072 Проповедь свт. Луки о бессмертии христианской
Всемирно известный хирург, архиепископ Русской православной церкви Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий; 1877—1961) составил славу советской медицины и почитается в РПЦ как святитель и исповедник. Иерарх произнес 1250 проповедей, в которых невозможно выделить лучшие, ибо все они великие. К числу наиболее ярких относится проповедь свв. Луки «Безсмертие — безусловное требование души христианской» (1957).
Невозможно перечислить все операции хирурга В.Ф. Войно-Ясенецкого, т.к. часто их некогда и некому было считать. Впрочем, в Тамбове, где медик в течение 2 военных лет отвечал за 150 госпиталей, он ежедневно за 10—11 часов проводил по 4—5 операций, вернув в строй тысячи воинов. «Раненые офицеры и солдаты очень любили меня. Когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них, безуспешно оперированные в других госпиталях по поводу ранения в больших суставах, излеченные мною, неизменно салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами». (В.Ф. Войно-Ясенецкий, «Автобиография»).
Хирургу приходилось оперировать в разных условиях: в госпитале, на операционном столе, в крестьянской избе, в лагерном лазарете во время ссылки, у себя на дому, где придется — за дефицитом времени и отсутствием места — орудовать перочинным ножом, а рану зашивать женским волосом, чтобы только спасти человека.
«Коллеги вспоминали, что смотрели на него как на Бога: «Он многому научил нас. Остеомиелиты, кроме него, никто оперировать не мог. А гнойных ведь было — тьма! Он учил и на операциях, и на своих отличных лекциях»». (И. Ахундова).
Войно-Ясенецкий был мастером хирургического лечения туберкулёза, гнойных воспалительных процессов коленного сустава, сухожилий рук, рёберных хрящей и др. Прославился он и как хирург по органам зрения. Трем слепым маленьким мальчикам-братьям он сделал экстракцию врожденной катаракты, и они стали зрячими. «В Хае мне довелось оперировать у старика катаракту в исключительной обстановке. У меня был с собой набор глазных инструментов и маленький стерилизатор. В пустой нежилой избе я уложил старика на узкую лавку под окном и в полном одиночестве сделал ему экстракцию катаракты. Операция прошла вполне успешно». («Автобиография»). И т.д.
Невозможно выделить, чему труженик и мыслитель отдавал предпочтение — медицине или церкви, т.к. он и там и там спасал людей и их души, и там и там он служил Богу.
В юности Войно-Ясенецкий проявил себя талантливым художником в манере В. Васнецова и М. Нестерова, но, осознав свой нравственный долг приносить пользу страдающим, поступил на медицинский факультет Киевского университета, по окончании которого стал земским врачом. Одновременно врач занимался научными исследованиями в области хирургии и читал лекции.
Войно-Ясенецкий всю жизнь был глубоко верующим человеком. Начало служению Господу положило «великое событие» в его жизни, когда он в 1916 г. «поставил своей задачей глубокое самостоятельное изучение диагностики и терапии гнойных заболеваний» и решил изложить свой опыт в «Очерках гнойной хирургии». Вот как он сам вспоминал об этом. «Я составил план этой книги и написал предисловие к ней. И тогда, к моему удивлению, у меня появилась крайне странная неотвязная мысль: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». Быть священнослужителем, а тем более епископом мне и во сне не снилось, но неведомые нам пути жизни нашей вполне известны Всеведущему Богу, еще когда мы во чреве матери». Главный труд своей жизни хирург создавал 30 лет. В 1946 г. он был готов. «На заглавном листе я написал: «Епископ Лука. Профессор Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии». Так удивительно сбылось таинственное и непонятное мне Божие предсказание об этой книге…». За книгу профессор получил Сталинскую премию I степени, которую отдал детям-сиротам.
Священником Войно-Ясенецкий стал в 1921 г., когда работал зав. кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии медицинского факультета Ташкентского университета. Когда Туркестанский и Ташкентский архиепископ Иннокентий предложил ему стать священником, профессор тут же дал согласие, был рукоположен во иерея*, ответственного за проповеди, а в 1923 г. тайно рукоположен во епископа с именем в честь апостола Луки, евангелиста, врача и художника. В 1942 г. Войно-Ясенецкий был возведен в сан архиепископа Красноярской епархии, после чего назначался архиепископом Тамбовским и Мичуринским (1944), Симферопольским и Крымским (1946).
_____________________________
* Иерей или священник — сан белого духовенства второй степени священства, позволяющий совершать основные таинства, но не имеющий права передавать благодать священства другим лицам. Принятое обращение к иереям «батюшка» или «отец имярек».
Священничество аукнулось Войно-Ясенецкому четырьмя ссылками в Сибирь и на Север. Там он провел в общей сложности 11 лет, занимаясь хирургией, врачеванием, проповедованием и написанием богословского труда — «Дух, душа и тело».
Особую известность свв. Лука получил как проповедник, произнесший 1250 ярких проповедей, записанных верующими на 4500 машинописных листах. Позднее они были изданы РПЦ.
Начало проповеди свв. Луки «Безсмертие — безусловное требование души христианской».
«Два святейших, глубочайших стремления возносят нас превыше всякой твари: стремление к правде и безсмертию. Они свойственны только душе высокой, живущей духовной жизнью. Справедливость требует, чтобы смертные грехи человеческие не остались безнаказанными, чтобы все грешники получили воздаяние. Но мы видим, что в земной жизни это бывает далеко не всегда; часто даже наоборот: грешники благоденствуют, а праведные страдают. Наше сердце не может смириться с тем, чтобы дух такого великого святого, как преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский, куда-то исчез, совсем перестав существовать. Оно требует, чтобы святой Серафим и все великие святые, мученики, праведники, все благочестивые и чистые люди жили жизнью вечной, у Бога, чтобы великое добро их души никогда не переставало возрастать в вечности и бесконечности, чтобы они всегда приближались к Богу, пребывая в новом Иерусалиме, в Царстве Небесном.
Безсмертие есть безусловное требование души христианской. Святой апостол Павел говорит, что если мы не верим в воскресение мертвых, в жизнь вечную, то тщетна, бесполезна вера наша, и тогда мы ничем не будем отличаться от неверующих… Мнение людей, отрицающих все духовное, решительнее и беспощаднее всего восстает против нашей веры в безсмертие. Они считают ее безсмысленной, признавая только то, что видят глазами, слышат ушами и осязают руками, то, что можно измерить и взвесить, только одно материальное. Они говорят, что невозможно, чтобы после того, как со смертью нашей умрет и разрушится наш мозг, остановится сердце, померкнет и исчезнет сознание, еще могла продолжаться — по их мнению, воображаемая нами — безсмертная, вечная жизнь. Они думают, что все кончается со смертью, что за гробом нет ничего — только вечная тьма и пустота.
Они основываются на том представлении, будто физиология с полной очевидностью показала, что вся наша духовная жизнь, сознание, помышления, чувства зависят исключительно от деятельности головного мозга, и убеждены, что после того как он угаснет и сгниет, невозможно будет ни думать, ни чувствовать, ни сознавать.
Мы же все материальное считаем неизмеримо менее важным, неизмеримо более низким, чем духовное. Мы глубоко убеждены в том, что, наряду с жизнью материальной, существует безграничная жизнь духовная, которая совершается и в нас самих, — жизнь, дающая нам способность молиться и входить в непосредственное общение с Богом. Мы верим, что, помимо всего видимого, ощущаемого, существует еще великая область того, чего мы не постигаем чувствами, ибо ум наш чрезвычайно ограничен и понимает лишь очень малую долю происходящего во вселенной».
Фото из Интернета. Архиепископ РПЦ Лука
Свидетельство о публикации №224120400870
Да,бесконечно интересная тема.Но,к сожалению,как обычно, ни ЗА,ни ПРОТИВ ничего не приведено. Просто верить?И мне показалось,что речь шла и о бессмертии души,и о бессмертии жизни,а это разные понятия.Может быть, бессмертием считается воскрешение из мертвых при втором пришествии Христа? Об этом упомянуто и в проповеди Луки. Итак,три дороги в бессмертие,куда пойдем,грешные и праведные?
С уважением и добром.
Любовь Арестова 05.12.2024 21:25 Заявить о нарушении
К сожалению, я был ограничен рамками издательства, отчего очерки не вобрали в себя многие интересные повороты сюжета и детали. Но что есть...
Спасибо Вам!
Всего доброго!
С признательностью,
Виорэль Ломов 07.12.2024 13:05 Заявить о нарушении