О граде Божьем, искушениях и испытаниях
Впервые наименование «град Божий» мы находим в Ветхом Завете: «Славное возвещается о тебе, град Божий!» (Пс.86:3). Затем о нем говорит блаженный Августин в работе «О граде Божьем». Рассуждали об этом и великие отцы Церкви – Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник. Священное Предание знает несколько толкований на эти слова. Одни богословы определяют «град Божий», как города: Иерусалим, Иерихон, Капернаум, связанные явлением Бога человеку; другие полагают, что речь идет о Церкви Христовой, прообразом которой стала Церковь Небесная. Иоанн Дамаскин учит, что «град Божий» – это Пресвятая Богородица, в которую вселился Сын Божий, а блаженный Августин даже книгу написал под таким названием, в которой рассуждает о том, что «град Божий» – это мир блаженства, в котором люди будут «вечно царствовать с Богом». Примечательно, что под этим он понимал Тысячелетнее царство Христа, которое должно однажды воцариться, как воплощение «града Божьего». Был ли Августин привержен ереси хилиазма, то есть учения о реальном, а не иносказательном тысячелетнем царствии Христа на земле, сказать трудно. В общем, разброс мнений был самый широкий.
Понимание «града Божьего» неразрывно связано с личным представлением отцов о Боге, вере и человеке, и открывается лишь в свете богословия каждого из них. Нас же интересуют слова преподобного Исаака, как имеющие прямое отношение к теме скорбей и искушений. Чтобы понять них, обратимся к Максиму Исповеднику, полагающему, что под «градом Господнем» следует понимать душу человека, в которой должно истреблять губительные помыслы. Поскольку скорби и искушения являются следствием грехопадения, то его понимание наиболее близко к учению Исаака Сирина. С моей же точки зрения, Максим говорит о следующем. Под приближением к «граду Божьему» с преуспеванием понимается подвижнический путь аскезы, который представляет собой восхождение по пути добродетелей от сложного к простому и от земного к небесному. В жизни подвижника это выражается в правильном образе мыслей и богопознании, которое основано на деятельном любомудрии, то есть на делах, удаляющих от зла. По мере возрастания в ведении и приобретения опыта духовной брани, добродетели утрачивают свое значение и человек поднимается на следующую ступень богопознания. Это уже уровень умозрительного или тайноводческого богословия, основанный на созерцании сущих и смысла их бытия. За ним следует последний, – третий уровень, который знаменует собой обожение, или единение со Христом, при котором деятельность разума полностью прекращается, уступая место чистому созерцанию Божества. Это очень сложное учение и мы его касаться не будем, как не прикасается к нему и преподобный Исаак Сирин. Он говорит о второй ступени восхождения к Богу в том смысле, что подвижник, преуспевший в бране с плотскими страстями и помыслами, поставив их под контроль разума, приближается к Богу настолько, насколько это возможно. Каждая из трех ступеней имеет свои уровни искушений. Для начальных – это плотская брань, отвлекающая от богомыслия и ввергающая в уныние и леность; для преуспевающих – это борьба с невниманием, сторонними помыслами, самомнением и тщеславием, препятствующих познанию истины. Насколько приближение к истине спасительнее, а значит опаснее для дьявола, настолько искушения последних сильнее скорбей начальных. Поэтому и Исаак Сирин и говорит, что по величию благодати даются и великие искушения. Что это за искушения? Как правило те, которые лучше всего смиряют поскольку: «Праведный Суд Божий попускает превозносящемуся своим духовным деланием принимать нечестие страсти, а…..гордящемуся ведением терпеть поражение в истинном созерцании сущих», – говорит Максим. «Нечестие страсти» – это блудные искушения, обязательно одолевающего всякого, достигшего второго уровня богопознания. Не избежал этого и апостол Павел, который жаловался Богу на «жало в плоть» (2Кор.12:7). По учению святых отцов ничто так не смиряет как блудный грех и томление плоти. Это очень сильное искушение, оскверняющее и душу, и тело; но по величию обретенной благодати, оно неизбежно преследует ученика Христова, дабы он не вознесся умом выше престола Божия и через то не был низвергнут в преисподнюю, подобно Люциферу. Поэтому великие скорби, с одной стороны, напоминают подвижнику о его слабости и ничтожности, а с другой – испытывают на верность избранному пути, поставив перед выбором: отказаться от мук Креста Господня, оставив тесный путь, или поднявшись и утеревшись от грязи и крови, вновь продолжить восхождение на Голгофу, без чего нет Христа и нет спасения. Это испытание не обошло и преподобного Максима Исповедника, который предупреждает: «Всякий терпящий скорби вследствие осознанного им зла должен добровольно и с надлежащим благодарением воспринимать тяготы и нападки невольных искушений, не покидая при этом благодати и навыка в добродетели и ведении». Другими словами, брань второго уровня отличается особой жесткостью нравственного смысла, суровым испытанием веры и преданности Христу. Но это путь преуспевающих, которых для особого служения избрал Господь. Их задача заключается уже не в том, чтобы спасать душу, ибо это уровень первой ступени, а в том, чтобы привести ко спасению других. А для этого нужно особые, недоступные большинству, знания и ведение о Божественном Промысле, Логосе и природе сущих. Это уже исключительные дары Святого Духа, неизменно влекущие за собой и сильные искушения, непосильные для других. Сила скорбей утешается величием благодати. Это основной закон духовной брани.
Для большинства людей этот путь недоступен не в силу их греховности или неспособности понести труды богопознания. Причина – в их отношении к миру и себе. Чем больше человек любит мир, тем дальше он от Бога, и наоборот – оставление мирских удовольствий и наслаждений делает верующего сосудом избранным (Деян.9:15) для благовествования. Главное, что мы должны помнить, что путь спасения доступен каждому, и в зависимости от его возможностей и способностей Бог посылает благодать и искушения. Избежать скорбей и страданий не может никто, кроме тех, кто вычеркнуты из Книги Жизни. Преодолевшему в терпении и благодарении первые скорби и напасти, открывается второй уровень богопознания, наступление которого свидетельствует о залоге спасения, ибо для наставления других Бог избирает только тех, кто уже спасен своим произволением. Искушения начальных – это те, которые посылаются Богом, как благословение, то есть необходимые, чтобы не погибнуть. Но есть такие скорби, которые Бог не посылает, а попускает, в силу которых Он передает человека сатане для исправления. Разница между ними состоит в том, что первые – ограничиваются Богом, и дьявол властен над человеком только в пределах того, что ему позволит Господь, как было с Иовом Многострадальным; а вторые – те искушения, которые идут от дьявола и Богом не ограничиваются; и тогда враг получает над грешником полную власть, сводя его в погибель, как например, было с Иудой, удавившимся после предательства Христа. Они являются следствием добровольного служения сатане, сознательным оставлением Бога. Свободно избрав дьявола, грешник лишил себя Божьей помощи и добровольно предался в руки смерти духовной и телесной. А поскольку Бог сотворил каждого свободным, и его свобода есть дар Божий, который непреложен, то Господь лишен возможности вмешаться и спасти погибающего, ибо не может нарушить свободное произволение. Святые отцы говорят: «Бог может все, кроме одного – заставить человека полюбить Себя». Оставление Бога является неизбежным следствием наслаждений и удовольствий, от которых так трудно в жизни отказаться. И ради того, чтобы это влечение ослабло и не поработило волю человека, Бог посылает скорби и смерть, терзающие плоть и душу. «Бог наказывает нас смертью, чтобы показать, как вместе с телом исчезают воспринимаемые посредством него вещи», – говорит Максим. Поэтому ко всем постигающим несчастьям нужно относится, во-первых, как к свидетельству Промысла Божьего о спасении каждого, и во-вторых, как к необходимому средству познания Бога и себя
Свидетельство о публикации №224120300983