Парф. ниса, мнг. нийслэл в чеч. яз

Bild: Парфянская драхма



Парфянская НИСА, мнг. НИЙСЛЭЛ в чеченском языке



Начнём с того, что столица исторической Парфия называлась НИСА. В иранских языках никакой этимологии нет. Но ср. халха-монг. НИЙСЛЭЛ "столица".


Предположительная этимология вытекает отсюда: НИЙС "согласие, единомыслие".

Чеч. НИЙСА "прямой, ровный, справедливо, умеренно"; НИЙСО "справедливость".
Такого слова мы в ауарском не обнаружили, но близкое по смыслу мнг. НИЙЛЭГ "синтез, соединение", НИЙЛЭЛТ "смесь" всё же представлено. Это ав. НИЛЪЕР " наш ( с вами)", которое резко отличается по смыслу от НИЖЭР "наш ( без вас), ср. мнг. НИЖГЭЭД "по одному".

В ауарском самого слова, в отличии от чеченского нет, но механизм образования по родственной лексике всё же понятен: мнг. НИЙЛЭХ "сойтись, сдружиться, сходиться, сливаться".

Ранняя история парфян - тайна. Обитали на Южном Урале и входили в Дахскую Конфедерацию племён, откуда были родом и сарматы.

Со временем спустились на юг на территорию нынешнего Туркменистана. Себя считали "Дахистаном", т.е. "из дахов, дахской страны".

Персы их всегда не любили и приписывали им постоянную двойственность, раздрай: то они оголтелые иранские националисты, то им вообще на них плевать и они симпатизируют грекам.

Пользовались огромным уважением среди других народов за умение героически и умело давать отпор. Снискали славу победителей римлян. Официально были признаны римлянами народом равным им самим.

В языке парфян большое количество арамейских идеограмм. После падения парфянской династии, часть парфянской аристократии ушла в Закавказье, где обратившись к потомкам ассимилированной местной парфянской знати призывала к совместной войне против Сасанидов, в чём им было отказано.

Героическое сказание "Шахнамэ" почти полностью их эпос.

Потомки парфян в Иране оставались ещё в арабскую эпоху и мусульмане относились к ним доверительно, без проблем назначая их на какую-нибудь должность.

В ауарском языке парфяне - PALHAL (палгьал). Иберия, Армения и Кавк. Албания возглавлялись парфянским Домом Аршакидов ( Arsakides, Аршакуни).

Парфяне известны как эллинофилы, свободно общавшиеся по-гречески, ценившие греческую культуру. Римские легионеры на востоке первоначально относились к ним насмешливо. Но до тех пока не встретились с парфянской конной фаллангой.

Последний наследник из иранских Аршакидов умер в статусе римского гражданина в Риме, будучи богатым и уважаемым римлянином, возвращаться в Парфию отказался.

Армяне имели собственную парфянскую знать, в числе которых знаменитые Мамиконян. Армянские имена Карен, Сурэн, Анаит и др. - парфянские. Затяжная война Парфии с Римской империей имела место как раз из за Великой Армении, которая являлась вассалом Парфии, но римляне пытались возвести на трон собственного ставленника.

Парфяне прославились на Востоке не только своими громкими и неожиданными победами над Римом, но и как утончённые знатоки и ценители греческого искусства, философии. Имели свою собственную систему тренировок в которой заметно греческое влияние.

Имена парфянских царей по крайней мере Кавказской Албании - типичные для парфян. Они - иранские.

В отличии от Сасанидов парфяне имели тесные связи с вождями среднеазиатских номадов. При необходимости использовали их в качестве наёмников для борьбы со своими противниками. Северокавказские сарматы считались пропарфянскими.

Религиозные представления отличались большей по сравнению с другими маздеистами обращённостью к Ардвисуре Анахите и Митре. Закавказский Дом Аршакидов перешёл в христианство, но они всё признавали свою родословную от парфян. ОБАРЕНЫ на реке Куре считаются переселившимися парфянами. Археологи приписывают закавказским парфянам захоронения в керамических гробах.


Рецензии