Художники Кукрыниксы

  Кукрыниксы. А кто это такие. Из нынешнего поколения далёко не каждый ответит на этот вопрос. В наименование этом слышится что-то смешное, но и не совсем приятное, колючее. А ведь было время , когда эти «Кукрыниксы» были известны всем. Все знали, что это был творческий союз трех художников. Из первых слогов их фамилий был составлен этот псевдоним.  Куприянов, КРЫлов,   НИКолаяй Соколов.

   Они были известны. И даже сверх популярными, благодаря  их графическим карикатурам. Карикатуры помещались  в главном печатном органе «Правда» и ещё  в сатирическом журнале «Крокодил» . Карикатуры всегда были злыми, беспощадными к врагам нашей страны, внешним и внутренним. Были и те, и другие.

   Все трое были почти одногодки. Разного происхождения. Куприянов приехал в Москву из Казани. Крылов – из Тулы. Соколов из Рыбинска. Правда последний родился в Москве. Все трое любили с детства рисовать и все трое поступили в Московский ВХУТЕМАС. Это бывшее знаменитое Художественное Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, из которого вышли многие наши великие художники. Их картины ныне находятся в Третьяковке. Это здание и сегодня находится в конце Мясницкой улицы в Москве. и сегодня в нем преподают живопись. Правда художникам авангардистам-концептуалистам там места нет. Малевич пытался поступить дважды. Не приняли.

     Куприянов и Крылов познакомились в стенах ВХУТЕМАСа и стали работать вместе. Их дуэт первоначально назывался  Кукры или Крыкуп. А потом к ним присоединился Соколов. Их стало трое. Кукрыниксы.
                *****
    А что такое карикатура? Ну,  это просто. Чаще всего это рисунок, изображающий что-нибудь или кого-нибудь  в заведомо искажённом виде ради достижения комического эффекта. Иногда и злого эффекта. А в последнем случае комическое изображение может и сильно обидеть.
   
  Рисунок, как правило, сопровождается текстовыми комментариями. Тоже комического содержания. Эти изображения нацелены на то, чтобы высмеять и привлечь внимание властей и общества ко всякого рода безобразиям и порокам, которые мешают жить нам.
     Говорят, что первые карикатуры появились в Англии в 18 веке. Да ведь карикатура и сама  может стать предметом критики и даже атаке. Надо помнить завет Козьмы Пруткова:

  « Ходить бывает склизко По камешкам иным, Итак, о том, что близко, Мы лучше умолчим». Карикатура - это тот камешек, ступив неосторожно на который, можно и подскользнуться.

   Вот, к примеру, был такой известный французский  художник Домье. Он нарисовал злую  карикатуру на короля Луи Филиппа. Он представил его в образе обжоры Гаргантюа. Король разозлился и художник 6 месяцев провёл в тюрьме.

    А есть и совсем свежие примеры. Потрясающие. Художники журнала  Charli Hebdomadaire  нарисовали очень смешные картинки-карикатурки на пророка Махаммеда. Такая веселуха за гранью приличия. Мы же свободные художники из свободной страны. Нам всё позволено. Им показали, как жестоко они ошиблись. Их расстреляли злобные правоверные мусульмане. Положили всех на их редакторских столах, на которых они творили эту живописную  веселуху во главе с основателем журнала. Десять художников и ещё двух полицейских  до кучи расстреляли. Вот, что  такое карикатура.

                *****
   Первоначально три друга рисовали шаржи на литературных персонажей и иллюстрации к книгам. В частности, их рисунками иллюстрировались произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Горького, Чехова, Ильфа и Петроваи др.  Но потом художники нашли своё призвание – политическая карикатура. Попробовали и получилось. Их совместный талант оказался востребованным.

   Жанр карикатуры – это особый жанр. Он как никакой другой создается на злобу дня. Сатирический рисунок отражает то, что волнует здесь и сейчас. Художник должен быть скрупулезно в токе времени. И при этом художник, печатающейся в основных государственных изданиях,  должен быть абсолютно лоялен действующей власти. И никаких скользких камушек.
 
  Естественно, все работы отражают  текущую политику властей и обязаны обличать только тех, кого нужно обличать в данный момент. О свободе творчества в те годы не могло быть и речи. А это время было по сути предвоенное. Цензура жесточайшая.

    Это была жёсткая практика тех лет. И ничего удивительного.  Мы не жили в то время и сегодня нам трудно его понять. А чтобы его понять нужно было бы подышать воздухом того времени, погрузиться в настроения, царившие вокруг, почувствовать дыхание смертельной опасности, надвигавшееся на страну, как от черной мощной грозовой тучи, всю в огненных всполохах.   Почувствовать неотвратимость войны.      

    Это была атмосфера страха. И за себя, и за всю страну.  И были репрессированные. Много было. А что вы хотите. Что делают в окруженной крепости.  Когда над всеми занесли топор. Избавляться будут от всех тех, кто подрывают боевой дух, от трусов и слабых, когда обстоятельства требуют как раз мобилизацию этого духа.
     Для большинства  репрессированных доказательной базой служили доносы. Миллионы доносов. Писали все на всех. А отчего же их было так много.   Время было такое. Истерия и страх перед грядущей войной достиг градуса наивысшего. Это объективно. Почитаем замечательную книгу Анатоля Франса «Боги жаждут». «Les Dieux ont soif». И там у них было всё тоже самое. Эпоха революции. Термин «враг народа» пришёл к нам оттуда. Марат нам его подарил. И там тоже искали врагов  едва только не под кроватями. А если находили (легко), то и пожалуйста, на Гревскую площадь, и голову с плеч специальной машиной. Гору отрубленных голов не маленькую намолотили. А вы говорите.

   А почему доносы, так и это легко объяснимо. Подсидеть соседа в коммуналке и комнату его прибрать. Напакостить  строгому и привиредлевому   начальнику. И место его занять.  А потом в голове сидит мысль: если не ты, так тебя.  Надо обогнать. А были и искренние доносчики-доброжелатели. Во рвении шпиономании  вам найдут шпиона в  три секунды. А шпиономания подогревалась хорошо и сверху. Чтобы убедиться в этом, посмотрите важнейшее из всех искусств -  кино, снятое в те времена.  Сегодня только профессиональные плакальщики за отсутствием воображения льют слёзы по невинно убиенным. Невинно убиенные были. Но это жестокое время их убило. Трудно это понять?

   Карикатурист общественной печати, он ходил в те времена  по лезвию бритвы. Чуть что, на него самого нарисуют «карикатуру» с предсказуемым концом. Вот, к примеру, не менее знаменитый карикатурист Ефимов говорил:  «Я не Джордано Бруно, и класть голову на плаху не собирался». Он знал , что говорил. Его родной брат был расстрелян.  И он сам был абсолютно  человеком советской системы.
 
   А мне при этом вспоминаются слова поэта Евтушенко. У него тоже настроения  сильно менялись в соответствии  с колебаниями линии партии. Его как-то спросили, ну как же так, Евгений Александрович? Ну он и ответил, как ему показалось достаточно убедительно, сославшись на пример Галилео Галилея : «Он знал, что вертится Земля, но у него была семья». Идти на костёр у него не было никакого желания. Он чётко видел, где камушки были скользкими.
   
     Спустя много лет Николай Соколов - один из троих - вспоминал, как на них повлиял период репрессий и Большого террора:

  «Это было перед войной, в период репрессий. Коснулось это и нас. Однажды, в один из дней, исчез  Крылов. Его не было очень долго, и мы стали волноваться. Но он всё-таки появился — совершенно подавленный и бледный. Оказалось, его вызывали на Лубянку. Там ему в ультимативной форме предложили доносить на всех художников: о чём разговоры, кто как настроен, у кого какие взгляды… В том числе речь шла  и конкретно о нас.

Когда Крылов отказался доносить, ему пригрозили. С тех пор у него начался панический страх. Ему всё время казалось, что за ним следят. Он часто брал бинокль, чуть раздвигал шторы в мастерской и смотрел в противоположную сторону улицы. Если там останавливался прохожий, ему казалось, что это следят за ним. Отчаяние и страх были настолько сильными, что в течение девяти месяцев он не выходил из мастерской. Он потерял интерес к работе, замкнулся в себе. Когда мы приносили наброски карикатур и спрашивали его мнение, он пассивно говорил: «Делайте, что хотите, я согласен, подпишу».
 
                *****
   Но вот пришла война. И страх пропал. Появился один общий враг на всех. Каждый боролся с ним, как мог. Карикатура становится настоящим оружием против врага. Зримым, мощным оружием. И он тоже поднимал боевой дух нации.

   22 июня началась война . Все трое на следующий день были уже в редакции газеты «Правда». Там им сказали: «Теперь у вас будет много работы». И действительно за четыре года они создали более 1000 карикатур.

  Уже через пару дней  на улицах Москвы появился первый военный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Плакат известен и сегодня.  Красноармеец, вонзил граненный  русский штык  в лоб Гитлера, разорвавшего пакт о ненападении. Вы его видите над текстом.

     Работы художников  стали известны самому Гитлеру. И что он должен был думать, увидев своё изображение в этаком жалком виде. Ярость неописуемая. Что же удивляться тому, что всех троих внесли в почетный расстрельный список  наряду с Левитаном.
 
                *****
    Художники работали не только в редакции. Они выезжали на фронт. Чтобы вплотную почувствовать на себе смертельное дыхание войны, и услышать,  как «гремит в седых лесах суровый Бог войны!»

   После  снятия блокады побывали  в Ленинграде. Иногда после целого дня напряженнейшей работы дежурили на крыше и гасили зажигалки.

    Они рисовали не только карикатуры. Они ведь были ещё и замечательными живописцами, получившими добротное образование. Они писали каждый и свои живописны картины. Каждый работал в своем любимом жанре для души. Портреты, пейзажи, жанровые картины. 

     Самая известная их коллективная живописная картина «Конец».  Им удалось спустя десять дней после Победы попасть в рейхсканцелярию Гитлера. То есть, они увидели место, где Гитлер -преступник номер один -  покончил с собой.  Могу представить себе их ощущение от увиденного, от стойкого заглохлого запаха подземелья.
 
   Нужно было на картине воспроизвести обстановку главного фашистского логова с его обитателями.  А где их взять, этих обитателей. Кто им будут позировать? Художник не может без модели. Нашли выход.  Они стали позировать друг другу.
   
   А кто будет позировать для Фигуры Гитлера? Художники долго ходили по улицам в поисках похожего типажа.  С большим трудом  нашли человека, отдалённо напоминающего Гитлера. Но когда ему рассказали, для чьего образа он будет позировать, он категорически отказался.

   Присутствовали они и  на заседаниях Нюрнбергского трибунала.  Никто из главных фигурантов процесса не знал художников в лицо. Но зато знали их карикатуры.  Знали и видели их безобразные, унизительные  изображения.  Однажды Герингу сказали, что сидящие напротив него художники в мундирах полковников и есть те самые  знаменитые Кукрыниксы.  Тот даже  переменился в лице. В  выражение мгновенно проявились злоба и бессилие. Вскоре он принял смертельный яд, тщательно спрятанный под пломбой зуба.
                *****
   Война закончилась. Но творчество художников-карикатуристов не закончилось. Поводов было предостаточно. И искать не надо. Да, ругать советскую власть было нельзя. Табу.  Однако можно было ругать  чиновников разных уровней– за халатность, коррупцию, бытовые неурядицы. А  был ещё  пузатый бюрократ, для которого буква формуляра была важнее человека.  Была ещё одна тема. Пропаганда безбожия. Кукрыниксы  высмеивали попов, церковь, Бога. Нормально в государстве по определению атеистическом.
               
      Да и внешние враги тоже никуда не уходили. Они остались. Теперь вместо Германии главным врагом изображались страны НАТО во главе с США. Серия работ «Холодная война» писалась на протяжении более 40 лет, вплоть до второй половины 1980-х годов. В ней художники реагировали на войны в Корее и Вьетнаме, критиковали гонку вооружений.

   Как и встарь их едкая сатира была направлена на бюрократов , пьяниц, взяточников, халтурщиков, стиляг, чинуш всех звеньев. Пороков у человека много, которые одномоментно не исчезают.  Было время, они обличали Троцкого, хитрых шпионов, «врагов народа». Потом пришла очередь западногерманских реваншистов, американских  империалистов, колонизаторов, НАТО. И так  вплоть до начала Перестройки.

    Работы было много.  Журнал «Крокодил» существовал долгие годы. С огромным тиражом. И с большой популярностью. Социализм ещё не подошёл  к созданию идеального человека. Социализм – это только дорожная карта, обозначенная цель. Светлый путь. Но который ещё следовало пройти.  И никто не обещал, что дорога будут легкой. Без препятствий. Кукрыниксы в меру их сил и таланта помогали его пройти. И потому они остались уже навсегда как знаменательная  мета истории. Нашей истории.   

Все три художника прожили долгую жизнь. Первым из них умер Порфирий Крылов в 1990 году в возрасте 88 лет. Вторым – Михаил Куприянов в 1991 году в том же возрасте, а Николай Соколов дожил до 97 лет и умер в 2000 году. Все трое – герои соцтруда -  похоронены на престижном Новодевичьем кладбище. Все рядом.  Участок номер 10. Седьмой ряд. Можно прийти и отдать долг памяти знаменитым карикатуристам. 


Рецензии
Безусловно, карикатурист, в отличие от просто художника, должен обладать многими качествами, кроме художественного дара. Ибо потому, что карикатура может и гору свернуть, и собственную голову.

Очень хорошо написан материал, и подробно, и доступно для читателя, даже для непрофессионала. Спасибо Вам огромное, я довольна, что нашла Вашу страницу!

Жаль, что Кукрыниксы тоже в своё время впали в грех Богоборчества! Но ведь это были годы хрущёвщины и борьбы с церковью! Надеюсь, к старости они многое переосознали и переоценили...
--------------------

Академия ваяния и зодчества им.И.Глазунова и сегодня готовит прекрасных художников и архитекторов. Мой крестник, портретист и зодчий, закончив ёё, спроектировал церковь на МКАД, которая уже и возведена!

--------------------
Ещё раз благодарю вас за прекрасный материал!
Не так давно вышла книга Горького "Жизнь Клима Самгина" с иллюстрациями Кукрыниксов. С удовольствием читаю!

С благодарностью, Татьяна Сергеевна Дмитриева.

Основная моя страница заблокирована злопыхателями уважаемого мною Альберта Ивановича Храптовича. Чей жизненный путь вызывает зависть и зуд у неумех и неудачников.

Коза-Дереза   07.01.2025 14:53     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.