А всё - таки он был первым

                А   ВСЁ – ТАКИ  ОН   БЫЛ   ПЕРВЫМ


В  своём  очерке  «Дредноут  Фишера»  я  писал  о  создании  совершенно  нового  корабля  с  мощным  артиллерийским  вооружением  и  мощной  бронёй. Правда, до  лорда – адмирала  Фишера  проекты  такого  корабля  предлагали  и  главный  кораблестроитель  итальянского  флота  Умберти  Куниберти, и  американец  Ральф  Хичборн. Однако, англичане  оказались  расторопнее, и  их  «Дредноут»  вступил  в  строй. Успеха  в  достижении  цели  добились  и  немецкие  кораблестроители, возглавляемые  морским  министром  Тирпицем, разработав  «Нассау» - германский  броненосец  дредноутного типа, сходный  с  английским  проектом.

Нет  сомнения, как  удивились  и  разочаровались  бы  и  Фишер, и  Куниберти, и  Хичборн, узнав, что  ещё  задолго  до  них, в  1884  году  в  Морском  ведомстве  России  появился  проект  русского  дредноута, разработанный  молодым  морским  офицером  Владимиром  Алексеевичем  Степановым  ( 1858 – 1904 ). Это  была  дипломная  работа, выполненная  им  в  Николаевской  Морской  академии. На  этот  проект  сразу  обратили  внимание, он  обсуждался  в  Морском  техническом  комитете, но …  был  признан  «Не  отвечающим  требованиям  времени»  и  отправился  в  архив.

В  дредноуте  В. Степанова  предлагались: линейная  установка  артиллерии  главного  калибра, широкий  бортовой  броневой  пояс, а  по  всей  длине  корабля  броневая  палуба, мощная  силовая  установка, обеспечивающая  движение  в  16  узлов. Таким  образом, бронирование  и  скорость  в  проекте  Степанова  находились  на  уровне  уже  построенного  позже  дредноута. Вот  только  неизвестно, чем  руководствовался  проектировщик  при  выборе  калибра  и  размещения  орудий  на  своём  корабле. Важно, что  ещё  тогда  Степанов  начал  прорабатывать  тему, с  которой  мировые  кораблестроители  столкнулись  лишь  20  лет  спустя.

Жаль, конечно, но  судьба  Владимира  Алексеевича – человека  одарённого  и  проницательного, сложилась  весьма  драматично. Во  время  службы  на  флоте  он  придавал  большое  значение  минному  оружию, после  окончания  Морского  корпуса  закончил  артиллерийские  и  минные  классы. Как  изобретатель  создал  первую  в  мире  автоматическую  систему  для  постановки  мин  на  ходу  корабля. По  его  проекту  построен  минный  заградитель – корабль, предназначенный  для  постановки  мин. Уже  во  время  русско – японской  войны  Россия  располагала  ими. Именно  с  таким  кораблём – его  детищем  «Енисеем», которым  командовал  Степанов, произошло  непоправимое.
28  февраля  1904  года  при  сбросе  мин  близ  порта  Дальний  «Енисей»  подорвался  на  собственной  мине. В  последние  оставшиеся  минуты, зная, что  свой  корабль  уже  не  спасти, Степанов на  мостике, отдавал  команды, подбадривая  и  торопя  подчинённых  сесть  в  спасательные  шлюпки. А  сам, не  сходя  с  мостика, ушёл  под  воду  вместе  с  погибшим  кораблём.

ОН  БЫЛ  ПЕРВЫМ, КТО  РАЗРАБОТАЛ  ПРОЕКТ  РУССКОГО  ДРЕДНОУТА – КОРАБЛЯ, ОТКРЫВШЕГО  НОВУЮ  ЭПОХУ  В  РАЗВИТИИ  ВОЕННОГО  ФЛОТА, И  ИМЯ  ЕГО  РОССИЯ  НЕ  ДОЛЖНА  ЗАБЫВАТЬ !

4  декабря  2024  года                Вячеслав  Прытков.


Рецензии