Вера
Знающий убеждается в реальности предмета своего знания, во-первых, с помощью непосредственного его восприятия через ощущения, во-вторых, с помощью умственных операций (если предмет недоступен физическому опыту). Верующий формирует свои представления о предмете либо опосредованно, опираясь на чужое восприятие и чужие компетенции, либо на основе опыта собственного, но специфического, не вполне достоверного, лишённого возможности опытной перепроверки (верификации), носящего форму догадки, предчувствия, иррационального прозрения, интуиции.
ЧУЖОЙ ОПЫТ И ЧУЖИЕ КОМПЕТЕНЦИИ становятся базисом нашей веры лишь в том случае, если их носитель является для нас авторитетом, т.е. ранее мы имели возможность лично убедиться в его надёжности, честности и объективности. Акт собственно веры всегда предваряется актом формирования вокруг такого носителя опыта и компетенций "ореола авторитетности", доверительного отношения ко всему, что от него исходит (ДО-верия). Для верующего он служит своего рода информационным донором, т.к. восполняет недостачу собственного опыта и собственной рациональной аргументации. Соответственно, верующий является для него "реципиентом", пользователем чужого.
В тех случаях, когда доверие к человеку возникает на почве общности моральных ценностей, вера приобретает моральную окраску и начинает напрямую зависеть от морального облика как "донора" (человека, которому доверяют), так и "реципиента" (человека, который верит). В основе веры, основанной на общности моральных ценностей, лежит механизм условного отождествления себя с человеком, которому испытываешь доверие. Это можно назвать узнаванием себя в другом, мысленным слиянием своего Я с чужим Я: "Он такой же, как я (точнее – лучшая часть моего Я), следовательно, я доверяю ему как самому себе". Такая вера вряд ли возможна, если "реципиент" и "донор" обитают в разных системах моральных координат. Если человек привык лгать, хитрить, обманывать, то и в окружающих он будет видеть исключительно себе подобных, а следовательно – утрачивает способность испытывать доверие к кому бы то ни было.
Таким образом, для того чтобы акт веры состоялся, необходимы два условия: 1) наличие человека, испытывающего нехватку собственного опыта и собственных компетенций ("реципиента"), 2) наличие их внешнего источника – авторитетного человека, имеющего искомые опыт или компетенции, и способного стать их поставщиком для другого ("донором"). Средством усиления веры служит механизм психологического слияния (самоотождествления) личности "реципиента" с личностью "донора".
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ может стать базисом веры в тех случаях, когда в качестве его источника выступают иррациональные явления из нашей душевной области: сны, видения, предчувствия, догадки и т.п. У критически мыслящего человека надёжность и достоверность такого рода источников вызывает справедливые сомнения, поэтому он всегда ищет им подтверждения вовне. Именно поэтому личный иррациональный опыт редко выступает в роли единственного источника веры, чаще он сопоставляется и смешивается с чужим опытом.
Вера выполняет важную компенсаторную функцию, восполняя недостаток достоверного знания.
Вера имеет прогностический характер, т.е. она предвосхищает (предугадывает, прогнозирует) положительный исход наших ОЖИДАНИЙ относительно истинности, подлинности, дееспособности того или иного предмета нашей веры. Даже если вера направлена в прошлое, она всегда подсознательно ожидает своего опытного подтверждения в будущем.
Слову "вера" противостоят сразу два антонима. Веру можно противопоставить как знанию, так и неверию. Противоречия в этом вовсе нет, т.к. эти антонимы относятся к разным типам и возникают на разных смысловых уровнях.
Когда мы говорим о неверии как противоположности вере, то подразумеваем наличие или отсутствие УБЕЖДЁННОСТИ как таковой. (В качестве ремарки добавим, что таковой противоположностью не является близкое неверию понятие "сомнение". Сомнение есть промежуточное состояние между верой и неверием – состояние, когда элемент неверия, вкрался в веру. Сомнение – это вера, разбавленная неверием.)
Когда мы говорим о знании как противоположности вере, то подразумеваем наличие или отсутствие ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ нашей убеждённости.
Получается, что и вера, и знание являются видами убеждённости, т.е. убеждённость является для них родовым понятием. А вот у пары "вера-неверие" нет ничего общего, чтобы их объединяло. Поэтому веру и неверие можно назвать радикальными (полярными) антонимами. Пару же "вера-знание" назовём антонимами частичными, образованными от наличия или отсутствия отдельно взятого признака.
Свидетельство о публикации №224120300414