Блокада Ленинграда в цифрах
27 января 2024 г. в России отмечают 80-летие полного освобождения Ленинграда от блокады немецко-фашистских захватчиков. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 г., в январе 1943 г. произошел ее первый прорыв, а окончательно снять ее удалось только 27 января 1944 г. За время блокады, которая продлилась 872 дня, в городе от голода умерли более 671 тыс. человек, свыше 20 тыс. их них погибли во время бомбежек (3% от всех погибших). В соответствии с федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995 г. 27 января отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. То что было в Ленинграде с1941 по 1944 г. не совсем точно определяется словом «Блокада», точнее бы было если применили слово «Осада». Ибо Блокада - это когда окру-жили город, никого туда не запускают, оттуда не выпускают, но и сами в город не заходят. Осада - это когда окружили город и пытаются войти в него, а жители из города сопротивляются и не дают этого сделать. Эвакуация по «Дороге жизни» по Ладоге и по «Малой дороге жизни» через Кронштадт и Финский залив, переправка военного оружия и регулярных войск туда и обратно не позволяет сказать, что была «Блокада». Это была самая обычная «Осада» Ленинграда.
Население Ленинграда.
В начале 1941 г. в Ленинграде проживало 2544тыс. человек, на 22 июня – 2457 тыс., из них 467 тыс. – дети, в феврале 1942 г 2152 тыс., на 27 мая 1942 г. – 125 тыс., к концу 1942 г. – 558 тыс., на конец 1943 г. – 1872 тыс., начало января 1944 г. – 560 тыс., стали возвращаться и к концу 1944 г. жителей стало 930 тыс.
Эвакуация предприятий и населения.
За двадцать месяцев (с 29июля1941 г. по 1 апреля 1943 г.) осажденный город покинуло свыше 1,7 млн. человек и шла в три этапа: 1. с 29.07.41 по 27.08.41 в Ленинградскую область в количестве 500 тыс. человек, из них 175 тыс. вернулись обратно в город, т.к. там оказались немецкие войска, судьба остальных неизвестна. 2. с 28.12.41 по 15.04.42 в количестве 700 тыс. человек по «Дороге жизни» автомобилями через Ладожское озеро и г. Тихвин по ж/д на «Большую землю». ВАД №101 («Дорога жизни» работала с 20.10.41 по 30.03.43.) Использовались грузовые автомобили-полуторки всего было их задействовано 4 тыс. машин из них 25% из рейса не возвращались. На дороге работало 350 регулировщиков и 100 бензовозов. 3. с 01.05.42 по 31.10 1942 по Ладоге морскими катерами через посёлок Кобона, далее автомобилями через Ладожское озеро и г. Тихвин по ж/д на «Большую землю» в количестве 403 тыс. человек. При эвакуации разрешалось с собой брать 50 кг. груза на человека и давали пакет продуктов на 7 дней. Эвакуировали 600 тыс. евреев. Также эвакуировали немцев и поляков. С июля 1941 г. по октябрь 1943 г. было эвакуировано 92 крупнейших предприятий и 840 предприятий промышленности, мощность промышленности уменьшилось на 70%. Эвакуация шла и с аэропорта на Ржевке, с 1941 по 1942 г было эвакуировано 45 тыс. человек, в основном в г. Вологду. При эвакуации оставляли своих больных детей, родственников в блокадном городе. Некоторых, не прошедших санконтроль при посадке в вагоны на Финляндском вокзале просто бросали детей на произвол судьбы, а сами уезжали. Срабатывал рефлекс самосохранения.
- 2 -
В начале 1941 г. в городе действовало 1000 заводов и фабрик. 6 тыс. работников промышленности ушли на фронт, из оставшихся специалистов умерло более 4 тыс. человек. 50 предприятий города. 116 заводов и фабрик работало по производству оружия, 60 заводов делали запчасти к оружию, 115 заводов изготавливали миномётное оружие, 19 – изготавливали обычные и реактивные снаряды. Заводы им. Калинина, Ижорский, Кировский, Адмиралтейский, Пневматика, Арсенал, Большевик, Карла Маркса и др. были полностью переведены на изготовление оружия. Кировский завод был обеспечен электричеством, продовольствием, металлом в 1000 т. и постоянно подвозилось сырьё и металл. Находился он в 3 км. от линии фронта и немцы могли его уничтожить за 1 день. Завод ремонтировал танки, изготовил 3 млн. снарядов, 3 тыс. орудий. Изготовили заново 713 танков КВ-1, 480 бронемашин САУ-152, 58 бронепоездов. Большое количество этой военной технике было отправлено по «Дороге жизни» под Москву и в западные регионы. В столовой Кировского завода кормили рабочих обедом: суп вегетарианский 67 коп. и мясной 3,5 руб. За мясной суп из карточек вырезали талон на мясо. Бомбили, конечно, на линии фронта стояла немецкая армия «Север» в 40 дивизий, общей численностью до 1 млн. солдат и офицеров, длина фронта составляла 70 км., по одной дивизии на 2,5 км. Фронт был прорван, но немецкое руководство запрещало штурмовать город, требовало перейти в оборону. Наши ополченцы особого сопротивления немцам не оказывали, тоже стояли в обороне. И это было в течении 3 лет, для немцев это был настоящий санаторий. С 1942 г. были подключены к военным заказам ведущие институты города как ГОМЗ, ГОИ, ЛОМО, ЛОМО и др. Несмотря на тяжелое положение, город на протяжении всей блокады продолжал жить: работали свыше 200 предприятий, на которых производилось около 150 образцов военной продукции, работал Ленинградский зоосад, в храмах шли богослужения. Первая бомбёжка в городе была 23.06.41. С 01.07.41 в городе была создана комиссия по Обороне под руководством А.А. Жданова. 18 июля 1941 г. были введены продовольственные карточки. 22.08.41 прервалось железнодорожное сообщение с городом. В марте 1942 г. был введён «Блокадный паспорт» - это листок, который приклеивался на оборотную сторону гражданского паспорта для учёта оставшихся в живых. Выдавался он в ДК «Промокооперации» на Кировском проспекта Петроградской стороны. С августа 1941 г. были введены оборонные работы (рытьё оборонительных сооружений и уборка города зимой). К ним привлекались работающие на 4 часа, неработающие на 8 часов ежедневно. Списанные трамвайные вагоны опрокидывались набок и использовались как защитные сооружения. С 29.06.41 был введён «Комен-дантский час», с 4 утра до 24 часов, а с 27.08.41 увеличили его с 5-00 до 22-00. С 05 02.44 сократили, а 15.07 44 – отменили. На ночное время выдавались пропуска с предъявлением паспорта, подписывал их комендант города полковник Денисов. Были пропуска на право хождения по городу, когда звучит «Воздушная тревога». Обычным людям всё это запрещалось. Однако милиция работала плохо, брала взятки, в основном продуктами, за «незамеченные хождения ночью». В городе работало 186 крупных военных предприятий, которые выпускали 150 наименований военной технике. Работали 10–12 часов ежедневно без выходных с одночасовом обеденным перерывом, ника-ких отпусков не было. Жили в основном в казарменных помещениях по 20 человек на производстве. Выдавали зарплату ежемесячно и квартальную премию 150–300 руб., за перевыполнение плана выплачивалась отдельная премия на 250% от зарплаты. Большинство фабрик работало на казарменном положении в две смены: дневная и ночная. Для дневной смены: 7-00 подъём,
- 3 -
8-00 завтрак в рабочей столовой, 9-30 – 13-30 хозработы, обед в 15-00, в 20-00 пересмена и 22-00 ужин, а в 23-00 отбой и сон. Бойцы охраны и МПВО зарабатывали 375 руб./месяц, ИТР – 980 руб./месяц. В городе работало 200 тыс. подростков. С 01.01.42 отменили военный налог. В июне 1942 г. по трассе Кореджи – Борисова грива проложили бензопровод из труб Ижорского завода, а 23.09.42 протянули электрокабель по дну Ладоги в 5 параллельных ниток длинной в 120 км. 1м. этого кабеля весил 160 кг. Кабель изготовили на заводе «Севкабель» на Васильевском острове города. В городе работало 5 тепловых электростанций на 3 тыс. кВт., от Болховской ГЭС по кабелю получали ещё 2 тыс. кВт. Но для пуска трамвая этого было мало, нужно было иметь 100 мВт. В 1941 – 1943 г блокадные улицы города не убирались, транс-порт, практически, не работал. Единственным транспортом был трамвай, ходил медленно и постоянно перемещал остановки в период бомбёжки, убирались даже таблички названий улиц и номера домов, до середины декабря 1941 г. Потом был перерыв, не хватало электроэнергии, затем после 15.03.42 его опять пустили по 5 маршрутам. Трамвай работал с 6-30 до 21-30., проезд стоил 15 коп. С 22-00 хождение по городу было запрещено. Блокадная зима 1941-1942 г. была холодна и сурова. Температура воздуха достигала – 32 гр. и к апрелю 1942 г. высота сугробов достигала 53 см. Снег расчищали своими силами. Хлеб и некоторые продукты продавались ежедневно, нормы постоянно менялись. Помимо хлеба раз в 10 дней жителям полагалось 400 гр. соли, 200 гр. мыла, 4 коробка спичек и 2,5 л. керосина. Водоснабжения, отопления и электричества в жилых домах не было. И это шло под непрерывной бомбёжкой, гибли люди. 370 фабрик и заводов было законсервировано. Городского освещение улиц и домов не было и население для освещения пользовались самодельными фонариками на небольших аккумуляторах, которые изготавливались на производствах. За годы блокады гитлеровцы сбросили на город 150 тыс. снарядов и 107 тыс. зажигательных бомб. С 04.09.41 по 30.11.41 город обстреливали 272 раза (430 час.), 15.09.41 обстрел длился 18 час. 32 мин., 17.09.41 – 18 часов 33 мин., 17.08.43 обстрел продолжался 13 час.14 мин. И, несмотря на тяжелейшие условия жизни в городе заключались браки, игрались свадьбы и рождались дети. В войну в городе работал один роддом № 2 на ул. Петра Лаврова (Фуршадская) дом 36, все остальные переоборудовали под госпитали. Рожать приходили женщины весом 38 кг., грудью кормить они не могли. Были специально для малышей разрабатывались специальные смеси. Кроме этого самих матерей кормили 3 раза в день, сливочное масло, сыр, мясной бульон, каша, кофе, хлеб, компот. В роддом в 1943 г. попала бомба, были жертвы. В 1941 г. родилось 68 тыс. малышей, а за всю Блокаду родилось 95 тыс., но выжило только 85% от этого количества. Сыграно 15 тыс. свадеб. Несмотря на такие тяжёлые условия жизни, город продолжал жить: работал телефон на предприятиях, больницах, милиции, а в домах стали включать только в апреле 1943 г., проводное радио и голоса Ольги Бергольц, М. Петровой, Л. Маргачёва, Н. Фёдровой и других дикторов помогал сохранить жизнь и рассудок тысячам ленинградцам. Газеты и журналы в блокаду стали связующем звеном между армией и осаждённым городом, их выходило даже больше, чем до войны. Основные газеты, ежедневно выходившие в эти годы были «Ленинградская правда», «Смена» и «На страже Родины» и 6 журналов. Все эти издания работали и до войны. Были издания, которые выпускались только в военный период. Их было 10 наиме-нований («За Родину», «Удар по врагу", Фронтовая правда и др.) Увеличился объём заводских многотиражек («Ижорец», «Балтиец», «Молот» и др.). Также выпустили 35 млн. листовок и плакатов, также выходили стенгазеты. Все больницы и госпиталя были обеспечены водоснабжением, электричеством, теплом и всем необходимым для лечения раненых и больных. Работала «рая помощь»,
- 4 -
несколько театров (один из них театр музыкальной комедии им. Акимова), филармония, 27 кинотеатров, 55 средних общеобразовательных школ, но 50% школьников не посещали школ, планетарий, зоомагазины, Дом культуры, продовольственные и скупочные магазины, библиотеки, 10 кладбищ, 6 рынков и загородные подсобные хозяйства. Работало 6 хлебозаводов. По составу блокадный хлеб сильно уступал обычному. Большая проблема была с доставкой муки. В январе 1942 г. работал только один хлебозавод, из-за нехватки воды, которая стала замерзать даже в трубах. На окраине города были контрольно-пропускные посты, у мостов и в других местах: проверяли документы, сумки, пакеты. Организовывали рабочие патрули. Днём обходили жилые дома сандружинницы. В зданиях на первом этаже было оборудовано 1842 огневых точек, город готовился к самообороне, если немцы войдут в город. 30 августа 1941 г. немецкие войска, захватив Шлиссельбург завершили окружение Ленинграда по суши. Врага остановили 18 сентября на рубеже Лигово-Пулково, до города оставалось 5-6 км., а 8 сентября 1941 г. замкнулось кольцо ленинградской блокады. В конце 1941 г. 1,5 тыс. человек исключили из партии за различные проступки. Увеличилось число самоубийств. И. Сталин называл Ленинград - страдальцами, а не городом – героем, блокадников – мучениками. Рабочая дисциплина резко падала, опоздания, неявки на работу. 143 тыс. жителей были осуждены за опоздание на работу. В городе рассматривалось дело Карева, призывающего убить Сталина. Дело М.С. Бакшис, работавшей в Смольном о смене высшего партийного руководства страны. Увеличились антисоветские настроения в партийной среде, недовольство населения политикой страны. Была введена цензура на переписку. Командовал Ленфронтом Хозин М.С., Он не справился с прорывом блокады. Жданов А.А. возложил вину в этом на М. Хозина. Они оба не верил в успехе защиты города. Жданов А.А. Для разбора дела прибыл из Москвы с мандатом ГКО Меркулов В.М. Идея сдачи города исходила из Москвы как крайняя мера. 25.10.41 была создана партийная организация, предназначенная для работы после сдачи города. А в городе часто не удавалось отоварить карточки. Резко возросло количество краж, убийств с целью завладения продуктовыми карточками. Совершались налеты на хлебные фургоны и булочные. В тюрьмах сидело 6,2 тыс. человек в камерах 9 кв. м. по 47 человек. Частое вредительство на предприятиях. Много арестовано за людоедство. За 2 месяца расхищали до 5 т. продуктов, при обыске находили более 140 тыс. руб. В Василеостровском районе бухгалтер-ревизор покрывал воровство продавцов, при обыске у него дома нашли 30 кг. продуктов, 8 продовольственных карточек, 25 тыс. руб. Всё это происходило в апреле 1942 г.
Положение с продовольствием в городе.
Самое тяжёлое в блокадном городе – это голод. Когда город ещё не был в осажденном положении, Москва предложила, понимая ситуацию, завезти в Ленинград как можно больше продовольствия по железной дороги. Но А.А. Жданов принять продовольствие в таком объёме категорически отказался. Город спешно готовился к обороне, и не было возможности разместить его в таком объёме. В Ленинградской области в деревнях, где и так было непростое положение, начался сбор продуктов для жителей Ленинграда. Даже жители сожженных деревень отдавали последнюю краюху, каждый приносил, сколько мог. В деревни врывались немецкие отряды, организаторов продовольственного сбора нещадно расстреливали. На деревни проводились неожи-данные авианалеты, погибало много стариков и детей. Но даже это не остановило новгородцев и псковичей. Однако первый конно-санный обоз с
- 5 -
продуктами пришёл .20.11.41 по льду Ладожского озера в осаждённый город. 5 марта 1942 г. из деревне Нивки под Псковом отправился партизанский обоз в161 подводу с самым разнообразным продовольствием. Обоз состоял из 28 тонн муки и более чем 14 тонн других продуктов – зерна, мяса, гороха, меда и масла. По пути следования отряда к обозу примыкали все новые санные подводы, при подходе к линии фронта их насчитывалось уже 223. Обоз двигался строго ночью, днем сани и лошадей прятали в лесах. Привезли в Ленинград 42 тонны продуктов. Обозы из немецкого тыла партизаны посылали и до февраля 1942 г. Так, поддорский отряд (Г. П. Ермаков), узнав о трудностях снабжения наших войск, в частности 1-го стрелкового корпуса СЗФ, собрал в первой половине января 1942 г. среди населения, преимущественно колхозников, и отправил через линию фронта обоз с продовольствием и фуражом. За несколько дней было собрано 18,14 т. хлеба, 51,12 т. картофеля, 2,24 т. мяса, 35,2 т. сена - всего 150 подвод. Обоз перешел фронт под деревней Осиповка. При помощи командира 1-го Гвардейского стрелкового корпуса генерал-майора Захватаева был произведен обмен продовольствия на продукты корпуса и через тылы снабжения 3-й ударной армии Калининского фронта жителям Ленинграда было отправлено: 455 банок консервов, 145 кг. мяса, 910 кг. соленой рыбы, 219 кг. комбижира, 3 280 кг разных круп, 26 866 кг. картофеля, в т. ч. 866 сушеного и сотни килограммов других продуктов - лука, сушеных грибов, творога, яиц и т. п.
05.03.42 г. из деревне Нивки под Псковом отправился партизанский обоз с продовольствием. «Дороге жизни» (ВАД-101), которая работала с 12.09.41 по 24.04.42 и с 23.12.42 по 30.03.43.
Продовольствие доставлялось в блокадный город в основном по «Дороге жизни» (ВАД-101), которая работала с 12.09.41 по 24.04.42 и с 23.12.42 по 30.03.43 было перевезено 3,2 тыс. т. продовольствия, только хлеба доставили 669 т. Всего за 152 дня на 400 «полуторках» за 1600 рейсов с интервалом в 1 мин. было доставлено в город 360 тыс. т. продовольствия. Потрачено было 40 т. бензина для заправки автомашин. А в другую сторону эвакуировали насе-
- 6 -
ление из города 550 тыс. человек. С 24.11.41 стала работать еще одна ледовая дорога ВАД-2 от станции Заборье. После успешных наступательных действий советской армии с декабря 1941 г. по март 1942 г. стали строить железнодорожную ветку Войбакало – Кабона длиной 40 км. на 5 полос с расстоянием между полосами 300 м. На дороге работало 20 тыс. человек и 4 тыс. автомашин. Под непрерывной немецкой бомбёжкой одна полоса жила только 10 дней. Всего за это время было проложено 60 полос с общим прогоном составов в 41 млн. км. Эта дорога позволила в несколько раз увеличить доставку продовольствия в Ленинград. Все эти прорывы обеспечивало наше армейское подразделение, расположенное на «Невском пятачке». При неоднократных штурмах наших войск с правого берега Невы погибло 200 тыс. человек. Кроме этой, “Дороги жизни” была ещё одна, очень важная для города магистраль, так называемая “Малая Дорога жизни”. Она проходила: посёлок Лисий Нос (Горская) – Кронштадт – Ораниенбаум - Шипиловский маяк – остров Сескар – остров Лавесаари (ныне Мощный). «Малая Дорога жизни» (МДЖ) действовала с 17 ноября 1941 г. до снятия блокады в январе 1944 г. Дорога начиналась в районе посёлков Лисий Нос и Горская и двумя нитками шла до северного побережья острова Котлин. Затем из Кронштадта трасса шла до Ораниенбаума и Красной Горки. Эту дорогу пересекала немецкая дорога от маяка Стирсудден на севере до полуострова Кургальский на юге, поэтому в шутку её называли – международная. Первую зиму дорога работала с 17.11.41 по 20.04.42 и переправила 200 тыс. человек, 40 тыс. автомашин, 20 танков и бронемашин, 350 тракторов,134 орудия. В качестве помощи Ленинграду из фонда ВМФ из Кронштадта было передано 1545 т. муки, 105 т. сахара, 4 т. сгущенного молока и 24 т. рыбных консервов, кроме того 6700 т. мазута и солярки, 40 т. бензина. Никто не знал, что будет завтра. Этих продуктов Ленинграду только на две недели, а для Кронштадта получилась трагедия. В результате в зиму 1941 – 1942 г. без обстрелов, от голода из 18 тыс. живущих погибло 6 тыс. человек, т.е. каждый третий. После непрерывной 12 часовой бомбёжки Кронштадта 23.09.41 город был существенно разрушен, снаряды попали в линкор “Марат”, в трюме которого находились глубинные бомбы, они сдетанировали в результате линкор лёг на грунт и погибло 326 человек. После успешного прорыва Блокады города с 18.01.43 в образовавшем коридоре в 8-11 км. в районе Синявино – Шлиссельбурга построили за 17 суток через Неву железнодорожную трассу «Дорогу Победы», на ней работало 1000 человек и 07.02.43 первый поезд с продовольствием прибыл в Ленинград. Кроме этого самолётами тремя рейсами ежедневно доставлялись 200 т. продовольствия. Но не хватало помещений для его хранения, поэтому для этого использовали школьные и другие свободные помещения, освобождённые после эвакуации предприятий, даже в Исаакиевском соборе и Александро-Невской Лавре содержали зерновой фонд города. Продовольственные склады находились в Александро-Невской Лавре и в здании Фондовой Биржи. Зернохранилища – рядом с Исаакиевским Собором. В гостинице «Астория» был стационар, где кормили и подлечивали ослабленных работников предприятий. В гостинице «Октябрьская» был профилакторий, где тоже ослабленных работников кормили и подлечивали. В начале августа было много продуктов, но много не сохранить. Кроме того, никто много и не собирался покупать, думали, обойдётся, никуда продукты не денутся. Несмотря на введение карточек на продовольственные и прочие товары 18 июля 1941 г., до сентября 1941 г. можно было покупать в магазинах и без карточек. В 1941 – 1942 г. квалифицированные рабочие зарабатывали 800 – 1200 руб. в месяц, профессора – 600 руб., ктн, доценты – 400 – 500 руб., уборщицы – 130 – 180 руб. (Д.К. Лазарев «Ленинград в блокаде”, 2000 г.) кг. хлеба до 1942 г. стоил 1,7 руб., с января 1042 г. – 1,9
- 7 -
руб. На рынке в это время хлеб стоил 400 руб., мясо, масло – 500 руб. за кг. Однако, с середины декабря 1941 г. уже за деньги на рынке не продавали, а меняли на золото и драгоценности. Голод начался с ноября 1941 г. признаки физического угасания (апатия, вялость). Милиция задерживала лиц, кто не прятался в бомбоубежищах. Неубранные трупы на улицах мешали ходить, их не убирали. С декабря 1941 г. перестали хоронить в гробах, доски шли на топливо. На трупы нападали, резали мягкие части и употребляли в пищу. Брали гробы напрокат, так было дешевле. За услуги шёл алкоголь, хлеб, деньги. Хоронили в братских могилах, рыли траншеи и хоронили без гробов
от больниц. Но много просто бросали трупы на улице, бросали в каналы. Милиция и дворники следили, чтобы этого не было. Иные прятали трупы в квартирах, чтобы сохранились карточки, в подъездах домов и во дворах. Безразличие к трупам, километровые очереди в столовые и закусочные доходили до 3 – 5 часов стояния до сентября 1941 г. без отрыва талонов, скандалы, драки. Стала появляться злоба от голода. Без карточек можно было купить соду, уксус и спички. Водку, вино и пиво можно было покупать только до 20-00. В мае 1942 г. работало 155 столовых, из них 89 на предприятиях. Общевойсковой паёк составлял тогда: 1,5 кг. продуктов в сутки или 3,8 т./сутки и это без учёта численности войск в городе и области. На 11 сентября 1941 г. в городе имелся запас продовольствия на 35 дней, мяса на 30 дней, жиров на 45 дней, сахара на 60 дней. После бомбёжке Бадаевских складов 12.09.41 погиб месячный запас продовольствия города. В июне 1942 г. из 850 тыс. проживающих в городе 400 тыс. были на полном продовольственном обеспечении. Посуду власти города покупали у эвакуированных жителей. Очень редко не более чем на 2 недели иногда была задержка зарплаты. Хлеб в магазине стоил 1,7 – 1,9 руб. за кг., в столовых зелёные щи – 95 коп., каша – 1,4 руб. Это с мая 1942 г. хлеб на рынке стоил 500 руб. кг. В декабре 1941 г., в мае 1943 г. – 100 руб. Одна папироса “Беломорканал” – 8 руб., пачка – 500 руб. Мужской костюм на Сенной меняют на буханку хлеба. В сентябре 1942 г. на рынке корнеплоды 50 руб. кг., капуста – 100 руб. кг., картошка как хлеб – 400 руб. кг. В ноябре 1941 г. за кошку на съедение просили 50 руб., а в декабре – 125 руб., в январе 1942 г. уже требовали золотые часы. Всего в городе работало 6 рынков, а в настоящее время работает 21 рынок. Снабжение города картофелем вообще не было. Продовольствие в город поступало с Поволжья транспортом до Новой Ладоге, затем судами до Осиновца, далее ж/д вагонами в город. Особо ценных людей, «спецов» вывозили самолётом в Москву и далее куда надо. Днём все мосты в городе были закрыты, работал только мост им. лейтенанта Шмидта. Снабжение Армии продуктами внутри города шло через Ульянку-Рыбацкое, далее воинские части своим транспортом забирали сами. Население там было эвакуировано. Ещё одна проблема беспокоила город: полчища крыс бродили по улицам, нападали на ослабленных людей, съедали и портили завезённое продовольствие, но в Блокаду было не до них, были более важные проблемы. А вот уже в 1945 г. в город завезли 5 тыс. котов и кошек из Омска, Вологды, Тюмени, Иркутска и др. городов и с этой проблемой быстро справились. С декабря по март было «смертное время» т.к. в месяц погибало 62,5 тыс. человек, 2 тыс. ежедневно, всего 250 тыс. человек. Из 100 смертей было 63 мужчины и 37 женщины. Пик голода приходился с 20 ноября по 25 декабря 1941 г. Предприятиям блокадного города помогали воинские части, которые были расквартированы в городе на случай немец-кого штурма. Директора в трампарках приносили из воинских частей хлеб, крупу, жир и выдавали «стахановцам» за перевыполнения плана перевозок, кроме этого давали в столовых соевую кашу и молоко.
- 8 -
Литература, используемая при составлении этого материала.
1. А. Адамович и Д. Гранин “Блокадная книга”, Ленинград. 2014 г.
2. Д.С. Лихачёв “Воспоминания” 1997 г.
3. В.М. Глинка “Блокада” 2005 г.
4. С. Яров “Блокадная этика”. Центполиграф. 2012 г., 603 стр.
5. Н.А. Ломагин “Неизвестная блокада”.Книга 1. Олма-Пресс 2002 г.
6. Н.А. Ломагин“ Неизвестная блокада”.Книга2. Олма-Пресс 2002 г.
7. Барышникова Н.И., Г. Хасс, Н.А. Комарова, Г.А. Куманева.
8. А.В. Лосик А.Н. Щерба Как работали предприятия Ленинграда в годы
Великой Отечественной Войны. (https://cont.ws/@metafor/543155),
9. (https://history.wikireading.ru/299670).
10. М.В. Ежов“Промыш. Ленинг. и её роль в обороне города”.2009 г. с. 9
11. Е. Данилевич “Цель фашистов – уничтожить город.”, Еженедельник
АиФ № 4 за 2022 г., стр.14. (spb.aif.ru)
12. Я.Г. Годес “Этот новый старый трамвай”. Лениздат, 1982 г.
13. М.Х. Сорока “Фронтовой трамвай”. Лениздат, 1986 г.
14. «Ленинградский трамвай» 1941 – 1945 г. “Лики России”, СПб, 1995 г.
15. «Трамвай и троллейбус Санкт-Петербурга.»“Лики России”, СПб,1997 г.
16. «Трамвай в Санкт-Петербурге» Научно-справочное издание. “Лики
России”. СПб, 2007 г.
17. Д.К. Лазарев «Ленинград в блокаде”, 2000 г.
18. Е. Безгодова «Спасти станки» Как в блокаду работали заводы.
Газета АиФ № 50 за 2019 г., стр.6. (spb.aif.ru)
19. АиФ № 19 за 2018 г., стр.14.; АиФ № 32 за 2019 г., стр.19; АиФ № 37
за 2019 г., стр.3; АиФ № 48 за 2019 г., стр.12; АиФ № 4 за 2022 г.,
стр.14; АиФ № 12 за 2023 г., стр.4; АиФ № 6 за 2024 г., стр.5; АиФ
№ 8 за 2024 г., стр.4.; (spb.aif.ru); СПб Ведомости 12.12.17, стр. 6.
Использовано 16 газетных, 20 бумажных материалов.
Подготовил материал Львов Ю.М. 09.02.24
Свидетельство о публикации №224120301513