Народы Урала и Сибири
За исседонами обитают аримаспы- одноглазые люди;за аримаспами- стерегущие золото грифы,а ещё выше за ними гипербореи на границе с морем.Все эти народы,кроме гип-ербореев,постоянно воюют с соседями.Аримаспы изгнали исседонов из их страны,зат-ем исседоны вытеснили скифов,а киммерийцы,обитавшие у Южного моря,под напором скифов покинули свою Родину.Геродот.Книга IV.Мельпомена.Также Геродот рассказал и об обычаях этих загадочных исседонов.Когда умирает чем-нибудь отец,всё родст-венники пригоняют скот,закалывают его и мясо делят на куски.Затем делят на части и останки усопшего,смешивают с мясом и поедают.Обрабатывают череп,путём удаления лишних тканей,потом покрывают позолотой и хранят,как кумир.Каждый год этому кум-иру приносятся жертвы.Жертвоприношения совершает сын.Кстати,женщины у них равн-оправны мужчинам.Про исседонов также упоминал Птолемей в своей "Географии".Пра-вда там он упоминал два исселюдона: один в Китае(Серика),другой "за Имавом" в Скифии.Советский учёный Е.М.Берс предполагает,что исседоны относятся к Исетской археологической культуре,которую она сама и открыла.Кстати,о исседонах говорил и Гомер в "Эпигонов",если ему,конечно,действительно принадлежит этот труд.АРИМАСПЫ
Мифический народ,который жил у Рипейских гор.Геродот утверждал,что они были все слепы на один глаз.По словам Геродота они:Живут выше исседонов,по их собственным словам,одноглазые люди и стерегущие золото грифов.Геродот.Книга IV.Мельпомена.
У учёных есть предположения, что одноглазые их могли прозвать из-за зажмуривания глаза во время стрельбы из лука.По другой версии,у этого народа существовал обы-чай нанесения особой татуировки.Скифы передают об этом со слов исседонов,а мы, прочие,узнаем от скифов и зовём их по-скифски аримаспами:"арима" у скифов значит единица,а "спу"-глаз.Геродот.Книга IV.Мельпомена.Ряд учёных предполагает,что ар-имаспы могли быть действительно Южно-Сибирским кочевым скифским народом.Но всё же это очень напоминает о мифических циклопах.ГИПЕРБОРЕИ.О гипербореях не было ничего известно скифам(по их же словам).Зато о них знали делосцы.Они рассказали, что гипербореи посылают скифам жертвенные дары,которую заворачивают в пшеничную солому.От скифов дары принимают ближайшие соседи,и каждый народ всегда передаёт их всё дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе.Оттуда дары отправляют на юг: сначало они попадают к додонским эллинам,а дальше их ве-зут к Малийскому заливу и переправляют в Евбею.Здесь их перевозят из одного гор-ода в другой вплоть до Кариста.Однако минуют Андрос,так как каристийцы перевозят святыню прямо на Телом,а тенесцы- на Делос.Если исходить из слов Геродота,то ему делосцы рассказали,что первый раз они отравили двух девушек по имени Гипероха и Лаодика.Вместе с ними они отравили охрану в количестве пяти гиперборейцев,но на-зад они не вернулись,то и стали посылать дары в пшеничной соломе.В Делосе даже была традиция.Перед свадьбой девушка отрезает себе локон волос,обвивает на вере-тено и возлагает на могилу гипербореянок."
(ст."Презираемые варвары— мнение русских XIII-XV веков о Золотой орде",Кате-хизис и Катарсис,2024) "С первых шагов в изучении истории «татаро-монгольского ига» исследователь будто погружается в глубокие и сложные глубины.Эти глубины представляют собой названия,которые были придуманы историками и часто имеют ра-сплывчатый и условный характер.К числу наиболее близких к истокам имён относится «монголы».Однако это название охватывает более широкий круг людей,чем просто одно конкретное племя.Русские летописцы никогда не использовали его.Вместо этого они называли всех кочевников,которые объединились под знаменем Чингисхана,«тата-рами».Таким образом,в русских летописях «татары»— это не национальность,а скорее обозначение «гражданства».Оно включало в себя всех «граждан» многонациональной кочевой державы,которой управляли потомки Джучи— старшего сына Чингисхана.И в этом громком имени отчётливо звучит презрительное «варвары».Как же называлась эта страна,овеянная полынной горечью? У неё не было единого названия.Арабские путешественники использовали довольно неопределённый термин «улус Джучи»,кото-рый обозначал западную часть Монгольской империи,находившуюся под властью пото-мков Джучи.Однако название «Золотая Орда»,столь полюбившееся историкам,впервые появилось в русских источниках лишь в конце 16 в.До этого русские летописцы не давали этой стране никакого названия.Они просто писали,что князь «поехал в тат-ары» или «поехал в Орду».Под словом «Орда» понималась как походная ставка хана, так и совокупность подчинённых ему людей.Когда в степях начались междоусобицы и появилось несколько ханов одновременно,летописцы начали различать орды по имени их правителя— «Мамаева орда»,«Муратова орда».Самих монголов, кажется,совершенно не интересовало,как называется государство,в котором они живут.Для кочевников само понятие «государство» было чем-то абстрактным.Они знали своих ханов и свои обязанности перед ними,и этого было им вполне достаточно.Для русского слуха все названия,связанные с поработителями,звучат недружелюбно.«Татары»,«орда»,«баскак» — угрюмые слова,словно незваные гости,входят в нашу речь.Наши предки явно не хо-тели уступать чужеземцам какие-либо позиции в своем языке.Языковой «бойкот»,объ-явленный Русью степным варварам,имел глубокий смысл.Как говорил Флоренский,«имя — тончайшая плоть,посредством которой объявляется духовная сущность».Глухие,нев-нятные слова,которыми стали обозначать всё,что связано с Ордой,как нельзя лучше отражали её «духовную сущность».Из своего собственного языка русские выделили для завоевателей только два малоприятных слова:«поганые»(от латинского «pagani» — язычники)и «сыроядцы»."Злой Моск4овит.
(ст."Кто такие «белорусцы»?",Катехизис и Катарсис,2024) "Для целого ряда исс-ледователей конец XVI— первая половина XVII в.представляется как период уже зам-етной этнического разделения между предками украинцев и белорусов.Как одно из важных проявлений такой дифференциации исследователи оценивают появление и расп-ространение в этот период названий «Малая» и «Белая» Русь для обозначения этнич-еской территории украинцев и белорусов.Ошибочность такой трактовки для этого пе-риода вырисовывается при изучении источников,содержащих упоминания названия «Бе-лая Русь» и производных от него.В источниках 16 в.«Белой Русью» обычно называли Русское государство,так обстоит дело еще и в «Описании Европейской Сарматии» А. Гваньини(1578 г.).Москва для него— «caput et metropolia totius Russiae albae». Однако в польском переводе этого сочинения,датированном 1611 г.,упоминается Белая Русь,находящаяся «okolo Kijewa,Mozera,M;cis;awia,Witebska,Orszy,Plocka, Smolenska і ziemi Siewierskiej».Как одна из областей Речи Посполитой,где проис-ходит борьба между униатами и православными,«Белая Русь» постоянно упоминается в полемических сочинениях 20-х гг.XVII в.Границы территории,которая определялась этим названием,позволяет наиболее точно установить анализ так называемой «Суп-пликации»— обращения православных к сейму 1623 г.,в котором помещен большой пер-ечень городов в разных частях Речи Посполитой,где православные подвергались пре-следованиям.Как находящиеся «на Белой Руси»,в документе названы города Полоцк, Витебск,Могилев,Орша и Мстиславль.Такие города,как Слоним,Брест,Кобрин, Минск, Новогрудок,Гродно,определены как находящиеся в Литве.Пинск и Мозырь— на Полесье, Кричев и Гомель «на Понизовье»,Бельск и Драгичин «на Подляшье».Очевидно,что наз-ванием «Белая Русь» обозначалась в то время лишь территория соврем.Вост.Белорус-сии,и само это название было областным,употреблявшимся в одном ряду с такими на-званиями,как «Волынь»,«Подолия»,«Полесье».Отметив такие особенности использова-ния этого названия,современные белорусские этнографы пришли,как представляется, к правильному выводу,что этот термин первоначально вовсе не был названием страны ,заселенной особым восточнославянским этносом.В дальнейшем,однако,по их мнению, это название стало насыщаться этническим содержанием.В этой связи отмечается по-явление в источниках наряду с названием «Белая Русь» термина «белорусцы» таких выражений,как «белорусский язык» и «белорусская вера».Однако, если термин «Белая Русь» как обозначение части этнической территории будущей Белоруссии встречается в источниках,возникших на территории Речи Посполитой,то термин «белорусцы» для первой половины XVII в.известен исключительно по документам из архивов московс-ких приказов.Уже это обстоятельство не позволяет ставить оба эти термина в прям-ую и непосредственную связь друг с другом.Исследователи,анализируя русские доку-менты 20 гг.XVII в.,где содержались упоминания о «белорусцах»,установил,что на-ряду с жителями современной Белоруссии этим термином в них неоднократно обозна-чаются жители современной Украины:«свезли,де,его в Киевской повет,жил у белор-усца»,«родина,де,ся в Белой Руси в Хвастове» и др.Обращение к неопубликованным архивным материалам позволяет значительно увеличить количество таких примеров.
Из них наиболее выразительны те, где Киев определяется как город, где живут «белорусцы»: «а в Киеве, де, только у белорусцов служба в Печерском монастыре», «а веры де,крестьянские в Киеве и по иным городом,где живут белорусцы,ещо не отымают».Из этого следует со всей определенностью,что никакой связи между тер-мином «Белая Русь»,о котором речь была выше,и термином «белорусцы» русских исто-чников не прослеживается.Попытка определить значение термина «белорусцы» была предпринята М.С.Грушевским,который пришел к выводу,что в русских источниках этим термином определяли восточнославянское население Речи Посполитой 86.Такой вывод исследователя находит прямое подтверждение в одном из самых ранних текстов,соде-ржащих упоминание этого термина,— решениях церковного собора 1620 г.(«Указ,како изыскивати и о самех белорусцех»)87,где этот термин явно обозначает всю совокуп-ность восточных славян,живущих в Речи Посполитой.В том же значении употребляется этот термин и в середине XVII в.в сообщениях русского гонца Г.Кунакова о ситуа-ции,сложившейся в Речи Посполитой после восстания Б.Хмельницкого(июль 1649 г.): «А белорусцы, де, государь, всякие черные люди всех городов и уездов,которые за казаками,стоят против поляков с казаки заодно,а которые,де, государь,белорусцы в литовских городех поветныи люди,и те,де,неволею слушают Литвы».Здесь,как видим, «белорусцами» названы и жители тех земель Украины,которые оказались под властью казаков,и жители восточнославянских территорий в составе Великого княжества Лит-овского.В соответствии с этим и название «Белая Русь» великорусских источников первой половины XVII в.означает совсем не то,что то же название в источниках, возникших на почве Речи Посполитой.«Белая Русь»— здесь означает совокупность во-сточнославянских земель в составе Речи Посполитой.Именно в таком контексте сле-дует понимать высказывание Богдана Хмельницкого весной 1649 г.,что ему «бог пов-елел над Войском Запорожским и над Белой Русью в войне сей начальником быти» и что ему нужен такой мир с Речью Посполитой,чтобы «уступили бы мне и войску Запо-рожскому всей Белой Руси по тем границам,как владели благочестивые великие кня-зи».В этом смысле следует понимать и часто встречающееся в великорусских источ-никах выражение «белорусская вера».Уже из самых ранних свидетельств, в которых это выражение содержится,очевидно,что «белорусская вера»— вера запорожских каз-аков,готовых отстаивать ее всеми силами.Появление в русских источниках первой половины XVII в.таких терминов как «Белая Русь»,«белорусцы»,«белорусская вера» для обозначения территории,занимаемой восточными славянами в Речи Посполитой, проживающего на этих территориях населения,его веры,как представляется,являются важным свидетельством того,что и на русской стороне постепенно(возможно, отчасти стихийно)стали отдавать себе отчет в том,что восточные славяне на территории Речи Посполитой представляют особую общность,отличную от русского(великорусско-го)народа.И в этом смысле анализ содержания всех этих выражений дополнительно подкрепляет сформулированный выше вывод о том,что в первой половине XVII в.пос-тепенно укореняется представление о восточных славянах в России и Речи Поспо-литой,как двух особых,хотя и близко родственных народах.Однако ни о каких проце-ссах этнической дифференциации в среде восточных славян на территории Речи Пос-политой появление этих терминов в русских источниках свидетельствовать не может. В свете сказанного нет никаких оснований считать название «Белая Русь» в источ-никах,возникших на территории Речи Посполитой,чем-либо большим,чем «областным» названием.Таким образом,в нашем распоряжении,по существу,нет каких-либо очевид-ных свидетельств серьезной этнической дифференциации в среде восточных славян на почве Речи Посполитой.Тем самым есть самые серьезные основания ставить вопрос о том,что усиление этнического самосознания восточнославянского населения Речи Посполитой,очевидно нашедшее свое выражение,в частности,в памятниках,возникших в ходе борьбы вокруг Брестской унии 1596 г.,было усилением сознания принадлежности к единой этнической общности— «русскому» народу на территории Речи Посполитой.
Соответственно и целью освободительного движения и, в частности, организаторов казацких восстаний было освобождение от власти «ляхов» всего этого «русского» народа,и лишь в силу конкретно-исторических условий и эти восстания,и возникшее в середине XVII в.новое политическое образование— гетманство оказались огран-ичены рамками земель Восточной Украины.Создание на этих территориях нового госу-дарства со своеобразным общественным строем,в ряде отношений резко отличным от того,который сохранился на других восточнославянских землях Речи Посполитой,и стало,как представляется,толчком к развитию процессов этнической дифференциации на почве ранее единого «русского» народа.Развитие этого процесса нашло свое выр-ажение,в частности,в переосмыслении содержания ряда традиционных терминов.Так, термин «Малая Россия»,обозначавший в первой половине XVII в.всю совокупность во-сточнославянских земель Речи Посполитой,во второй половине XVII в.становится на-званием казацкой державы,а название «Белая Русь» устойчиво закрепляется за вост-очнославянскими землями в составе Великого княжества Литовского(в сочинениях как русских,так и польских авторов).Тем самым во второй половине XVII в.оба эти наз-вания стали употребляться как равновеликие обозначения разных регионов восточ-нославянской этнической территории.Сложившаяся к 60-м гг.XVII в.совокупность на-званий отдельных регионов восточнославянского мира получила,как известно,четкое выражение в написанном в эти годы беглым подьячим Посольского приказа Григорием Котошихиным по заказу шведских властей описании России.Говоря о принятии Алек-сеем Михайловичем нового титула «всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец» Котошихин отметил, что это произошло «как учинились в вечном подданстве Малая Россия,войско Запорожское,Великою Россиею прозвано Московское государство, Белая Россия— белорусцы,которые живут около Смоленска и Полотцка и в ынных городех».В этой цитате обращает на себя внимание прямое отождествление Малой России с Запо-рожским войском,что еще раз разъясняет характер различия между «Малой Россией» и «Белой Русью»,как между областью казацких порядков и областью,в которой таких порядков не было.Исторические пути развития отдельных частей восточных славян на территории Речи Посполитой расходились так же,как разошлись некогда пути разви-тия восточных славян на территории России и Речи Посполитой.Тем самым и здесь с середины XVII в.закладывались предпосылки для разделения ранее единого «русского народа» на несколько этнических общностей."Злой Московит.
(ст."Невры- загадочное племя времен Геродота или древние предки балто-славян?" ,Исторический обзор,2024) "Обращаясь к Геродоту и читая его труд под названием "История", находишь не мало нового и почти ни кем не упоминаемого.Много содержит подробностей о греческих тиранах, пеласгов и,конечно, о малоизвестных племенах, например в четвёртой своей книге под названием " Мельпомена,упоминается такой народ как невры.Можно много говорить о том,что это может быть просто мифология. Почему бы просто в этом не разобраться? Давайте для начало разберёмся о чем соб-ственно говорил уроженец Карии?Впервые Геродот невров упоминает в IV книге (17). Следя за описанием, можно узнать, что от торговой гавани борисфенистов, т. е. жителей Ольвии, обитают каллипиды(эллины, которые переняли культуру скифов). Рядом проживает ещё одно малоизвестное племя ализонов (вероятнее всего схожи с каллипидами). Севернее живут скифы-пахари(выращивают зерно для торговли с греками). И вот тут уже, как раз упоминаются невры. За ними по утверждению Геродота не кто уже не живёт, ибо там пустыня. Также Геродот утверждает, что это племена живущие вдоль берега реки Гипанис к западу от Борисфена.Следующее упом-инание о Неврах уже в 51 абзаце(каждая книга Геродота разбита на абзацы,которые имеют свои номера). Там упоминается Истр(Дунай), как первая река Скифии.Следом за ней идёт Тирас(Днестр), который начинается с северного озера(вероятнее всего, там говорится о болотистой местности вблизи реки Припять).Вот тут Геродот гово-рит о границе Скифии и земли невров.Таким образом можно сказать,что Западная граница Скифии протекает в районе реки Припять.В 105 абзаце идёт речь о обычаях Невров. Обычаи у них скифские, видимо из-за регулярной враимосвязи. Также благодаря Галикорнасцу известно, что в 532 году до н.э. племена Невров покинули постоянное место проживания из-за огромного нашествия змей, поселились они среди будинов и только спустя некоторое время они возвратились на прежние места прожи-вания. Кроется ли в этом метафора? Можно на этот счёт подискутировать.Также он делится мнением,что невры по всей видимости "колдуны",потому что раз в год они превращаются в волка на несколько дней.Видимо это племя почитало звериный культ, а именно Волков.Тут как раз можно вспомнить о легендах про оборотней.)Следующее упоминание идёт в 120 абзаце,в котором рассказаны события совета царей,который прошёл во времена начала похода Дария I на Скифию в 512 г.до н.э.Главный вопрос был поднят на счёт объединения племён для отпора общего врага.Однако цари таких племён,как агафирсы,невры,андрофаги,мельниченко и Тавры дали ответ,что помогать не будут,потому что они не имеют отношения к скифским походам столетней давно-сти.125 абзац оказался последним в котором говорилось о неврах.Когда Дарий вст-упил в прямой контакт со скифами,то скифы применили тактику выжженной Земли.Они стали отступать на земли ранее перечисленных племён.Всё они не имели не какого сопротивления ни перед скифами,ни перед персами.Более каких подробностей о невр-ах Геродот не оставляет.Судя по-всему невры имеет греческий корень своего проис-хождения.Скорее всего сами они себя называли,как-то по другому.Помимо Геродота о них ещё упоминают такие древние деятели,как: Псевдо-Скимн Хиосский,Дионисия Пер-иэгета,Помпоний Мелы,Плиний Старший,Аммиана Марцелина,но в большей степени он пересказывают информацию по той причине,что они в основном жили через 300-250 лет после Геродота и к их времени уже не существовало не каких невров.Учёные пр-едполагают,что племя под названием невры,могут являться восточным балтским пле-менем и иметь отношение к славянам.Возможно это и были праславяне,потому что место их обитание подходит по рассказ Геродота.Наприер ещё в XIX в.такие учёные, как П.И.Шафарик и Л.Нидерле,пытались определить,как славян.Помимо славян в обо-ротней верили кельты и германские племена.Археологические находки могут вполне твёрдо сказать о милоградской культуре VII-II веков до н.э.А вот учёный Б.Н. Граков предположил,что неврам пренадлежат всё памятники по правую сторону и впл-оть до Южного берега Буга и Днестра."
(ст."Объят огнем восстанья Суздаль, там балом правит старый волхв.Летописная «старая чадь» и «держать гобино»",Всеминрная История,2024) "024 год.Суздальская земля.Согласно летописи,волхвы выходят на сцену в следствии голода,который воз-ник из-за нескольких неурожайных лет.Именно в этой обстановке и действовали вол-хвы,убивая «старую чадь».Но кто стоял за термином «старая чадь»? В этом мы и будем разбираться.Ряд исследователей(Готье и Велецкая)выдвинули идею,что под этим понятием подразумевались старые люди.Другие же видят в «старой чади» круп-ных земельных собственников.Совершенно иной позиции придерживался Кривошеев.Он считал «старой чадью» свободных общинников,а главным отличием от свободных «лю-дей» являлось наличие запасов,в основном хлеба.Говорить о «старой чади» как о землевладельцах не приходится,поскольку мне не удалось найти в летописи не мале-йшего упоминания о ее земельных богатствах.А теперь давайте вернемся собственно к летописи. Известия о «старой чади» кажутся простыми и понятными, но это лишь на первый взгляд. Летописец вложил в это понятие некий скрытый смысл. Поиском этого смысла мы сейчас и займемся.На что следует обратить внимание, так это на то, что «старую чадь» убивали только волхвы. Если предположить, что Суздальскую землю охватило крестьянское восстание,то становится совершенно непонятным,поче-му убийства совершали только волхвы.Получается в убийствах «старой чади» заклю-чался какой-то скрытый смысл.Разобраться в нем помогает реплика летописца о дей-ствиях волхвов по дьяволю наущенью и бесованью.Как справедливо считает Велецкая, «бесование»,о котором говорится в летописи указывает на ритуальные действия. С уверенностью можно полагать произнесение нараспев ритуальных текстов,сопровож-дающихся ритуальными движениями в виде кру жений,приплясываний.Получается,убий-ство «старой чади» носило ритуальный,явно языческий характер.А ключ к разгадке лежит в самом обвинении,которое волхвы предъявили «старой чади».Главная вина ее заключалась в том,что она «держит гобино».В древнерусском языке «гобино» означа-ло богатства,в основном земные плоды.Тихомиров,перебрав все значения,остановился на «хлебном урожае».Я соглашусь с этим утверждением полностью.Многие историки предположили,что «старая чадь» укрывает припасы.Но я исключаю данное предположе-ние.Почему? И здесь в первую очередь следует определить,что летописец имел ввиду под термином «держит».Почему только волхвы были осведомлены,что «старая чадь» «держит гобино»? Учитывая ритуальную суть волхвов,под этими терминами подразуме-вались не земные дела,а нечто мифическое.Волхвы, согласно обвинению Ярослава, покушались на нечто недоступное человеку.Бог наводить по грехом на куюждо землю гладом, или мором, ли ведромъ,ли иною казнью,а человек не весть ничтоже.Поэтому мы не можем говорить, что «старая чадь» укрывала какие-либо припасы.Об этом говорит и тот факт, что после ее избиения голод не прекратился.Значит,что у «старой чади» не было ни каких реальных припасов.Но в древнерусском языке слово «держать» употреблялось и в смысле удерживать.Именно этот смысл и вложил лето-писец в понятие «держать гобино». Учитывая все это «старая чадь» препятствовала росту зерна в полях.А за счет кого формировалась племенная элита? Правильно, старших возрастом. Волхвы обвинили суздальских старейшин в том, что те, обладая некой магической силой задерживали рост зерна,что вызвало сильный голод.«Старая чадь»- племенные старейшины,а «держать гобино»- препятствовать росту и созрева-нию урожая,вот главные вопросы суздальского восстания 1024 г."
(ст."Перун и его женщины",Русичи,2024) "Покровитель княжеской дружины,самый мужественный из известных богов…Культ Перуна традиционно представляется исключи-тельно мужским.Полунагие мускулистые юноши,воздевающие свои мечи над костром на капище,суровые отцы-воеводы…Но языческие боги многогранны,и тот,кто обеспечивал плодородие,вряд ли мог обойтись без внимания и общества противоположного пола…
Родственники на Кавказе.Академик Лев Самуилович Клейн в своей книге «Воскрешение Перуна» проводит масштабное исследование происхождения образа бога-громовержца, его распространения среди индоевропейских народов.Особое место уделено кавказс-кому Пиръону.О нем существует лишь несколько коротких сказок,и по всему похоже, что они не развились здесь естественным образом,а так и попали сюда из славянс-кой культуры,цельным блоком(вероятно,с тысячами славянских пленных полководца Мервана II в VIII в.).В них Пиръон– трикстер,лишь подражающий Богу.Так,он соору-жает ложные,медные небеса,по которым катает бочки,издавая громовые раскаты,и с них льет на землю дождь.А еще по его воле на эти небеса иногда поднимаются женщ-ины,которые так же поливают землю дождем.Естественным образом за малоизвестным Пиръоном проступает бог-громовержец Перун,а несколько сказок о нем– отголоски славянских мифов,сохранившихся на кавказской почве.Но что это были за женщины?
Интересно,что есть и сказка о смерти Пиръона– по сюжету,прожив пятьсот лет под покровительством Бога (языческого верховного,а после исламизации– Аллаха),он оказался обманут и погублен…ведьмой.Об этом говорится прямо.Но ведь тогда вероя-тно и что другие женщины,упомянутые в связи с ним– тоже ведьмы,только «подшеф-ные».Получается все достаточно логично.Ведьмы поднимаются на небо? Посредством полета,конечно же.Самостоятельно или более привычно– на метле.Метла– простой и частый атрибут славянских женщин не только в быту,но и при выполнении обережных ритуалов.Льют воду? То есть,вызывают дождь? Бытовой погодной магией (защитой от грозы или призывом дождя)занимались на Руси обычно женщины и дети.Использовались для этого хлебная лопата,ухват,кочерга,топор,иногда– скатерть.Последней махали, задабривая Громовержца,говоря «Добро пожаловать».Если же обратимся к европейско-му фольклору,то одно из германских названий ведьм,управляющих погодой– «Blitzhexen»,молниевые ведьмы.А в Скандинавии колдовство и вовсе было под запре-том для мужского пола.Таким образом, Клейн напрямую называет ведьм жрицами-шама-нками Перуна.А сказки о знаменитых шабашах на киевской Лысой горе– вероятно,от-голоски поклонения жриц своему языческому божеству(напомним,что местом обитания Перуна и связанных с ним персонажей в славянских странах выступали именно горы и возвышенности).Поклонения,в ходе которого жрицы вступали с божеством в сексуаль-ный контакт.Результатом сексуальной связи зачастую являются дети.В данном случае оставим за скобками вопрос присутствовал ли на «шабаше» жрец,исполнявший роль божества,или же речь о детях,просто зачатых вне брака.Интересно другое– судьба статусной женщины,забеременевшей в результате «божественного» стечения обстоя-тельств.Клейн считает, что именно здесь надо искать истоки сюжета о замурованных в бочке либо сундуке и пущенных по волнам матери с волшебным потомством.Что хар-актерно,она обычно является супругой царя,и никто не верит ее праведности– то есть,считают обычной изменщицей,блудницей,в то время как дитя в ее чреве несет черты избранности.Предание ведьм воде сохранилось в Европе на долгие века,но в измененном виде: не тонет– ведьма,утонула– праведница.Пускание по воде просмол-енного сундука,а позже– бочки,гораздо более сложная процедура.Погибшие по факту были жертвами,отправленными богу,и после смерти возвращались как духи.То есть – русалки.Не случайно предания,дожившие до XX в.,гласили,что ими становились неза-мужние девушки и некрещеные дети.А вот если бы им удалось выжить в результате обряда… Можно не только вспомнить обработанный Александром Сергеевичем сюжет русской сказки,но и обратиться к индоевропейским мифам– конкретно к греческому сюжету про Данаю,мать Персея.Даная,запертая своим отцом-царем, страшащимся пото-мства,способного покуситься на его власть,беременеет от Громовержца Зевса.Отец приказывает заколотить ее с ребенком в ящик и пустить по морю…Верховная ведьма.
О красавице,заколоченной в ящике и пущенной по воде,поется и в сербской песне– в сундуке лежит «прекрасная Мара».Клейн соглашается,что этот персонаж,вероятно ,восходит к той самой Марене или Моране– «западнославянской Масленице»,обрядо-вому персонажу,которого сжигают как олицетворение зимы и смерти и которую неко-торые исследователи считают отголоском образа богини смерти.Клейн,однако,считает ,что Мара это скорее призрак,старшая над русалками(а «при жизни»,выходит,над ведьмами?).Упоминается,что в Купянске(соврем.Украина)до начала XX в.рассказыва-ли,что после утопления чучела «Марынки»,купаться нельзя– налетит сильный вихрь.
Нельзя не вспомнить киевскую ведьму Маринку,превратившую Добрыню в тура.А также Марину Антиохийскую,которую в славянских странах звали «Огненной Марией» и поч-итали как сестру Ильи Пророка.Последний вобрал в себя значительную часть черт Перуна и элементы его культа.Как и Илья,Огненная Мария «побивала чертей»,но не молниями или каким-то грозным оружием,а поскромнее– молотком.Морану же некоторые исследователи,например,Радослав Катичич,считали дочерью Перуна и сестрой бога плотской любви и возрождения жизни Ярилы.С Ярилой же Морана состояла в кровосме-сительном браке и его же убивала за измену каждый год,обеспечивая земле богатый урожай и смену времен года.Тут стоит вспомнить,что и кавказского Пиръона сгубила ведьма.А Ярилу Клейн считал просто ипостасью,одним из имен Перуна.И с его смер-тью и возрождением связывал календарный миф не только славян,но и праиндоевроп-ейцев вообще.акая и мертвого подымет…Итак,громовержца и бога плодородия сгубила ведьма.Женщина.Кто же возрождал его к жизни? Разумеется,тоже женщины.Согласно исследованиям Клейна,воскрешение божества происходило в праздники зимнего солнц-естояния.Ключевая роль отводилась жрицам– «буякиням».Таковые упоминаются в лето-писях как чтущие богиню Макошь и практикующие оргиастические обряды.В качестве отголосков ритуалов воскрешения Перуна Клейн рассматривает те святочные игры, что наполнены сексуальным подтекстом– например,игры с ряженым покойником,«умру-ном».Забавные байки о том,что девок на этих играх заставляли целовать покойника, а те не желали участвовать,от того,что просто смущались,– лишь цензурированная полуправда.Скорее всего,главным объектом игры было вовсе не лицо «покойника».
Логично предположить,что святочные игры это деградировавшие до пошлых забав язы-ческие ритуалы,которые последователи культа пытались во время и после гонений исполнять самостоятельно,без жрецов и жриц.А то,что символически воскрешала Пер-уна именно Макошь– логично вдвойне.Она не только покровительствовала плодородию и сексуальности,но,согласно мнению многих исследователей(включая создателей «Те-ории основного мифа» Топорова и Иванова),являлась женой громовержца.Любовь{Leo} Паршина."
(ст."Профессор Джон Бранденбург считает,что Марс погубил ядерный взрыв.Какие доказательства указывают на это?",Биосфератум,2024) "Компания «Orbital Technologies Corp» в течение 10 лет анализировала информацию,моделировала разл-ичные сценарии и пыталась выяснить,что погубило Марс? Результаты исследований опубликовал профессор Джон Бранденбург.Следует отметить,что выводы,сделанные сп-ециалистами этой организации,научное сообщество восприняло неоднозначно.Некот-орые с ними согласились,другие оценили как вероятные,третья группа учёных и вов-се назвала их ошибочными.Я не являюсь специалистом в данной отрасли,поэтому могу только донести информацию,а вы уж сами решайте,соглашаться с ней или нет.Джон утверждает,что десятки симуляций столкновений Марса с космическим телом,будь то метеорит или естественный спутник,не позволили объяснить ряд особенностей,кото-рыми сегодня обладает Красная планета.Это касается веществ,которые найдены в марсианском грунте.По мнению специалиста,их возникновение может быть объяснено только одним– мощнейшим ядерным взрывом,который затронул всю планету.Почему ос-тановились на этом варианте? Если бы в Марс влетели метеорит или спутник,то он бы раскололся,не выдержав силы удара.Специалисты компании доказали это,модели-руя различные вариации ситуаций.Мощности должно было хватить для воздействия на всю планету,но это невозможно.Либо последствия были бы не столь плачевны,и вли-яние удара имело бы локальный характер,либо планеты попросту бы не осталось.А она есть.Значит,следует исключить возможность столкновения с космическим телом. Кроме этого,версия с метеоритом не объясняла бы высокое содержание урана-233 и плутония-239 в марсианском грунте.Причём,оба этих вещества в большом количестве находятся практически по всей поверхности планеты.Следовательно ядерный взрыв обладал такой мощностью,что несколько огненных волн прокатились по всему Марсу, оставив после себя радиоактивные продукты.Взрыв произошёл возле Ацидалийского моря.Образовалась впадина примерно в 400 километров от силы самого взрыва.Повр-еждения планеты указывают на то,что он произошёл под поверхностью,а не при стол-кновении с каким-либо телом.И всё в этой гипотезе было стройно,пока не возник вопрос– а кто додумался нанести ядерный удар по Марсу? Неужели кто-то миллионы лет назад использовал заряды ядерного оружия мощностью,способной уничтожить всю планету? Джон Бранденбург хоть и является сторонником гипотезы,что во Вселенной есть другие цивилизации,убеждён– никто не бомбил Марс.Дело в том,что миллиард лет назад в толще Красной планеты примерно на глубине в 1-1,2 километра находи-лось гигантское рудное тело.Оно состояло из тория,калия и концентрированного урана.За сотни миллионов лет на Марсе сформировались условия для появления атмо-сферы.Это способствовало попаданию воды на всё большие глубины почвы.Когда вода достигла рудного тела,то возникла естественная реакция высвобождения ядерного топлива в виде урана-233 и плутония 239.Оно накапливалось,пока не достигло крит-ической отметки,и привело к образованию изотопов калия.Температура поверхности планеты изменялась и в какой-то момент достигла максимума– вода вскипела,и нача-лась необратимая реакция.Но даже она не сразу привела к взрыву.Он произошёл спу-стя десятки тысяч лет и сопровождался мощнейшим выбросом энергии.Ударная волна обогнула Марс несколько раз и стёрла атмосферу,оставляя за собой лишь выжженную пустошь с обилием радиоактивных осадков.С тех пор Красная планета таковой и явл-яется.Что интересно,Джон Бранденбург считает,что человек ещё не скоро полетит на Марс.Проблема в сильной радиации– никакие костюмы не спасут.Поэтому все эти раз-говоры о марсианских миссиях– чистой воды популизм,по мнению профессора компании .Подлететь к нему– да,возможно,но о высадке не может идти и речи.По крайней мере ,с оснащением,которое имеется на сегодняшний день.Ещё в поддержку гипотезы о мо-щном ядерном взрыве указывает высокое содержание ксенона-129 и аргона-40 в атмо-сфере планеты.Но,как я уже говорил ранее,у этой версии есть много как сторонни-ков,так и противников."
(ст."Архетипическая русская народная сказка "По щучьему веленью",Эпоха Велеса, 2024) "Жил-был старик,и было у него три сына: двое умных,а третий— дурачок Емеля .Старшие братья его работают,а Емеля целый день лежит на печи,знать ничего не хочет.Вот как-то раз братья уехали на базар,а бабы,невестки,давай посылать его:
— Сходи,Емеля,за водой.А он им с печи и отвечает:— Неохота..— Сходи,Емеля,а то братья с базара воротятся,гостинцев тебе не привезут.— Ну ладно.Слез Емеля с печки, оделся, обулся, взял вёдра, топор да и пошёл на речку.Прорубил лёд,зачер-пнул вёдра и поставил их,а сам глядит в прорубь.И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руки:— Вот славная уха будет!Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:— Отпусти меня,Емеля,в воду,я тебе ещё пригожусь.А Емеля сме-ётся:— Да на что ты мне пригодишься?..Нет,понесу тебя домой,велю невесткам уху сварить.Будет уха сладкая,вкусная.Щука взмолилась:— Отпусти ты меня,Емеля,в воду ,я тебе сделаю всё,что ты пожелаешь.— Ладно,только покажи сначала,что не обман-ешь меня,тогда отпущу.Щука спрашивает:— Емеля,Емеля,скажи— чего ты сейчас хоч-ешь?— Хочу,чтобы вёдра сами пошли домой и вода бы не расплескалась.Щука ему и говорит:— Запомни мои слова: когда что тебе захочется— скажи только:«По щучьему веленью,По моему хотенью»..Емеля и говорит:— По щучьему веленью,По моему хотенью —Ступайте,вёдра,сами домой.Только Емеля эти слова сказал— вёдра сами в гору пош-ли.Емеля отпустил щуку в прорубь и пошёл домой.Идут вёдра по деревне,народ див-ится,а Емеля идёт сзади,посмеивается.Зашли вёдра в избу и сами стали на лавку,а Емеля полез на печь.Прошло много ли,мало ли времени— невестки ему и говорят:
— Емеля,что ты лежишь? Пошёл бы дров нарубил.— Неохота.— Не нарубишь дров,братья с базара воротятся,тебе гостинцев не привезут.Емеле неохота слезать с печи.Вспо-мнил он про щуку и говорит:— По щучьему веленью,По моему хотенью— Поди,топор, наколи дров,а дрова— сами в избу ступайте да в печь кладитесь..Топор выскочил из-под лавки— и на двор,и давай дрова колоть,а дрова сами в избу идут да в печь лезут.Много ли,мало ли времени прошло— невестки ему говорят:— Емеля,дров у нас больше нет.Съезди в лес,наруби.А он им с печки и отвечает:— А вы на что?— Как мы на что?..Разве наше дело в лес за дровами ездить?— Мне неохота.— Ну,не будет те-бе подарков.Делать нечего.Слез Емеля с печи,оделся,обулся.Взял верёвку и топор, вышел во двор и сел в сани:— Бабы,отворяйте ворота!Невестки ему говорят:— Что ж ты,дурень,сел в сани,а лошадь не запряг?— Не надо мне лошади!Невестки ворота от-ворили,а Емеля говорит потихоньку:— По щучьему веленью,По моему хотенью—Ступа-йте,сани,в лес сами.Сани сами и поехали,да так быстро— на лошади не догнать.А в лес пришлось ехать через город,и тут он много народу помял,подавил.Народ кричит: «Держи его! Лови его!» А он,знай,сани погоняет.Приехал в лес и говорит:— По щу-чьему веленью,По моему хотенью—Топор,наруби дровишек посуше,а вы,дровишки,сами валитесь в сани,сами вяжитесь.Топор начал рубить сухие дрова,а дровишки сами в сани валятся и верёвкой вяжутся.Потом Емеля велел топору себе дубинку вырезать— такую,чтобы насилу поднять.Сел Емеля на воз и говорит:— По щучьему веленью,По моему хотенью —Поезжайте,сани,домой.Сани помчались домой.Опять проезжает Емеля через город,где недавно подавил много народу,а там его уже дожидаются. Схватили Емелю,тащат с возу,ругают и бьют.Видит он,что дело плохо,и говорит потихоньку:
— По щучьему веленью,По моему хотенью—Ну-ка,дубинка,обломай им бока.Дубинка выс-кочила— и давай всех колотить.Народ кинулся прочь,а Емеля приехал домой и залез на печь.Много ли,мало ли времени прошло— услышал царь о Емелиных проделках и по-сылает за ним офицера: найти и привезти его во дворец.Приезжает офицер в ту дер-евню,входит в избу,где Емеля живёт,и спрашивает:— Ты— дурачок Емеля?А он с печки и говорит:— А тебе на что?— Одевайся скорее,я тебя к царю повезу.— А мне неохо-та.Рассердился офицер и хотел ударить Емелю.А Емеля тихонько говорит:— По щучь-ему веленью,По моему хотенью—Дубинка,дубинка,обломай ему бока.Дубинка выскочила и давай офицера колотить,насилу он ноги унёс.Царь очень удивился,что его офицер не смог справиться с Емелей,и послал своего самого лучшего вельможу:— Привези мне во дворец Емелю,а то голову с плеч сниму.Накупил вельможа изюму,черносливу, пряников, приехал в ту деревню,вошёл в ту избу и стал спрашивать у невесток,что любит Емеля.— Наш Емеля любит,когда его ласково попросят да красный кафтан посу-лят— тогда он всё сделает,что попросишь.Вельможа дал Емеле черносливу,изюму,пря-ников и говорит:— Емеля,а Емеля,что ты на печи лежишь? Поедем к царю.А Емеля ему и отвечает:— А зачем? Мне и тут тепло.— Емеля,а Емеля,тебя царь кормить,поить будет— поедем,пожалуйста.— А мне неохота..— Емеля,тебе царь красный кафтан пода-рит,шапку и сапоги.Емеля подумал-подумал и говорит:— Ну ладно,ты вперёд ступай, я за тобой вслед буду.Уехал вельможа,а Емеля полежал ещё на печи и говорит:— По щучьему веленью,По моему хотенью—Ну-ка,печь,поезжай к царю.Тут в избе углы зат-рещали,крыша зашаталась,стена вылетела,и печь сама пошла по улице,по дороге,пря-мо к царю.Царь глядит в окно и дивится:— Это что за чудо?А вельможа ему и отве-чает:— Это к тебе Емеля на печи едет.Вышел царь на крыльцо и говорит:— Что-то на тебя Емеля много жалоб! Много ты народу подавил.— А зачем они под сани лезли?
В это время в окно на него глядела царская дочь,Марья-царевна.Емеля увидал её в окошке и говорит:— По щучьему веленью,По моему хотенью—Пусть царская дочь меня полюбит.И сказал ещё:— Ступай,печь,домой.Печь повернулась и пошла домой,зашла в избу и стала на прежнее место.Емеля опять лежит-полёживает.А у царя во дворце переполох,крик да слёзы.Марья-царевна по Емеле скучает,жить без него не может, просит отца,чтобы выдал он её замуж за Емелю.Тут царь забедовал,затужил и гово-рит опять вельможе:— Ступай,приведи ко мне Емелю живого или мёртвого,а то голову с плеч сниму.Накупил вельможа сладостей разных да и поехал к Емеле.Накормил,на-поил Емелю,тот раздобрел да и спать лёг.А вельможа уложил его в повозку и повёз к царю.Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами.В неё пос-адили Емелю и Марью-царевну,засмолили бочку и в море бросили.Долго ли,коротко ли— проснулся Емеля,видит— темно,тесно:— Где же это я?А ему отвечают:— Скучно и тошно,Емелюшка! Нас в бочку засмолили,бросили в море синее.— А ты кто?— Я— Марья -царевна.Емеля говорит:— По щучьему веленью,По моему хотенью—Ветры,буйные,выкат-ите бочку на сухой берег,на жёлтый песок.Ветры буйные подули,море взволновали. Бочку выкинуло на сухой берег,на жёлтый песок.Емеля и Марья-царевна вышли из неё.— Емелюшка,а где же мы жить будем? Построй нам какую ни на есть избушку.— А мне неохота.Тут она стала его ещё пуще просить,он и говорит:— По щучьему велен-ью,По моему хотенью—Выстройся,каменный дворец с золотой крышей.Только он сказал — появился каменный дворец с золотой крышей.Кругом— зелёный сад,цветы цветут и птицы поют.Марья-царевна с Емелей вошли во дворец,сели у окошечка.— Емелюшка,а нельзя тебе красавчиком стать?Тут Емеля недолго думал:— По щучьему веленью,По моему хотенью—Стать мне добрым молодцем,писаным красавцем.И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать,ни пером описать.А в ту пору царь ехал на охоту и видит — стоит дворец,где раньше ничего не было.— Это что за невежа без моего дозволе-ния на моей земле дворец поставил?И послал узнать-спросить: кто такие?Послы поб-ежали,стали под окошком,спрашивают.Емеля им отвечает:— Просите царя ко мне в гости,я сам ему скажу.Царь приехал к нему в гости.Емеля его встречает,ведёт во дворец,сажает за стол.Начинают они пировать.Царь ест,пьёт и не надивится:— Кто же ты такой,добрый молодец?— А помнишь дурачка Емелю— как приезжал к тебе на печи,а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить,в море бросить? Я— тот самый Емеля.Захочу— всё твоё царство пожгу и разорю.Царь сильно испугался,стал прощенья просить:— Женись на моей дочери,Емелюшка,бери моё царство,только не губи меня!Тут устроили пир на весь мир.Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.Тут и сказке конец,а кто слушал— молодец!СКРЫТЫЕ СМЫСЛЫ СКАЗКИ
В славянской мифологии Щука связует миры Яви и Прави,людской и Божественный.Она – Царица Рыб и символ плодородия.Повелительница зыбких речных пространств(что соотносит её и с миром Нави,и с бессознательным),издревле на Руси она покровит-ельствует беременным и роженицам,опекает бесплодных,помогая им зачать,выносить и родить здоровое дитя/потомство.Щука является ипостасью Богини Рожаны,которая из-давна почиталась берегиней супружеской гармонии,семейного благополучия,домашне-го уюта.Вот как представлена Щука в «Песнях птицы Гамаюн»:«Раз Сварогу с Ладою-матушкой в Ирии в саду мало спалось.Ой,малым-мало почивалось,да во сне приснил-ось-привиделось.Будто в море-Океане щука плавает,не простая щука— златопёрая!
А кто съест ту щуку златопёрую,сразу забеременеет,ибо то не просто щука златопё-рая— то сам Род— отец небесный проплывает в синем море.И подумали Сварог с Ладой -матушкой: что во сне приснилось-привиделось,наяву также может случиться.Выло-вили щуку златопёрую,выловили щуку,приготовили.Лада щуку златопёрую съедала,её косточки на Землю побросала,а Коровушка-Земун все остатки подлизала.И тогда они втроём забрюхатели.Понесла от щуки Лада-матушка,Мать Сыра Земля забеременела, вслед за ней и Корова небесная.Родила тогда Лада-матушка трёх прекрасных богинь, Рода трёх дочерей,а потом их брата могучего.Родила шаловливую Лелю— Радость-Ле-люшку златокудрую.А потом и Живу весеннюю— деву огненную,весёлую.И затем Марену холодную,деву Смерти— царицу прекрасную.Долго мучилась Лада и тужилась,и родила Перуна великого,бога мощного,милосердного.А Зeмун-Корова небесная родила велик-ого Велеса.Задрожала потом Мать Сыра Земля— и родила Ярилу-пахаря.Как рождалися боги вечные,колебалася Мать Сыра Земля,с мест сходили горы высокие,бури пенили море синее,расстилалась трава,приклонялись леса и дубы вылетали с кореньями» («Песни птицы Гамаюн»,Третий клубок..Мы видим,что Щука– образ не простой.Она, как мудрая наставница,может давать советы и помогать людям.Емеле посчастливилось выловить Царь-Рыбу,проявление Богини Рожаны,покровительницы семейного очага и зарождения новых жизней,подательницы ума-разума, знаний и всякой учёности.И он не преминул этим воспользоваться.Кто же такой сам Емеля?Наш герой олицетворяет собой подростка,ведь на Руси детина до 21 года не имел права создавать семью, так как считался недорослем,не имеющим необходимого жизненного опыта,знаний,уме-ний и практических навыков.Подтверждением его личного статуса(социального поло-жения,состояния в социальной системе; в данном случае,в семье и в деревенском сообществе)является и его имя– Емеля,а не Емельян.Полное имя человека обычно го-ворит,что он сложился как личность,и является зрелым индивидом.Сокращённая форма полного имени свидетельствует или о очень близких,родственных или дружественных отношениях с человеком,или о его психологической и/или телесной(морфологическ-ой)незрелости.Кто способен на необдуманные поступки,озорство,лихачество и буйс-тво? Только юность,только ребячливый мальчишка.Точно так,как Емеля,когда на са-нях помял да подавил множество народа.Такие поступки может совершить лишь чело-век,не способный до конца оценить и осознать результаты своих поступков,и пока не готовый к полноценной взрослой жизни.Персонаж сказки показан очень жизненным типажом- Емеля вобрал в себя как негативные,так и позитивные качества обычного русского деревенского парня.А ещё он,как все ребята и подростки,любит всякие вк-усности,сладости и модную одежду(для того времени– красный кафтан).Разудалые ух-ари-лихачи на тройке в яблоках.Федоскино.Лаковая миниатюра.Емеля,как речётся в сказке,– младший сын и брат.Его нельзя назвать глупым,но неопытность и незрело-сть сразу бросаются в глаза.Он взбалмошный и неосмотрительный,без царя в голове, ещё не способный полностью контролировать свои действия.Однако Емеля-дурак в определённых обстоятельствах оказывается умнее прочих интеллектуалов.Емеля смог достичь таких высот,которые и не снились обычным людям.Он нестандартный человек, который выбивается из общей массы,и достигает удивительных вершин.Какие качества ещё характеризуют Емелю? Он бескорыстен и не ищет личных выгод.Если бы волшебную Щуку поймал бы не Емеля,а кто-то другой,даже один из его старших братьев,несом-ненно,загадал бы сразу практичное желание: и богатств,и прислугу,и боярский тер-ем.А Емеля,забавляясь,совершил безрассудную выходку,шалость,дурашливость ради озорства и сохранения собственных сил:«Хочу,чтобы вёдра сами пошли домой и чтобы вода из них не расплескалась».Это баловство никак не изменило его жизнь,не сдел-ало богатым и преуспевающим.К тому же,Емеля прибегает к волшебству Щуки лишь для помощи другим людям: невесткам принести воду и наколоть дров; заставляет печь ехать во дворец по повелению царя; для спасения из бочки,брошенной в море; а также для строительства царских палат своей будущей жене– царевне,привыкшей жить в роскоши.Единственное,что он попросил для себя– так это любви царской дочери, когда не устоял перед её красотой; и такой же красоты для себя,чтобы в их отнош-ениях не было дисгармонии.Таким образом,Емеля достиг процветания и счастья,вып-олняя волю других.Также Емеля– не легковерный простак.Он признаёт,что ленив.На протяжении всей сказки на все просьбы отвечает,что ему неохота.Только лень у него «необычная»: он готов помочь в том случае,когда его ласково попросят,гост-инцы да красный кафтан посулят.Значит,Емеля не забывает о чувстве собственного достоинства,хочет к себе внимательного,чуткого и уважительного обращения.Он осо-знаёт собственную ценность и относится к себе с самоуважением.Емеля на печи.
Можно считать,что в данном случае у Емели не лень,а спокойное состояние сосредо-точенности на себе и своём мире.Емеля абсолютно спокоен и уверен в своих силах. Когда народ видит,как вёдра идут сами,Емеля лишь посмеивается.Емеля пребывает в ладу и с собой,и с природой (жалеет и отпускает Щуку).Единственное его упущение: гармония с людьми у него отсутствует.Но концентрация внимания на себе и своих желаниях приносит свои плоды.Ему присущи невозмутимость,полное хладнокровие и абсолютная уверенность в своих силах.Емеля не боится даже царских слуг и самого царя,в то время как бОльшая часть населения,увидев перед собой императорскую особу,как минимум,нервничала бы.В данном случае Емеля именно мудр,потому что со-храняет душевное равновесие во всех жизненных обстоятельствах.Емеля,как и любой человек,имеющий малый жизненный опыт,ещё не успевший столкнуться со всеми прояв-лениями бытия,ведёт себя соответственно: как ребёнок.Другой на его месте вообще не стал бы слушать щуку,не отпустил бы её на волю,не поверил бы в сказочные обе-щания,усомнился бы в возможности невероятного.А Емеля поверил и тут же проверил. И,используя волшебный потенциал,которым наградила его спасённая щука,нисколько не сомневался в его силе.Скорее всего,он даже глубоко и не задумывался,а просто хотел и заполучал то,что хотел.В этом и есть скрытый смысл.Как ребёнок,впервые видя какой-то объект,знакомится с ним,узнаёт его свойства.Так и Емеля, знакомясь со Щукой,узнаёт её качества.И верит ей безоговорочно.Он не сторонник того,чтобы в жизни всё слишком усложнять.Нужно желать и не сомневаться в своих силах.Тогда можно достичь многого."
Осуществить свою мечту можно в состоянии совершенного душевного покоя и уверенности, что всё задуманное обязательно исполнится. Если будете нервничать, бояться и сомневаться, это отберёт у вас энергию для осуществления замыслов. Обычно взрослые зрелые люди мыслят штампами, стереотипно: нет, этого достигнуть я не смогу, потому что это невозможно априори. Тут им в помощь чистый разум ребёнка. Поскольку ребёнок, сталкиваясь с новым для себя в мире, верит своей матери, объясняющей эту новизну, всецело и непосредственно, то его сознание формирует ряд возможностей и притягивает к нему желаемое.
Отрицательные эмоции взрослого не позволяют ему увидеть положительный исход; взрослый человек не может отрешиться от рисков и опасностей на пути к мечте. Слова «неосуществимость», «невыполнимость» становятся для него непреодолимым препятствием. Таким образом, робость, малодушие, неверие и трусость блокируют ему осуществление любых намерений. Страх неудачи ведёт к поражению. Так взрослый человек формирует свою действительность.
"По щучьему веленью". Лаковая миниатюра на шкатулке. Федоскино.
Сказка «По щучьему веленью» объясняет нам: чтобы претворить свою мечту в жизнь, нужно верить в себя, в безграничный потенциал собственных возможностей, проявляющихся в полной мере лишь тогда, когда ты спокоен. А, кроме того, в любых ситуациях держаться с достоинством и мудро пользоваться мощью природы, вселенских энергий и неиссякаемого Божественного Разума.
Жизнь испытывает на прочность каждого из нас. Посылает она испытание и Емеле, когда его с царевной сажают в бочку и бросают её в море. По сути, его пускают по волнам собственного бессознательного. Ему не остаётся ничего более, кроме того, как переосмыслить свою жизнь до мелочей. Погружаясь в пучины своего «Я», Емеле предстоит отрефлексировать свои действия и то, что за ними стоит. А конкретно: выявить, понять и признать свои ошибки, недобрые мысли, необузданные разудалые эмоции, разрушительное поведение, принявшее катастрофический оборот для ни в чём неповинного народа, помятого и подавленного главным героем сказки во время его бешеной поездки на санях.
Постепенно, под влиянием любви к царевне, в нём пробуждаются такие гуманные и благотворные чувства, как сострадание, участие, отзывчивость, сочувствие, милосердие. Понимая, что хрупкая, нежная и чувствительная царевна не приучена и не готова жить в чрезвычайных для неё обстоятельствах простецкой и спартанской обстановки, он возводит для неё хоромы.
Резкая смена жизненной ситуации приводит Емелю к взрослению и возмужанию. От привычной домашней обстановки, когда после гульбы и шумного веселья, обыденных для деревенского парня мужских забав приходишь домой, и, грязный, заваливаешься на печь, к почти семейному положению. Отныне ты уже в статусе жениха, и должен поддерживать порядок в новом доме, содержать невесту да ещё соблюдать приличия, отличаться тактом, тонкостью и деликатностью манер. Теперь придётся стать главой семьи и нести за неё ответственность. Конечно, такая трансформация даётся нелегко. Но душевное преображение влияет и на наружность Емели: он и внешне становится красивым человеком. Любовь к царевне озаряет его изнутри, одухотворяет, и этот внутренний свет отражается на его облике.
Под конец сказки происходит примирение поколений, исчерпывается конфликт между родителями и детьми. Детско-родительские отношения налаживаются. Царь благословляет молодых, играют свадьбу, и молодожёны начинают свою новую жизнь в целостном триедином гармоничном единстве: в ладу и согласии с собой, с людьми и с природой.
«По щучьему веленью» - сказка о взрослении, становлении характера, инновационных разработках (лень приводит Емелю к изобретению вёдер-самоходов, самодвижущихся саней и печи, что можно интерпретировать как новаторские разработки молодого дарования Емели: мало ли на Руси кулибиных?), об умении исполнять желания свои и окружающих, выстраивать жизнь в умиротворении и идиллии с любимым человеком, и в итоге – об изменении себя под давлением навалившихся обстоятельств.Жизнь в идиллии с любимым человеком.
Русская народная сказка «По щучьему веленью» - сокровищница мудрости для молодёжи, для формирующихся душ подрастающего поколения. Она таит в себе множественные сакральные смыслы, проникать в которые можно до бесконечности. Раньше в концовке каждой сказки была присказка: "Сказка ложь, да в ней намёк, кто познает - тем урок". Позднее она была искажена христианами: "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок". Но это уже тема для отдельной статьи.
Свидетельство о публикации №224120301728