Тимербулат Имашев - легенда башкирского театра

Юлдашев Урал Тимербулатович
Тимербулат Имашев – легенда башкирского театра. Статья
       Статья посвящена Тимербулату Имашеву, выдающемуся актеру, режиссеру и деятелю театрального искусства Башкортостана. Его заслуги перед отечеством неоспоримы и вот почему. Он был первым директором и главным режиссером Башкирского театра оперы и балета. На эту должность был назначен в 1938 году, когда приказом правительства организуется Театр оперы и балета. Таким образом, формально на бумаге театр начал существовать и здание «Дворца искусств» (это нынешний оперный театр) было передано оперному театру. Согласно приказу, первым художественным руководителем и главным дирижером оперного театра был назначен Петр Славинский, директором и режиссером-постановщиком Тимербулат Имашев, балетмейстером Н.Зайцев, главным художником Н.Ситников, главным хормейстером Н.Болотов, администратором М.Халимов. Кратко опишу бесспорные факты истории создания Башкирского Государственного театра оперы и балета.
       В 1932 году была организована башкирская оперная студия (БО) при Московской государственной консерватории (МГК). Это была самостоятельная государственная единица, находящаяся на бюджете республики. Идея организации принадлежит Газизу Альмухаметову выдающемуся певцу и композитору, написавшему первые татарские оперы «Сания» и «Эшсе».  Он написал брошюру в1933 году «В борьбе за создание башкирской советской музыки», сразу по возвращении в Уфу из Казани. Есть также письмо Г.Альмухаметова от 29 июня 1934 года, адресованное первому секретарю Башкирского обкома партии Я.Б. Быкину, там есть такие пункты: создание в Башкирии музыкального театра, упорядочение музыкального образования, подготовка клубных работников, он также  высказал свое мнение о важнейших проблемах повышения музыкальной культуры в республике.
       Таким образом первым заведующим Башкирского Отделения (сначала только вокального) при Московской Государственной Консерватории в 1932 году был организатор этой национальной студии Газиз Альмухаметов. Наладив учебный процесс и бытовые условия учащихся, он осенью 1933 года вернулся в Уфу, а потом бывал в Москве лишь наездами – во время зачисления воспитанников в БО, их экзаменационных сессий, а также при окончании первого 3-летнего выпуска учащихся БО МГК. Постоянное отсутствие Газиза Альмухаметова в Москве не устраивало дирекцию МГК, которая, в целом, была довольна его работой как заведующего БО. Сохранился оригинал письма МГК за подписью заместителя директора консерватории по учебной работе Н.С. Шерман, направленного 23 декабря 1933 года в адрес Башнаркомпроса с просьбой «закрепить тов. Г. Альмухаметова в качестве заведующего Башкирским отделением с постоянным местожительством в Москве». Однако резолюция наркома просвещения БАССР Р.В. Абубакирова на этом письме гласит: – «Я не согласен… Альмухаметов нужен здесь».
 После отстранения от Башкирской отделения, Газиз Альмухаметов работал в Госконцерте, ездил с концертами по Башкирии и Татарии, писал музыку и больше не занимался вопросами становления Башкирского оперного театра. То есть уже с 1935 года Газиз Альмухаметов не имел никакого отношения к создающемуся Башкирскому оперному театру. Затем он был репрессирован как «башкирский националист» и расстрелян вместе с Муртазиным 10 июля 1938 года. На его место был назначен некий Даут Емасов, кстати говоря, долгое время не было известно, что Даут Емасов был сотрудником  ОГПУ с 1930 года. В своей автобиографии он пишет:
 «В мае 1935 года меня вызвали в Башнаркомпрос и предложили поехать в Москву в качестве заведующего Башкирским отделением Московской консерватории. Однако, когда я пришел к ним (их было всего около 20 человек), выяснилось, что положение отделения весьма неопределенно: было даже неясно, будет ли оно существовать дальше при консерватории или нет, дело шло к тому, что если отделение закроется, то учащиеся составят какую-то группу или ансамбль певцов и будут отправлены из Москвы для работы в Башкирию. После неоднократных совещаний с Е.А. Милькович, прикрепленной к Башкирской группе от консерватории, было решено, что свертывать отделение не нужно, а, наоборот, необходимо его расширить и держать при этом курс на то, что учащиеся этого отделения составят ядро будущего Башкирского оперного театра. В числе наиболее талантливых и перспективных были Габдрахман Хабибуллин, Хабир Галимов, Бану Валеева, Зайтуна Ильбаева, Хусаин Ахметов, Раиф Габитов и другие».   
 Сохранился подлинник протокола № 167 заседания Башкирского Обкома ВКП(б) от 17 марта 1936 года на котором был рассмотрен вопрос «Об организации Башкирской оперы». Постановили:
      1.Считать необходимым создание в Башкирии национальной башкирской оперы, предложив Управлению искусства при СНК БАССР обеспечить открытие оперы не позднее 1938 года.
      2. Поручить Управлению искусства разрешить в комитете Искусств РСФСР вопрос реорганизации Башкирского вокального отделения при техникуме Московской государственной консерватории в постоянную оперную студию с пятилетним курсом обучения при Московской консерватории с 1 сентября 1936 года.
      3. Продлить срок обучения до 1 января 1938 года. Надо уточнить, что при МГК сначала было просто вокальное отделение для подготовки певцов, затем это отделение сделали музыкальным техникумом, а только потом превратили в постоянную оперную студию с пятилетним обучением, т.е. превратили в высшее учебное заведение.  (Далее в протоколе 13 пунктов)
12. Просить Комитет искусств РСФСР отпустить для организации Башкирской оперы средства в размере 350 тыс. рублей (в 1936 году).
13. Поручить Башкирскому областному комитету ВКП(б) разрешить все вопросы с финансированием создания Башкирской оперы и организации музыкального воспитания.
Секретарь Обкома Областного Комитета ВКП(б) А.Р. Исанчурин.
Таким образом ясно, что даже Даут Тимерович  Емасов принес большое пользы в становлении певцов для нашего оперного тетра, чем сам Газиз Альмухаметов.
        15 августа 1938 года на совещании Обкома ВКП(б) был поставлен вопрос об организации Башкирского оперного ансамбля, который бы впоследствии трансформировался в труппу оперного театра. Однако к моменту создания будущего театра всё ещё оставались нерешёнными вопросы, касающиеся комплектации хора, оркестра и балета. Об этом говорит: «Докладная записка заведующего отделом Культпросветработы ОК ВКП(б) Р. Кузыева секретарю Башкирского областного комитета ВКП(б) А. Заликину от 31 августа 1938 года
В те времена в обкоме партии была чехарда с назначениями: на место Якова Быкина был поставлен Заликин Александр Тарасович, который просидел секретарем Башкирского обкома ВКП(б) полгода начиная с октября 1937 по январь 1938 года. Потом был назначен Растегин Григорий Семенович, он был секретарем с января по ноябрь 1939 года, именно в его бытность 10 июля 1938 года были расстреляны 45 выдающихся деятелей Башкирии. В это время начальником НКВД по Башкирии был Соломон Бак, назначенный на этот пост самим Генрихом Ягодой и который, работал не покладая рук, т.е. сажал и подводил под смертные приговоры.
       В ноябре 1938 года в Уфу возвратились 9 человек окончившие Башкирское отделение Московской консерватории.  Всего через месяц, а именно 14 декабря 1938 года официально открылся Башкирский государственный театр оперы и балета итальянской оперой Джованни Паизиелло «Прекрасная мельничиха» на башкирском языке. Этот день и считается днем открытия оперного театра.   В течение первых двух лет Башкирский оперный театр под руководством Тимербулата Имашева дал 13 премьер (!), среди которых «Евгений Онегин», «Аршин мал алан», «Акбузат», «Беглец» и другие. Таким образом совершенно ясно, что оперный театр, именно как театр, был создан энергией и талантом Тимербулата Имашева. Именно он создал его творческий коллектив и поднял его до Всесоюзного уровня. 
       Однако Тимербулат Имашев продолжает трудиться режиссером и в Башдрамтеатре. В 1939 году, 5 мая, впервые Тимербулатом Имашевым был поставлен спектакль «Черноликие» Мажита Гафури в инсценировке Гайнана Амири и Вали Галимова. Спектакль прошел с огромным успехом и со временем стал классикой башкирского театра.  3 февраля 1940 года состоялась премьера первой башкирской оперы «Хакмар» композитора М.Валеева, либретто С.Мифтахова, который тоже был поставлен режиссером - постановщиком Тимербулатом Имашевым, опера была очень тепло принята зрителями.   В апреле 1940 года Имашева принимают в кандидаты в члены ВКП(б). В том же 1940 году Башдрамтеатр и Театр оперы и балета объединяют в «Объединенные театры», Тимербулат Имашев назначается директором и главным режиссером этого объединения. Объединить было необходимо, так как оба театра находились в одном здании – это здание нынешнего оперного театра. В 1941 году Башдрамтеатр ставит спектакль «Человек с ружьем» Николая Погодина. Тимербулат Имашев был режиссером - постановщиком этого спектакля. Он же первым в БАССР играет роль Сталина, роль Ленина первым играет актер Габдулла Шамуков, к сожалению, имя актера, игравшего солдата Шадрина, не установлено.
       С началом войны в 1941 году в Уфу был эвакуирован Киевский театр оперы и балета им Т.Г. Шевченко. Тимербулата Имашева назначают руководить сразу тремя театрами. Им было сделано много организационной работы, знаменитые украинские актеры и режиссеры делились своим опытом и знаниями с башкирскими коллегами. Были поставлены совместные оперные спектакли.   8 ноября 1942 года на сцене БГТОиБ поставлена опера «Акбузат» - волшебный конь. Музыка А. Спадавеккиа и Х. Заимова (либретто Б. Бикбая и К. Даяна, дирижер П.М. Славинский, режиссер-постановщик Тимербулат Имашев, художники Г.Ш. Имашева и М.Н. Арсланов, балетмейстер Х.Г. Сафиуллин). Постановка оперы была приурочена 25-летию Октябрьской революции. В главных ролях выступили: Хусаин Кудашев (Хаубанбатыр), Бану Валеева (Танхылу), Габдрахман Хабибуллин (Ках кала), Магафура Салигаскарова (Нэркэс), Магафур Хисматуллин (Шульген), Хабир Галимов (Тараул).  После этого события в 1942 году Т. Имашеву было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств БАССР. С 1942 года – член партии.    
     Башкирский балет. 23 марта 1944 года, к 25-летию образования БАССР, состоялась премьера первого Башкирского балета «Журавлиная песнь». Либретто Файзи Гаскарова, музыка Льва Степанова и Загира Исмагилова, дирижер Славинский, балетмейстер-постановщик Н.Анисимова, режиссер-постановщик  Тимербулат Имашев.  Он приложил много сил для постановки этого балета. Известно, что во время войны Ленинградское академическое хореографическое училище имени А. Я. Вагановой было эвакуировано в город Пермь и обучавшиеся в училище ученицы из Башкирии вынуждены были вернуться обратно в Уфу. Для дальнейшей подготовки танцовщиц  будущего балета  Тимербулат Имашев на самолете отвозит их в Пермь.  Подготовкой балета занималась балетмейстер Анисимова, а когда балет был готов, то Т.Имашев привез на самолете танцовщиков и балетмейстеров в Уфу. По его настоянию из фронта были возвращены артисты балета (танцовщики), в том числе Файзи Гаскаров и Хашим Мустаев. И все это было сделано в трудные военные годы.   Таким образом в 1944 году с постановкой балета наш театр стал полноценным Театром оперы и балета, задача, поставленная правительством, была блестяще выполнена! Если сопоставить факты, то видно, что в 1940 году 3 февраля состоялась премьера оперы «Хакмар», а апреле 1940 года Т.Имашева принимают в кандидаты в члены ВКП(б) и назначают директором «Объединенных театров».  8 ноября 1942 года была поставлена опера «Акбузат» и в том же году ему присвоено звание «Залуженный деятель искусств БАССР» и он принят в члены ВКП(б).
        После постановки балета «Журавлиная песнь» Тимербулат Имашев награжден орденом Трудового Красного знамени и одновременно ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Это говорит о том, что Правительство признавало его заслуги в деле организации Театра оперы и балета. Эти факты и являются весомыми аргументами.
       Жизнь Тимербулата Имашева трагически оборвалась в товарном поезде, где его до полусмерти его избил милиционер Лукьянов по приказу сотрудника НКВД.   Со стороны правительства и органов не было никаких комментариев, а имя нашего героя было навечно забыто, здесь чувствуется рука НКВД. А некролог в газете не был подписан руководителями страны. Тогдашний нарком НКВД БАССР полковник Бабенко Дмитрий Иванович, по долгу службы по своим каналам, должен был знать подробности дела, но он не дал никаких публичных разъяснений случившемуся. А кто же посмеет его спросить должным образом?  Похороны состоялись 18 апреля 1946 года и были организованы Башдрамтеатром и Театром оперы и балета вопреки приказу партийного руководства Башкортостана. Уфимцы любили Тимербулата Имашева, на похоронах собралось очень много народа, траурная процессия растянулась на три квартала. Под звуки траурного марша его похоронили на мусульманском кладбище.   Опять возвращаюсь к вопросу: «Чем же не угодил выдающийся актер, режиссер и руководитель театрального дела Тимербулат Имашев высокому начальству? Из-за многолетнего замалчивания нынешнее поколение мало знает о нем.  Он настоящий патриот, стоял у самых истоков  Башкирского  Театра оперы и балета, он достоин того, чтобы о нем помнили, а лучшим памятником ему был бы театр, названный его именем.
       Популяризацией выдающегося актера, режиссера и театрального деятеля занимаются его родственницы и родственники. Это Резида Адгамовна Биккулова и Ляля Адгамовна Аюпова. Они построили дом-музей в ауле Азнаево и содержат его на свои деньги. Там же, на благодатной Бижбулякской земле, на родине мастера башкирского театрального искусства Тимербулата Губайдулловича Имашева  27-28 февраля 2023 года состоялся заключительный этап Зонального Фестиваля сельских самодеятельных театров «Театр. Творчество. Талант.». Этот яркий и масштабный фестивальный проект получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив и стартовал   с октября    2022 года. Фестиваль направлен на   сохранение, развитие и поддержку самодеятельного театрального   творчества на селе.  О значимости проекта говорит то, что партнерами проекта выступили – Министерство культуры Республики Башкортостан, Республиканский центр народного творчества, Союз театральных деятелей Республики Башкортостан, Всемирный Курултай башкир и информационно – рекламная газета Башкортостана «Деловой мир». На этом фестивале кроме башкирских, участвовали творческие коллективы из Татарии и Пермского края. Конкурс становится очень популярным и приобретает общероссийский характер. Можно смело сказать, что дело Тимербулата Имашева – поднимать народный театр, живет и побеждает!  Я подробно на подлинных фактах описал историю становления Башкирского Театра оперы и балета. В обществе и в руководящих органах обсуждались кандидатуры для присвоения имени нашему театру, однако выбор до сих пор не сделан. Именно поэтому я описал значимость претендентов, что бы читатель ясно понимал кто есть кто. Поэтому понятна необходимость присвоения имени Тимербулата Имашева нашему Башкирскому Государственному театру оперы и балета.
 Автор Юлдашев Урал Тимербулатович.   01.12.2024.
 Тел. +7 701 326 14 74 (или 8) Эл. Почта: uralusa2001@mail.ru


Рецензии