Казаки между мифом и исторической правдой
Новосельцев Григорий Петрович.
Пенсионер.
Nowoseltsew2015@yandex.ru
«Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества» XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Москва, 27 - 28 января 2025 г.
Доклад.
КАЗАКИ МЕЖДУ МИФОМ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДОЙ.
Аннотация. Современный взгляд на казачество искажает его истинную суть, изображая казаков как идеализированных героев или воспринимая их только с негативной стороны. Однако казачество — это уникальное явление, соединяющее историю, культуру и духовность. Автор призывает переосмыслить представление о казаках, признавая их многогранность и ценнейший опыт.
Ключевые слова. Ключевые слова к статье о казачестве: казачество, искажение восприятия,
романтизация, христианство, духовность, межкультурный диалог, современное общество
Прежде чем перейти к статье приведу слова святителя Николая Сербского. Главное содержание истории состоит в определении отношения людей к Богу. Все остальное лишь эпизоды и фрагменты главного.
Святитель Николай Сербский (Велимирович)
Мысли о добре и зле. Содержание истории. Портал азбука Веры.
Казачество — это явление, не имеющее аналогов в мировой истории, которое соединяет уникальные исторические, культурные и социальные аспекты. Однако современный взгляд на казачестве искажает его истинную суть. Романтизированные образы и чрезмерная идеализация сводят богатую и многогранную культуру казаков к простым пасторальным стереотипам, которые лишены исторической глубины и страсти, присущей их бытию.
Первое, что бросается в глаза, — это тенденция изображать казаков как идеализированных героев. В таком контексте они воспринимаются скорее как персонажи народных сказаний или театра, чем как реальные люди, сталкивающиеся с трудностями жизни. Эти сказочные образы создают ложное впечатление о простоте казачьего бытия, игнорируя сложные и зачастую драматические процессы, через которые проходили сообщества казаков.
Далее стоит отметить, что подобный подход не учитывает ценнейший опыт христианского православия, сформировавшийся у казаков в суровых исторических условиях. Казачество не только исповедует традиционные православные ценности, но и выработало уникальные формы духовности, адаптируясь к окружающим обстоятельствам. Эти аспекты важны для понимания внутреннего мира казаков, но в популярном восприятии они часто остаются в тени романтизированных образов.
Также нельзя забывать об интеграции казаков с окружающими народами и культурами. На протяжении своей истории казаки взаимодействовали с различными этническими группами, заимствуя их культурные элементы и обычаи, одновременно привнося свои традиции. Это взаимообогащение остаётся незамеченным в устоявшихся стереотипах, изображающих казаков в изоляции от остального мира. В итоге богатство культурного разнообразия региона, в котором существовало казачество, теряется, затмеваемое упрощёнными и стереотипными взглядами.
С другой стороны, на ряду с лубочной и пасторальной идеализацией присутствует и другая крайность - казаков воспринимают только с негативной точки зрения вырванные из контекста истории только негативные факты их жизни. А так как изначально две противоположные группы казаков именуются одним термином, то материала для этого более чем достаточно.
Таким образом, современное представление о казачестве нуждается в переосмыслении. Искажение восприятие казачества как романтизированного фольклора не только обесценивает сложную историю и культуру этой социальной общности, но и лишает современное общество ценных уроков, которые можно извлечь из его опыта. Казаки были не только воинами и пастухами, но и полноценными гражданами, носителями уникальной культуры, которая соединяет искусство, религию и межкультурный диалог. Только через осознание и признание этой многогранности мы сможем по-настоящему оценить значимость казачества в современном обществе.
Для решения этой проблемы мной предлагается серия книг серии «Люди за спиной» «Забытые герои казаки». Их цель переосмыслить сложную историю казачества, представив их не через призму романтических стереотипов и лубочного фольклора и скоморошества, или поголовных разбойников, а как многогранный и непростой путь. Эти книги стремятся показать трансформацию казаков от плохо организованной группы с неопределёнными целями до тех, кого позже назвали воинами Христовыми. Именно под его знаменем они стали уникальным явлением на нашей планете. И оставили нам неоценимый и неоцененный духовный опыт.
Эти книги могут служить важным инструментом для:
Сохранения и передачи культурного наследия. Каждое произведение, в котором глубоко раскрываются духовные и нравственные аспекты казачества, способствует сохранению уникальной истории и их самосознания.
Формирования моральных ориентиров. Через образы казаков, их поступки и выборы, читатели могут извлекать уроки о чести, долге, верности и мужестве — тех ценностях, которые были и остаются основополагающими для казачества, как самой религиозной группы в истории России..
Взаимопонимания и диалога. Литература, основанная на духовных и нравственных принципах, может сближать разные народы и культуры, способствуя взаимопониманию и уважению к традициям других культур и цивилизаций.
Понимание духовности рассматривается не как абстрактное понятие, присущее светскому мышлению, а как глубокую связь с Богом, которая осуществляется через искреннюю молитву и участие в таинствах церкви, стремясь к истинному единению с Ним.
Размышления о современности. Столкновение традиционных ценностей казачества с современными реалиями может стать основой для глубоких размышлений о месте духовности и морали в быстро меняющемся мире.
Таким образом, раскрытие православной составляющей в литературе о казачестве не только обогащает культурное наследие, но и способствует формированию более гармоничного и ответственного общества. Эти книги могут стать важным вкладом в эту область, способствуя осмыслению и переосмыслению ценностей, как на уровне личной, так и на уровне общественной ответственности.
Презентация серии книг «Люди за спиной» — это погружение в богатую и многослойную историю казачества с акцентом на его духовные аспекты. Книга состоит из пяти частей, каждая из которых раскрывает уникальные грани казачьего быта и его влияния на исторические процессы.
Книга «Люди за спиной» - первая из серии.
Первая часть посвящена формированию различных форм казачества до 17 века. Здесь рассматриваются служилые казаки, разбойники, частные военные компании и первопроходцы, что позволяет понять, как разнообразные социальные группы способствовали становлению казачества.
Во второй части описывается 17 век, когда казаки начинают заявлять о себе как о значительной силе, способной влиять на ход истории. Это время формирования сущности казачества как военно-политической и религиозной силы.
Третья часть охватывает 18 век, когда казачество становится официальным сословием в Российской империи. В этом контексте рассматриваются вопросы расширения границ и вхождения в казаки целых селений, включая инородцев и иноверцев, что подчерчивает многонациональный и многоисповедный характер казачества.
Четвёртая часть книги рассматривает различные аспекты казачества как военного сословия, и формирование и упразднение казачьих войск, а также их роль в истории России.
Наконец, в пятой части темы фольклора, пословиц и поговорок, святых казаков и их святынь, а также религий, противостоявших казачеству.
Книга завершает статье о том, как казаки представляют собой нечто уникальное в истории человечества, а также сватьей протоиерея А. Ткачева «Люди за спиной», которая напоминает о важности памяти о своих предыдущих поколениях в нашей культурной памяти.
Эта книга в двух версиях. Вторая «Люди за спиной для семейного чтения с детьми», для детей младшего школьного возраста и подростков.
Книга "Предвестники и события 1917 года" во второй серии "Люди за спиной" действительно может стать интересным исследованием социальных изменений в Российской империи в преддверии революции. Рассматривая развитие различных социальных групп, авторы могут детально анализировать, как экономика, политика и культура взаимодействовали и влияли на духовное состояние общества.
Казачество сохранило духовные основы своей жизни, несмотря на сложности, связанные с православной миссией на границах России и последующим расколом. Казаки не разделяли свою жизнь на духовную и светскую сферы, интегрируя христианские ценности во все аспекты своего бытия.
Отображение этой темы через разные источники, включая историю, литературу и публицистику, позволяет создать многогранную картину, в которой переплетаются различные аспекты жизни людей того времени. Вы можете найти много материала и рассуждений об интеллигенции, крестьянстве, рабочем движении и их роли в революции, а также о том, как западные культурные процессы влияло на общество России.
Эта книга будет интересна не только молодёжи, но и всем, кто стремится глубже понять сложную и многогранную историю казачества и его значение для культурного наследия.
Представляю вашему вниманию третью и завершающую книгу серии "Люди за спиной. Гражданская война", посвящённую событиям Гражданской войны 1918 - 1922 года. Данная работа продолжает исследование религиозных, социальных и политических процессов, ставших результатом сложной исторической ситуации этого периода.
О книге
Автор книги стремится к объективному анализу причин и последствий Гражданской войны, акцентируя внимание на том, как социальные разногласия и политические противоречия обостряли существующие проблемы в обществе. В книге подробно рассматривается, каким образом состояние общества способствовало проявлению низменных качеств человека и его личными пороками.
Основные темы
1. Причины Гражданской войны:
- Исследуются религиозные, политические, экономические и социальные факторы, предшествующие началу войны.
- Анализируются внутренние конфликты групп и партий, оказывающие влияние на ход событий.
2. Разрушительное состояние общества:
- Оцениваются последствия войны для социума: как эти события обнажили проблемы и слабости человеческой природы.
- Приводятся иллюстрации к жертвенности и предательству, характерным для данного исторического периода.
3. Долгосрочные последствия:
- Рассматривается влияние Гражданской войны на современное общество, выявляются параллели между прошлым и настоящим.
- Фокус на значении памяти и её роли в обсуждении истории данного этапа.
Заключение
Книга "Гражданская война" не только завершает исследование в рамках серии, но и представляет собой важный вклад в понимание происходивших в истории процессов. Исследуя события 1917 года, автор предлагает читателям задуматься о том, как это историческое наследие формирует современное восприятие общества. Гражданская война является не только моментом в истории, но и критическим отражением человеческой природы, которое продолжает быть актуальным в современных условиях.
Надеюсь, что данная книга станет ценным источником как для научного сообщества, так и для широкой аудитории, заинтересованной в истории и её уроках.
Книга "Айда, хлопцы, в царство Небесное" представляет собой серьёзное исследование, посвящённое многогранным достижениям казаков не только в военном, но и в культурном контексте. В рамках данной статьи мы рассмотрим основные темы произведения, выделяя значимые аспекты казачества.
Одной из центральных тем книги является изображение казаков как великих воинов. На протяжении всей истории они принимали участие в многочисленных военных конфликтах, защищая свою землю и отстаивая свободу. К автору книги стоит отнести анализ таких событий, как Битва при Молодях, и многие другие сражения, где казаки проявили отвагу и стратегическое мышление. Их роль как защитников Родины подчёркивается благодаря множеству исторических источников, которые подтверждают их военные успехи и героизм.
Казаки в науке
Однако казаки известны не только как воины. В книге также исследуется их вклад в науку. Известные казаки, ставшие учебными и исследователями, сыграли важную роль в развитии различных научных направлений. Их открытия и достижения остаются значимыми для исторической науки и образовательной педагогической деятельности, что также находит отражение в произведении.
Казаки как писатели и художники
Не менее важным является и культурный вклад казаков. Книга "Айда, хлопцы, в царство Небесное" подчёркивает достижения казаков в литературе и искусстве. Многие казаки стали известными писателями, поэтами и художниками, чьи работы отражают дух времени и национальную идентичность.
Казаки также занимали важное место в развитии искусства и культуры. Исследование их роли в сохранении и популяризации языка и традиций подчерчивает их значимость в становлении идентичности. Книга обращает внимание на то, как их творчество оказало влияние на современных деятелей культуры.Книга "Айда, хлопцы, в царство Небесное" служит ценным источником информации для исследования многообразия роли казаков в культуре и истории. Рассматривая казаков не только как воинов, но и как ученных, писателей и художников, авторы подчерчивают их многогранное наследие, которое продолжает оказывать влияние на современное общество. Исследование этих тем важно не только для исторической науки, но и для формирования национальной идентичности и культурной самосознания. Не редко в одном казаке переплетались многие из перечисленных качеств.
В данной книге не упоминаются те казаки, которые показали себя как враги России.
Книга "Собор святых казаков и их святыни" служит важным вкладом в изучение духовного наследия казачества. Она не только рассказывает о святых казаках, причисленных к лику святых, но и освещает благочестивые поступки тех, кто, возможно, не будет канонизирован, но чьё духовное наследие важно для понимания казачества в его истинной сущности.
Казаки как святые и благочестивые деятели
В центре книги находится исследование известных казаков, которые стали святыми. Эти фигуры олицетворяют не только воинственные качества, но и добродетельность, преданность вере и служение народу. Их примеры показывают, что казаки, несмотря на свою военную природу, нередко стремились к духовному возвышению, поддерживая принципы христианской морали.
Разрушение стереотипов
Книга "Собор святых казаков и их святыни" стремится разрушить стереотип о казаках как о поголовных разбойниках, представленных в различных литературных источниках существующие в народном восприятии не только на бытовом уровне, но и среди научного сообщества. Вместо этого авторы подчерчивают их роль как хранителей духовных ценностей и традиций, что является важным аспектом их идентичности. Исследование показывает, что казачество было не только культурным, но и духовным явлением.
Духовный подвиг казаков
Кроме святых, в книге уделяется внимание и другим казакам, которые, хоть и не были признаны святыми, совершали значительные духовные подвиги и моральные деяния. Эти личности, часто забытые или не оценённые должным образом, представляют собой важную часть ансамбля казачьей культуры и служат примерами для будущих поколений.
Заключение
Книга "Собор святых казаков и их святыни" является важным шагом к переосмыслению роли казаков в истории и культуре.
Казачество, как историческая общность, оставило значительный след в развитии России, играя важную созидательную роль в формировании её культурной и социальной идентичности. Непередаваемая уникальность казачества заключалась в сочетании воинских традиций, сельскохозяйственного труда и особых нравственных ценностей, которые способствовали укреплению народного духа и патриотизма. Однако современное движение по возрождению казачества, порой, отклоняется от этих глубоких основ, сосредотачиваясь на внешних атрибутах, таких как костюмы и обряды, а также на ролевых играх. Это приводит к искажению подлинного наследия, лишая его истинного смысла, который был основан на культуре, взаимопомощи и духовности, присущих казачьей общине.
Эти книги предназначены не только для потомков казаков или тех, кто занимается их возрождением, но и для всех людей, стремящихся понять важнейшие аспекты нашей истории. Взаимоотношения между людьми и Богом занимают центральное место в этих произведениях, подчёркивая духовную составляющую казачества, где вера и моральное кредо имеют огромную значение. Казаки являются ярким примером русской цивилизации, демонстрируя, как можно впитывать разнообразные традиции, присущие разным народам, и в то же время сохранять свою уникальную идентичность.
Эта способность к интеграции и адаптации, не теряя при этом своих корней, является важным уроком для всех нас. Книги служат напоминанием о значимости духовных и культурных основ, способствующих взаимопониманию и единству среди людей. Благодаря этому, они открывают дверь к более глубокому осмыслению исторических процессов и ценностей, которые составляют основу нашего общего наследия.
По этой причине считаю целесообразным использовать эти книги не в узких рамках тех кто исповедует православную веру и возрождает казачество, а среди широких масс населения нашей страны.
Список авторов, источников и литературы
1.Айда, хлопцы, в Царство Небесное. Забытые герои казаки. https://www.litres.ru/70783957/
2.Люди за спиной. https://www.litres.ru/70797841/
3.Люди за спиной. Гражданская война. https://www.litres.ru/70960780/
4.Люди за спиной. Предвесники и события 1917 года. https://www.litres.ru/70954195/
5.Люди за спиной. Читаем вместе с детьми всей семьёй. https://www.litres.ru/70793395/
6.Материалы архивов: Федеральных, Краснодарского края, Ставропольского края, республики Коми.
7.Проповеди митрополита Меркурия
8.Проповеди митрополита Кирилла.
9.Проповеди Патриарха Московского и все руси Кирилла.
10.Проповеди священников о истории и роли казачества.
11.Православная энциклопедия.
12. Труды ученных историков, филологов, философов и .тд.
Свидетельство о публикации №224120401593
Меня не интересовала моя родословная; достаточно было очевидного: я из рабочих и крестьян. Жаль только, что не расспрашивал бабушку, мать моей матери, о её жизни – она знала многое. К 1985-86 годам по крохам сложилось следующее.
Мой отец, Бородин Георгий Иванович, 1924 года рождения; у него была младшая сестра Александра и самый младший – брат Пётр. Все они родились и выросли в селе Саломенке (так писалось), 7 км от станции Соседка, что на железной дороге близ Пензы. Отец закончил семь классов, поработал в сельской сберкассе до армии, точнее, до призыва на Тихоокеанский флот, во Владивосток. Здесь, в «подплаве», в школе подводного плавания на Улиссе, его выучили на моториста, но зачислили в бригаду Безверхова, в морскую пехоту, посылаемую на защиту Москвы. Уже на вокзале из их колонны люди Берии выдернули десяток мотористов, в том числе и его, и… стали готовить их служить в Сан-Франциско, получать по ленд-лизу моторы для кораблей, катеров, подлодок. А бригада Безверхова понесла тяжёлые потери, была переформирована и стала 25-ой имени Чапаева.
Потом отца включили в экипаж подводных лодок Л-16, С-51 и С-56. Последняя прославилась, первая – погибла на подходе к США. Но он не участвовал в этой лотерее: был отправлен на сухогрузе во Фриско и пробыл там до 1944 года. Он знал легендарного Г. И. Щедрина; между прочим, говорил, что был слух: Щедрин перед самой войной ездил в Германию обмениваться опытом с «Кригсмарине». Всё же отец повоевал – ходил на подлодке в Корею в 1945 году. Между прочим, знал Николая Вилкова и делил тумбочку с Борисом Бруносом, впоследствии известным конферансье Бруновым. Женился в 1946 году, а в 1947 родился я.
Брат отца Пётр тоже был призван на ТОФ; здесь он погиб на учениях – убило током в июле 1950 года. Судя по фотографиям, были похороны с воинскими почестями на Морском кладбище.
Сестра отца, моя тётя Шура, с 14 лет работала учительницей русского языка и литературы. По мужу – Смирнова, жила в Куйбышеве (Самаре), точнее – в посёлке Прибрежный; я у неё бывал. Она – заслуженная учительница РСФСР; муж – бывший военный; работал в охране космического производства.
К моему деду, Ивану Алексеевичу, я прибыл в Саломенку годовалым на «постоянное место жительства». Он устроил мне обряд казачьего крещения: сажал на коня, вешал портупею с ножнами от шашки. Дед трижды обвёз вокруг церкви, где был тогда уже клуб. Дед работал старшим конюхом на конезаводе в Соседке, был специалистом по буденновской породе и по орловским рысакам. Кроме того, гнал конопляное масло, обжигал кирпич, умел плести лапти и много ещё чего.
Однажды дед оставил во дворе жеребёнка, отнятого от кобылы-матери. И уехал на маслобойню. Детвора пришла на наш «хутор» поиграть не столько со мной, видимо, как с жеребёнком. Меня сажали верхом на него, «учили ездить»; потом им надоело и они исчезли. А жеребёнок пошёл сам на конезавод, и я на нём. Дед вернулся. Всё понял и рванул намётом вдогон. Говорили, я каким-то чудом проехал без седла верхом полдороги, т. е. 3-4 км. Дед сказал: «Это – казак, живучий будет!».
Его отец, мой прадед, Алексей Акимович, участвовал в русско-японской войне 1904-1905 гг. Там, в окопах, он и его друг Николай Степанович Барыкин поклялись поженить своих детей Ваньку и Мотю; так и сделали, такие были нравы. Моя бабка Матрёна Николаевна приезжала к нам во Владивосток на месяц уже в преклонных летах, но ещё крепкая, смелая, среднего роста старуха. А я был у них по дороге в армию летом 1970 года. Был потрясён, когда увидел деда – это же вылитый я, когда буду на восьмом десятке! Род Барыкиных мне неизвестен, к сожалению, кроме того, что они из Златоуста (или Уральска?). И ещё: прапрадед Степан Барыкин имел кличку «Кузяк – клеймёна жопа»; возможно, искажённо-насмешливое “казак”, но «жопа» – точно. Каторжный или сильно поротый? Казаки пороли своих: “клеймили жопу”.
Так вот, прадед мой вернулся из Маньчжурии с шашкой; я специально уточнял – не с артиллерийским палашом. В той войне с Японией участвовали 4-ый и 5-ый Уральские казачьи полки в составе Урало-Забайкальской казачьей дивизии. Интересно бы посмотреть архивы. Потом прадед был первой властью на селе; говорили, пользовался громадным авторитетом и имел прозвище «Стоумовый» (100 умов!). В восемнадцатом году советская власть велела сдать даже шашки; тем более, что в конце марта того года восстало уральское казачество во главе с наказным атаманом Бородиным. Прадед тянул со сдачей, пока его друг, сборщик оружия, не взмолился: «Дай мне хоть бумагу, что сдал!». Прадед купил где-то такую справку, коррупция была ещё и тогда, а шашку спрятал. Не от неё ли портупея была при моём крещении? В 1921 году в тех местах было восстание, «антоновщина», которое подавлял Тухачевский, а непосредственно шашкой рубился с мужиками будущий маршал Жуков. «Стоумовый» не участвовал, сумел как-то, умов хватило. Пострадал он позже: волостное правление поручило ему, как неподкупному, распределять муку во время голода, а он делал это не по классовому принципу, а по едокам-детям. Припомнили ему и другие строптивости и в 1929 году стали «раскулачивать». Многие сельчане заступились за него (тогда ещё это имело смысл), да и репрессии только разгорались; в итоге – не Соловки и даже не Северный Урал, а всего лишь дом, лучший в Саломенке, конечно, конфисковали, а самого – за километр от деревни отселили. Именно там я и прожил второй год жизни: вокруг глинисто-каменистая пустыня, беднейшая хата впритык с хлевом и огородик за сто метров, зато ещё через двадцать метров – ручеёк илистый. Впечатление, что земля для огорода – явно принесённая. Вокруг – ни одного соседа; неудивительно, что мать моя больше года там не выдержала, и мы вернулись во Владивосток.
Отец прадеда – Аким Давыдович; он был мировой судья в своём уезде. У него был брат, Давыд Давыдович; он тоже был мировым судьёй в Тамбове или в Пензе, или в обоих по очереди. А вот их отец Давыд, по прикидкам, 1820-40 года рождения – кто он? Видимо, не крепостной, коль обоих детей вывел в грамотные, да ещё судейские. Впрочем, говорили, что после разгрома Емельяна Пугачёва многих пленных его казаков победители забирали в крепостные. Саломенка тогда примерно и возникла. Основал её барон Шель (или Шеель), немец, который привёз откуда-то 20 семей. Мой отец помнил, как в начале 30-х годов, когда из церкви делали клуб, извлекли из подполья храма саркофаг, что висел там на цепях, а в нём лежал забальзамированный, как Ленин, барон в полном костюме времён полковника И. И. Михельсона, даже в ботфортах. Ещё он сказал, что в Москве, в архиве Исторического музея, что у Красной площади, есть материалы о усадьбе этого Шееля в Студенец-Саломенке. Наследники барона перед революцией развили там производство ковров, которые представлялись даже на выставках в Париже.
Владимир Бородин 4 09.12.2025 16:07 Заявить о нарушении
Ярым противником «вора Емельки» был войсковой старшина Мартемьян Михайлович Бородин, который первым выехал с отрядом на Усиху, как только там объявился «царь». Потом в письме Бородину Пугачёв пенял: «Если б не вы с дядею, то б и разорения на народ того не было»; это намёк на восстание в январе 1772 года. Известно, что Мартемьян возглавил казачью часть конвоя пленного «Петра III» от Яицкого городка до Москвы. До Симбирска главой конвоя был А. В. Суворов. Свидетельствуют, что как-то на привале казаки пили спиртное, и Пугачёв из клетки попросил и себе чарку. Мартемьян грубо отказал; тогда пленник предсказал: «На Яик ты не вернёшься!». Действительно, на обратном пути М. Бородин скоропостижно умер.
Бывший войсковой старшина Андрей Бородин был хозяином того дома в Яицком городке, где жила Устинья Кузнецова, жена Пугачёва (вторая). Ещё один Бородин, по кличке «Шара», командовал отрядом из 400 казаков, который прошёл рейдом по уральским заводам и добыл пугачёвцам пушки. А молодой Григорий Бородин, племянник Мартемьяна, был в свите Пугачёва; 22 марта 1774 года он первый пробовал организовать заговор против Емельяна, но успел унести ноги в Оренбург.
С юности отличался сын Мартемьяна Давыд Бородин, 1860 года рождения. Он участвовал в обороне Оренбурга; потом был походным атаманом уральцев в корпусе А. М. Римского-Корсакова, пришедшего в Швейцарию на помощь Суворову. Был войсковым атаманом с 1798 года и до смерти в 1830 году с одним перерывом на 3 года. Выдающийся администратор и дипломат, последний из выборных атаманов уральцев, генерал-майор. Прямой наш предок таинственный Давыд, был его старшим современником. Между прочим, именно от отца ещё в детстве я слышал поговорку: «Атаман Бородин – во всём войске один!».
Некий майор Бородин командовал одним из отрядов, ловивших Пугачёва за Волгой. Всего я насчитал семерых известных пугачёвцев из рода Бородиных. Напомним, что Пугачёв занял Пензу ближе к концу восстания, 1 августа 1774 года, когда от него уже отставали самые дальновидные, «стоумовые». Но на Яик они уже не возвращались – там их легко бы опознали. После смерти отца мне досталась его записная книжка с адресами родственников – сплошь Златоуст, Оренбург, Уральск. Выйдя на пенсию, отец три года отработал в какой-то плавмастерской, а потом пошёл работать дежурным электриком в «Морепродукт», лампочки перегоревшие менять. И вскоре генеральный директор оплатил ему проезд в Москву и дорогую операцию по вживлению электростимулятора сердца. Когда я спросил, за какие заслуги, отец лишь загадочно улыбнулся. Этот директор, Юрий Диденко, был тогда кошевой атаман местного казачества; порадел казаку.
Но мне отец никогда прямо не говорил о нашем происхождении: он был членом КПСС со времён Берии. Иногда прорывались реплики о «славных клинках златоустовских»; слышал я, что «казак» – значит «вольный человек». Забавно, что его деревенские друзья (один из них гулял на моей свадьбе оба дня) носили фамилию Казаковы, то есть «из казаков», «примкнувшие к казакам». Короче, у меня нет сомнений в принадлежности к известному роду яицкого казачества. А какие Бородины и в какой степени наши предки – это отдельный вопрос и, считаю, уже менее важный. Но хотел бы проверить следующих.
К большому роду принадлежал Николай Андреевич Бородин (1861 – 1937). Он закончил школу с золотой медалью и поступил на физмат Санкт-Петербургского университета, занимался также историей, этнографией, географией, статистикой, экономикой, ихтиологией, политикой, журналистикой (ну, точно, как я! Шутка ). В 1900-1906 годах – издатель и редактор первой общероссийской казачьей газеты «Вестник казачьих войск», издатель «Известий Общества сближения между Россией и Америкой» – он и основал это Общество. По образованию был физик, глава Комитета по холодильному делу. Депутат I-ой Государственной думы, затем депутат Учредительного собрания. Отречение царя воспринял как должное. Естественно, оказался в Омске, был представителем Уральского казачьего войска в правительстве Колчака. Но уже в конце 1919 года перебрался в США, преподавал в Нью-Йорке в Русском университете, а с 1928 г – в Гарвардском. Умер в Кембридже, в симпатичном мне штате Массачусетс.
Подполковник Бородин – убит революционными матросами в Выборге в конце августа 1917 года.
У Деникина во ВСЮР служил командиром отдельной инженерной роты полковник Бородин.
У атамана Дутова в Верхнеуральске был отряд подъесаула Бородина.
Довольно известен казачий генерал С. К. Бородин – командир корпуса у Колчака. Кажется, он увёл половину белых войск Приморья за границу дорогой Раздольное-Посьет в 1922 году. Потом, при Гитлере, командовал боевым отрядом, был сторонником С. П. Павлова. Под Зальцбургом, когда Доманов собрал совещание, группа атаманов, в т. ч. и Бородин, высказала мнение о Казачьем Стане такое, что их на следующий день сняли с должностей и изгнали из Стана, не предъявив обвинений и не давая объяснений. Как я понял, они не признавали генерала Власова, не хотели входить в РОА.
В отряде белого уральца-казака полковника Сладкова Т. И., 1500 шашек и 30 пулемётов, который совершил безумно дерзкий рейд и разгромил штаб 25-ой дивизии Чапаева, был заместителем командира казачий полковник, тоже уралец, Н. Бородин. Именно он во главе полусотни непосредственно штурмовал штаб Чапая и при этом был убит на рассвете 5 сентября 1919 г.
Видимо, Бородины – древний род, пришедший на Яик ещё с Дона: 15 (28) июля 1917 года в Петрограде хоронили казаков, убитых при подавлении июльской демонстрации, и среди них был станицы Голубинской 2-ого Донского округа казак Бородин Матвей Иванович. Если бы род пришёл с Урала на Дон, фамилию наверняка поправили бы – «Бородинов», как повелось там после Разина.
Думаю, у красных было Бородиных едва ли не больше. В частности, в одной квартире с известным С. А. Ивановым, (краевед, ветеран революции на Дальнем Востоке и один из первых комсомольцев Приморья) жил некий Бородин, о котором я не успел расспросить хозяина. Тут забавно то, что по материнской линии я – из рода Ивановых. Вспомним теперь их.
Владимир Бородин 4 09.12.2025 16:11 Заявить о нарушении
Что-то (поиск женихов дочкам?) вынудило вдову с четырьмя девицами перебраться во Владивосток. Лет десять назад я узнал о «скелете в шкафу» этого рода: старшую, Стешу, насильно выдали замуж за дебильного сына богатого домовладельца, и не бескорыстно. Дом его, кажется, до сих пор на задах «высотки КГБ» на остановке Некрасовская. Степанида дважды бежала от мужа; её возвращали. Тогда она повесилась.
Анна (Нюра) вышла-таки замуж вроде удачно за некоего Терентьева, кажется, из матросов торгового флота, левых убеждений. Ещё лучше намечался жених для Евдокии (Дуси): моторист или даже механик торгового флота, ещё богаче. Однако пока он был в рейсе, Дуся познакомилась с фельдфебелем-фельдшером, заведующим аптекой при городской (ныне – краевой) больнице Потапом Повековечным. Ревнивый механик купил револьвер и грозил, что пристрелит обоих. Но друзья его просветили: за этим Потапом такие дружки-солдаты, что не приведи бог. Повековечный был одним из первых большевиков-подпольщиков, его хорошо знал известный революционер Яков Карпович Кокушкин. И ещё: мой дед по матери был вхож в богатый дом известного старожила Владивостока и демократа Манаева, а дочь того вышла замуж за проезжего революционера Левона Караханяна, ставшего потом замом министра иностранных дел СССР под именем Лев Карахан. Потап воровал медикаменты, бинты, хирургический инструмент, и всё это передавалось по цепочке вдоль рокадной дороги 2-го – 7-го фортов и по берегу Уссурийского залива тайному партизанскому доктору Константину Николаевичу Павленко, фельдшеру села Шкотова.
Что ещё вытворял во время гражданской войны Потап Повековечный, покрыто тайной. Известно, что его Дуся работала официанткой и посудомойкой в офицерском кабаре-казино «Лотос» (впоследствии – клуб имени Дзержинского). Далеко заполночь ресторан при казино закрывался; официантки устраивали пир на объедках, и тут появлялся Потап с друзьями. При Колчаке он, его друг Подпорин и, кажется, Терентьев одно время прятались в свинарнике, в какой-то яме, а потом известной «дорогой медикаментов» ушли в партизаны в Цемухинскую долину.
Однако в октябре 1922 года, когда уже знавшие своё безнадёжное будущее белые зверствовали беспредельно, Потапа чуть не схватили на Чуркине, в саду «Италия». Он был вынужден вплавь пересечь бухту Золотой Рог; после того болел почти непрерывно и в 1925 году умер, оставив свою Дусю с четырьмя детьми, мал мала меньше, в том числе с трёхлетней Клавой, моей будущей матерью.
Бабушка Евдокия Васильевна спокойно, но не часто, называла себя казачкой, пела все казачьи песни. А Потап Повековечный, как всякий хохол, будучи спрошен, казак ли он, наверняка ответил бы: «А як же!». Говорили, что он из полтавских. Глянув на карту Полтавской губернии 1913 года, я увидел, что ближайший к Полтаве город – Миргород; да это же окрестности хутора гоголевского Тараса Бульбы! Кроме шуток: в войне с Наполеоном создали Казачьи части Внутреннего ополчения; из 13-ти губерний по 1 – 3 полка, в основном пеших, а вот из одной Полтавской – 13 конных и 7 пеших полков!
Вдова Потапа была взята под покровительство К. Н. Павленко, которого советская власть сделала за партизанские заслуги главврачом городской, т. е. уже краевой больницы и одно время даже главой крайздравотдела. Сын Потапа Павел был моим «крестным отцом» с 1951 года, прожил он дольше всех, вырастив пятерых детей; первенец умер младенцем. Он был отличным столяром и плотником, большим драчуном; первая жена его была цыганка. Он хранил украинский пласт культуры нашего рода, казачьи песни вроде «… а по-пид горою, яром-долиною козаки йдуть!», или ещё «Ой, при поле, при лужке, при счастливой доле, при знакомом табуне конь гулял на воле». От него я узнал, как «гетьман Сагайдачный променял жинку на тютюн, на люльку». Любимую его песню, «Чорна хмара», я и сейчас могу спеть; да и «Ревэ та стогнэ…» помню весь и от мелодии гопака млею. Его иначе как Павло и не называли.
Виктор, брат-двойняшка Павла, был с юности отличным токарем на Дальзаводе, но часто попадал в милицейские облавы из-за своего свободолюбия и приблатнённой внешности. С началом войны дал ему завод строгую бронь; но он тут же вступил в комсомол, чтобы получить направление на фронт от райкома, а против этого завод не мог пойти. Мать мне говорила, что от него почта принесла только одно письмо, с дороги, из-под Новосибирска. А на запросы приходили отовсюду ответы: «В списках убитых и пропавших без вести не значится». Когда составляли «Книгу памяти Приморского края», Павло пришёл в редакцию и потребовал: «Впишите брата!» - «А где он воевал?» - «Погиб под Сталинградом!». Так и вписали со слов; и на чугунной мемориальной стене позади лодки С-56 Повеквечный В. П. числится. У детей Потапа выпала вторая О в фамилии. А мать моя отвоевала в Маньчжурии и сама, выписывая себе справку для получения гражданских документов, убрала это О и заменила отчество на «Павловна» для благозвучия; сошло без проблем.
Младший сын Потапа Повеквечного Анатолий, искусный обмотчик электромоторов, самоучка-музыкант, игравший на всех инструментах, талантливый художник-копиист и не только; при этом пьяница, хулиган, отсидевший два года за бытовуху. Он погиб под задним колесом автобуса на остановке Некрасовская, пытаясь в дождь уехать в Моргородок.
Таким образом, по материнской линии тоже получается казачество: Иванов с казачьей станицы Зима и козаки с Украины, близ Полтавы. Но сдаётся мне, что не это главное; важнее то, что характер у меня казачий: неприятие всякого холуйства, равнодушие к признанию моей особы государством, да и к государству независимо-ироничное отношение. При этом в армию пошёл добровольцем – полковник Яковлев предлагал бесплатно «отмазать» на всю жизнь. Детей выучил сам, без государства, когда увидел, что его система делает из них чьих-то холуёв. Дочь даже умеет верхом ездить, я подготовил.
Вот получился мини-трактат «Бородины в нашей жизни». С таким названием есть шуточная диссертация, автор – Лев Фёдорович Бородин из Метеорологического института в Обнинске. Я был там в командировке, но родословными не занимался. А ещё в Москве вышла в 2000 году книга «Бородины. Семейные хроники». Любопытно; тут может быть след уважаемого мною К. В. Бородина, настоящего первостроителя города Владивостока, заслуги которого приписаны прапорщику Комарову.
А тут ещё сын вписался в казаки, внуки пошли – казацкому роду нет переводу.
Владимир Бородин 4 09.12.2025 16:12 Заявить о нарушении