Вихри прощальных костров - глава 2
ВАЖНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ
В понедельник Маша и Славик опоздали в офис, а Галя и вовсе не вышла.
— А что с Галчонком случилось, кто-нибудь знает? — поинтересовался Славик.
Маша заглянула в приемную Пал Палыча.
— Настя, ты не в курсе, Галя задерживается?
— А она заболела. Написала мне вчера поздно вечером, что слегла с температурой, — ответила секретарь.
— Ну, приехали! — с досадой воскликнул Славик. — Не нужно было пить столько «Голубой лагуны» со льдом. Я предупреждал!
— Так, коллеги, в эту пятницу у Гали запускаются два крупных проекта с очень приличным бюджетом. Нужно взять ситуацию на контроль и убедиться, что они благополучно стартовали, — строго сказала Юля. — Слава, предлагаю поделить этих клиентов.
Славик драматично всплеснул руками:
— А что нам еще остается?
— Ребята, а кто будет обрабатывать входящие заявки? У вас же времени на все не хватит, — спросила Маша. — Если на план не выйдем, значит, маркетинговый бюджет потрачен впустую. Прощай, премия!
— Маша, а что, если ты на несколько дней возьмешь на себя телефонные запросы? — предложил Слава. — Заодно и конверсию продвижения в сети посчитаешь.
Юля поддержала:
— Идея хорошая! Если будет завал, попросим помочь Настю.
— Согласна! — одобрительно закивала Маша. — Я давно не общалась с «живым» клиентом. Полезный опыт.
— Только вот что делать с заявками, которые приходят через сайт? На почту постоянно что-то падает. — Юля развела руками.
— Есть идея и на этот счет, — Славик загадочно улыбнулся. — Только нужно сперва обсудить технические моменты с Серегой.
— Ну, Славик, ты сегодня буквально фонтанируешь идеями, — подколол коллегу Юрка. Над широким монитором виднелись только его голубые глаза за линзами стильных очков.
— Это потому, что в отсутствие Галчонка центр нашего коллективного разума сместился в мою сторону, — не растерялся с ответом Славка. — Кстати, Юр, что у тебя с макетами для этих проектов?
— Последние штрихи. — Из-за экрана всплыла рука с оттопыренным вверх большим пальцем.
— Вот за это, коллеги, я вас и люблю! — засмеялась Маша.
***
В обеденный перерыв выскочил из офиса. Забежал в булочную, — взял кофе и перекусить. Пройдя по набережной, спустился к воде; что за вид открывался отсюда: за широкой свинцовой Невой — аккуратные разноцветные домики с башенками и шпилями; если посмотреть левее — видна густая зелень парка, будто настоящий лес в центре города; и над всей этой гармонией форм и цвета — голубой небесный купол с маленькими пушистыми облачками. Юрка достал телефон и сделал снимок. Написал Кате: «Привет! Смотри, какой роскошный вид! Узнаешь? Это рядом с моей работой»; прикрепил фото, отправил. В ответ прилетело как всегда странное: «Можно тебя попросить, если это возможно, описать пока словами?» Юра задумался: раз просит описать словами, значит, точно пользуется древним телефоном. Ну словами, так словами. И написал двусмысленное со скрытым упреком:
«Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду.
между выцветших линий
на асфальт упаду».
Интересно, узнает, из какого стихотворения отрывок? Поймет подкол? Довольный собой убрал телефон в карман.
***
В офисе «продажники» собрались кучкой возле Галиного стола. За компьютером сидел Серега и что-то настраивал. Все с интересом наблюдали за манипуляциями сисадмина.
— Так, ребята, признавайтесь, чем это вы тут занимаетесь? — весело спросил вернувшийся с обеда Юра. Шутка с Бродским здорово подняла ему настроение.
— На наших глазах, дорогие коллеги, вершится будущее, — гордо продекламировал Славик. — Еще немного, и мы станем свидетелями важного исторического события в жизни нашей компании, когда впервые искусственный интеллект заменит сотрудника отдела продаж. Прошу набраться терпения и приготовить шампанское!
— Слава, ну ты скажешь тоже! — засмеялась Маша и толкнула его в бок.
— Нет, ну а что? Серег, разве я не прав?
— Ну почему же? Отчасти прав, — кивнул тот.
— Вот! Слышали?
— Полностью, конечно, не заменит, но сможет выполнять ряд важных задач, — продолжил компьютерщик.
— Сережа, расскажи нам, пожалуйста, подробнее, — попросила Юля.
— Ну, если говорить понятным языком, я установил на Галин компьютер почтового бота, чья задача — работать с входящей информацией. Он будет принимать и обрабатывать все письма, которые приходят на электронную почту, в том числе и входящие запросы от клиентов, разумеется.
— Обрабатывать каким образом? — попросила уточнить Маша.
— Вытащит из письма важную информацию и пришлет Гале на личную почту.
— А почему просто не настроить переадресацию?
— Чтобы Галю сильно не нагружать во время болезни, — пояснил Славик. — Кому захочется с температурой весь день сидеть за компом и отвечать на бесконечные письма? Очевидно же, Маш.
Юра осуждающе покачал головой:
— Дали бы человеку спокойно поболеть!
— Без нее не справимся, Юр, — ответила Маша. — Если забьем на заявки с сайта — упустим хороших клиентов. Сейчас и так не сезон.
— Да, ты права, конечно.
— Серега, ты им самое интересное расскажи, — нетерпеливо попросил Славик. — О том, что умеет эта штука!
— Я настроил бота таким образом, что при необходимости, — например, для уточнения важной информации, — он будет самостоятельно общаться с клиентом: то есть отправит письмо примерно такого содержания: «Добрый день! Благодарим Вас за обращение в наше агентство. Для подготовки коммерческого предложения, пожалуйста, уточните планируемый период рекламной кампании и бюджет». Ну и, конечно, по умолчанию будет сообщать, что запрос принят, благодарить за обращение и желать хорошего дня. Как-то так.
Юля озадаченно посмотрела на сисадмина.
— То есть человек даже не поймет, что переписывается с ботом? Так, что ли, получается?
— Не поймет, если не будет задавать неудобных вопросов, — подтвердил Серега.
— А неудобные — это какие? — Тема, по понятным причинам, очень заинтересовала Юру.
— Ну, существует несколько довольно простых способов, чтобы «разоблачить» бота, — начал объяснять Серега. — Поговорите с ним о последних событиях: попросите прокомментировать недавнюю громкую новость, — обычно боты не в курсе и выдают себя молчанием либо ответами невпопад. Попробуйте пошутить, — они не воспринимают юмор и тем более не распознают иронию или сарказм. А еще бота собьют с толку аббревиатуры и сокращения в тексте. Он не сможет поддержать беседу и опять же выдаст в ответ какую-нибудь белиберду.
— Он самообучающийся? — спросил Славик, чтобы похвастаться, насколько хорошо разбирается в теме.
— Этот — нет, — Серега покачал головой. — Наш бот — самый простенький. В его алгоритмах прописан небольшой набор ответов и действий на слова-команды. Обычно таких электронных помощников используют для поддержки клиентов или навигации по сайту. В общем, для несложных задач. Но есть и продвинутые боты с машинным обучением и встроенным искусственным интеллектом.
— Каким-каким обучением? — переспросила Юля.
— Машинным! То есть чем больше общается, тем умнее становится, — объяснил Славик.
— Верно, — кивнул Серега. — Такие программы обучаются во время использования и непрерывно совершенствуются, так что могут сами начать общение и даже предсказать ваше поведение.
— А вот скажи, может ли такой бот позвонить и поболтать с человеком, как с приятелем? — Юрка сам не понял, что задал вопрос вслух. Все, что он сейчас услышал, настолько хорошо объясняло странное поведение Кати, что стало страшно.
— Пф-ф, Юрка, ну ты даешь! — Славик закатил глаза. — Конечно, может! Точно так же, как голосовой помощник в твоем мобильнике.
— Все так, — подтвердил сисадмин. — Принцип работы тот же, что и у чат-бота, только вместо текстового сообщения программа имитирует речь.
— Ой, Юрочка, ты чего так побледнел? — чуть ли не вскрикнула вдруг Маша, так что все обернулись посмотреть на товарища. — Тебе нехорошо?
Юрка стоял белый, как простыня, и испуганно смотрел на коллег.
— Да все в порядке, ребят. — Он попытался выдавить улыбку. — Просто голова немного закружилась. Пройдет.
— Э, нет, друг. Так дело не пойдет. — Славка подкатил стул. — Ты лучше присядь, а то сейчас в обморок грохнешься.
Маша выбежала в приемную:
— Настя, у нас есть тонометр? Юре бы давление измерить.
— Только если где-то у Пал Палыча, но его сейчас нет, и кабинет закрыт.
— Ну хорошо. Славик, тогда принеси воды.
— Бегу!
— Ребята, да ничего не нужно! Я в норме. Ну правда! — Юрка отбивался от заботливых коллег.
— Нет, сиди, — строго посмотрела на него Маша. — Посмотри, у тебя даже руки трясутся. Придешь в себя, примешь естественный цвет, тогда и поговорим.
— Ну хорошо. — Он понял, что спорить бесполезно. — Можно я хотя бы за компьютер сяду? У меня проект.
— На сегодня больше никакой работы. Отойдешь и поедешь отдыхать домой.
— Согласна! — поддержала Юля. — Выглядишь не очень, Юр. Лучше поезжай домой пораньше. Пал Палыча мы предупредим.
— Уговорили, — сдался Юрка.
***
Доехал быстро; не было еще и четырех. Долго отмокал в ванне под классическую музыку. Как же здорово жить в собственном доме и не беспокоиться о соседях! Делай что хочешь, живи как хочешь — никто в стенку не постучит; и сам никого не видишь и не слышишь. Кайф.
Наконец пришел в себя; теплая вода и хорошая музыка успокоили нервы. Наскоро состряпал перекусить; с кружкой горячего чая в одной руке, с телефоном — в другой, забрался с ногами на диван.
Катя так и не ответила. Или тот, кто выдавал себя за Катю. Допустим, на сообщения отвечает бот, но с кем же он тогда разговаривал по телефону? Тоже с ботом? Звучали живые эмоции, даже смех. Нет, он разговаривал с настоящим человеком. С Катей. Да и зачем компьютерной программе искать его номер, притворяться человеком? Чтобы что? Игнорировать все вопросы и самой молчать? С другой стороны, если это Кэт, то что тогда с ней происходит? Вспомнил слова Сереги о том, как разоблачить бота. Может, попробовать? А если обман подтвердится? Готов ли он сейчас принять такую правду? Юрка зажмурился и замотал головой. Не готов. Катя нашлась, они общаются; ей можно написать, услышать. Получилось даже убедить себя, что голос со странным акцентом в общем-то похож на тот, что он помнил. Если все это обернется шуткой, что же тогда у него останется? Ничего. Пустота.
Отбросив сомнения, написал: «Привет! Чем занимаешься? Как проходит твой день?» Просто вдруг захотелось сделать это из психотерапевтических соображений. Девушка ответит, и он успокоится — значит, все хорошо: она по-прежнему с ним.
«Привет! Спасибо большое. Надеюсь, что все в порядке». — «У тебя или у меня в порядке?» — «Надеюсь, что у тебя все в порядке, и спасибо большое». — «Когда пришлешь свое фото?» — «Пока нет такой возможности». — «Почему?» — «Просто пока нет такой возможности. Спасибо еще раз!» — «Почему ты не можешь сфотографироваться на телефон?» — «На данный момент нет такой возможности. В любом случае в определенный момент, скорее всего, может не возникнуть возможности воспользоваться этим приложением. Поэтому еще раз большое спасибо за общение!» — «Тебе можно позвонить?» — «Принимая во внимание различие территориальных нахождений, в момент, когда речь не идет об использовании приложения, скорее всего, нецелесообразно говорить и об использовании сотовой связи, если так можно выразиться».
Он не выдержал и со злостью отшвырнул телефон. Вот тебе и психотерапия, теперь успокоительные пей. Надо прекращать строчить пустые сообщения и хорошенько подумать. Должно быть объяснение.
На ковре загудел мобильник. Юрка бросил на него сердитый взгляд, но, когда увидел, кто звонит, сразу отпустило. Маша.
— Алло, Юрочка, ну ты как?
— Маша, привет! Да все хорошо. Полежал в горячей ванне, послушал приятную музыку, отдохнул. Вроде пришел в себя.
— Ты сегодня всех перепугал.
— Простите, я не специально. Ретроградный Меркурий виноват, — пошутил Юрка.
— Ох шутник!
— Слушай, я завтра хочу из дома поработать. Ну, на всякий случай, чтобы вас больше не пугать. Предупредите утром Палыча?
— Конечно, нет проблем!
— Если что — звоните, буду на связи.
— Хорошо! Не болей, ты нам нужен.
— Спасибо! Не буду. Ну что, отбой до завтра?
— До завтра!
Свидетельство о публикации №224120301079