Место силы. Психологический смысл

Сразу подчеркну, что под местом силы я подразумеваю не эзотерический, а вполне себе психологический смысл.

Объясню на примере случая из практики. Была у меня работа с мужчиной (50+). Он обратился ко мне за помощью в момент прохождения им личностного кризиса. В его жизни происходили сильные изменения. Он менял профессиональную сферу деятельности. Было много тревоги.

Одновременно он проживал травму, связанную с сильным переутомлением. Период интенсивной жизни завершился. Он почувствовал сильное опустошение, наваливалась депрессия.

Вообще, для его стиля жизни была характерна смена творческих подъёмов и последующих спадов.

И вот мы занялись поиском внутренних ресурсов, точек опоры. В какой-то момент я спросил: что вы любите? где вам эмоционально хорошо? Что вас поддерживает?

Он ответил: природа. И дальше клиент рассказал, что он очень любит прогулки в парках города, особенно в Центральном. Там много диких птиц и животных (белок). Деревья разных пород, лиственные и хвойные.

Я спросил: это вам что-нибудь напоминает? Он подумал и ответил: да, пионерский лагерь под Лугой. Он находился в сосновом лесу на берегу красивейшего озера, с зеленоватой водой и отличными песчаными пляжами. Клиент провёл там семь летних сезонов. До сих пор очень яркие солнечные впечатления.

Я спросил: три месяца без родителей и школьных товарищей, как вам там жилось? скучали по дому?

Он ответил: скучал сильно, но, со временем привык. Заземлялся на общении с ребятами из отряда и на контакте с природой в том числе.

Дальнейшая наша работа была направлена на исследование переживаний клиента во время его прогулок по парку. Сначала он ездил туда раз в неделю, потом два раза, потом почти через день. У него было время, он восстанавливался, ему нужно было много много отдыхать.

Летом он проводил в парке часов 6-8, зимой 1 час, почти в любую погоду. Зимой и осенью в непогоду он садился в кафе у большого окна и смотрел как идёт снег или дождь.

Клиент изучил и запомнил все дорожки и тропинки парка, все укромные и открытые уголки. Он подстраивался под природный процесс, знал, где можно укрыться от ледяного зимнего ветра или от слепящего летнего зноя.

Клиент оказался романтиком и поэтом, он влюбился в это место, скучал без него. Он кормил птиц и белок, разговаривал с ними почти как с домашними питомцами.

Он знал и уважал особенно старые высокие дубы, восхищался их мощью. Он сопереживал и сливался с вечным оптимизмом воробьёв. В мае он приезжал послушать птичий гомон в период гнездования, он садился на скамейку и погружался в мелодии леса, как любители музыки посещают филармонию.

Осенней порой мужчина любил ходить по дорожкам и слушать стук падающих желудей на асфальт: стук, стук.

Клиент жил и дышал в унисон с парком, с природой. И его отпускала многолетняя усталость, мозг насыщался кислородом и позитивными жизнеутверждающими впечатлениями. Депрессия отпускала.

Парк стал для клиента местом силы. За счёт какого психологического механизма?

Клиент умел вдохновлятся чем-то, влюбляться во что-то. У него была ярко выраженная склонность к психологической защите идеализации/ обесцениванию.

Если ему нужно было много трудиться до определённого результата (получение важного опыта, например), то он идеализировал работу и обесценивал отдых. И наоборот, если он надорвался и ему необходимо было дистанцироваться от деятельности, то он идеализировал отдых и обесценивал труд.

Очаровываясь чем-то, мой клиент делал это искренне и глубоко, но также неподдельна была и фаза разочарования. Такая вот история.

Но, это ещё не всё. Как выяснилось со временем, идеализация у моего клиента носила примитивный характер. Примитивная значит такая же, как бывает у детей, которые зависят от взрослых и идеализируют их, как небожителей. Это помогает им избавиться от тревоги, ощутить себя в безопасности.

Примитивные психологические защиты преобладают у людей с пограничным опытом. Это значит, что клиенты могут отрицать реальность в той или иной степени и жить идеалами.

И понятно, что это достаточно рискованный способ взаимодействия с миром. Потеря иллюзий может быть сокрушительной, травмирующей.

Скорректировать этот феномен довольно сложно, так как по сути речь идёт о мировосприятии и способе взаимодействия с миром, с людьми, с собой. Может понадобиться 5 -7 лет (и выше) работы с психологом, имеющим подобную специализацию.

Но, это так небольшое теоретическое отступление. Возращаясь к случаю, скажу, что дальнейшая наша работа была направлена на то, чтобы клиент потихоньку начал осознавать свою склонность к примитивным защитам (идеализации и обесцениванию).

Чтобы он смог сам, или при помощи психолога, различать когда, например, уровень идеализации слишком высокий и приводит клиента к значительной потере связи с реальностью, и, соответственно, когда этот процесс начинает разрушать жизнь или личность клиента.

Мы работаем (с перерывами) уже более пяти лет, но пока мы добились только того, что клиент в сомнительных ситуациях приходит ко мне на консультацию, чтобы свериться, получить некритический поддерживающий взгляд со стороны на обстоятельства своей жизни. Но и это очень и очень не мало. Я доволен.

Также добавлю, что некоторые эксперты действительно отмечают изменение уровня контакта человека с природой в позднем зрелом возрасте в сторону углубления. То есть в возрасте 50+ человек может ощущать снижение телесной силы и опоры на неё. Однако опора на контакт с природой может укрепляться.

Некоторые аналитические психологи утверждают, что связь с природой это архетипическая ситуация в жизни любого человека. В культуре Древней Греции её символизировали Дионис (покровитель виноградарства и плодородия) и Артемида (покровительница всего живого).

Помимо контакта с природой, мой клиент также развивает в себе опору на память и активное воображение. Он учится медитировать и концентрирует своё внимание на определённом воспоминании и реконструкции детских переживаний.

Он вспоминает: яркий солнечный день, сосновый бор, берег Зелёного озера, жгучий чистый песок; купание закончено, все ребята ушли готовиться к обеду, он лежит один, он чуть чуть дремлет, ему хорошо, окружающий мир благосклонен и ласков к нему.

Память подкидывает детали: запах хвои и смолы, блики солнца на воде, шёпот ветра в ветвях сосен, далёкий звук горна: бери ложку бери хлеб, собирайся на обед. Активное воображение помогает работе памяти, достраивает недостающие штрихи.

И, наконец, образ создан, можно немножко понежиться в нём. Дистанцироваться от такой сложной и порой невыносимой реальности. Можно отдышаться, побыть в месте, где многое было проще и легче, где запасы надежды были безграничны, и многое интересное было ещё впереди.

Резюме.

Так где же это место силы? Оно может быть где-то рядом, там где душе хорошо. У каждого оно своё - у кого-то это синее теплое море, у кого- то дача, у кого-то горы или лес и т. д.

Место силы может быть и в душе, в памяти, в те минуты когда мы чувствовали, что мы счастливы. Но, часто, чтобы вспомнить эти место и время требуются многолетние археологические раскопки в пространстве психики. Это работа, это значительное усилие.



 


Рецензии