Хождение за три полюса
Съемочная группа «РД Студии» вместе с командой водителей-механиков отправляется в Антарктиду в конце ноября 2018 г., чтобы рас-сказать об этом загадочном материке и совершить уникальное путешествие. Подготовка проекта длилась больше года. Огромное количество вопросов, проблем и неизвестных ранее тонкостей требовали решений. Антарктида, зона абсолютной экологической чистоты. Поэтому, чтобы получить разрешение на пребывание там пришлось одолеть массу бюрократических препятствий. К примеру, составить полный список всех ввозимых вещей. Описать, с какой целью каждый предмет будет использоваться, сколько весит. Антарктида – самая засушливая пустыня мира. 8 млн. лет здесь не было дождей. Притом, что именно здесь сосредоточено 70% запаса пресной воды. Антарктида самый высокий из всех континентов, 98% которого покрыто льдами толщиной более километра, сухой (самая низкая влажность в мире), самые сильные и продолжительные ветра, самая сильная солнечная радиация. Толщина льда в средней части континента превосходит 3 – 4 км. Если весь лёд Антарктиды равномерно распределить по всем материкам, то он покроет их толщиной в 170 м., а если весь этот лёд растопить – уровень мирового океана поднимется на 60 м. Объём всего льда континента составляет 25 млн. куб. км. Материк был безо льда от 1 до 30 млн. лет назад. За последующие годы под тяжестью льда он опустился на 500 м. По площади Антарктида составляет 4/5 России. Добираются до Антарктиды в основном самолётом из Чили, Аргентине, Австралии, Н. Зеландии, ЮАР в период с ноября по февраль, когда на континенте лето. Самолёт ИЛ-76ТД за этот период успевал совершить 10 – 11 рейсов на континент. До континента группа с грузом добиралась самолётом ИЛ-76ТД, время полёта из Кейптауна (ЮАР) составило 6,5 часов. Одновременно с нами летело несколько сменных групп для работы в Антарктиде и они отговаривали нас от такого маршрута по континенту, считая его невыполнимым. В составе экспедиции семь человек: ведущий фильма и автор идеи В. Пельш, режиссер К. Козлова, операторы А. Кубасов и Д. Негривецкий, два водителя-механика: А. Макаров и В. Обиход, а также В. Елагин - создатель уникальных вездеходов «Емеля», на которых команде предстоит пересечь Антарктиду. Аэродром станции “Новолазаревская” в Антарктиде расположен в 12 км. от самой станции, на земле Королевы Мод в районе побережья Южного океана. Назначение базы – принимать и обслуживать средние по взлётной массе самолеты, размещать полярников, отправлять их на другие, удалённые от берега антарктические станции. Аэродром функционирует только в летний сезон с более благоприятными метеоусловиями, когда стоит полярный день, это 3 – 4 месяца в году. В дни заезда полярников на ПС собирается до 80 человек из разных стран: россияне, японцы, англичане, шведы, немцы, бельгийцы. В. Кулагин построил автомобиль-амфибию “Емеля” для движения по болотам в тундре. На этой машине в 2008 г. он стартовал из Салехарда и доехал до самой северной точки архипелага Северная Земля – мыса Арктического, проехав 25 тыс. км. В 2009 г. под его руководством команда из 7 человек на двух автомобилях «Емеля», стартовав с Северной Земли, достигла Северного полюса. В 2013 г. экспедиция на автомобилях второго поколения «Емель» пересекла океан и прошла 4000 км. без поддержки извне. Вес машины 1450 кг., три ведущие оси, шины оболочки под давлением 0,05 атм. Двигатель дизельный, турбо-дизель Toyota 3C при объёме 2,2 литра при крутящим моменте 14 кгс.\м. Расход топлива с тремя прицепами по 700 кг. 25 – 40 литров на 100 км. пути. Корпус алюминиевый, рама клёпаная, колея 1950 мм., размер 5,4х2,5х2,7 м.
В этой экспедиции участникам за 34 дня (с 04.12.2018 по 08.01.2019)
- 2 -
предстояло пройти путь в 5519 км. без пополнения запасов и топлива на двух
вездеходах «Емеля» с прицепами. Однако, машины на старте были перегружены в два раза. Персонал экспедиции размещался: трое в одной машине и четверо в другой. Машины были утеплены для работы в холодных условиях. С собой пришлось везти 4 тонны солярки, несколько сот кг. запчастей. В качестве продуктов взяли сублиматы от Гала-гала. Но, как выяснилось, не помешал и большой запас рыбных, мясных консервов и сухарей, шоколада, «шикарной астраханской воблы» и сала. Последнее, по свидетельствам очевидцев, шло хуже воблы. Забавно выглядел запас яиц. Несколько сотен просто все разбили в огромный пластиковый мешок. Этот автопробег был приурочен к 200-летнему юбилею открытия континента 16 января 1820 г. российскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. В древние времена Греки “придумали” континент на южном полюсе в противовес северному, но до его открытия ушло более 2 тыс. лет. Далее самые первые догадки о существовании материка на южном полюсе были сделаны в 1501-1502 г. Экспедиция во главе с Америго Веспуччи, целью которой было исследование южных широт, достигла острова Южная Георгия, которые позже были открыты английским торговцем Антони де ла Роше в 1675 г., но экспедиция не доплыла до Антарктиды. До российских моряков Северную сторону гористого острова, покрытого снегом и льдом, снял на карту и открыл Сандвичевый остров. Еще английский мореплаватель Джемс Кук тремя экспедициями августа 1768 г. – июля 1771 г., 1772 – 1775 г. и 1776 – 1779 г. Однако, в феврале 1779 г. 50-летний капитан Д. Кук был убит жителями Гавайских островов. Д. Кук был близок к открытию Антарктиды, но не успел этого сделать. Но в дальнейшем выяснилось, что Д. Кук принял архипелаг за один большой остров. (Л1)
Путешествие началось на севере материка с полярной станции «Ново-лазаревская» в день рождение Кристины, 4 декабря 2018 г., Далее до самой отдалённой ПС “Восток” 1280 км. Ежедневно 180 км. пути в течении 7 дней. График движения выбрали простой и оптимальный. 12 часов в дороге, 12 часов на отдых. Под конец машины, уже существенно облегченные, проходили по 330 км в день. Двигаться круглосуточно, как санно-тракторные поезда, было бы некомфортно и не к чему. Это не автобан. В машине постоянно трясет, полноценно можно отдохнуть только во время остановок. Одна из существенных проблем – отсутствие личного пространства. Это, в итоге вошло в список отягощающих обстоятельств, стойко перенесенных во время дороги. Первая задача купол Антарктиды, высота которого достигает 4 км. над уровнем моря. Нехватка кислорода. Постепенно все привыкают к суровым антарктическим условиям: высота, холод, бесконечный полярный день, замкнутое пространство автомобилей. Продвигаясь в глубь материка, группа знакомит с историей освоения Антарктиды, которая началась 200 лет назад. Без необходимых знаний, надежной техники и сплоченной команды нахождение на материке может обернуться трагедией. (Л2) Тележурналист В. Пельш, известный своими рискованными, но исключительными авторскими проектами, отправляется в Антарктиду, чтобы совершить первый в истории трансантарктический переход через три полюса: полюс недоступности, Южный полюс и полюс холода. Далее экспедиция решает посетить американ-скую станцию «Плато», оставленную в 1969 г. За последние 50 лет ее посещали только 10 человек и сейчас это место является самым холодным и труднодоступным музеем в мире. Научная станция США в Восточной Антарктиде расположена в глубине материка, в западной части Советского плато, на поверхности ледникового покрова (3624 м. над уровнем моря), в 1000 км. от побережья моря Космонавтов. Действовала с февраля 1966 г. по январь 1969 г. На станции велись аэрометеорологические, гляциологические
- 3 -
и геофизические наблюдения. Служила базой для маршрутных исследований в прилегающих районах.
Далее экспедиции надо было возвратиться на запланированный мар-шрут, ведущий к полюсу недоступности. Там же находится заброшенная советская станция с одноименным названием. Она вся занесена снегом, но члены экспедиции находят бюст Ленина, некогда установленный на крыше станции. Советскими полярниками, которые первыми в мире 13 декабря 1958 г. добрались до Полюса относительной недоступности. Бюст установлен на крыше домика – бытовки. Советские полярники, похоже, предполагали, что монумент может скрыться с глаз. Поэтому установили его на крыше на высоком постаменте, сделанном из двух ящиков. Экспедиция для достижения этой точки использовала санно-гусеничный поезд. Более полувека назад в эту точку, расположенную в 878 км. от Южного Полюса прибыли 17 человек. Следующая цель экспедиции - добраться до Южного полюса, в истории покорения которого не обошлось без жертв. Это экспедициях норвежца Руаля Амундсена и англичанина Роберта Скотта, самая драматичная гонка в истории покорения Антарктиды. Норвежец Руаль Амундсен в августе 1910 г. тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками. С четырьмя спутниками достиг Южного полюса 14 декабря 1911 г. В июне 1928 г. Амундсен поднялся в воздух на воздушном шаре, чтобы найти экипаж дирижабля Нобиле, который потерпел аварию в Арктике и погиб в Баренцевом море. Англичанин Роберт Скотт одновременно двинулись к Южному полюсу в 1911 г. В целом достижения экспедиции Р. Скотта сложно переоценить: была открыта часть антарктической суши - полуостров Эдуарда VII, изучена природа барьера Росса, проведено первое в мире исследование прибрежной горной цепи. Р. Скотт вместе с ещё четырьмя участниками похода достиг Южного полюса 17 января 1912 г., но обнаружил, что их на несколько недель опередила норвежская экспедиция. 8 августа 1914 г. (Л3,4) Эрнест Шеклтон с командой планировал достичь Антарктиды и пройти через Южный полюс. Однако 18 января 1915 г. корабль, не дойдя до цели завяз во льдах и затонул 21 ноября. Почти год назад команда остались дрейфовать на льдине. 9 апреля членам команды пришлось пересесть в спасательные шлюпки. Через 16 дней им удалось достичь китобойной базы на острове Южная Георгия. Еще три месяца потребовалось, чтобы добраться до острова Элефант и эвакуировать оставшихся членов команды. Дрейф и переход по льдам длились 497 дней и только 3 сентября 1916 г. (через 2 года после начала экспедиции) все члены экспедиции были спасены.
Сейчас на Южном полюсе находится действующая американская полярная станция "Амундсен - Скотт", которая, как и все станции в Антарктиде занимается изучением этого континента. Правила Антарктиды таковы - прежде всего исследования и только потом экстремальные путешествия. Поэтому сегодня вот так просто взять и приехать на Южный полюс нельзя. Этот полюс поделен на сектора. Здесь есть зона тишины и зона чистого воздуха. В них запрещено движение любого технического средства. Экспедиции пришлось сделать приличный крюк, чтобы добраться до Южного полюса. Но ничто не помешало достичь второй заветной цели нашего марш-рута. Мы посетили американскую полярную станцию "Амундсен - Скотт", своими глазами увидели, как живут сегодня полярники и как ведут работу. На станции хорошие бытовые условия: 2 раза в неделю душ по 2 минуты, есть спортивный зал с тренажерами, библиотека, большая кухня и столовая, удобные каюты для жизни. ПС находится на высоте 4 м. от основания и не заносится снегом. Два раза может быть поднята ещё на высоту 4 м. Однако
- 4 -
через 40 лет существования её тоже занесёт снегом. Летом сюда прилетает много туристов из США на самолётах, иногда даже с автомобилями, чтобы погонять по снежной пустыне. Путёвка сюда на несколько дней обойдётся порядка $90 тыс. (Л5)
Еще одна задача экспедиции - дойти до полюса холода, на котором находится российско-американо-французская постоянная антарктическая научная станция «Восток». Это единственная, используемая Россией в настоящее время, внутриконтинентальная антарктическая научная станция. Уникальная научно-исследовательская станция «Восток-1» основана 16 декабря 1957 г. С 2009 г. зимовочный состав 54-ой экспедиции продолжает автономную работу в составе 12 чел. Именно здесь была зафиксирована рекордно низкая температура за всю историю метеонаблюдений: минус 89 целых и два десятых градуса. Условия, в которых им приходится это делать, близки к экстремальным. Находится «Восток» в глубине континента, практически на геомагнитном полюсе Земли. Здесь же полюс холода Земли при аномально низком давлении. Полярники 10 месяцев в году абсолютно изолированы от внешнего мира. В то же время, Особенностью этого места является подледное озеро “Восток” на глубине 3769 м., наши учёные достигли поверхности уникального озера, которое находилось в изоляции от остального мира 14 млн. лет. Данное событие в мире науки сравнивают с полетом человека на Луну, оно 5-е по величине в мире, хранит уникальную информацию об изменении климата на Земле. Полярники добывают ее методом бурения и хранят образцы льда разных эпох. Это уникальное хранилище в том числе лед, которому 1 млн. 300 тыс. лет. Научные данные, полученные здесь, убедительно доказывают – глобальное потепление идет полным ходом. Экспедиция должна успеть на станцию к 31 декабря, чтобы встретить Новый 2019 г. В 1982 г. на станции возник пожар на электростанции, которая сгорела за 15 мин. При пожаре погиб механик-дизелист. До ближайшей полярной станции 1253 км. Продолжительность зимовки после пожара 227 дней. (Л6)
На подступах к полюсу холода в команде все больше нарастает напряжение и возникают серьезные конфликты. Преодолев все трудности, добраться до станции в срок. Встретив Новый год и изучив работу 25 полярников, живущих на станции, команда отправляется в финальную точку своего путешествия - на станцию «Прогресс», до которой 1400 км., находящейся на восточном побережье Антарктиды. МТС первым из российских мобильных операторов установил в Антарктиде базовую станцию сотовой связи. Сеть связи стандарта GSM развернута на территории российской антарктической станции «Прогресс», территорию аэродрома и залив, где швартуются суда. Теперь участники экспедиции могут по сотовому телефону звонить своим семьям на Большую землю, друг другу и членам научных станций других стран на территории Антарктиды. Станция “Прогресс” не заносится снегом, т.к. находится на скалистом побережье. Экспедиция по снежной пустыне – не развлекательная прогулка. Без страховки на этот материк никого не пускают. Спасательными работами здесь занимается единственная американская контора в мире. Страховку оценили в сумму долларах с четырьмя нулями, а общий бюджет фильма в долларах - сумма с шестью нулями. Компания “Лукойл”, которая и выступила главным финансовым и топливным гарантом экспедиции. Режиссёр К. Козлова обратилась к норвежской стороне с просьбой снять музей Амундсена. Когда норвежцы узнали о том, что русские сделают несколько эпизодов про их героического гражданина, то взяли на себя все расходы по перемещению съёмочной группы в Норвегию и обратно.
Так 8 января 2019 г. закончился экспедиционный маршрут погрузкой всего имущества на теплоход «Академик Фёдоров».
- 5 -
Карта маршрута экспедиции. Российские вездеходы «Емеля» покорили. Хождение за
три полюса Антарктиды. Экспедиция I канала ТВ “Хождение за три полюса”
с 6.12.2018 по 8.01.2019.
Литература:
1. Кук Джеймс. Википедия. (https://ru.wikipedia.org/wiki).
2. Антарктида. Хождение за три полюса. (http://www.1tv.lv/seriali/17518-
antarktida-hozhdenie-za-tri-polyusa.html).
3. Амудсен Руаль – биография. (http://www.aphorisme.ru/about-authors/
amundsen/?q=2359).
4. Скотт Роберт. Википедия. (https://ru.wikipedia.org/wiki/).
5. Антарктическая станция “Амудсен-Скотт”. (http://daypic.ru/travel/
160471).
6. Львов Ю. М. Антарктида. 8 листов. 20.02.2015 г.
Материал подготовил Львов Ю.М. 20.12.2019
Свидетельство о публикации №224120301389