А всё - таки он был первым
В своём очерке «Дредноут Фишера» я писал о создании совершенно нового корабля с мощным артиллерийским вооружением и мощной бронёй. Правда, до лорда – адмирала Фишера проекты такого корабля предлагали и главный кораблестроитель итальянского флота Умберти Куниберти, и американец Ральф Хичборн. Однако, англичане оказались расторопнее, и их «Дредноут» вступил в строй. Успеха в достижении цели добились и немецкие кораблестроители, возглавляемые морским министром Тирпицем, разработав «Нассау» - германский броненосец дредноутного типа, сходный с английским проектом.
Нет сомнения, как удивились и разочаровались бы и Фишер, и Куниберти, и Хичборн, узнав, что ещё задолго до них, в 1884 году в Морском ведомстве России появился проект русского дредноута, разработанный молодым морским офицером Владимиром Алексеевичем Степановым ( 1858 – 1904 ). Это была дипломная работа, выполненная им в Николаевской Морской академии. На этот проект сразу обратили внимание, он обсуждался в Морском техническом комитете, но … был признан «Не отвечающим требованиям времени» и отправился в архив.
В дредноуте В. Степанова предлагались: линейная установка артиллерии главного калибра, широкий бортовой броневой пояс, а по всей длине корабля броневая палуба, мощная силовая установка, обеспечивающая движение в 16 узлов. Таким образом, бронирование и скорость в проекте Степанова находились на уровне уже построенного позже дредноута. Вот только неизвестно, чем руководствовался проектировщик при выборе калибра и размещения орудий на своём корабле. Важно, что ещё тогда Степанов начал прорабатывать тему, с которой мировые кораблестроители столкнулись лишь 20 лет спустя.
Жаль, конечно, но судьба Владимира Алексеевича – человека одарённого и проницательного, сложилась весьма драматично. Во время службы на флоте он придавал большое значение минному оружию, после окончания Морского корпуса закончил артиллерийские и минные классы. Как изобретатель создал первую в мире автоматическую систему для постановки мин на ходу корабля. По его проекту построен минный заградитель – корабль, предназначенный для постановки мин. Уже во время русско – японской войны Россия располагала ими. Именно с таким кораблём – его детищем «Енисеем», которым командовал Степанов, произошло непоправимое.
28 февраля 1904 года при сбросе мин близ порта Дальний «Енисей» подорвался на собственной мине. В последние оставшиеся минуты, зная, что свой корабль уже не спасти, Степанов на мостике, отдавал команды, подбадривая и торопя подчинённых сесть в спасательные шлюпки. А сам, не сходя с мостика, ушёл под воду вместе с погибшим кораблём.
ОН БЫЛ ПЕРВЫМ, КТО РАЗРАБОТАЛ ПРОЕКТ РУССКОГО ДРЕДНОУТА – КОРАБЛЯ, ОТКРЫВШЕГО НОВУЮ ЭПОХУ В РАЗВИТИИ ВОЕННОГО ФЛОТА, И ИМЯ ЕГО РОССИЯ НЕ ДОЛЖНА ЗАБЫВАТЬ !
4 декабря 2024 года Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №224120401477