Где осталось сердце
Что может быть для человека более важным и ценным, чем Родина и семья? И можно ли прожить осмысленную и полноценную жизнь, не имея семьи и не создав ее? Как стать счастливым и полезным для людей вдали от родины? И что важнее- Родина или семья? Эти и многие другие, не менее сложные, философские вопросы волнуют человечество с давних пор. И каждый человек по-своему ищет ответы на них.
Так устроен мир: человек рождается, взрослеет, стареет и уходит из бытия. И нам это неподвластно, мы не в силах что-либо изменить. Не каждый из нас совершает открытия, становится героем, известной личностью. Но если у тебя есть родина, если у тебя есть семья, люди, которым ты дорог, даже если ты уйдешь, о тебе будут помнить, пока живы твои близкие. Хотя и недолго... Мощная река времени настолько неумолима, что все земное уносит на своем пути. Забвение неотвратимо! Как ни вспомнить классику:
Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не минет судьбы.
Г.Р.Державин.
***
Таких домов во Владимировке было немало! Дом -пятистенок. Строили добротно, на совесть! Не только для того, чтобы семье, в которой было по семь и более детей, иметь крышу над головой, но и, следуя традициям своих предков, большинство из которых переселенцы 1888 года из Курской губернии, Короченского уезда, стремились наполнить жилье теплом и любовью, уютом и достатком. Потому и строительство дома стало важнейшим событием в жизни семьи, в котором проявилась самобытность и подлинность культуры нашего народа. В народе считалось лучше- а это был один из главных заветов отцов,- если окна дома глядят на юг и восток! И не только потому, что солнышко утром встает и светит в окошко,- в сознании мастеров невольно, на генетическом уровне, отразились представления народа, дошедшие к нам из глубокой древности. Еще в славянской мифологии юго-восток считался стороной света-"божеской, красной стороной". И люди, живущие в таком доме, его окнами- "лицом"- как бы обращались не к темным, дьявольским силам , а к свету, к Богу. Этим же объясняется традиция хоронить человека лицом на восток, тем самым выражая уважение силам Природы, как бы символически возвращая его к родовым корням, чтоб душа умершего перешла из мрака в свет, от смерти к жизни.
Большую часть своей жизни наш дедушка-Кривенко Алексей Федорович, 1901 года рождения, прожил в доме, срубленном в тридцатые годы двадцатого века из дерева вместе со старшими братьями : Филиппом, Дмитрием, Лукьяном , Тимофеем. И, как мне кажется, прадеду, родом из Курской губернии, слободы Кривошеевки, Кривенкову Федору Власову, и его мастеровым сыновьям (старшего сына он назвал , как звали его деда- Филиппом!) было очень важно правильно выбрать место для возведения домашнего крова- высокое. светлое, обжитое, проверенное временем. И чтобы было сухо- в подпол не подходила вода!- и чтобы речка была рядом- белье женщинам есть, где полоскать, огород поливать...
В одной половине дома, имеющего отдельную входную дверь, в последующие годы будет жить старший брат дедушки Захар Федорович Кривенко с супругой и детьми(Виктором, Марией, Егором), а во второй половине - семья моего деда- Кривенко Алексея Федоровича. Здесь, в одной просторной комнате, с тремя окнами на восток, служащей и спальней, и горницей, и кухней, родились его дочери: старшая - Нюра, в 1926 году, через 2 года - Валя, а в 1931 году- моя мама Шура. Единственный сын Виктор появился на свет в 1939 году...
Около века прошло с тех пор, как мастера рода Кривенко воздвигли свое жилье на суровой сибирской земле! Но и сегодня это добротный , ухоженный, гостеприимный дом, хозяева которого-замечательные люди: мой родной дядя Кривенко Виктор Алексеевич и его супруга Мария Трофимовна, а также их сыновья: Владимир и Николай, дочь Татьяна и многочисленные внуки...
***
В семье своей Витя был самый младший. Сестре Александре, моей маме, было его очень жалко. Слезы наворачивались на глазах, когда она рассказывала о братике. Худенький мальчик- всего два годика!- слабенький, как тростиночка, с бледным, болезненным личиком, тонкими ручками, он плохо стоял на ножках. Как и все "дети войны", постоянно не доедавший, утоляющий чувство голова, в лучшем случае, "драником", не видевший в глаза не только яблочко, конфетку или кусочек сахара, но и не знающий, что такое настоящий хлеб!
Это было страшное время! Враг рвался к Москве. Вся страна поднялась на защиту Отечества. Сколько жителей Владимировки покинуло свою родину! Ушли навсегда. Канули в вечность...Чтобы даровать нам жизнь. Чтобы спасти от фашизма.
Были призваны на войну родной брат отца Захар и два его племянника :Роман, сын Филиппа, и Василий, сын Дмитрия. Отца Виктора, Алексея Федоровича Кривенко, врачи "списали" из-за плохого зрения. Однако почти два года он, как и его родной брат Дмитрий, будет работать под Красноярском, на железнодорожной станции Злобино. Уже в августе 1941 года сюда поставят первые эшелоны с кузнечно- прессовым оборудованием и электросварочной техникой- 4000 вагонов и 400 вагонов с людьми- специалистами Брянского завода "Красный профинтерн", выпускающего паровозы, краны, оборонную продукцию. Разгружали эти вагоны около тысячи человек, и среди них отец Виктора. На привокзальной площади Злобина размещался целый квартал бараков и землянок, где временно останавливались эвакуированные жители из европейской части страны. Эшелоны разгружались на открытых полях, станки ставили прямо на земле. Здесь же и жили рабочие. Оборудование стало принадлежать Красноярскому машиностроительному заводу, на котором производились артиллерийские снаряды и авиационные бомбы.
Сибирская деревня не отставала от города. Находящаяся глубоко в тылу, она, как и вся страна ,жила по закону: "Все -для фронта, все -для победы!" Война забрала лучших мужчин - сильных, мужественных, хороших и умелых работников. Из деревни увозили лошадей, технику! Жалко было! Но все прекрасно понимали: выхода другого нет. В колхозе, на ферме и на полях, с утра до позднего вечера, трудились истощенные женщины, измученные подростки и старики: косили и сгребали сено, делали зароды; жали и убирали рожь, заготавливали силос, убирали лен, пололи свеклу, турнепс, картошку... Днем работали на полях, а ночью - на подтоварнике. Работу всю и не перечислить. И все же не могли управиться с колхозным хозяйством, не могли вовремя собрать урожай. Большая часть осталась под снегом, погибла. Даже то, что удалось вырастить и убрать: овес, лен, картофель, пшеницу- портилось из-за недостатка рабочих рук, бесхозяйственности, отсутствия элеваторов.
Моя мама, сестра Виктора, рассказывала , как поздней осенью 1942 году она, одиннадцатилетняя девочка, вместе со своими сестрами, подружками, школьниками, под дождем и на холоде копала картошку. Поле от деревни было далеко, километрах в трех -четырех, где позже будет открыта птицефабрика, и все шли пешком. Пока доберешься - уже устанешь.
-Копали все дни , до вечера, несмотря на погоду- порой дождь начнется, все замерзнут. А отогреться негде. Станешь у дерева, а дождь все равно мочит. Хорошо, если мальчишки костер разожгут- хоть пальцы, грязные и окоченевшие, немножко отогреешь. А потом опять идешь на свой ряд. Земля липкая, твердая. Возвращались домой поздно, чтобы завтра вернуться снова. А как не пойти?!Всем трудно! Было очень тяжело! Да еще и урожай, сложенный в кучи и накрытый ботвой, вывезти с поля не удалось: не было ни одной здоровой лошади! Только весной картофель перевезли на переработку в Спирт- завод.
Выполнив план по хлебозаготовкам, колхозники оказались без хлеба! Выручала, спасала опять- таки картошечка. Однако и ее не хватало; вот и потянулись люди, от безысходности, втайне от руководства, за мороженной, оставленной на полях ,-хотя бы драников наделать да накормить детей. Наверное, голода можно было бы избежать, если бы не Постановление Совета министров СССР от 1942 года о мерах, нарушающих Устав сельскохозяйственной артели в колхозах, в соответствии с которым были урезаны размеры приусадебных участков. По мнению "высокого начальства", труд на личных огородах отрывал от общественной работы. И все -таки самым трудолюбивым жителям Владимировки удавалось обработать небольшие земельные участки. Моим родным - раскопать лопатами напротив своего дома пустующую целину и посадить немного картошки, сколько хватило семян. Отец в это время был под Красноярском, а когда вернулся домой, стало легче, особенно после войны. Все -таки отец дома- не каждому даровано такое счастье!
Родители и сестры до позднего вечера на работе, а потому хотели, чтобы Витя ходил в детский сад- хотя бы потому, что там деток кормили. По воспоминаниям мамы, приносили с фермы ведро молока и варили ароматную пшенной кашу! Но Витя не захотел есть даже кашу-выдержал только два дня и сбежал! С отцом ему было куда интересней! Отец косил сено, отбивал косы - и он с ним; возил на лошади дрова, горючее, хлеб на элеватор- и он с ним; ухаживал за скотом, пас стадо коров , сторожил по ночам - и Витя с отцом, ночевал с ним в избушке.
В 1947 году Витя пошел в первый класс. Здание Владимировской начальной школы, где когда -то, до революции, учился его отец(тогда это была церковно- приходская школа), а потом - сестры, в конце войны сгорело во время пожара, и учебные занятия проходили в доме, в котором располагался детский сад. Учиться ему нравилось! Первая учительница, из местных-молоденькая девушка, Погорелова Александра Афанасьевна, дочь колхозного животновода Афанасия Никифоровича, добрая и справедливая, интересно и увлеченно объясняла урок, и он быстро все запоминал, в особенности-географические сведения и исторические события. Заведующей школы в это время была Погорелова Анна Васильевна. У Вити было много товарищей, среди них Леня Поленов, Быстрицкий Анатолий, Алексей Шандрыгин, его брат- тезка Витя Кривенко, сын деда Захара. И со всеми он дружил, со всеми был в хороших отношениях. В 7 классе он учился в Критово- откуда его сестра Нюра возила почту в деревню, а потом, когда открыли семилетку во Владимировке, стал учиться дома.
Трудовая биография моего дяди солидная! Старательности и усидчивости ему не занимать!
Где только ни пришлось работать! Еще совсем юным парнем в колхозе "Красный пахарь" Виктор был приставлен к трактористу прицепщиком. Это была ответственная работа! От сноровки, умений чувствовать технику зависела общая выработка - выполнение плана. Плуга в те времена были прицепными, на них располагались металлические сидения, где и находился прицепщик. Во время пахоты с помощью рычага он регулировал глубину вспашки- а это очень важно!- на повороте приподнимал плуг, затем опускал. Также приходилось смазывать, чистить, ремонтировать прицеп. Во время посевной кампании работал на сеялке- засыпал в нее подвозимое в мешках зерно, следил, чтобы сеялка не забивалась, вовремя прочищал ее- тогда и посев будет равномерным, и не будет лишних затрат- экономия семян!
Знакома Виктору и работа кузнеца и молотобойца! Целый год он проработал в кузнице вместе с моим отцом. Приходилось и подковывать лошадей. А как -то раз на бойне собирали они подковы - не доставало этих металлических изделий, которые прибивались к копытам лошадей, чтобы предотвратить их повреждение и скольжение.
В 1956 в деревне были расквартированы два полка солдат. Люди называли- "Почтовый ящик". Что, зачем? Никто толком ничего не знал. Началось строительство! От станции Вагино отвели железнодорожную линию, по которой на паровозах подвозился стройматериал, используемый для постройки четырех двухэтажных домов, нескольких "бараков", где вскоре будет размещена школа, почта, магазин, пекарня, клуб. На поле солдаты садили и картошку. Сооруженные ими казармы позже будут преобразованы в цеха птицефабрики. После того, как солдатская "стройка" была завершена, в 1956 году в одном из бараков была открыта школа механизации. За период своего существования школа выпустила 12 групп специалистов. Приезжали учиться парни не только из разных сел Боготольского района, но из Абакана, с Шира. Жили они в общежитии. Многие владимировцы, в том числе Виктор, Шефер Андрей, Федотов Анатолий, пошли учиться на трактористов. Виктор учился в 5 группе. Будущие специалисты дважды проходили практику: весной- во время посевной, и осенью, в уборочную, в Новопетровском колхозе, на комбайнах убирали пшеницу. По окончании школы получили удостоверение "тракториста- машиниста". Закончив школу механизации, Виктор работал трактористом в совхозе.
Вскоре во Владимировке открылось отделение Боготольского леспромхоза. Многие жители стали там работать, в том числе и Виктор. Был он и плотником, и столяром...
Пришлось поработать и на на железной дороге-в "Монтажно- строительном поезде". Электровозов еще не было- ходили паровозы, и бригада, в которой работал Виктор, заливал фундамент под опоры. Вместе с товарищами: Виктором Кудрявцевым и Леонидом Ликандровым- работали на стройке бетонщиками.
Любой труд требует волевых усилий и терпения, но, если человек старается, подходит к работе творчески, вкладывает в нее душу, он видит результаты своего труда, получает удовлетворение. Особенно радостно, если люди ценят его работу! И, где бы ни трудился мой дядя Витя, все он делал ответственно, качественно, на совесть, потому люди и уважают его!
***
Какие мгновения своей жизни человек запоминает больше всего? Разные. И печальные, и радостные.
Вот один из счастливых моментов...Виктору - 14 лет. Отец заколол барана, и они отправились на базар продавать мясо- надо оплачивать налоги, а денег в колхозе не выдавали, только трудодни-"палочки", как их называли. На обратном пути заехали в село Боготол, зашли в сельпо -отец собирался купить "чекушку". И тут на витрине увидели гармошку! Новенькую! Покрытую нежным, темно-коричневым лаком! Сверкающий корпус, меха декорируются оригинальным орнаментом, украшены по традиции цветочными узорами. Блестят на солнце беленькие клавиши, как пуговицы! Так и манят к себе! Кому из деревенских мальчишек не хотелось иметь собственную гармонь, кто не мечтал подержать ее в руках, подобрать на слух душевную мелодию, озорные частушки, любимые песни?!
Деревенский гармонист- завидный кавалер, все девчонки хотели пройтись с ним по улице, посидеть на лавочке, подразнить его:
-Гармонист, гармонист, тоненькая шейка!
Если взялся играть, играй хорошенько!
В деревне гармони были! Особенно у тех, кто побогаче, да и у товарищей Виктора- Александра Дорошенко, Леонида Поленова, Быстрицкого Анатолия, Вошева Леонида. И конечно же, друзья учились друг у друга. Да и в семье дяди Захара, не вернувшегося с войны, тоже была гармошка, на которой частенько играл отец "Саратовские припевки". И не только была гармошка, но и патефон, и велосипед- предметы неслыханной роскоши!
И вот, в магазине, на витрине -гармошка!
-Папа, давай купим!
Купить гармошку хотелось и отцу! Давно хотелось! Только вот денег маловато. Да и выбрать подходящую гармонь - ох как непросто! Говорят, целая наука! Это - как найти верную подругу, единственную и на всю жизнь.. Если гармонь хорошо сделана, если у нее живая душа, то и жизнь сложится и гармошка будет служить долго!
- А дайте -ка гармонь! Посмотрим!
И вот гармонь в руках нашего деда! Уж кто-кто, а он -то знал ей цену, играл с юности. Откуда в нем этот дар? От братьев? Или от прадедов? Кто же может сейчас сказать?! Проверил, все ли исправно, растянул меха, нажал все кнопочки. И заиграл свою любимую:
Когда б имел златые горы
И реки , полные вина,
Все отдал бы за ласки, взоры,
Чтоб ты владела мной одна!
Продавцу и покупателям понравилось. Стоят, слушают, восхищаются!
Взял в руки гармонь и Виктор. И заиграл свои мелодии, новые, из недавно вышедшего на экраны и показанного в клубе художественного фильма "Свадьба с приданым"- куплеты Курочкина:
Хвастать, милая, не стану.
Знаю сам, что говорю.
С неба звездочку достану
И на память подарю.
И пускай все люди скажут:
"Сердцем чист и не спесив".
Или я в масштабах ваших
Недостаточно красив?
В это время в магазин зашел председатель сельпо. Стал слушать. И ему понравилось:
Снова замерло все до рассвета.
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь,
Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь...
-Ну, вот! Инструменту- цены нет! На вес золота! Да и в руках у настоящих гармонистов! Берите! Сдавайте сельхозпродукты: масло сливочное, яйца- и покупайте.
-Так не получится. Нет у нас...
- А откуда вы?
- Из Владимировки.
- Так во владимирском магазине точно такая же гармонь есть!
- Так у нас только деньги. Вот продали на базаре мясо...
Пожалел председатель гармонистов, написал продавцу Присухиной Анне записку, чтобы продала им гармонь без продуктов. Вернулись домой и купили...Как выкручивались, чем платили налоги? Уже забыто. А гармошка осталась...
История эта, рассказанная дядей Витей, глубоко символична. Ведь гармонь не просто музыкальный инструмент - это возвышенная, светлая душа России, голос ее старины, если она в руках гармониста-творца. А задатки творческой личности: развитое воображение, музыкальный вкус и прекрасная память, основы исполнительского мастерства- передавались, что называется "из рук в руки", от более опытных музыкантов- к молодым: от прадеда -моему деду, а от деда - его сыну, а потом и его сыновьям...
Дядя Витя у нас - настоящий гармонист! А гармонисты- люди особенные! Внутренняя культура и интеллигентность, чуткость и деликатность, умение понять душу человека, почувствовать его переживания- вот что отличает родного брата моей мамы от других людей! Природа одарила его талантом, и этот талант проявляется во всем, даже в мелочах: в его походке, в манере одеваться- просто, скромно, со вкусом- в любое время, чем бы он ни занимался. Как он следит за своей усадьбой, огородом, домом, как красит наличники и рамы, как складывает дрова- все у него чисто, аккуратно, на своем месте. Конечно, в этом заслуга не только его, но и супруги- Марии Трофимовны.
***
Как-то я спросила тетушку, рассматривая старинные фотографии, где она совсем юная, обаятельная девушка:
-Тетя Маруся, ты же красавица! А почему выбрала моего дядю Витю? Чем он тебе приглянулся?
И она, улыбаясь, и, как мне кажется, искренне ответила:
- Так он же так играл на гармошке! Видела, как он относился к гармони-заботливо, нежно, никогда не бросит. А это о многом говорит. А потом не пил, как другие, не курил. Вежливый, внимательный... Витенька мой! Посмотри, какой красивый!- и показывает мне фотографии , где они оба, молодые, в окружении родных. Действительно, красивые!
- И девчата на него поглядывали, -продолжает тетя Маруся свой рассказ.- Во время пляски, бывало, заигрывали с ним, пели специально для него частушки:
Гармонист, гармонист!
Не смотри глубоко вниз.
Смотри прямо на меня,
Завлекать буду тебя!
Но и тетушка могла очаровать парня, показать себя во всей красе! Вот их свадебные фотографии. На одной из них: в центре - жених и невеста, одетые в модные, драповые пальто. Рядом - Дед Мороз, с "бородой из ваты", в светлой шапке и такой же шубе, подвязанной, вместо кушака, пуховой шалью! Невеста мила и очаровательна, на ее голове- овальная белая фата, такая красивая- как в сказке!- а сверху накинут платок-ведь на дворе зима. Кругом - снег, белым -бело! Молодые сидят в шикарной, с открытым верхом, карете, поданной для прогулки- катания по деревне и ее окрестностям Андреем Шефером, веселым и заводным "кучером",-такой "возница" прокатит с ветерком! Рядом- гости: родные, друзья, соседи...Все приподнятые, взволнованные, озабоченные! Уважая молодоженов, карету эту для "свадебного поезда", а по-народному, "бричку", изысканно украшенную геометрическими и растительными узорами-чередованием светлых и темных цветочков, ромбов, изготовленную владимирским мастером, выделил управляющий совхоза Петухов Петр Петрович. На втором фото- та же карета, только другой ракурс. Невеста опустила голову и что -то говорит любимому, который ожидающе- вопросительно смотрит на нее...
Свадьбу играли два дня! И я, пятилетняя девчонка, была на этой свадьбе! Надо сказать, что тема женитьбы дяди Вити меня преследовала с детства! Именно невеста вызывала во мне неподдельный интерес! Когда маме нужно было пойти в магазин , а меня брать с собой не хотелось, она уговаривала:
-Галя, ты побудешь одна дома?
-Побуду. А ты мне дашь шахматы?
Дело в том, что братья моих родителей: Виктор и Андрей, оба молодые, не женатые,- частенько приходили к нам по вечерам в гости и играли в шахматы! А мне так нравились их игрушки, что я частенько просила маму дать мне поиграть с ними. Конечно, мама давала. Но какая -нибудь фигурка обязательно закатится куда-то и потеряется! Дядя Витя маму за это ругал:
-Ну, зачем ты даешь ей шахматы?! Опять нет пешки!
На что мама отвечала:
-Вот когда женишься, будут свои дети, тогда посмотрим: дашь ты им шахматы или нет!
Как же я запомнила эти слова!
Было еще и такое: начну капризничать, расплачусь. Мама знает, как меня успокоить! Подойдет к окну и говорит:
-Ой, Галя, посмотри, кто идет?!Дяди Витина невеста! Иди скорее! А то опоздаешь!
Я бегом подбегаю к окну- интересно же посмотреть на невесту дяди Вити! И слезы сразу исчезают! И плакать уже расхотелось.
И вот- свадьба! Наконец- то увижу дяди Витину невесту! Я сижу с ребятишками на печке и с интересом смотрю на происходящее! На печи хорошо: тепло, просторно, вкусно пахнет и сверху все видно, что происходит. А в доме- переполох! Вся комната заставлена столами, накрытыми разноцветными клеенками, а вокруг них- скамейки, на которых лежат новенькие бабушкины половички, сотканные прежде на огромном станке. У бабушки сегодня- важный день! Она хлопочет, выходит на улицу, заходит, что -то приносит, говорит, что нужно делать, где что брать, куда ставить... А на столах- чего только нет! Разные блюда и угощения: винегрет, капуста, огурчики, грибочки, тушеная картошка, холодец, жареная баранина, селедка, пироги, бражка, конфеты, пряники- всего и не перечислить! Но что меня особенно поразило-кисель! Ярко- вишневого цвета. Нет, не жиденький, не в стакане, что течет, а густой, как холодец, с ягодками смородины! И тетя Валя, мамина родная сестра, разрезает его на кусочки, как мармелад, и раскладывает по тарелкам!
И вот кто-то кричит:
-Едут! Едут!
Открывается дверь, и в дом врывается столб холодного пара и вваливается шумная толпа людей! Играет гармошка! Наряженные, веселые, ликующие гости хохочут, поют частушки, пляшут, толкают друг друга. В толпе выделяется самый высокий. Как вы думаете, кто? В шапке, с усами, белой шубе, с нашитыми на ее полы кусочками ваты, в огромных черных валенках -настоящий Дед Мороз! Такого я никогда не видела! Кто -то заносит охапку соломы и раскидывает ее по полу! И зачем насорил?!Ведь было так чисто! Лишь недавно мне пояснили: невесте и жениху нужно было отыскать брошенные в солому монеты! Кто наберет больше? Жених или невеста? Вот только невесту я почему -то не помню! Может, меня уже в то время не было на печке?! Как же обидно!
Но то, что она красавица и модница- я узнала потом, после свадьбы.
В дедовом доме, возле окна, стояла этажерка, на верхней полочке которой тетя Маруся ставила шкатулку- коробочку с крышкой. Там хранились драгоценности!
Самой ценной из них мне казалась "губнушка"! Было интересно наблюдать, как тетя Маруся достает из шкатулки круглое зеркальце, губную помаду и начинает красить губки, а потом сожмет их- как бы проверит: все ли покрасила? Еще в шкатулке лежали цветные нитки- мулине- для вышивания. У мамы моей тоже такие были, поэтому они мне не казались удивительными. Но вот вышивки моей тетушки- великолепны: цветочные узоры, котик, башни Кремля... Мне очень нравились!
***
А потом у тети Маруси и дяди Вити появилась маленькая крошка- моя двоюродная сестренка Танька! Понятно, что родителям хотелось запечатлеть радостные мгновения своей жизни, и они пригласили фотографа. Малышку , наряженную в светленький чепчик и ползунки, положили на кровать, подсунув под головку подушку. Пока фотограф настраивал свой аппарат, я потихоньку подкралась к спинке кровати-разве можно опустить такой важный момент!?-обхватила руками перекладину и с интересом подглядываю за происходящим. Что же будет дальше? Если бы я знала, что буду запечатлена на этом историческом снимке- мгновенно бы сбежала! Но о таких последствиях я и не думала! Так невольно и получились мы с Танюшкой на фото: в центре, на фоне незатейливого рисунка, какие обычно изображались на коврах, развешенных по стенам,-тети Марусино бесценное, любимое, трехмесячное счастье, накормленное молочком, спокойно смотрящее на мир еще ничего не соображающими глазками! А с краю я -любопытно- удивленная , дотошная шестилетняя девчонка!
- Считается, что дети осознают себя с пяти- шести лет, -рассказала мне недавно Татьяна,-а мне кажется, что я себя помню гораздо раньше! Еще только начала ходить, постоянно падала. Сяду и сижу на полу! А подняться трудно. И кто-нибудь меня поднимает. И вот , помню, как передвигаю ножки, а мама поддерживает меня сзади. Идем на кухню. Я тянусь к окну, и тогда мама ставит меня на подоконник и придерживает. А я смотрю во двор...Знаешь, как сейчас вижу! Видимо, был закат, но солнце еще полностью не зашло за горизонт. И сегодня в моем сознании все перемешалось: прошлое и настоящее! И я уже не знаю, где- то, что было, а где- сегодняшнее...Только кажется, что там, в окне нашего дома, осталось мое сердце...Солнце не желтое, а оранжево-красное. И все вокруг будто объято пламенем! Это какое- то чудо! Темная крыша сарая вдруг стала позолоченной! А над ней висят облака! Как причудливые, огромные хлопья ваты, но не белые, а разных оттенков: пурпурные, лиловые, темно-фиолетовые! И баня, где мы с мамой мылись каждую субботу, и дорожка из проложенных досок, ведущая к бане и к воротам на улицу,- все было, как в сказке! Думаю, что мама специально мне показала! Чтобы я запомнила!
Я слушала сестру и думала: не случайно она постоянно фотографирует закат! Закат солнца и детство...И я ее понимаю! Во мне тоже все переплелось...
Интересно, что в русской культуре закат символизирует не только конец чего - либо (дня, жизни, эпохи...), но и начало нового- начало жизни, рассвета! Таня только начинала жить!
-А еще...субботний вечер. Я уже большая! Все пришли из бани. Баба с дедом лежат на кровати, родители тоже отдыхают. Володька- ему еще и годика нет- спит в подвешенной к потолку люльке. А мне вот не спится! У меня новая игрушка- музыкальная шкатулка! Помнишь такую?-спрашивает меня Таня.
Я помню -куклу, матрешку, но не эту музыкальную игрушку!
-Может, это была юла?
- Забыла, как называлась. Круглая. И заводится. Надо надавить несколько раз и опустить. И тогда заиграет музыка , и шкатулочка начнет крутиться!
Что -то всплывает в памяти...Но игрушка - в последнюю очередь. Я тоже, как и Таня, помню субботние вечера в ее отчем доме! Мы с мамой и папой приходили в дедову баню, тогда еще отапливаемую "по- черному", пока отец не сделал свою. В бане нужно было мыться очень осторожно, не подходить близко с стенам- иначе запачкаешься сажей! Выдержать долго в такой бане невозможно, особенно если перед нами мылся дедушка! Он любил париться, и "поддавал жару " столько, что нормальному человеку просто не сдюжить. Субботу я не любила! После бани нужно заплести косички! Шампуней -нет, вода жесткая, хотя бабушка и говорила, что надо мыть с яйцом, волосы все равно запутывались. И, когда мама расчесывала их, было больно! После бани деда с бабой всегда отдыхали! На голове у бабушки - полотенце, лицо красное. А дед лежит на кровати, в ватных штанах,- он любил тепло!- и что -нибудь всегда говорил, например:
- После бани раньше ели тертую редьку с квасом! Вот и не болели!
Но мы редьку не ели! Ели бабушкины булочки с повидлом. Вообще булочки очень вкусные, пышные, если бы баба не выносила их в кладовку и не замораживала. А так...почему -то частенько я ела подмороженные.
-Баба, ну зачем ты булочки заморозила?
- Так, если их не вынести на мороз, они станут черствыми и засохнут, как сухари. Ты подожди немного. Они отойдут.
Но ждать мне не хотелось!
Я любила бабушкин сундук! Это был огромный , обычно накрытый сверху небольшим покрывалом деревянный ящик с откидной крышкой, где хранились платки, рубашки, платья- разные вещи. А раньше, быть может, ее девичье приданое...Но, главное, что привлекало мое внимание-внутренняя часть крышки была оклеена интересными, старинными картинками , вырезанными из газет, журналов, наподобие клюющих зерна кур и красавца-петуха, колхозницы со снопом пшеницы, желтеющих кукурузных полей и т.д. Были здесь и обертки от земляничного мыла с красными ягодками, новогодние открытки прошлых лет- с елкой, украшенной игрушками, со Снеговиком и Дедом Морозом. Когда бабушка открывала сундук, я всегда их с удовольствием рассматривала. Конечно, этот бабушкин драгоценный ящик прекрасно знала и Таня, может, даже лучше, чем я. И, так же, как и я, не только сидела на нем, но и частенько лежала, свернувшись калачиком...
- А еще,- вспоминает Таня,-навсегда остались в памяти летние покосные деньки.
Еще бы! Тот, чье детство прошло в деревне и кто живет здесь постоянно, знает, что такое покос! Прежде всего, это тяжелый труд! А для взрослых, работающих людей-недостаток времени: хоть разорвись -и на работу нужно идти, и сенокосная страда, и погода часто подводит. Выпадет выходной- дожди начнутся! Солнечные деньки- с работы не отпросишься, людей не хватает. Отгул не возьмешь- все в таком положении.
- Отвезет папа меня и деда на покос , а сам - на работу. И мама на работе. Говорит, что приедет после обеда, как освободится. И будем сгребать сено и делать копны. Мама тоже подходила, не раз шла от птицефабрики пешком. Или, если повезет, отец подвозил. На чем только не добирались! На велосипеде! На мотоцикле!
- А далеко был ваш покос?
- Не близко! По зверушенской дороге, а потом вправо, по лесу, затем по насыпи, что солдаты строили... и покос! Знаешь?
-Да. Слышала. Кто -то рассказывал. Уж не помню, кто...Хотели проложить железную дорогу в аргу, вроде как нашли там запасы золота, даже через Чулым собирались строить мост. А потом отменили.
-Может, легенда. Отец говорит, что никто не знал, зачем делали эту насыпь. Построили только четыре двухэтажных дома да бараки, где потом будет школа, почта, магазин.
-А почему вы ездили без Володи?
-Так он был еще маленьким, как и Коля, а как подросли, стали косить, делать копны. Работали больше меня! А в ту пору мне было лет четырнадцать, а может, и меньше, когда нас папа вдвоем с дедом привез на покос. Было еще рановато, роса полностью не сошла , и мы с дедом стали ждать, когда солнышко пригреет и сено подсохнет, а потом начнем переворачивать валки. Как приятно пахнет скошенная, уже подсохшая трава!
- Таня, а как деда? Он ведь не видел....
-Когда мы с ним ездили, немного видел. Да и я наблюдала. Ну, шла за ним, почти рядом. Если вижу, что не так, как нужно, молча доделаю. Ему хотелось быть вместе с нами, хоть чем -то помочь! Это уж потом, когда совсем не смог...Но всегда всем интересовался, спрашивал, сколько сделали, советовал...
-Да, таким был наш любимый дедушка!
- Перевернем валки и ожидаем , когда подсохнет сено и подъедут родители. А деду не терпится: "Давай потихоньку начтем грести!" И как же хорошо, когда мама с папой, да еще и с братом, подъезжают вовремя! Работа начинается! Появляется одна копешка! Другая! Третья! А какая радость, если все сено убрано! Знаешь, хоть и нелегко на покосе, хоть так устанешь- на ногах не стоишь, весь день на жаре, пауты, оводы всю искусают, а все равно- здорово! Мне очень нравилось!
- Я понимаю тебя, Таня. Может, это громко звучит, но на покосе, как мне кажется, кроме тяжкого труда, есть еще и своя романтика, своя поэзия! Она- скрыта. Об этом и не думаешь, когда работаешь. Но она есть- в стремлении человека уйти от привычной, будничной повседневности, от переживаний, она- в потребности ощутить гармонию с собой, с окружающими, в желании слиться с миром природы...
-Да, я согласна,- говорит Таня,-об этом не думаешь. Просто чувствуешь...Работаешь- и живешь! Какое же это блаженство- отдыхать после работы, в тени, под березкой! Солнце- как раскаленный шар, а ветви березок защищают, слегка шелестят, будто разговаривают с тобой! Лежишь на травке - и слушаешь... Вот кузнечики стрекочут, пчела жужжит...Всей грудью вдохнешь в себя воздуха , и кажется, будто каждый листочек на березке, каждая травинка наполнены запахом свежести, ароматом июльского леса, когда все цветет и благоухает. Отдохнем немножко и разводим костер. Если есть время, испечем картошки. Но чаще всего этого времени нет! Выложим из сумки привезенный из дома обед: свежие огурчики, яйца, кусочки сала, молочко, сметанка в баночке...И вскипяченный на костре чай! Пьем из кружек, добавив в него немножко молока. Ничего вкуснее чая, заваренного белоголовником, душицей, зеленой веточкой смородины, нет!
- На покосе- даже вода вкусная! За лесом, в сторону к птицефабрике- болото. Оно доходит до поляны, где мы косили. Папа там выкопал ямку, огородил ее- сделал вроде колодца. И мы там брали воду. Недалеко от этих мест когда -то была пасека. Люди приходили туда за водой.
- А чья это пасека? Колхозная?
- Не знаю.
-Родной брат нашего дела-Филипп, чей дом стоит в начале деревни, тоже имел пасеку. А, может, это была не его пасека, а колхозная. И вот дядя Витя тоже -пчеловод! Наверное, это передается по генам.
- Наверное...А еще папа рассказывал, как однажды на покос он приехал один. На велосипеде. Остановился у березы- есть у нас одна такая великанша- ветки раскинула во все стороны! И вот он сидит возле дерева и отбивает косу. И вдруг...почти рядом, в нескольких метрах от него, пробежал огромный взрослый марал с мощными, раскидистыми рогами! А рядом- маленький олененок!
Интересно! Я слушаю Таню и думаю: "Надо же! Не каждому удается в лесу увидеть благородного оленя! А вот дядя Витя увидел- пробежали мимо него, видимо, испугавшись шума! Читала, что маралов много на Алтае и что они "излучают спокойствие и гармонию", и человек, который их встретил, "ощущает особую связь с природой"! А без этой связи с природой жизнь, как мне кажется, становится бессмысленной, неполноценной, бледной...Но это только моя точка зрения. И никому я ее не навязываю.
Общаясь со своими ровесниками, в который раз убеждаюсь: чем дольше живем на земле, тем чаще вспоминаем детство, родных и бесконечно дорогих нам людей, совсем по-другому оцениваем минуты, проведенные вместе с ними, когда мы слушали их рассказы, наставления. Возвращаясь в прошлое, мы как бы заново переживаем ощущения, которые вызывали у нас окружающие предметы, события. И сознаем, как много сделали для нас наши родители, бабушки и дедушки! И эти светлые воспоминания помогают нам жить, общаться с людьми, принимать разумные решения в этом "прекрасном и яростном мире"...
Свидетельство о публикации №224120300393