Большие печали маленькой девочки

15.07. 2024.

Каждый читатель этого репортажа когда-то был связан с детским садом. Ходил сам, водил детей или внуков. И у всех сохранился где-то в глубине памяти, до поры, пока не потревожили, свой позитивный или негативный опыт общения  в том периоде.
Конечно же, самое трудное для любящих родителей поверить в то, что плач любимого чада при расставании не на весь день, а тем более не навсегда.
   Что по мере освоения пространства и уклада жизни в детском саду, малыша наоборот будет из садика не увести домой. Это придет потом.
И будет привычный путь утром в садик, а вечером обратно. Обычные вопросы к детям у родителей :»Хорошо ли ты кушал?»
 Или  вопрос к воспитателю: « ну как он себя вёл сегодня?» А что же было в этом дне?
О!  в течение прожитого дня происходит так много событий!

А ведь это очень важная жизнь! Вдали от родительского внимания происходит становление личности малыша. Он постигает уроки коммуникации в коллективе сверстников без мамы. На практике познаёт что такое хорошо и что такое плохо.
И очень важно чтобы рядом оказался чуткий и любящий взрослый. Поскольку  то, что нам, взрослым, со стороны кажется не таким уж значимым, для малышей порой оказывается очень  болезненным опытом.

Дело было  на даче.
Летний дождь загнал бабушку с внучкой в дом. Уютно расположившись на широком диване у окошка мы с Варечкой  принялись за чтение.
Можно, конечно, читать рассказ за рассказом, пока кому-то из двоих это занятие не наскучит. Но, бабушкин подход предполагает не только игру «в одни ворота.»
По прочтении надо обязательно рассказать бабушке про все самое интересное и новое, что узнала из прочитанного внучка. Про весёлое и грустное тоже
Весёлое, конечно рассказывалось весело. Похохотали вдвоём.
А грустное вдруг вызвало нежданную волну воспоминаний про личную обиду Варечки. Надо сказать что события из жизни внучки случились в детском саду , «когда  еще был снег».

    Ох, и глубоко же легла боль, если даже спустя время, когда о снеге и думать перестали, она еще бередила детское сердечко.
     Чтобы понимать психологию обиды, я приведу рассказ девочки с комментариями бабушки (утешительными ) для внучки. И с личными, отражающими взгляд  на детские конфликты и роль взрослого в их разрешении.
ВАРЕЧКА:
Я дружила в садике с Румиёй и Евой.
Но Румия почему-то не захотела со мной играть.
 Варя, оправдываясь:
Бабушка! Я ведь соглашалась в игре быть и кошкой , и собачкой! А однажды даже мамой была! (высшая иерархическая ступень в игре!) Но они всё равно меня не приняли!
 Поэтому я дернула Еву за косичку.
 ( мой комментарий: Варечка, у тебя тоже косички есть. Тебе бы понравилось, если бы Ева дернула за твои косички в ответ?)
Они вдвоем захотели меня побить!
( не ясно, был ли в этом случае акт самообороны или реванша?)
А я знаешь что придумала?
Я стала очень быстро кружиться и ручки расставила!
Они меня не достали!
(Улыбнулась Вариной  находчивости)
А потом воспитательница меня наказала! (горькие слёзы)
Я хотела всё объяснить. Ведь подружки так не поступают.
(Варечка добрая и щедрая девочка. Но в играх со старшим братом пытается развернуть игру в свою пользу. В этой части рассказа я не приняла ничью сторону, но понимаю обиду девочки, потому что воспитатель для детей в детском саду одновременно и защитник и справедливый судья. Каждый малыш жаждет справедливости. И вынося решение КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ следует очень даже хорошо подумать: где поставить запятую?
 У всех детей, независимо от возраста обострённое чувство справедливости. И даже если их рассуждения направлены в пользу себя любимого, а взрослому так не кажется, надо выслушать обе стороны и объяснить детям причину своего решения. В ситуации с девочками я поняла, что было обыкновенное равнодушие . И не случилась разборка причины конфликта с возможностью примирения сторон . А произошло простое наказание по факту: кто ударил? Варя
 Наказать Варю . )

Бабуля, знаешь, а Марк Цветков за меня вступился! Он всегда со мной. На прогулку мы такой кампанией ходим: за одну руку меня держит Марк, за другую – Соня.
 Личико внучки посветлело.
( Как правило, у интересной девочки всегда есть свой рыцарь. Знаю из опыта работы.)
Нам в садик не разрешают приносить игрушки. Их надо отдавать воспитателю. А когда Ева принесла, я ее не выдала!
 ( удивляет запрет! "Отрыжка" ковидного времени?
Варя рассуждает о правилах дружбы, по крайней мере, она Еву считала подружкой, честно хранила Евин секрет. И по своему обиделась на её предательство. Иногда дети способны на интригу: Румия + Ева против Вари.
Тоже наблюдала из опыта работы в д/саду. А откуда берутся взрослые интриганы, как вы думаете? )

Евиным предательством беда для Варечки не закончилась. Она рассказывает о продолжении конфликта и на следующий день.

 "А потом, на 2 день, мы гуляли на площадке, и  Румия отняла у меня ведёрко и лопатку. Мне до сих пор обидно.
 ( опять плачет).
Но все ребята за меня вступились!
(Глазки просохли, и я выдохнула. Значит не так плохо моя Варечка выстроила отношения со своими сверстниками.
      Кстати, если бы не глупый запрет на игрушки из дома, ведёрок и лопаток было бы в достатке. Как пример: у Вариного брата образовалось много машинок, которыми он перестал играть. Родители приняли решение вынести их в дворовую песочницу. А почему не в детский сад? Хотя бы в мешок с уличными игрушками?- спрашиваю я.
Так не разрешают. Не то что в групповую комнату, а даже на прогулку, ответили родители.
 Бред какой-то! Когда я работала в детском саду такую глупость и вообразить было нельзя!)
 Далее Варюша оживленно продолжила:
Только Даня Иванов был с Румиёй.
А со мной была сначала только Соня. (та девочка, что всегда «за руку» при выходе на прогулку, кампанию составляет вместе с Марком Цветковым)
А потом все стали ко мне подбавляться! И сделали круг. А в круге окружили Румию. Тогда она бросила ведёрко, а я подняла. Потом Румия хотела выйти из круга, а все присели. Тогда она хотела перешагнуть, а ребята встали. И выйти из круга она не смогла.
(потрясаюшая самоорганизации у детей  на 5 году жизни. Очень выразительно дети сумели защитить одну девочку и показать силу коллектива другой. )

Дальше туман развеивается.
Варя:
-У нас две команды. В первой я – командир.( Опа! Оказывается имеет место быть борьба за лидерство.)
Во второй – Румия.
Но в моей команде ребят было больше. Потому что я никому никогда не делала зла. Кроме Румии. Но если бы она меня не обижала я бы ей вреда не приносила. (Убеждённо и с доказательством)
Когда мы были в группе «Цыплята» - (младшая группа), мы с Румиёй  ходили есть снег под горку. Чтобы никто не увидел. Я ела снежки. А Румия ловила снежинки языком. (Вот когда шило из мешка выглянуло!)
Я возмутилась: так вот почему у тебя так часто горлышко болит?!
 Варечка мило улыбнулась:
Бабушка! Снег был холодный, а я то была горячая!
Занавес!

Я сделала вывод из рассказа. Как много интересного происходит в детском коллективе, когда взрослые не отслеживают ситуацию. Дети умеют самоорганизоваться и действовать «по справедливости». Справедливость дети могут понимать по- своему. Но на тот момент они очень интересно показали девочке по имени Румия своё осуждение её поступку, "всего лишь" организовав «хоровод». А могли бы и побить. Так тоже бывает.
 Ещё одно наблюдение: Варя обратилась за участием и разрешением конфликта к воспитателю. Но, не разобравшись по существу, воспитатель наказала обиженную девочку. Я не с позиции бабушки вижу эту ситуацию. Я, как профессионал, уверена в том, что воспитатель для того и придан группе детей, чтобы учить их справедливости, доброте, умению дружить и тем самым предотвращать конфликтные ситуации.
       Надо отметить, что в прежней возрастной группе воспитатели были очень добры, ласковы с детьми и сумели в возрасте 4 лет сдружить деток. Атмосфера дружелюбия  и любви с первых дней позволила хорошо адаптироваться внучке в детском саду.  Например, все детки назывались только уменьшительно-ласкательной формой имени. И перейдя в среднюю группу она с удивлением рассказала дома:
- Мама, ты знаешь, оказывается Маркуша это Марк!-
            В силу своего опыта и возраста  Варечка  верила  в абсолютную справедливость и защиту взрослого.
Жаль, только, что ей довелось  разочароваться.
 Каждое утро она начинала с протеста и плача: не хочу в садик!, - когда попала в среднюю группу к другим воспитателям. Хотя в младшую группу бежала впереди мамы.

Сейчас Варя ходит в другой детский сад. И у неё всё в порядке.

Хочу добавить ещё один эпизод.
Мой маленький сын, спрыгнув с качелей, сломал ручку. Было ему на тот момент  почти 6 лет.
Мы ехали с дачи в электричке около часа, чтобы попасть к врачу- травматологу. И чтобы отвлечь внимание от боли в руке я беспрестанно с ним разговаривала на разные темы.
 Как–то разговор вышел на слово «униженный».
 И чтобы удостовериться, как сын понял смысл этого слова прошу его мне растолковать.
    Толкование было очень ясное: тот кто стоит на возвышении – возвышенный. А тот, кому досталось место пониже – униженный.
Пришлось мне рассказать сыну что это слово из категории морально - нравственной.
Он понял всё верно. Подтвердив свои слова примером из жизни:
 «Мама, ты ведь знаешь, что я не люблю гороховый суп?
Я про это сказал воспитателю. Но И.М. сказала:
 «Всё равно будешь есть!»- а когда я не ел всё равно, она мне суп за шиворот вылила.
 Знаешь, мама, боль - то в руке у меня пройдет. А как я забуду как стучали по голове горошины?»

 Сын вырос и стал замечательным папой для Варечки и её брата.. И теперь не вспоминает этот вопиющий случай.
   Но стук этих горошин не перестаёт эхом отзываться в материнской памяти.


Рецензии
Привет, Галочка!
С интересом и даже два раза прочла о внучке Вареньке - умнице-разумнице. а в конце о вопиющим факте не только унижения ребёнка, но и настоящего физического насилия.Воспиталку надо бы не только лишить диплома, без права на профессию, но и посадить за решётку.
"...воспитатель для детей в детском саду одновременно и защитник и справедливый судья. Каждый малыш жаждет справедливости. И вынося решение КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ следует очень даже хорошо подумать: где поставить запятую?
Вы - НАСТОЯЩИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ С ЮОЛЬШОЙ БУКВЫ! Я ведь тоже начинала с воспитательницы. до сих пор храню синенький диплом Мурманского педучилища.
С большим уважением к Вам и к профессии педагога,

Галина Фан Бонн-Дригайло   07.12.2024 14:00     Заявить о нарушении
Как это здорово, оказывается мы еще и коллеги? 👍
Страна Детство - место загадочное и волшебное. Чтобы разглядеть то, что видят малыши, надо взрослым встать на цыпочки!
Я прочитала все публикации у Вас на страничке под рубрикой "Говорят дети". И сразу почувствовала: наш человек;💐!
Спасибо за тепло и душевность отклика на мою публикацию. А еще за искрящийся юмор на Вашей страничке. Погостишь, и как шампанским угостили!))
С теплом и улыбкой
Я

Галина Санарова   07.12.2024 16:24   Заявить о нарушении
Ой! Галочка! Душечка! У меня - слёзки...
Сегодня даже глаза болят, а неохота удаляться.
Да. Я и в д/садах работала, и в пионерлагере под Харьковом, потом от Мурманска под Лугой (сам Сергей Довлатов меня там навестил), и в школе-интернате. Первый "дипломчик", когда в 11-летке было производственное обучение. У девочек в д/саду у мальчиков на заводе. Три года. Педучилище - экстерном. Биография в четыре тома у меня.

Галина Фан Бонн-Дригайло   07.12.2024 18:44   Заявить о нарушении
Палец вверх!
И сердечки, сердечки, сердечки... 😘

Галина Санарова   07.12.2024 20:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.