Уроки
Но самое необычное в этой школе было то, как проходили уроки.
В обычной школе, если по расписанию первым стояла «Родная речь», то был урок «Родной речи», если вторым уроком стояла математика, то все занимались математикой. И так по порядку в строго отведенное время. Но в этой школе было совершенно по-другому.
Когда начинался первый час, учительница писала на доске все задания по всем предметам согласно расписанию этого дня и говорила: «Можете начинать с любого места, которое вам нравится». Поэтому ученикам разрешалось начинать хоть с родной речи, хоть с математики. В любом классе можно было увидеть, как один ученик пишет сочинение; тот, что сидит за ним, которому нравится физика, поджигает спиртовую лампу, нагревает колбу и что-то взрывает. Этот способ ведения уроков оставался основным принципом школы. И по мере взросления детей самым важным для учителей было понимание, какой у ребенка интерес, его образ мыслей, индивидуальные особенности ребенка.
И для учеников возможность заниматься в первую очередь любимым предметом была большой радостью. А для занятий нелюбимым предметом у них была уйма времени до окончания школы.
Поэтому большая часть времени отводилась на самоподготовку. Когда становилось непонятно, то можно было пойти спросить у учителя, или учитель подходил и объяснял до тех пор, пока ученику не становилось понятно. Когда ученик получал задания, он опять приступал к самостоятельному изучению. Это было истинное обучение. Поэтому и не было такого, чтобы ученики слушали объяснения учителя невнимательно.
Первоклашки, одноклассники Тотто-тян, еще не занимались самостоятельно, но правило выбора любимого предмета оставалось неизменным и для них. Кто-то писал катакану, кто-то рисовал и читал, некоторые дети занимались физкультурой в центре класса. Девочка, которая сидела рядом с Тотто-тян, похоже, уже умела писать хирагану, и она тщательно выводила буквы в тетради.
Для Тотто-тян все было удивительно, она была настолько взволнована, что никак не могла приступить к занятиям, как все остальные.
Как раз в это время мальчик, который сидел за спиной Тотто-тян, встал и пошел к доске. Похоже, он нес тетрадь учителю, который что-то объяснял другому ученику у доски. Тотто-тян перестала оглядываться и, подперев подбородок рукой, впилась глазами в то, как мальчик шел к доске. Он волочил ноги, когда шел, и тело его тряслось.
Сначала Тотто-тян подумала, что он делает так специально. Но потом Тотто-тян поняла, что это было не специально, что так и есть. Тотто-тян так и продолжала сидеть, подперев подбородок рукой, и смотреть на мальчика, когда он вернулся на свое место.
Они встретились глазами. Мальчик улыбнулся Тотто-тян. Тотто-тян поспешно улыбнулась ему в ответ. Мальчик сел за свое место, и это заняло у него больше времени, чем у других детей. Тотто-тян обернулась и спросила мальчика:
- Почему ты так ходишь?
Мальчик ответил тихим добрым голосом. Его речь была рассудительной.
- У меня ДЦП.
- Что такое ДЦП? – переспросила Тотто-тян, которая до этих пор ни разу не слышала такого слова.
Мальчик ответил совсем тихо.
- Детский церебральный паралич. Только ноги нормальные. А руки вот..
Сказав так, он выставил руку, на которой срослись длинные кривые пальцы. Глядя на его левую руку, Тотто-тян обеспокоенно спросила:
- Это пройдет?
Мальчик замолчал. Тотто-тян подумала, что спросила что-то плохое, и от этого она стала грустная. Но мальчик сказал бодрым голосом:
- Меня зовут Ямамото Ясуаки. А тебя?
Тотто-тян обрадовалась, услышав радостный голос мальчика, и громко сказала: «Тотто-тян!». Так началась дружба Ямамото Ясуаки-тян и Тотто-тян.
В вагоне было почти жарко от солнечных лучей солнца. Кто-то открыл окно. Свежий весенний ветер ворвался в вагон. Волосы детей колыхались на ветру, словно пели песню ветра.
Так начался первый день Тотто-тян в школе Томоэ.
Свидетельство о публикации №224120401586