР ПОКОЯ и после долгого погружения в себя вернулся взбодрённым и просветлённым «
Описывается ход медитации , который ведёт из мира образов в условный мир покоя . Это уже буддизм .
« Когда его через несколько дней вызвало правление Ордена , он отправился туда с лёгким сердцем и спокойно , с бодрой серьёзностью принял то , как по - братски приветствовали его старейшины , пожав ему руку и символически обняв его . Ему сообщили , что он назначен магистром Игры , и велели явиться через один день для инвеституры и принесения присяги в зал для торжественных игр , тот самый зал , где ещё недавно заместитель покойного мастера , как РАЗУКРАШЕННОЕ ЖЕРТВЕННОЕ ЖИВОТНОЕ , справлял свой ТЯГОСТНЫЙ ПРАЗДНИК .
Предоставленный накануне инвеституры свободный день предназначался для тщательного , сопровождаемого ритуальными медитациями изучения формулы присяги и « малого магистерского устава « , под руководством и наблюдением двух старейшин , на сей раз это были заведующий канцелярией Ордена и magister mathematicae ( Мастер математики ) ( лат . ) , и во время полуденной передышки среди этого очень трудного дня Йозеф живо вспоминал , как его принимал в Орден и напутствовал мастер музыки . На сей раз , правда , ритуал приёма не вводил его , как ежегодно сотни других , через широкие ворота в большую общину , путь шёл через ИГОЛЬНОЕ УШКО в самый высокий и узкий круг , круг мастеров . Прежнему мастеру музыки он признался позднее , что в тот ДЕНЬ УСИЛЕННОГО САМОКОНТРОЛЯ его беспокоила одна мысль , мучило одно маленькое смешное опасение : он боялся минуты , когда кто - нибудь из мастеров даст понять ему , в сколь необычно молодом возрасте удостоен он этой высочайшей чести .
Ему пришлось . по его словам , самым серьёзным образом бороться с этим страхом , с ребячески - тщеславным желанием , если намекнут на его возраст , ответить :
« Так дайте мне стать старше , я же не стремился к этому возвышению « .
Дальнейший , однако , самоанализ показал ему , что мысль об этом назначении и желание его не могли быть ему так уж чужды : он , по его словам , признался себе в этом , понял тщеславие своей мысли и отбросил её , и ни в тот день , ни когда - либо позже никто из коллег об его возрасте не вспоминал …
Почти всегда вступление в должность и первое время работы нового магистра - это хождение по мукам .
Инвеститура магистра - это НЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАЗДЕНСТВО , кроме верхушки Педагогического ведомства и правления Ордена , в ней участвуют лишь старшие ученики , а также кандидаты и служащие той дисциплины , которая получает нового магистра . Во время торжественной процедуры в актовом зале мастер Игры приносит присягу , принимает от администрации знаки своего чина , состоящие ИЗ НЕСКОЛЬКИХ КЛЮЧЕЙ И ПЕЧАТЕЙ , и представитель правления Ордена надевает на него парадное облачение , мантию , которую магистр носит в самых торжественных случаях , прежде всего когда справляет годичную Игру . «
Надо вспомнить и о ритуалах Карла Густава Юнга .
Которые напоминали инициацию , ступень за ступенью .
« Такому акту недостаёт , правда , шума и лёгкого хмеля публичных празднеств , он по природе своей церемониален и довольно трезв , но уже само присутствие в полном составе обеих высших администраций придаёт ему необыкновенное достоинство . Маленькая республика игроков получает НОВОГО ХОЗЯИНА , который должен её возглавлять и представлять её в главной администрации , это событие значительное и редкое ; если ученики и младшие студенты ещё не вполне понимают его важность и видят в этом торжестве лишь церемонию и приятное зрелище , то все другие участники акта сознают эту важность и достаточно срослись со своей общиной , достаточно однородны с ней , чтобы воспринимать то , что проиходит , как происходящее дично с ними , с их собственной жизнью …
Обряд облачения был совершён представителем правления Ордена и главным архивариусом Игры , они вместе подняли мантию и накинули её на плечи новому мастеру .
Краткую торжественную речь произнёс … знаток классической филологии , назначенный элитой представитель Вальдцеля вручил Кнехту ключи и печати , а возле органа стоял не кто иной , как совсем уже старый прежний мастер музыки … с благоговейной улыбкой глядел он на Йозефа , смотрел , как тот принимает облачение и ключи , слушал , как произносит сначала формулу присяги , затем вольное обращение к своим будущим сотрудникам , служащим и ученикам . Никогда не был ему этот мальчик Йозеф так мил и приятен , как сегодня , КОГДА ТОТ УЖЕ ПОЧТИ ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ ЙОЗЕФОМ И СТАНОВИЛСЯ ТОЛЬКО НОСИТЕЛЕМ ОБЛАЧЕНИЯ И ДОЛЖНОСТИ ( подобный ракетоностителю , выводящему ракету на орбиту , а ракета сама не может этого сделать !!! ) , алмазом в короне , столпом в здании иерархии … он поспешил сделать ему наказ :
- « Смотри , не ударь лицом в грязь … требования к тебе предъявят большие . Помни всё время о целом и помни всё время о том , что оплошность в какой - либо частности сейчас не имеет большого значения .
ТЫ ДОЛЖЕН ЦЕЛИКОМ ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ ЭЛИТЕ , всё остальное просто выкинь из головы . Тебе пришлют двух человек в помощники ; одного из них , последователя йоги Александра , я проинструктировал , прислушивайся к нему , он смыслит в своём деле . Твёрдокаменная убеждённость в том , что , приобщив тебя к своим , начальники поступили правильно , вот что тебе нужно ; полагайся на людей , которых пришлют тебе в помощь , СЛЕПО ПОЛАГАЙСЯ НА СОБСТВЕННУЮ СИЛУ . А элите оказывай весёлое , всегда бдительное недоверие , она не ждёт ничего другого .
Ты победишь , Йозеф , я знаю . «
… В большинстве своего магистерские функции были для нового магистра привычными , хорошо знакомыми делами , которыми он уже занимался как подчинённый или ассистент; самыми важными из них были курсы Игры , от ученических , начальных , каникулярных и гастрольных курсов до упражнений лекций и семинаров для элиты … предпочёл бы для начала уединиться … и засесть за изучение конституции , формальностей , протоколов , заседаний … Для справок и наставлений по этой части в его распоряжении …был , кроме господина Дюбуа , опытнейший знаток магистерских традиций и этикета , официальный представитель правления Ордена , специалист , который , не являясь магистром и стоя , следовательно , по чину ниже мастеров , был режиссёром всех заседаний администрации и поддерживал традиционный порядок , как главный церемониймейстер при каком - нибудь дворе .
С какой охотой попросил бы он этого умного , опытного , непроницаемого в своей блестящей вежливости человека , чьи руки недавно торжественно надели на него мантию , позаниматься с ним … прежде всего другого он должен был посвятить себя элите и репетиторам , высшим ступеням курса , семинарским упражнениям и непосредственному общению с репетиторами . Архив он мог доверить архивариусам , начальные курсы - преподавателям , почту - секретарям … Элиту же нельзя было НИ НА МИГ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ СЕБЕ САМОЙ , он должен был посвятить и НАВЯЗАТЬ СЕБЯ ЕЙ , стать для неё незаменимым , убедить её в недюжинности своих способностей , в чистоте своей воли , должен был завоёвывать , обхаживать её , домогаться её расположения , меряясь силами с любым её кандидатом , который того пожелает … больше всего Кнехт должен был рассчитывать на собственные усилия , если хотел проникнуть в этот самый высокий , самый живой , самый беспокойный и самый чувствительный пласт мира Игры , ПОЗНАТЬ ЕГО И ОВЛАДЕТЬ ИМ , как овладевает всадник благородным конём .
Ибо в любом касталийском институте , не только в таком , как Игра , элита вполне подготовленных , но ещё свободных в своих учёных занятиях , ещё не взятых на службу Педагогическим ведомством или Орденом кандидатов , именуемых также репетиторами , - это драгоценнейший фонд , это и есть самый цвет , резерв , будущее … эта отборная и смелая часть подрастающей смены настроена по отношению к новым учителям и начальникам чрезвычайно строптиво и критично , она оказывает новым руководителям лишь самую минимальную вежливость , подчиняется им лишь в самой скупой мере , И ИСКАТЕЛЬ ЕЁ БЛАГОСКЛОННОСТИ ДОЛЖЕН НЕПРЕМЕННО ЛИЧНО И С ПОЛНОЙ ОТДАЧЕЙ СИЛ ЗАВОЕВАТЬ , УБЕДИТЬ И ПЕРЕСИЛИТЬ ЕЁ , прежде чем она признает его и согласится пойти за ним .
Кнехт взялся за эту задачу без страха , но всё - таки дивился её трудности , и по мере того , как он решал её , выигрывая крайне утомительную для себя , даже изнурительную партию , те другие обязанности и задачи , о которых он склонен был думать не без тревоги , сами собой отступали на второй план , требуя , казалось , меньшего внимания ; он признался одному из коллег , что в первом пленарном заседании администрации … он УЧАСТВОВАЛ СЛОВНО ВО СНЕ ( бессознательно !! ! ) и впоследствии ничего не мог вспомнить об этом заседании , настолько поглощён был он важнейшей для себя работой ; да и в ходе самого совещания , хотя его тема интересовала Кнехта , и хотя он ждал его , поскольку появлялся среди начальства впервые , с некоторым беспокойством , он не раз ловил себя на том , что мыслями он не здесь , среди коллег , ведущих дебаты , а в Вальдцеле , в той голубоватой комнате архива , где он теперь вёл диалектический семинар только для пяти человек и где каждый час требовал большего напряжения и расхода сил , чем весь остальной рабочий день … администрация приставила к нему « погонялу « и контролёра , обязанного следить за ходом его дня - час за часом , давать ему советы относительно распределения времени и оберегать его от односторонности , так и от крайнего перенапряжения сил … «
Приставленный к нему помощник по йоге « Александр заботился о том , чтобы трудившийся до изнеможения магистр трижды в день совершал « маленькое « или «короткое « упражнение , и чтобы положенные для каждого такого упражнения порядок и время в минутах соблюдались самым тщательным образом . С ними обоими , с « проверщиком « и с созерцателем из Ордена , он ежедневно , перед вечерней медитацией , вспоминал и разбирал свой рабочий день , чтобы , отмечая успехи и неудачи , « чувствовать свой пульс « , как называют это преподаватели медитации , то есть познавать и измерять самого себя , своё положение в данную минуту ,
Своё состояние , распределение своих сил , свои надежды и заботы , объективно смотреть на себя и на сделанное за день и не оставлять на ночь и на следующий день ничего нерешённого .
В то время как репетиторы то с сочувственным , то с воинственным интересом следили за огромной работой своего магистра и , стремясь то поддержать , то застопорить её , не упускали случая неожиданно испытать его силы , терпение и находчивость … НАСТОЛЬКО ПРЕВРАТИЛ СЕБЯ В НЕКОЕ ОРУДИЕ , что такие частные дела , как дружба , стали немыслимы , и если где - либо , например на том семинаре для пятерых , перед ним появлялся Фриц , то для него это был не Тегуляриус , не друг , не знакомый , не конкретное лицо , а один из элиты , студент , нет , скорее кандидат и репетитор , часть его работы и задачи , СОЛДАТ ОТРЯДА , ВЫМУШТРОВАТЬ КОТОРЫЙ И ПОБЕДИТЬ БЫЛО ЕГО ЦЕЛЬЮ Фриц содрогнулся , когда магистр впервые заговорил с ним по - новому ; по взгляду Кнехта он почувствовал , что эта отчуждённость и объективность ничуть не наигранны , а ДО ЖУТИ ПОДЛИННЫ и что тот , кто обращался с ним сейчас с такой деловой вежливостью при величайшей ясности ума , уже не его друг Йозеф , а только учитель и экзаменатор , только мастер Игры , ОБЪЯТЫЙ И ЗАМНУТЫЙ СЕРЬЁЗНОСТЬЮ И СТРОГОСТЬЮ СВОЕЙ ДОЛЖНОСТИ КАК ОБОЛОЧКОЙ , как блестящей глазурью , облившей его …
В КОНЦЕ КОНЦОВ ЦЕЛЬ БЫЛА ДОСТИГНУТА , И БИТВА ВЫИГРАНА , ЭТО БЫЛ БОЛЬШОЙ ТРУД - СПРАВИТЬСЯ С ЭЛИТОЙ , ЗАМУЧИТЬ ЕЁ МУШТРОЙ , УКОРОТИТЬ РЕТИВЫХ , РАСПОЛОЖИТЬ К СЕБЕ КОЛЕБЛЮЩИХСЯ , ВНУШИТЬ УВАЖЕНИЕ ВЫСОКОМЕРНЫМ ( задача магистра Игры !!! ) ; но теперь труд этот был проделан , кандидаты деревни игроков ПРИЗНАЛИ своего мастера и ПОКОРИЛИСЬ ЕМУ , всё вдруг пошло по маслу .
« Проверщик « составил с Кнехтом последнюю программу работы , выразил ему признательность администрации и исчез , исчез и инструктор по медитации Александр .
Массаж по утрам опять заменила прогулка , о каких - либо научных занятиях или хотя бы о чтении пока , правда , нечего было и думать , но в иные вечера уже удавалось помузицировать перед сном . При своём очередном появлении перед администрацией Кнехт , хотя об этом не проронили ни слова , ясно почувствовал , что теперь он выдержал испытание и коллеги относятся к нему как к равному .
После накала самозабвенной борьбы за то , чтобы выдержать экзамен , он ощущал теперь какое - то пробуждение , какое - то охлаждение и отрезвление , он видел себя в самом центре Касталии , на самом верху иерархии , и с удивительной трезвостью , чуть ли не с разочарованием чувствовал , что и этим ОЧЕНЬ РАЗРЕЖЕННЫМ ВОЗДУХОМ МОЖНО ДЫШАТЬ ( !!! ) , но что он - то , который теперь дышал им так , словно не знал никакого другого , СОВЕРШЕННО ИЗМЕНИЛСЯ Это был итог суровой поры испытаний , которая прокалила его так , как ни одна служба , ни одно усилие не прокаляли его до сих пор .
Признание правителя элитой было выражено на этот раз особым жестом . Когда Кнехт почувствовал , что сопротивление прекратилось , что репетиторы доверяют ему и согласны с ним , когда убедился , что самое трудное позади , … никогда он так не нуждался в помощнике и в разгрузке , как в тот миг после одержанной победы , когда почти сверхчеловеческое напряжение вдруг отпустило его и сменилось относительной свободой ; многие уже спотыкались именно на этом месте пути , Кнехт отказался от своего права выбирать среди кандидатов и попросил репетитор назначить ему « Тень « по их усмотрению …
Самое трудное было теперь , пожалуй , позади , возобновились прогулки и музицирование , со временем снова позволено будет думать о чтении , возможны станут дружба с Тегуляриусом , иногда обмен с Ферромонте , случается и свободная половина дня , и небольшой отпуск для какой - нибудь поездки … наставительные слова , которые ему пришлось услышать от мастера Томаса , когда он , Кнехт , заявил о своём желании посвятить ещё некоторое время свободным занятиям . « Некоторое время - но как долго ? Ты говоришь ещё студенческим языком , Йозеф « .
Это было всего несколько лет назад ; слушая магистра с восхищением и глубоким благоговением , но и с лёгким ужасом перед НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СОВЕРШЕНСТВОМ и предельной собранностью этого человека , он чувствовал , КАК ХОЧЕТ КАСТАЛИЯ СХВАТИТЬ И ВСОСАТЬ В СЕБЯ ЕГО САМОГО ( Всосать и высосать из него всё человеческое ! ) , чтобы , может быть , и из него сделать когда - нибудь такого Томаса , мастера , правителя и служителя , СОВЕРШЕННОЕ ОРУДИЕ ( совершенный ракетоноситель ! ) А теперь он стоял на том месте , где некогда стоял тот , и когда он говорил с кем - нибудь из своих репетиторов , с кем - нибудь из этих умных , изощрённых умельцев Игры и учёных - индивидуалистов , с кем - нибудь из этих трудолюбивых и высокомерных принцев , то , глядя на собеседника , он заглядывал в другой , чужой и потому прекрасный , диковинный и изжитый мир совершенно так же , как заглянул некогда в его диковинный студенческий мир магистр Томас .»
Вот в чём заключалась работа Томаса Манна на самом деле – наставничество молодёжи , муштровка её , чтобы сделать совершенным орудием для некоих сил . И уйти на покой .
Свидетельство о публикации №224120301041