2009 год. Мой Серебряный Лучник


В последние годы блуждание по интернету не раз удивляло меня и приносило неожиданные подарки. Так и в этот раз, я не нашел то, что искал, но встретил то, что не искал, так как не знал, что оно есть. В ответ на один из моих запросов я получил приводимую фотографию. На портале www.photoxpress.ru я увидел фото 15-летней давности, 28 декабря 2009 года, 17:44, под которым прочел «Награждение лауреатов Национальной премии в области развития общественных связей “Серебряный Лучник”. На снимке: социолог Борис Докторов [1]. Все было так.


В 2008 году увидела свет моя книга «Реклама и опросы общественного мнения в США история зарождения. Судьбы творцов» [2] , изданная социологом и исследователем рынка, моим другом Францем Шереги. За пару лет до этого, он сказал мне: «Пиши книгу, я издам». Книга получилась обстоятельной (626 страниц), в ней просуммирован мой десятилетний опыт изучения становления американской рекламы и многолетнего процесса формирования методологии и технологии выявления мнений населения Америки. История рекламы и опросов рассматривается здесь через биографии людей, признаваемых сегодня классиками рекламной науки и рекламного искусства. Долгий путь постижения природы общественного мнения и создания методов его изучения также анализируется через жизненные пути тех, кто понимал, что политики должны знать и учитывать в своей деятельности отношение всех групп американцев к окружающему их миру.


Мне хотелось показать, что в общении с американскими рекламистами и аналитиками общественного мнения – удивительно сильными, креативными и свободными личностями -  можно увидеть, как микро- и макросреда представлены, отражены в биографиях этих людей и как они своим трудом не только обогащают избранную ими сферу деятельности, но влияют на развитие культуры и общества в целом, то есть создают историю. Обращение к разным пластам прошлого, встречи с представителями различных профессиональных цехов создают наилучшие предпосылки для изучения подобной историко-науковедческой проблематики. Внимательного путешественника во времени все это побуждает к сравнениям, обнаружению сходства и различий в, казалось бы, разном. А это и есть одно из важнейших предназначений изучения истории.


Обрисованный в целом мой подход к формированию содержания книги позволил сделать ее весьма информативной и интересной. Российская наука о создании рекламы и об изучении общественного мнения принципиально «очеловечилась», стала понятно, что ничего не возникает само по себе, а является плодом трудных поисков, умения по-новому взглянуть на привычное и смелости отторгнуть незыблемое.
Сообщение Франца Шереги о том, что книга – кандидат на Национальную премию «Серебряный лучник» была неожиданностью для нас, но до этого неожиданностью было появление этой книги для жюри, в состав которого входили авторитетные журналисты и специалисты в области рекламы. Никто не знал, кто такой Докторов и чем он занимается. Действительно, я пришел с книгой ниоткуда, нигде никогда не выступал по этой теме, не публиковал статей в изданиях, привычных для исследователей рынка и пиарщиков. Пришлось обращаться к издателю, и только Шереги приоткрыл тайну моего существования.


Вручение наград состоялось в конце января 2009 года, в центре Москвы, в одном из залов издательства «Известий» на Пушкинской площади, д. 5. На улице темнело, было холодно, падал снег, от этого я отвык за 15 лет жизни в Калифорнии. У меня была тяжеленная сумка, набитая книгами по социологии, я шел в незнакомую компанию. Никто меня не знал, никто не встречал. Никакого подъема на душе не было, скорее – чувство одиночества. Зашел, разделся, сумку у меня не взяли, в фойе разносили подносы с небольшими рюмками водки и простенькими бутербродами. Не знал, как и что будет, поэтому даже для согрева не принял. Кругом – знакомые по телевизионным передачам лица, шумно, все знают друг друга, с удовольствием выпивают. Где-то пристроился с сумкой, ощущение, что я - на вокзале...


Здесь подходит незнакомая девушка и спрашивает, не Докторов ли я. Признаюсь, она сказала, что в дверях меня кто-то ждал... затем рассказывает, как будет проходить процедура награждения и просит занять место в зале недалеко от сцены.
Наверное, кто-то кому-то сказал, что я – один из победителей, люди ходят, посматривают на меня, а я никого не знаю.
Наконец, всех приглашают в зал. Нахожу место у прохода, недалеко от сцены.


Начинается процедура награждения, ее ведет входивший в силу молодой политик, пиарщик В.Р. Мединский, он тогда был депутатом Государственной Думы. Когда на сцену пригласили первого из победителей в своей номинации, сообразил, что я не готов к краткому благодарственному выступлению. Но подготовиться не успел, меня пригласили очень скоро. Мединский поздравил и вручил Почетную грамоту – текст под стеклом в большой деревянной раме. Затем передал мне увесистую фигурку Серебряного Стрелка, цветы, и две коробки – высокую и плоскую. В первой, – наверное, 2-х литровая бутыль водки, во второй – набор из шести водочных рюмок. В ответ я быстро проговорил что-то невнятное и отправился к своему месту.


Не знаю, сколько времени длилось награждение, я подарил цветы сидевшей рядом молодой женщине и без шума вышел из зала.
Подарки не вмещались в сумку, спасибо женщине в гардеробе, она дала мне пластиковую сумку, в которой поместилась грамота, статуэтка и бутылка со стаканами.
На следующий день коллеги по Институту социологии РАН помогли мне расправиться с водкой, стаканчики живут там и сейчас. В Домодедово на таможне при осмотре вещей мне пришлось объяснять, что статуэтка – не историческая ценность, а только что полученная мною награда за книгу. У меня оказался экземпляр книги, в ней – моя фотография. Так что таможня была успешно преодолена.
Через 10 лет в издательстве «Юрайт» вышло второе издание книги, уже в двух частях.


Время от времени в интернете мне попадаются рассказы об известных американских рекламистах, в этих публикациях я узнаю большие фрагменты моих текстов. Меня никак не расстраивает факт отсутствия ссылок на мою книгу. Пусть живут сами по себе как народные песни.
 
 1. https://www.photoxpress.ru/news_info.asp

2. Докторов Б. З. Реклама и опросы общественного мнения в США история зарождения. Судьбы творцов. Москва : Центр социального прогнозирования, 2008. https://www.pseudology.org/Gallup/ReklamaOprosy.pdf


Рецензии