Моя эвакуация из блокадного Ленинграда 1941-1944 г

               Моя эвакуация из блокадного Ленинграда 1941-1944 г.
 
        Войну я встретил в Выборге, находясь на даче с детским садом, где работала сестра моей матери Надежда Ивановна Межецкая, а мы с бабушкой Прасковьей Мартыновной жили у неё весь летний период. По приезду в Ленинград моя мать Вера Ивановна Межецкая устроилась на работу массажистом в госпиталь на территории Педагогического института им. Герцена на Мойке, а я был определён в детсад-ясли №3 при этом институте. Он располагался в полуподвальном помещении корпуса 14. Мне тогда было 4 года. Сам детский сад из Выборга в августе был эвакуирован из г. Ленинграда в г. Йошкар-Олу Марийской АССР. Мать стала заниматься, чтобы эвакуироваться из Ленинграда. По её просьбе сестра прислала вызов для эвакуации. Она уволилась из госпиталя, и мы переехали в конце апреля 1942 г. на Васильевский Остров на 21 линию дом 16 кв. 243, где жила бабушка и сестра моего отца Ольга Ивановна Львова. Наконец 28 мая 1942 г. мы с мамой, когда все документы и необходимые в дорогу вещи были готовы, мы отправились на Финляндский вокзал. В каждом районе города работали эвакопункты. Они на основании предъявляемых документов выдавали эвакуационные документы, талоны на хлеб и горячее питание. Эти талоны строго учитывались и регистрировались на обороте эвакоудостоверений. Если были дети, то они дополнительно получали по одной плитке шоколада. Последней массовой эвакуацией стал вывоз людей из города летом 1942 г. Решение о ней было принято военным советом Ленинградского фронта 18 мая 1942 г. Предполагалось удалить из Ленинграда еще 300 тыс. человек. Тогда не церемонились – у тех, кто отказывался уезжать, отбирали карточки или вызывали жителей и зачёркивали в паспорте прописку, давали несколько дней на сборы, чтобы уезжали из города. Была установлена норма (30 кг. из расчета на одного человека) перевозимой в поездах и машинах домашней поклажи, но ее мало кто соблюдал. Обычно брали с собой самые необходимые или ценные вещи. Вещи, которые брали с собой при эвакуации, должны быть в мягкой таре (в мешках). Теперь немного истории:
        По всесоюзной переписи в 1939 г. в Ленинграде числилось 3191304 человека, в том числе население Колпино, Кронштадта, Пушкина и Петергофа, а на 1 августа 1941 г. в городе и в пригороде было 2652461 человека: детей 466984 человека, иждивенцев 747885 человек, рабочих и служащих 921658 человек, служащих 515934 человек. Вот именно эти люди пережили блокаду. Эвакуация из Ленинграда проводилась в три этапа:
     1. С 29.06.41 по 27.08.41 было эвакуировано 448703 человека и 219691 детей по железной дороге. Всего отправили 395091 детей, но 175400 вернулись обратно в город, остальные разбежались, их судьба до сих пор неизвестна. 27 августа 1941 г. прервалось железнодорожное сообщение с городом и эвакуация прекратилась.
     2. С сентября 1941 г. по апрель 1942 г. Эвакуировали 659000 человек. Апрель 1942 г. - это некая точка, после которой самая тяжелая фаза блокады была пройдена. Фактически с апреля 1942 г. В Ленинграде было налажено питание, открываются производственные столовые (первая открыта в марте 1942 г.), работают предприятия, ходит городской трамвай. (Л1)
     3. С 27.05.1942 г. по октябрь 1942 г. планировали эвакуировать 300 тыс. человек, а получилось 448694 человека. Только в мае 1942 г. - 2334 человека эвакуировались из Ленинграда. В боях с 18 по 25 декабря 1941 г. советские войска разгромили вражеские группировки в районах станций Волхов и Войбокало и освободили железную дорогу Тихвин-Волхов-Войбокало, заозерный участок дороги значительно сократился. Сокращение пути ускорило доставку грузов и значительно

                -  2 -
 
    облегчило условия эвакуации населения. Для успешной эвакуации   
    партийные и советские организации Ленинграда в начале декабря 
    1941 г. организовали эвакопункты на Финляндском вокзале, Борисо-
    вой Гриве, в Жихарево, Войбокало, Лаврово и Кабоне. В число этих
    людей в заключительном этапе эвакуации попал и я с мамой. (Л2)
        Всего к концу октября 1942 г. было эвакуировано 1 млн.776088 че-
 ловек, причем из них 1 миллион 360 тыс. человек проживали  ранее в Ленин-
 граде. По другим источникам 1 млн. 814151 чел. В городе на 1 мая 1942 г. оставалось всего 639 тыс. человек.  Погибло от голода и бомбёжек 671372 человек, из них от бомбёжек погибло только 3% (24425 человек). (Л3) Впервые эти данные высказал уполномоченный ГКО по продовольствию в Ленинграде Дмитрий Павлов. На  Нюрнбергском процессе озвучивалась эти цифры общих жертв блокады. Управлением милиции Ленинграда провела перерегистрация паспортов с 8 по 30 июля 1942 г. По данным переучета (перерегистрации паспортов) в Ленинграде, Кронштадте, Колпино. Количество населения составляло 807288 человек (взрослых 662361, детей 144927). Из них: По Ленинграду взрослых 640750, детей до 16 лет 134614. Всего 775364 чел. На 30.07.42 г. состоит на снабжении в Ленинграде 836788 человек. (Л3)
        Продолжим, как проходила моя эвакуация. На трамвае добрались до Финляндского вокзала, народу очень много, все с мешками. Нас никто не провожал. По решению Военного совета Ленинградского фронта каждый эвакуируемый на Финляндском вокзале получал горячий обед и 500 г хлеба. После обеда, перед посадкой в вагоны, ленинградцы получали хлеб на путь следования по специальным талонам из расчета по 1 кг. на человека. Всех эвакуированных кормили кашей с большим куском колбасы. Далее посадка в вагоны пригородной ириновской железной дороги. Желающих было много, все с детьми, с тюками и мешками. Был организован контроль и проверка документов. Вагоны, в основном были пассажирские пригородные. Конечная станция нашего движения «Ладожское озеро», некоторые шли до станции “Борисова-Грива”. За сутки прибывало 6 эшелонов по 10-12 вагонов в каждом, на паровозной тяги. Поезда же шли один за другим, в них ежедневно находилось от 12 до 16 тыс. человек. На побережье озера были построены деревянные причалы. Поезд от вокзала до Ладожского озера шёл 1-2 часа, были остановки, периодически немецкая авиация бомбила эти составы, выносили раненных и больных, были случаи и убитых. Но нам повезло, мы добрались без потерь. Составы в пути охранялись военными, чтобы на остановках не попали случайные люди.  К сожалению не всем удавалось добраться до “большой земли”. Так, весной 1942 г. в непосредственной близости от Борисовой Гривы и в самом поселке было обнаружено и захоронено 2813 трупов. Блокадников, прибывших поездами из Ленинграда в Борисову Гриву, перевозили на машинах до пристани, где осуществлялась их посадка на малотоннажные самоходные суда, была тщательная проверка документов и вещей. Путешествие по Ладоге длилось около 3 часов, движение начиналось под вечер, а прибывали почти ночью, ещё мешали начавшиеся “белые ночи”, чтобы не попасть под вражеские обстрелы. К каждому катеру прицеплялись 2-3 баржи. Весь транспорт был заполнен эвакуированными. Прибывали катера к причалам Леднево и Кабоне. За Ладожским озером были расширены базы питания - в Жихареве, Лаврове и Кабоне ленинградцы получали горячий обед из двух блюд и по 150 г. хлеба. Кроме того, эвакопункты выдавали каждому в дорогу по 1 кг хлеба и по 200 г мясных продуктов. Дети до 16-летнего возраста дополнительно получали по одной плитке шоколада. Было предписано выдавать эвакуируемым ленинградцам, помимо горячего обеда из двух блюд, сухой паек, который состоял из 40 г масла, 20 г сахара и 500 г хлеба. Детские эшелоны получали сухой паек и на

                - 3 -

дорогу. В Кабоне организовали 132 военные палатки, где подкармливали прибывших. Раздельная перевозка людей и багажа эвакуируемых чрезвычайно осложняла работу эвакопункта в Кабоне. Выгруженные с судов люди вынуждены были ждать свой багаж до 5-6 суток. Это обстоятельство приводило к вынужденному скоплению людей. Люди требовали питания на более длительный срок, что вело к перерасходу продуктов. У пунктов питания создавались колоссальные очереди. Для того чтобы сэкономить продукты и устранить излишнюю нервозность и беспорядок, была отменена раздельная перевозка людей и багажа. Эвакуируемым стали разрешать брать с собой личные вещи. Нам повезло, вещей было немного и, прибыв почти ночью, и людей было меньше, нас покормили и на автомашинах подвезли до ж\д станции Войбокало и далее поездами на Большую землю. Началась погрузка в пассажирские вагоны. Каждый эшелон брал от 2500 до 3800 человек. С этих станций поезда на Волховстрой отправлялись без расписания, по мере загрузки вагонов. В каждом вагоне находился староста, назначенный начальником эшелона и начальником эвакопункта. Эти старосты наблюдали за порядком в вагоне, давали подробную информацию о состоянии здоровья людей в Смольный и Наркомпуть, также доводили до сведения вышестоящих организаций о задержке движения или отсутствии питания. Вражеская авиация постоянно бомбила дорогу и выводила ее из строя. По приходе каждого поезда на ст. Волховстрой сотрудники медпункта обходили все вагоны и снимали ослабевших и больных. Больные отправлялись в поликлинику и медицинские пункты, где они и проходили стационарное лечение. Первая остановка в Тихвине, кормили кашей с маслом, сладкий чай. Эвакопункты на крупных железнодорожных станциях с их строгими лимитами на продукты питания практически не всегда могли полностью удовлетворить потребности пассажиров. Образовавшиеся в пути пробки нарушали график движения поездов и нормальную работу пунктов питания. В таких случаях к месту скопления эшелонов приходили вагоны-лавки, которые и снабжали людей продуктами. (Л4) Маршрут движения до Йошкар-Олы Марийской АССР пролегал через несколько областей, но в основном придерживался такому основному направлению:  область)-Бабаево-Хохлово-Череповец-Вологда-(Вологодская область)-Луза-Мурашки-Юрья-Киров-(Кировская область)-Йошкар-Ола-(Марийская АССР). Или часть другой ветки: Вологда-Ярославль-Нижний Новгород-(Нижегородская область)-Йошкар-Ола-(Марийская АССР). Прошло 79 лет, когда я проезжал этим маршрутом. И потом, разве ребёнок в 5 лет в такие тяжёлые времена может всё это запомнить. Конечно, нет. Но что-то всё же сохранилось в памяти. Составы двигались очень медленно, иногда долго стояли, не всегда у станции. Пропускали воинские эшелоны. Главная забота достать пропитание и воду. Было довольно прохладно, особенно по ночам, вагоны не отапливались. Люди ехали по разным направлениям с вещами, с малолетними детьми, поэтому контингент периодически менялся, старались следить за общим порядком и когда уходили одни, другие охраняли оставшихся. Особых происшествий по пути следования я не помню, мы не заболели, но ехали более двух недель. Приехав на конечный пункт, мы разместились в пригороде. Надежда Ивановна заранее для нас сняла комнату в деревне Кожино в доме рядом с нами жила большая цыганская семья. 4 детей, младшему было 3 года, ещё двое родителей и бабушка. Всего 6 человек. Из мебели был стол с подпиленными ножками высотой от пола полметра и в углу сундук. Вся жизнь у них шла на дощатом полу, спали все тоже на полу, покрываясь чем придётся. На следующий день моя мама поехала в город, нашла детский сад, где работала её сестра Надежда Ивановна, была у неё

                - 4 -

дома на Институтской улице дом 29 кв.10. Мы прожили там неделю, цыгане заботливо к нам относились, они понимали, откуда мы приехали. За это время мать моя оформила все необходимые документы, устроилась на работу физинструктором на ленинградский завод № 297, с продуктами питания здесь сложностей не было, работали магазины, где всё можно было купить. Нам выделили комнату в пятиэтажном кирпичном доме на улице Строителей 24 кв.14, это недалеко от центре города. Квартира была на 3 этаже, коммунальная трёхкомнатная, кроме нас проживали ещё 2 семьи тоже по эвакуации предприятия из Москвы. Комната была на солнечной стороне 15 кв. м. Мы постепенно стали восстанавливаться, меня устроили в детский сад.
        На момент начала Великой Отечественной войны в Марий Эл, которая тогда являлась Марийской АССР, проживали 579 809 человек. Уже с июля  1941 г. в республику приехали около 33 тыс. эвакуированных граждан, в основном это были жители Белоруссии, Украины, Молдавии, Москвы и Ленинграда. В Марийскую АССР прибыло оборудование 27 промышленных предприятий. В их числе три крупных предприятия: завод № 297, завод № 298, завод № 185. Завод № 297 эвакуировался с Ленинградского и Московского оптических заводов, одесского завода «Кинап». С весны 1942 г. завод стал выполнять государственные заказы по выпуску оптических прицелов для танков, артиллерии, винтовок. В августа 1941 г. в Йошкар-Олу был эвакуирован из Ленинграда Государственный оптический институт (ГОИ). Специалисты этого научного учреждения под руководством членкора Академии наук СССР С. И. Вавилова помогали заводу № 297 в освоении, изготовлении и совершенствовании оптической продукции для авиации, артиллерии, Военно-Морского флота. Ещё эвакуировали Государственное конструкторское бюро № 43 (ОКБ-43) из Ленинграда. В июле 1941 г. в Йошкар-Олу была эвакуирована Ленинградская военно-воздушная академия. Размещенная в здании Марпединститута, она за годы войны подготовила свыше 2 тыс. авиационных инженеров для ВВС страны. В годы войны только на территории Йошкар-Олы работали семь колхозов. (Л5)
        Прожили мы в Йошкар-Оле неплохо. В сентябре 1944 г. я пошёл в школу, но учиться в ней мне особо не пришлось. Мама послала несколько писем в Ленинград, чтобы Ольга Ивановна прислала вызов, т.к. шла война, город Ленинград был закрыт и без разрешений в него въехать было нельзя. Для оформления вызова надо было предъявить справку с ЖЭКа, что вызываемые люди жили здесь до войны и что для проживания имеется площадь. Разрешение на возвращение в Ленинград пришло в начале октября 1944 г. И мы стали собираться в дорогу. Путь в обратную сторону проходил через Москву в плацкартных железнодорожных вагонах пересадка одна, только в Москве. Расстояние между городами  Ленинград до Йошкар-Ола (Марий Эл) по трассе составляет 1318.5 км. Если на автомобиле можно доехать за 18 часов. По железной дороге, с учётом пересадки в Москве – 1,5 суток.  В октябре 1944 г. война из территории России уже ушла, никаких бомбёжек и налётов авиации не было. При выходе в город на Московском вокзале в Ленинграде проверяли документы и вещи. Затем добрались до Васильевского острова, на этом моя эвакуация закончилась. В эвакуации я был с мая 1942 по октябрь 1944 г. всего 30 месяцев, т.е. 2,5 года. А в городе обстановка была такая. Как только въезд в город был разрешен, поток прибывающих стал быстро нарастать. Если на 1 января 1944 г.  в Ленинграде насчитывалось около 560 тыс. жителей, то к июлю население возросло до 725 тыс., а к началу сентября 1944 г. оно составило 920 тыс. человек. В соответствии со специальным распоряжением СНК СССР за № 927-р от 26 апреля 1945 г. в Ленинград возвращались детские дома. За 1945 г. только из Челябинской области был реэвакуирован 21 ленинградский детдом в

                - 5 -

количестве 1700 воспитанников и 500 человек обслуживающего персонала. Массовая организованная реэвакуация ленинградцев проводилась в соответствии с распоряжениями Совета Министров СССР от 30 июня 1946 г. Дальнейшая реэвакуация в Ленинградскую область (в связи с создавшимся временным продовольственным затруднением) почти прекратилась. Более того, часть людей, отправленных в организованном порядке, вернулись обратно. В первые дни блокады в городе, по документам, находилось около 400 тыс. детей. Многие из них были эвакуированы из города вглубь страны, часть эвакуированных скончалась уже на Большой земле от болезней и травм.
Рождаемость в блокадном Ленинграде резко снизилась, но не прекратилась. По данным городского статуправления, только за 1942 г. в Ленинграде родилось 13 677 детей. В целом во время эвакуации умерло  120–160 тыс. ленинградцев (только на территории Вологодской и Ярославской областей). Источники приводят разные цифры динамики численности населения Ленинграда в послевоенные годы. В среднем они таковы: 1 миллион человек в 1945 г.; довоенный трехмиллионный уровень был достигнут на рубеже 1950–1960-х годов. (Л6)
                Материал подготовил Львов Ю.М.     04.03.2021
                Литература:

      1. Уродков С.А. «Эвакуация населения Ленинграда в 1941-1942 гг.»
          Вестник Ленинградского университета. 1958. 8. С. 88-102. (libe-rea.- 
          gerodot.ru)
      2. Виноградская “Эвакуация жителей Ленинграда.” 28.10.2015
          (voynablog.ru)
      3. Ю.М. Львов “Ленинград в блокаде”. 25.10 2016, 5 листов.
      4. Блокада Ленинграда, анализ цифр по эвакуации. (zodchi1.livejuor-
         nal.com)
      5. Марийская АССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
          Блог «Алые паруса“. (nsportak.ru)
      6. В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться ещё сложней. (gorod-
          812.ru), (https://news.rambler.ru/other/44129705/?utm_content=news_
          media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink)


Рецензии