И я проходил курс... древолазания
Из Сети.
"28-29 июля 2023 года состоялся ежегодный флэшмоб-фестиваль любителей «подвесного
образа жизни в древесных кронах» – «BIG CANOPY CAMPOUT 2023». Ночь, когда по
всей планете в лесных кронах расправляются паруса гамаков всех оттенков и
мастей. Цель флэшмоба – привлечение внимания к проблемам сохранения лесов и
изучению нетронутого верхнего яруса леса, популяризация нового вида активности
– древонавтики. Основной лагерь в России будет в Адыгее, на хребте Уна-Коз (пос.
Каменномостский)
Древонавтика - практика перемещения в верхнем ярусе леса, включающее технические
приемы свободного лазания, веревочные техники. Мотивами подьема в кроны могут быть
лазание в рекреативных целях, уход, изучение поиск и описание деревьев
В течении многолетней практики древолазания нами было исследовано большое
количество деревьев, и в какой-то момент, возникла необходимость обмена информацией
о пройденных маршрутах внутри сообщества.
В результате, мы разработали систему описания деревьев, на основе их отличительных
характеристик и оценки сложности подъёма на них. Данная информация позволяет
создать более полное представление о конкретном дереве, построить план восхождения,
подготовить необходимое снаряжения и заранее оценить свои силы".https://risk.ru/.
...Други!
В детстве на берегу уральской речки Сотринка, где росли великолепные кедровники, я не раз проходил курс...древолазания. По-браконьерски ( раз лесник застукал, долго ждал ,пока слезу) лазил на высочайшие кедры за поспевающими на них шишками, ломая ветки.
Ведро отваренных на костре кедровых шишек радовало всю нашу семью молодыми вкусными и сладкими орешками.
И ведь ни разу не сорвался с дерева, в отличие от младшего братишки Лёни.
Жаль, тогда на Северном Урале и слышать не слышали о... древонавтах!
В.Н.
*************
1.Древолазание в России, интервью с самым активным древонавтом страны — Евгением Зеном
Евгений живёт на западном Кавказе, в Адыгее, в посёлке Новопрохладное. Это
уединённое место в горах, откуда стартует большинство походов на горный
массив Тхач. У Жени свой кемпинг «Нулевой километр». Первый раз я попал туда в 2020 году и
впечатления описал в этой статье .
В марте 2022 года кемпинг приютил меня во второй раз. Две недели я просто
спал, читал, смотрел фильмы — лечился от тревожности во время начала войны.
Хотел сходить на Тхач, но погода не благоприятствовала. Мне помогло, место волшебное.
Уже несколько лет Евгений является основным популяризатором рекреативного
древолазания в России. Что же это такое,
его и расспросим.
— Женя привет. Про «древолазание для души» я узнал из твоей статьи на сайте
Риск.ру. До этого не выделял такое в отдельное направление. А как ты сам в
первый раз про это узнал?
-Моя древолазная история началась, как и у многих — ещё в детстве, когда манили
тутовники, абрикосы и черешни, зачастую соседские и полу-созревшие:) Большими
деревья не были, да мы сами были поменьше. Дерево представляло собой надёжное
укрытие, обзорный пункт и просто способ помериться силами и в ловкости со
сверстниками. Там хотелось Быть, Жить.
Когда в сознательном возрасте я перебрался поближе к лесу, в деревушку на границе
Кавказского Заповедника, наступила следующая эпоха сближения с деревьями.
Сначала древесина интересовала в практическом аспекте, в качестве строительного
материала или дров для печи, а уже позже — как источник вдохновения от красоты и
величия деревьев, и как следствие началось освоение практик ухода за ними.
Можно сказать, что «рекреативка» стартовала с момента, когда с детьми мы провели
час на прекрасном дубе, самозабвенно ползая по нему во всех направлениях.
Хотелось продолжать, по-началу это были разовые ситуативные практики, но уже тогда
я почувствовал, насколько это приятно моему телу. Появился некий азарт в
преодолении задач, которые ставило каждое новое дерево. Стало приходить
понимание видовой разницы деревьев, включилось интуитивное доверие нужным
ветвям, ощущение надежности при обхвате ветвей и выборе опоры и конечно
же желание обозревать с вершины крон новые горизонты.
Однажды, мне попался ролик французских ребят из проекта Caravan L'Arbre. Они
устраивали мобильные подвесные кафешки в платановых кронах. Барабанная
установка, полноценный интерьер кафе, горячая пища, и конечно сами клиенты — всё
было поднято в крону и помимо вкусного обеда, мероприятие превращалось в
маленькое Приключение. Идея мне очень зашла и вдохновила. Я понял, что на дереве
можно обустраиваться, поднять туда практически любого и наполнять это занятие
новыми смыслами. Возникло желание быть проводником для людей в этот мир и что
достаточно просто придумать вокруг этого свою «фишечку».
— После того, как ты нашел пласт информации про зарубежный опыт, нашел ли
что-нибудь про активность в России?
-Про зарубежный опыт найти информацию было не трудно, так как рекреативка
существует уже более 40 лет, а все основатели явления весьма душевные и
общительные ребята.
Поиском единомышленников в России, конечно, тоже занимался. Нашлись лишь
отдельные энтузиасты. Пожалуй, самым идейным запомнился Алексей Слепцов из
Москвы, основатель сайта drevolazanie.ru, ныне несуществующего. На сайте были
собраны доступные на тот момент крохи информации — литература, видео. В 2013
году это было для меня очень ценным, равно как и возможность общения и обмена
опытом.
Говорить о массовом интересе и тем более на уровне полноценного обучения или
регулярных практик не приходилось. Могу сказать, что за последние 11 лет ситуация
не сильно-то и изменилась. Ниша попрежнему не заполнена, что, впрочем, всегда
только придавало мне бодрости.
Если говорить про сообщества, то наиболее близкое нам — это сообщество
арбористов. Профессия стремительно набирает обороты, хотя и со своими
«национальными особенностями». На русском языке литературы практически нет и в
большом плюсе те коллеги, кто умеет читать в оригинале. Несмотря на уверенное
владение техниками лазания, плоскость рекреативки вне зоны их активного интереса.
Уверен, что большинство коллег не лишены романтики и всё-таки находят время
отвлечься от бизнеса и позависать в свое удовольствие!)
— Получается, в целом воз и ныне там, не считая редких исключений. Почему
так?
-Сказать так, означало бы перечеркнуть результаты 10-летней деятельности и забыть
сотни благодарных и восхищенных людей, которых мы подняли в кроны) Воз
движется, флаг уверенно развевается!
У каждой тележки своя дорожка. Можно считать, что подготовительный этап пройден,
стало понятно, как об этом говорить, как делать процесс безопасным и даже как можно
это «продать». Возможно, на очередном витке идея будет подхвачена
неравнодушными и предприимчивыми последователями и ситуация поменяется в
сторону массовости.
Миссия TreeWalkers больше культур-треггерская, нежели в создании нового успешного
стартапа. Задать многовекторность, базу, основу, понятия, философию — мне
интереснее действовать так, даже порой вразрез с коммерческой целесообразностью.
Терапия, педагогика, научные проекты, практическая арбористика, экология,
просветительская деятельность — все это нанизано на одну идею и при отсутствии
запроса на что-то одно, всегда можно переключиться на соседнее. Может именно по
этой причине, за всё это время занятия не стали рутиной, или «просто бизнесом». Было
бы лукавством совсем отрицать коммерческий интерес, но за счет той самой
многовекторности, более востребованные позиции, например арбористика, может
слихвой прокормить науку, занятия «для души» и прочие адвантюры.
Задача данного интервью и многих других публикаций — достучаться до тех, кто давно
ищет и хотел бы попробовать. Обратная связь от таких качественных встреч
покрывает десятки прочих, проведенных по стандартной рутинной схеме.
Поэтому вопрос: может ли данное направление стать массовым, остается открытым.
-Может и не стоит? А у тебя какие мысли?
— Твой проект чем-то похож на научно исследовательский институт, изучающий
вопрос, который неизвестен 99.99% даже потенциальной аудитории активных
людей. Нужно ли знакомить сотни тысяч? Наверное да, это здоровая активность.
-Своими публикациями ты напомнил мне про деревья, по которым последний раз
я лазал ради удовольствия лет 15 назад. За это благодарю, и расскажу свою
историю.
В детстве, живя в Самарканде, половину времени на улице мы с друзьями
проводили на деревьях. Шелковица, платаны, тополи, ивы, вишни. Потом, когда
стал альпинистом, уже в Петербурге, лазал со снаряжением на высокие сосны и
вил там гнезда из веревок, ночевал. Это шло изнутри, я ничего не знал про
древонавтику и что это прям отдельное направление.
Сейчас, я бы хотел иметь возможность получить специализированную
техническую базу и наработки в уже упакованном виде, на курсе или семинаре
по древолазанию, а не собирать по крупицам. Это даже с учётом большого опыта
в альпинизме и роупджампинге.
Хотел бы приехать с детьми на какой-нибудь фестиваль с огромным спайснетом
и вечерами у костра.
Для этого нужна популяризация, массовость. После отсева большого количества
коснувшихся, найдутся те кому это действительно по душе. В свою очередь они
привлекут новых людей и так далее. В итоге массовость даст события, тусовки,
экспедиции, обмен опытом.
-Как мне, или читателю этой статьи, научиться эффективным способам попадания
на высокие деревья и переходам с дерева на дерево? Как определить опасные
стволы и ветки, кроме как общего ощущения на вид и интуиции? Подскажи
пожалуйста.
-В нашем НИИ разработаны и практикуются обучающие курсы как для детей, так и для
взрослых. Разовые и многодневные, с акцентом на веревочные техники или на
телесные практики, на арбористику или дендрологию. Об этом можно почитать на сайте treewalkers.ru .
Есть несколько уровней, которые зависят от степени подготовки участника, выбранной
категорийности древолазного маршрута, сценария и времени, которое выделяется на
встречу.
Занятия мы проводим в специально оборудованном Дендродроме, где отобраны
деревья для отработки разных техник и уровней. Подьем на высокие деревья требует
определенного мастерства, где приходится применять комбинированные техники. Как
правило, подьем на гиганты мы не предлагаем новичкам, разве что в рамках
фестиваля, когда маршрут оборудуется надежной верхней страховкой.
Наверное, самые романтичные и технически сложные мероприятия на деревьях — это
путешествия в верхнем ярусе кроны, с переходом между деревьями без спуска на
землю. Мы называем это tree-traverse. Для вдохновения рекомендую историю Брайана
Френча (Brian French) и Уилла Куумджиана (Will Koomjian), из исследовательского
проекта Ascending the Giants, которые задались целью преодолеть почти
километровое расстояние по 82 деревьям, не касаясь земли в течение 5 дней.
Для реализации подобного приключения у нас есть необходимый опыт и снаряжение,
хотя в пятидневку еще не ходили.
Один из способом приобщиться к явлению и получить практический опыт это участие
в нашем ежегодном фестивале BigCanopyCampout.com, который объединяет единомышленников по всему
миру. Количество участников (~1200) и география (~26 стран) постоянно расширяется.
Нас активно поддерживает производители снаряжения (например, DMM и Petzl), что
позволяет выполнять работы на высоком техническом уровне. Вот как это
происходило в 2022 году:
Можно приехать с детьми и друзьями — костры, фаершоу, подвесные деревни,
троллеи, слэклайны, space-net, батут в кроне. Всякий раз это происходит своим
уникальным образом. С прошлого года TreeWalkers отвечает в этом проекте за общую
картографию и координацию русскоязычных кемпаутов.
В «упакованном» виде все знания изложены в моей книге «Древонавтика на пальцах»,
которая готовится к изданию. В ней подробно освещен весь жизненный цикл процесса
древолазания, начиная от древесной анатомии, свойств древесных пород, их
патологий, до технических аспектов древолазания и, например, его терапевтической
пользе.
Я всегда рад поделиться знаниями при личной встрече, если на то есть запрос!
— Как тебя найти в интернете?
Легко:https://treewalkers.ru
https://goclimbing.ru/
****************
2.Золотое дерево Тхагаледжа- мировое древо адыгов,
В нартском эпосе золотое дерево («дышъэ чъыгы»), выращенное богом плодородия и
земледелия Тхагаледжем, - это ветвистая яблоня с чудодейственными плодами «мы1эрысэ».
И эту яблоню – символ продолжения рода нартов – считают мифологической
разновидностью древа жизни или мирового древа. Наделенное жизнеутверждающей
символикой, золотое древо Тхагаледжа предопределяло существование нартов в целом.
Поэтому адыги определяли яблоне особое место среди плодоносных деревьев, считая его
своим древом жизни.
Но в чём именно проявлялась сакральность нартского золотого древа? И какие его
жизнеутверждающие признаки характеризовали его как древо жизни или мировое древо?
В первую очередь, большое значение имело то, что эта золотая яблоня («дышъэ мыIэрысэ»)
нартов была выращена богом плодородия и изобилия Тхагаледжем (Тхьэгъэлэдж), что
изначально и придавало ей сакральный характер. В нартском эпосе Тхагаледж, сын
провидицы Уорсар, брат Амыша и Мамыша, был первым пахарем, и он дал нартам семена
проса, научил их обрабатывать землю, пахать и сеять. Он одарил их волшебным золотым
древом с чудодейственными яблоками, которые были наполовину белые, наполовину алые.
В мифологии бог плодородия и изобилия Тхагаледж отображается как могучий старик-
пахарь с белой до пояса бородой и с золотым посохом в руках; одет он был в белые одежды.
«Его обувь была изготовлена из кожи девяноста зубров, а съедал он сразу бульон, сваренный
из десяти быков, и кашу из проса, собранного с восьмисот десятин земли». В иерархии
нартских богов этот могучий пахарь был ближе к верховному божеству Тхашхо и считался
могущественным посредником между ним и людьми. На высших советах («хасэ») он вместе
с покровителем кузнецов Тлепшем всегда занимал почетное место. На праздниках первую
заздравную чашу нарты поднимали в его честь. А у адыгов с его именем связаны почти все
земледельческие обряды .
Так, в старину адыги прежде чем начать весенне-полевые работы накрывали на стол у
наиболее крепкого дерева, которое признавалось ими священным, и проводили трапезу во
главе с главным пахарем («вак1уэ тхьэмадэ»). Тогда пахари произносили свои
благопожелания главному божеству земледелия Тхагаледжу, прося о содействии во время
пахоты, и рассказывали детям о нём и его силе:
«О, Золотой Тхагаледж!
Даруй нам следующее:
Имеющий чтобы благодетельствовал,
Имеющий чтобы коням на корм давал,
Чтобы развевался наподобие козлиной бороды,
Чтобы тяжелый был как кольчужный рукав,
Чтобы на пахоте колыхался,
Чтобы над юношей склонялся,
Чтобы с крепким стеблем,
Чтобы с крупной верхушкой был,
Чтобы на одном рядке восемьсот стогов было,
Чтобы из одной кучи десять стогов проса было,
Чтобы в каждой семье постольку провеивали,
Чтобы во благо съесть суждено было,
Пусть бог великий нам дарует!».
Несомненно, столь сакральное отношение нартов к Тхагаледжу переносилось ими и на его
чудодейственный дар – окультуренную золотую яблоню, волшебные плоды которой могли
излечить даже бесплодную женщину. Эта жизнеутверждающая символика золотого древа
бога плодородия и земледелия указана в его эпическом описании в сказании «Золотое дерево
нартов»:
«Его (яблока) одна сторона белозолотистая,
Его другая сторона — краснозолотистая,
С восходом солнца почка набухает,
С заходом солнца плод созревает,
Лучи утреннего солнца один его бок окрашивают в красный цвет,
Другой бок окрашивают в белый цвет,
Если бесплодная женщина откусит красный бок,
То понесет и сына родит,
Откусив белый бок, понесет и
Красавицу-девочку родит» .
Из представленного описания следует, что золотое древо нартов давало одно яблоко в день. И
за это время оно проходило весь жизненный цикл: от распускания почки на дереве с
восходом солнца до полного созревания плода с заходом солнца. Само яблоко росло под
воздействием солнечного света. Кроме того, чудодейственные плоды золотой яблони
Тхагалежда наделяли нартов молодостью, силой и красотой. Так, чудодейственный плод
золотого древа, наделяющий плодовитостью, - это плод жизни, а сама яблоня - символ
плодовитости - соотносится с древами жизни .
Следовательно, соотнесение золотого дерева Тхагаледжа с древом жизни или мировым
древом (arbor mundi) основывается на том, что оно заключает в себе представления нартов о
жизни, является символом плодовитости, молодости, силы и красоты, предопределяет
продолжение всего рода нартов. Согласно мифу о золотом древе нартов, оно как мировое
древо играет роль сакрального центра мироздания, соединяющего и гармонизирующего все
его сферы. При этом ветви дерева соотносятся с небом, ствол – с землёй, а корни – с
подземным миром. И как ось мира золотая яблоня Тхагаледжа представляет собой единство
противоположностей: «восход солнца – закат», «белое – алое», «верхний мир – нижний мир»
в поисках похищенного плода .
В сказании «Золотое дерево нартов», единственный чудодейственный плод яблони бога
плодородия стал пропадать каждый день. Какой-то бесследный вор изловчился красть
божественный дар ежедневно. И тогда растерянные нарты построили вокруг своего древа
жизни, без которого не мыслили себя, крепость без входа и выхода. Однако это не помогло
им, яблоко продолжило исчезать каждый день. На этот раз разгневанные нарты решили
стеречь свое золотое дерево по очереди. Но неуловимый и незримый вор умудрялся обходить
бдительную стражу яблони и воровать её чудодейственный плод. И только два сына нарта
Дада из рода Гуазо, два близнеца, два смелых джигита, на исходе своей дозорной ночи
заметили, как три белогрудые голубицы подлетели к золотому дереву и сорвали яблоко. Один
из братьев выстрелил из лука и ранил одного из пернатых похитителей. А утром оба брата
отправились на поиски украденного плода по кровавому следу, что привёл их к морю.
Молодой нарт, который стрелял в голубей, отправился в морскую пучину за яблоком, а его
брат-близнец остался ждать на берегу. На глубине моря нарта встретили семеро юношей-
братьев и их прекрасные сёстры, дети Аушдгера и богини всех морей. Оказалось, что три
дочери морской богини превращались в белогрудых голубок и крали каждый день «спелый и
несравнимый плод из плодов небывалых: белый — наполовину, наполовину-алый» с дерева-
дива, выращенного богом плодородия, ради того, чтобы найти себе достойных женихов среди
нартов .
Содержание сказания показывает, как золотое древо нартов объединяет три мира: небо
(«голубки»), землю (сама «яблоня») и подземный мир («пучина моря»). А после
драматических событий вокруг одной из сестёр-голубок и двух братьев-близнецов, третья
дочь морской богини Мигазеш перепутала братьев, что привело к трагическому
братоубийству, девушка отправляется по совету матери к бесстрашным нартам, чтобы жить
среди них и «приумножать род нартский, растить нартов отважных»:
«И Мигазеш поселилась,
Море покинув, у нартов.
Вскоре у ней два сына,
Два близнеца народились,
Как две звезды, две капли
Светлой воды, — похожи.
Звать одного Имысом,
Уазырмесом другого» .
Сакральное золотое древо нартов – золотая яблоня бога плодородия и земледелия Тхагаледжа
– это символ плодовитости и приумножения нартского рода. Оно стало древом жизни для
адыгов, у которых культ деревьев, священных рощ и дубрав всегда занимал почётное место в
традиционных религиозных верованиях. Они поклонялись деревьям и верили, что на них
живут невидимые божества, исполняющие их желания духовного добра и вечной жизни
Все плодовые деревья, в том числе и яблоня, считались ими «благородными» или
«добрыми»; их нельзя было вырубать К яблоне же адыги до сих пор относятся с особой любовью и почитанием, считая её с давних времен символом долголетия. А её плоды
- яблоки, по их мнению, исцеляют от множества недугов. Как говорится: «яблоко на обед – и
всех болезней нет!»
http://proza.ru/
*********************
3.Бараноиды против козлопланетян: правда об адыгейской находке
Дмитрий Маликов
палеонтолог, кандидат геолого-минералогических наук, научный сотрудник Института геологии и минералогии СО РАН.
В связи с очередной шумихой вокруг «инопланетных черепов из сундучка «Аненербе»», АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ задал несколько вопросов
палеонтологу, кандидату геолого-минералогических наук, научному сотруднику Института геологии и минералогии СО РАН Дмитрию
Маликову.
— Дмитрий, добрый день! В российских СМИ снова появилась информация о том, что в горах Адыгеи обнаружены «два черепа
неизвестного науке существа». Некоторые горе-учёные даже утверждают, что наткнулись на останки инопланетян. Кому на самом деле
принадлежат черепа?
— Добрый день, уважаемые читатели. К сожалению подобные «сенсации» появляются в СМИ довольно часто. Что касается конкретно этих
черепов, то я о них уже читал в своё время. Меня как палеонтолога эта новость, конечно, повеселила. Однако мне грустно от подобных
публикаций, поскольку они позорят науку. Любой териолог (специалист по млекопитающим) тут же вам скажет, что это черепа, принадлежащие
полорогим (семейству парнокопытных). Поэтому говорить, что «эти существа неизвестны науке», не стоит.
Что касается более точного определения, то, по моему мнению, эти черепа принадлежат горным баранам. Учитывая место находки, скорее
всего, это европейский муфлон (Ovis musimon), но, возможно, и уриал (Ovis vignei). В качестве доказательства, могу привести фото целого
черепа алтайского архара (Ovis ammon), обнаруженного в окрестностях посёлка Шушенское Красноярского края. На фото хорошо видно то, что
на этом черепе не сохранилось и что пытаются выдать за таковое (глаза, нос, челюсть). Черепа этих животных отличаются только некоторыми
деталями. Да и в целом животные весьма схожи, поэтому иногда их считают только подвидами Ovis ammon. Таким образом, на мой взгляд, на
фото ни что иное, как повреждённые черепа горных баранов.
Череп архара (Ovis ammon), поздний плейстоцен. Место находки п. Шушенское, Красноярский край. Из коллекции палеонтологического музея
Томского государственного университета (экз. ПМ ТГУ 1/175).
1 – глазница; 2 – верхняя челюсть; 3 – суставной отросток скуловой кости; 4 – затылочное отверстие; 5 – роговые стержни; 6 – носовая полость;
7 – «зачаток глаза инопланетянина» (след от удара по черепу).
Пунктиром отмечена примерная линия, по которой шло образование черепа «инопланетянина» из новости.
— А ваш коллега Алексей Бондарев утверждает, что черепа принадлежат козлам (турам)…
— Алексей Бондарев хороший специалист, и мы часто с ним обсуждаем находки или интересные публикации, которые видим в сети. У меня нет
ни малейшего сомнения в квалификации Алексея. Что касается конкретно этих черепов, то разность в определении я могу объяснить в первую
очередь тем, что ни он, ни я не держали эти черепа в руках. А определения по фотографиям повреждённого материала могут быть неточны.
Однако, имев дело с большим количеством черепов горных баранов, я бы всё же склонялся именно к этому варианту. Хотя сразу скажу, череп
кавказского тура я вживую не видел. Поэтому полностью я бы этот вариант тоже не исключал.
— Чем объясняются такие огромные глазницы черепов?
— Лучшим объяснением этого является то, что ни каких глазниц на этом черепе нет. Глазницы у черепа полностью утрачены, на фото целого
черепа они хорошо видны. То же что считают глазницами, на самом деле, ни что иное как внутренние полости рогов. Собственно поэтому
козлов и баранов относят к семейству полорогих. Что касается того почему отверстия имеют округлую форму сложно сказать получены они
естественным путём при разрушении или сделаны намеренно. Сам я находил черепа баранов у которых лобные кости ломались в форме
полукруга, поэтому разрушение может оказаться абсолютно естественным.
Череп архара (Ovis ammon), поздний плейстоцен.
— Почему у черепов нет ртов?
Дело в том, что рот формируют вместе верхняя и нижняя челюсти (которые соединены между собой мышцами) и мягкие ткани. А так как здесь
мы имеем дело только с костями, притом вероятно достаточно древними, то рта тут быть не может по определению. Что касается челюстей, то
обе они были разрушены. Если обратиться к черепу архара из Шушенского, то верхняя челюсть на месте, и кроме того можно видеть место
соединения нижней челюсти с черепом (суставной отросток скуловой кости).
— Скажите, пожалуйста, почему, на ваш взгляд, даже археологи могут допустить мысль, что эти останки принадлежат
«инопланетянинам»?
— На мой взгляд, никто из квалифицированных археологов не допустит подобных мыслей. Любой уважающий себя исследователь если он не
уверен в том что он нашёл, обратится к коллегам. А тем более, если дело касается объектов, не относящихся к сфере его изучения. Поэтому
археологи и геологи регулярно обращаются к специалистам палеонтологам для определения костных остатков или других окаменелостей.
— Что вы можете сказать всем нерадивым журналистам, которые пишут лженаучные статьи о «козлопланетянах»?
— Поскольку нерадивым журналистам говорить что-либо абсолютно бесполезно, то я бы хотел обратиться к тем журналистам, которые хотят
быть профессионалами своего дела. Если вы хотите написать достойный материал и не быть посмешищем в глазах людей, то прежде чем что-то
публиковать, проконсультируйтесь со специалистами в той области, о которой пишете. Особенно когда дело касается таких специфических
областей, как геология, археология и палеонтология. Поскольку данные сферы обычно весьма далеки от большинства людей. А потом и
появляются псевдонаучные новости о находках окаменелых яиц мамонта. Поэтому, уважаемые журналисты, прошу, в погоне за сенсацией
старайтесь оставаться профессионалами.
— А можете вспомнить случаи, когда черепа нарочно «деформировались» и преподносились как инопланетные? Кому выгодны
подобные мистификации?
— Честно говоря, я не особо слежу за подобными мистификациями, мне гораздо интереснее реальные научные факты. Изредка смотрю
псевдонаучные передачи одного известного телеканала, но исключительно, чтобы посмеяться. Что же касается того, кому такие мистификации
могут быть выгодны, то тут я думаю стоит разделить их на две категории. Первые это дилетанты которые не понимают и не желают разобраться,
а просто гонятся за сенсацией. А вторые это шарлатаны, которые намеренно всех обманывают, пытаясь выманить деньги. И эти вторые куда
опаснее, ибо они гораздо изобретательней в своих мистификациях.
— К сожалению, сейчас все мракобесные статьи и новости российских СМИ очень хорошо читаются — вероятно, многие люди верят в
существование паранормального. Что, на ваш взгляд, может быть панацеей от такой веры? Как можно воспитать в россиянах
критическое мышление?
— На мой взгляд, чтобы искоренить эту веру нужно в первую очередь повышать качество образования. Ибо за последние 25 лет оно сильно
ухудшилось, современные школьные учебники часто бывают красивыми, но малоинформативными, не говоря уже о банальных ошибках (сужу
по личному опыту). Вторым, не менее важным аспектом, является то, что эти псевдонаучные передачи в принципе существуют. До тех пор пока
их будут снимать и показывать, изменить это будет сложно. И тут, на мой взгляд, нужны действия «сверху», на мой взгляд нужна банальная
цензура. Ведь ещё не так давно на федеральных каналах выходили такие замечательные передачи как «В мире животных», «Диалоги о
животных», документальные фильмы российского и иностранного производства. А что мы имеем сейчас? Да такие передачи идут и сейчас, но
не в пример реже чем «псевдо научпоп». А всё почему? Потому, что для того чтоб сделать качественную передачу нужно много сил, средств и
времени. А снять сюжет про инопланетян с картинками можно куда быстрее. А уж о хорошем научно-популярном фильме я вообще молчу, это
очень дорогое мероприятие. Хотя и их в России снимают, в том числе и при поддержке Русского географического общества. Однако фильмы эти
оказываются так же маловостребованными, как раз по причине засилья «мистицизма».
Поэтому хотелось бы пожелать всем быть более придирчивыми к информации. В магазине вы ведь стараетесь брать качественные продукты?
Так зачем же добровольно потреблять информационные нечистоты? Если сомневаетесь, то обращайтесь к специалистам. Ведь если у вас
сломалась машина, вы идёте к профессиональному механику, а при болезни – к врачу? Так может не стоит верить какому-то, к примеру,
экономисту (пусть даже он и доктор наук), рассуждающему о том, что череп принадлежит инопланетянину? Ещё раз всех призываю быть
придирчивыми к тому, что вы «потребляете».
*********
Интересно.
- И тебя самого бог произвел, - говорил поп.
- Неправда! - сказал Оська. - Меня мама!
- А маму кто?
- Ее мама, бабушка!
- А самую первую маму?
- Сама вышла, - сказал Оська, с которым мы уже читали "Первую естественную историю", - понемножку из обезьянки.
- Уф! - сказал вспотевший поп. - Безобразие, беззаконное воспитание, разврат младенчества!
И он ушел, пыля рясой.
Лев Кассиль. Кондуит и Швамбран.
https://antropogenez.ru/news/
***************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
3 декабря 2024 года.
Свидетельство о публикации №224120300229