Большой обман
Хотелось бы поговорить об одной большой проблеме, которую поднимают очень редко, и из-за незнания которой многие христиане несут потери в своей духовной жизни. Об этой проблеме говорил Киберпоп (Федосов), таже и ещё один священник-монах, разоблачающий падение духовенства. Но в их подаче эта проблема рассматривалась неполно и не под тем углом. Да и коротко, так, чтобы не было от раскрытия темы никакой пользы.
2.
Идём далее. Чтобы раскрыть проблему под правильным углом, нужно привести абстрактный пример. Итак, допустим, некий прихожанин пришёл к священнику и говорит: я каждую неделю причащаюсь, но не чувствую никакой радости. Что ответит ему священник? Он ответит, что ты плохо подготовился ко причастию. Мало постился, мало каялся, мало творил добрых дел, и так далее. Но тот ему отвечает: как же мало, я всё сделал настолько, насколько мог, я всё сделал правильно, причастился, а радости не чувствую. Почему? На это священник ему ответит: значит, что-то сделал неправильно, иди и подумай, где ошибся. Может, мало добрых дел сотворил. И он уходит. И всё повторяется снова. Я заметил, что духовная жизнь большинства прихожан не развивается. Находясь в РПЦ 26 лет, я не видел ни разу ни одного радостного лица, ни до, ни после причащения, ни в другое время. Каждый прихожанин определил для себя некий алгоритм действий, который нужно выполнять до самой смерти, но радость или какие-то другие достижения не появляются. Духовная жизнь стоит на месте. Отчего это происходит?
3.
Я думаю, что проблема здесь в том, что мы рассматриваем свою жизнь поверхностно, и не можем заглянуть в неё более глубоко. В древние времена были духовные отцы, которые продвинулись дальше, и они были способны открыть человеку то, что он сам не знает о себе. Но в наше время так называемые "духовные отцы" представляют из себя то, что я описал выше, то есть, простых священников, которые ничего не знают о духовной жизни. Они знают схему: пост, молитва, добрые дела, смирение. И всё. Оперируя такой схемой, даже атэист может одеть рясу и учить народ. И народ будет в восторге и будет боготворить своего духовного наставника. И так оно и происходит, с той лишь разницей, что рясу одевает не атэист, а простой человек с улицы, верящий в Бога, получивший должность священника. Должность-то он получил, но вот духовной жизни он совершенно не знает.
4.
Главная проблема заключается в том, что простой прихожанин начинает верить, что все эти священники, епископы и митрополиты обладают глубоким знанием. И он начинает прислушиваться к ним, внимать проповедям в храме и в интэрнете, и тем самым он приучает себя к мысли, что именно это и есть подлинное знание духовной жизни. А, раз это и есть истинное знание глубин, то самому уже ничего искать не нужно. Вот тут-то он и попадает в капкан! Усвоив 4 простых принципа: молись, постись, смиряйся, делай добро, этот прихожанин начинает больше молиться, и больше ходить в храм, и больше смиряться, и тогда времени, чтобы поразмышлять о себе, уже не остаётся. Он загнал сам себя в тупик, и никогда не выйдет из него. Он не копает вглубь, ему это уже не надо. Такой человек, конечно же, может спастись, и не попасть в ад, но никакой радости от причастия он не испытает. У него всегда будет хмурое лицо, 24 часа в сутки. Он всегда занят полезным делом, то одним, то другим, но ему некогда остановиться и подумать. Ему полезно было бы выделить хотя бы 1 час в день на собственное развитие, но у него нет этого часа. В общем, как мы видим, проблема велика, и об этой проблеме нигде не говорят. И нет никаких настоящих духовных отцов, способных помочь человеку. Он должен до всего догадаться сам. Что думаете, христиане? Если у кого есть мысли по данной теме - прошу к диалогу.
.......
04.12.24
Post scriptum
Если не опускать рук, регулярно ходить на исповедь, каяться — пусть даже в одних и тех же грехах,— рано или поздно получишь помощь Господа
Любой духовный труд — аскеза, соблюдение постов, регулярная исповедь — обязательно будет вознагражден Богом.
Поэтому лучшее, что можно посоветовать, когда кажется, что духовная жизнь зашла в тупик, — это не думать, что твоя борьба бессмысленна, а продолжать трудиться и просить у Бога помощи, несмотря ни на что.
Протоиерей Фёдор Бородин.
Свидетельство о публикации №224120400474