072 Проповедь свт. Луки о бессмертии христианской

072 Проповедь свт. Луки о бессмертии христианской души (1940-е гг.)

Всемирно известный хирург, архиепископ Русской православной церкви Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий; 1877—1961) составил славу советской медицины и почитается в РПЦ как святитель и исповедник. Иерарх произнес 1250 проповедей, в которых невозможно выделить лучшие, ибо все они великие. К числу наиболее ярких относится проповедь свв. Луки «Безсмертие — безусловное требование души христианской» (1957).

Невозможно перечислить все операции хирурга В.Ф. Войно-Ясенецкого, т.к. часто их некогда и некому было считать. Впрочем, в Тамбове, где медик в течение 2 военных лет отвечал за 150 госпиталей, он ежедневно за 10—11 часов проводил по 4—5 операций, вернув в строй тысячи воинов. «Раненые офицеры и солдаты очень любили меня. Когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них, безуспешно оперированные в других госпиталях по поводу ранения в больших суставах, излеченные мною, неизменно салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами». (В.Ф. Войно-Ясенецкий, «Автобиография»).

Хирургу приходилось оперировать в разных условиях: в госпитале, на операционном столе, в крестьянской избе, в лагерном лазарете во время ссылки, у себя на дому, где придется — за дефицитом времени и отсутствием места — орудовать перочинным ножом, а рану зашивать женским волосом, чтобы только спасти человека.

«Коллеги вспоминали, что смотрели на него как на Бога: «Он многому научил нас. Остеомиелиты, кроме него, никто оперировать не мог. А гнойных ведь было — тьма! Он учил и на операциях, и на своих отличных лекциях»». (И. Ахундова).

Войно-Ясенецкий был мастером хирургического лечения туберкулёза, гнойных воспалительных процессов коленного сустава, сухожилий рук, рёберных хрящей и др. Прославился он и как хирург по органам зрения. Трем слепым маленьким мальчикам-братьям он сделал экстракцию врожденной катаракты, и они стали зрячими. «В Хае мне довелось оперировать у старика катаракту в исключительной обстановке. У меня был с собой набор глазных инструментов и маленький стерилизатор. В пустой нежилой избе я уложил старика на узкую лавку под окном и в полном одиночестве сделал ему экстракцию катаракты. Операция прошла вполне успешно». («Автобиография»). И т.д.

Невозможно выделить, чему труженик и мыслитель отдавал  предпочтение — медицине или церкви, т.к. он и там и там спасал людей и их души, и там и там он служил Богу.

В юности Войно-Ясенецкий проявил себя талантливым художником в манере В. Васнецова и М. Нестерова, но, осознав свой нравственный долг приносить пользу страдающим, поступил на медицинский факультет Киевского университета, по окончании которого стал земским врачом. Одновременно врач занимался научными исследованиями в области хирургии и читал лекции.

Войно-Ясенецкий всю жизнь был глубоко верующим человеком. Начало служению  Господу положило «великое событие» в его жизни, когда он в 1916 г. «поставил своей задачей глубокое самостоятельное изучение диагностики и терапии гнойных заболеваний» и решил изложить свой опыт в «Очерках гнойной хирургии». Вот как он сам вспоминал об этом. «Я составил план этой книги и написал предисловие к ней. И тогда, к моему удивлению, у меня появилась крайне странная неотвязная мысль: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». Быть священнослужителем, а тем более епископом мне и во сне не снилось, но неведомые нам пути жизни нашей вполне известны Всеведущему Богу, еще когда мы во чреве матери». Главный труд своей жизни хирург создавал 30 лет. В 1946 г. он был готов. «На заглавном листе я написал: «Епископ Лука. Профессор Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии». Так удивительно сбылось таинственное и непонятное мне Божие предсказание об этой книге…». За книгу профессор получил Сталинскую премию I степени, которую отдал детям-сиротам.

Священником Войно-Ясенецкий стал в 1921 г., когда работал зав. кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии медицинского факультета Ташкентского университета. Когда Туркестанский и Ташкентский архиепископ Иннокентий предложил ему стать священником, профессор тут же дал согласие, был рукоположен во иерея*, ответственного за проповеди, а в 1923 г. тайно рукоположен во епископа с именем в честь апостола Луки, евангелиста, врача и художника. В 1942 г. Войно-Ясенецкий был возведен в сан архиепископа Красноярской епархии, после чего назначался архиепископом Тамбовским и Мичуринским (1944), Симферопольским и Крымским (1946).
_____________________________
 * Иерей или священник — сан белого духовенства второй степени священства, позволяющий совершать основные таинства, но не имеющий права передавать благодать священства другим лицам. Принятое обращение к иереям «батюшка» или «отец имярек».

Священничество аукнулось Войно-Ясенецкому четырьмя ссылками в Сибирь и на Север. Там он провел в общей сложности 11 лет, занимаясь хирургией, врачеванием, проповедованием и написанием богословского труда — «Дух, душа и тело».

Особую известность свв. Лука получил как проповедник, произнесший 1250 ярких проповедей, записанных верующими на 4500 машинописных листах. Позднее они были изданы РПЦ.

Начало проповеди свв. Луки «Безсмертие — безусловное требование души христианской».

«Два святейших, глубочайших стремления возносят нас превыше всякой твари: стремление к правде и безсмертию. Они свойственны только душе высокой, живущей духовной жизнью. Справедливость требует, чтобы смертные грехи человеческие не остались безнаказанными, чтобы все грешники получили воздаяние. Но мы видим, что в земной жизни это бывает далеко не всегда; часто даже наоборот: грешники благоденствуют, а праведные страдают. Наше сердце не может смириться с тем, чтобы дух такого великого святого, как преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский, куда-то исчез, совсем перестав существовать. Оно требует, чтобы святой Серафим и все великие святые, мученики, праведники, все благочестивые и чистые люди жили жизнью вечной, у Бога, чтобы великое добро их души никогда не переставало возрастать в вечности и бесконечности, чтобы они всегда приближались к Богу, пребывая в новом Иерусалиме, в Царстве Небесном.

Безсмертие есть безусловное требование души христианской. Святой апостол Павел говорит, что если мы не верим в воскресение мертвых, в жизнь вечную, то тщетна, бесполезна вера наша, и тогда мы ничем не будем отличаться от неверующих… Мнение людей, отрицающих все духовное, решительнее и беспощаднее всего восстает против нашей веры в безсмертие. Они считают ее безсмысленной, признавая только то, что видят глазами, слышат ушами и осязают руками, то, что можно измерить и взвесить, только одно материальное. Они говорят, что невозможно, чтобы после того, как со смертью нашей умрет и разрушится наш мозг, остановится сердце, померкнет и исчезнет сознание, еще могла продолжаться — по их мнению, воображаемая нами — безсмертная, вечная жизнь. Они думают, что все кончается со смертью, что за гробом нет ничего — только вечная тьма и пустота.

Они основываются на том представлении, будто физиология с полной очевидностью показала, что вся наша духовная жизнь, сознание, помышления, чувства зависят исключительно от деятельности головного мозга, и убеждены, что после того как он угаснет и сгниет, невозможно будет ни думать, ни чувствовать, ни сознавать.

Мы же все материальное считаем неизмеримо менее важным, неизмеримо более низким, чем духовное. Мы глубоко убеждены в том, что, наряду с жизнью материальной, существует безграничная жизнь духовная, которая совершается и в нас самих, — жизнь, дающая нам способность молиться и входить в непосредственное общение с Богом. Мы верим, что, помимо всего видимого, ощущаемого, существует еще великая область того, чего мы не постигаем чувствами, ибо ум наш чрезвычайно ограничен и понимает лишь очень малую долю происходящего во вселенной».


Фото из Интернета. Архиепископ РПЦ Лука


Рецензии
Здравствуйте,Виорэль.
Да,бесконечно интересная тема.Но,к сожалению,как обычно, ни ЗА,ни ПРОТИВ ничего не приведено. Просто верить?И мне показалось,что речь шла и о бессмертии души,и о бессмертии жизни,а это разные понятия.Может быть, бессмертием считается воскрешение из мертвых при втором пришествии Христа? Об этом упомянуто и в проповеди Луки. Итак,три дороги в бессмертие,куда пойдем,грешные и праведные?

С уважением и добром.

Любовь Арестова   05.12.2024 21:25     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Любовь!
К сожалению, я был ограничен рамками издательства, отчего очерки не вобрали в себя многие интересные повороты сюжета и детали. Но что есть...
Спасибо Вам!
Всего доброго!
С признательностью,

Виорэль Ломов   07.12.2024 13:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.