Цыганки и помыслы
Посмотрим на примере, как работает помысел. Почти всегда он возникает совершенно спонтанно, пробуждая те или иные чувства, как правило сладострастные – алкоголь, блуд, игровой азарт, страсть к чему-либо и так далее. В сознании мгновенно возникает картина из памяти о приятных ощущениях, пережитых человеком в предмете помысла ранее. Они могут быть как чувственные, так и зрительные, а могут быть и теми и другими. На этом этапе начинает действовать разумная сила души, задача которой решить принять помысел или отвергнуть. При этом, разум руководствуется не столько приятными воспоминаниями, хотя они тоже играют свою роль, сколько целесообразностью принятия помысла, то есть тем, какова его ценность для души. И тут всегда возникает дилемма: доброго – злого, хорошего – плохого, полезного – вредного. То есть, появляется необходимость выбора. Я уже ранее говорил, что выбор – присущ только падшему человеческому естеству, ибо божественное его лишено по определению – ничего лучше Бога быть не может, а худшее – не выбирают. Как только возник выбор, задействуется совесть. Ей, как части образа Божия, принадлежит последнее слово в определении доброго и злого, полезного и вредного. С ней тут же вступает в конфронтацию желание, порожденное страстными воспоминаниями прошлого. Совесть говорит: «нельзя», а желание – «хочу». Эта борьба длится недолго и ее исход зависит от разума и воли. Ум раскрывает последствия того и другого выбора, а воля принимает решение, что исполнить, а что отклонить, после чего дает команду разуму на избранный вариант поведения. Так работает механизм нравственного выбора при нашествии помысла. Но есть и другие помышления, не связанные с грехом и добродетелью. Например, язвеннику захотелось жареный курочки и красного вина, или пьяному – покупаться в шторм, а разум воспрещает под угрозой тяжких для здоровья и жизни последствий. Совесть в таком выборе не участвует. Это уже вопрос здравомыслия. Посещение помысла не зависит от человека, ибо он приходит из неизвестности, и природа его сокрыта как действие Божественного Домостроительства. Он также лишен нравственных категорий добра и зла, ибо является всего лишь информацией и не выражает отношение к чему-либо. Поэтому человек не может заставить себя мыслить хорошо или плохо. Он мыслит так, как это обусловлено его индивидуальным сознанием, в соответствии с личными представлениями о благе. Таким образом, речь идет не о том, как мыслить, а как относится к возникшим мыслям. Они могут быть радостными и печальными, страстными и обманчивыми, и так далее. Их посещение от человека не зависит. Святитель Игнатий Брянчанинов по этому поводу говорил так: "Не в нашей воли заставить цыганок подходить к нам на базарной площади, но в нашей воле не вступать с ними в разговор. Также и в нашей воле не вступать с помыслами в рассуждения". Важно понимать, что радостные мысли очень лукавы, так как на смену им всегда приходят разочарование, обида, тоска, уныние. Святитель Иоанн Златоуст так об этом говорит: "Сильная радость часто сопровождается такими же последствиями, какими и чрезмерная скорбь". И если человек не научен правильно реагировать на радости жизни, то и скорби для него вдвойне тяжелее переносятся. Если он умен в радостях, то есть правильно к ним относится, то также рассудительно будет воспринимать и горести. По крайне мере, они для него будут не так болезненны.
Главный вывод, который необходимо сделать заключается в том, что помыслы неизбежны, как условие поставление человека перед выбором, то есть они служат инструментом укрепления и испытания в вере. Они же, будучи реализованными, формируют опытное православие, на основании которого строится вся духовная жизнь и аскетика. Отсеченные на уровне желания, помыслы не приводят ко греху, а принятые страстной частью души, усиливают ее закабаление плотью. По сути, каждый выбор уподобляет человека Адаму и Еве – исполнить благую волю или злую. История грехопадения повторяется в жизни каждого много раз, и его последствия известны всем.
Свидетельство о публикации №224120401295
Сальков Олег 17.04.2025 22:32 Заявить о нарушении