Невероятные истории выживания и спасения

         Невероятные истории выживания и спасения человеческой жизни.

        Большинство путешественников порой и представить не могут, как смерть дышит им в лицо среди глуши. А для некоторых это стало страшной реальностью. Эти истории выживания заставят нас содрогнуться. Особо тяжёлые последствия для путешественников происходят в морях и океанах. Длительное пребывание в океанских условиях без средств существования, иногда по глупости или по другим причинам приводит либо к гибели участников этих событий либо к тяжёлым последствиям. Одно из таких мест в мире – это океанская точка океанской недоступности в Тихом океане. В 1992 г. на карте появилась такая точка, связанная с именем легендарного капитана Немо. Хорватско-канадский инженер-картограф, живущий сейчас в Канаде, Хрвойе Лукатела вычислил с помощью геокартографических программ местоположение Океанского полюса недоступности. Это точка в океане, которая максимально удалена от любой суши, обитаемой или не обитаемой. Полюс Океанской недоступности находится в южной части Тихого океана и его координаты – 48°52; ю.ш. 123°23; з.д. Он, по праву первооткрывателя, назвал эту точку “точкой Немо”. Точка Немо (с латинского переводится как «нет человека» или «никого») находится на расстоянии 2688 км. от берега Антарктиды, от островов Питкэрн и от острова Пасхи. До любого из этих берегов добираться придется 10 - 15 суток. На высоте приблизительно 400 км., в космическом пространстве, над точкой Немо периодически пролетает международная пилотируемая орбитальная станция. Средняя температура воды в точке Немо 7 гр. Цельсия. Немногим путешественникам удалось там побывать, а главное вернуться на землю живым и здоровым. Это знаменитый путешественник Фёдор Конюхов стал первым человеком в истории, которому удалось в одиночку пересечь на вёсельной лодке Южный океан от Новой Зеландии до пролива Дрейка, разделяющего Южную Америку и Антарктиду. Переход проходил в крайне суровых местах – «ревущих сороковых» и «неистовых пятидесятых» широтах. Лодка не один раз переворачивалась во время шторма, но Ф. Конюхов выжил. Вместо запланированных 120 дней он провёл в плавании на месяц больше – 154 дня, из которых 100 – это шторма. А каждый месяц в Южном океане, можно сказать, приравнивается к полугоду. Тем более что в этих широтах уже начиналась зима – снег, град и ощутимый холод. Три переворота подряд во время 12-балльного шторма и ещё один на подходе к архипелагу Огненная Земля. Там на мелководье поднялись восьмиметровые волны. Лодка опрокидывалась не через нос, а продольно, боком. В дно судна заложено 100 кг. свинцового балласта. Во время шторма лежал в герметичном отсеке пристёгнутый на всю длину своего роста. Поэтому и не падал на крышу перевёрнутой лодки. Если бы упал, это не позволило бы ей вернуться в нормальное положение. На 106-й день путешествия лодку накрыла первая волна 12-балльного шторма. Океан слился с небом. Горизонт пропал. Не было ни океана, ни неба – сплошная летящая вода. Скорость ветра на порывах превышала 50 узлов (90 км в час). Но самую большую опасность представляли волны высотой свыше 10 м, которые обрушивались на лодку четырежды за минуту. Длина таких волн – 300–350 м. Нельзя поставить судно бортом к волне – тогда переворот становился неизбежен. Миновав 48-й градус южной широты, он стал первым, кто на вёслах приблизился к океанскому полюсу недоступности – так называемой «точке Немо». Рядом с ней находится кладбище космических кораблей, куда сводят с орбиты и затапливают отработавшие свой срок спутники и космические аппараты. Это место считается самой пустынной зоной в Мировом океане. Отсюда до любой суши одинаково – 2688 км.  154 дня плавания, из которых 100 дней – сплошные шторма. К тому же можно и в спокойную погоду получить травму или погибнуть. 5 месяцев постоянного

                - 2 -

напряжения. Океаны под парусом в одиночку пересекли сотни людей. На яхте тебя защищают прочный корпус, переборки, есть мачта и паруса. Даже если ты приболел, можно настроить их, и судно будет идти на автопилоте. Но никто не проходил Южный океан на вёсельной лодке, хотя попытки были.  Из-за ледяной воды в лодке холодно, аккумуляторы разряжались очень быстро, воздух становиться морозным, руки и лицо начали мёрзнуть. В плавании было 70% гребли, 30% – отдыха и штормовой погоды, спал урывками по 4 часа в сутки.  Удары волн такие, что весло может сломать ребро, выбить плечо, а если это произойдёт – ты окажешься нетрудоспособен и будешь лежать с переломом, беспомощный перед стихией. Такую экспедицию готовит команда, человек сто – людей, которые увлечены собственными проектами, реализуют их через мои экспедиции. На борту специально спроектированной 9-метровой лодки Ф. Конюхова «АКРОС» находились 3 независимые системы выработки энергии (ветер, солнце и топливные картриджи), гибкие солнечные модули, энергоустановка на топливных элементах, два типа спутниковых телефонов, радиостанция, GPS-системы с разными источниками питания и дублирующие системы связи и навигации. Ф. Конюхов установил мировой рекорд возраста для одиночного океанского плавания – ему в день старта было 66 лет, то есть на 36 дней больше предыдущего рекордсмена, француза Жерара Мари. Однако, даже при такой технике, если с ним что-нибудь случиться, проблематично оказать ему помощь и может привезти к его гибели. (Л1)          
Точка Немо до ближайшей земли 2688 км. Гребная лодка “Акрос ”длиной 9 м.
        5 апреля 1951 г. группа из трех полярников с метеостанции острова Четырёхстолбовом отправилась на замеры льда Восточно-Сибирского моря. Это самый восточный в архипелаге остров. Длина его около 7 км., ширина – около 2,5 км.. Коллектив состоял из молодого начальника - гидрометеоролога Саши Кузнецова 21 года, еще более молодого помощника Вити Пысина и единственного «взрослого» - 40-летнего каюра Николая Данилова. За несколько дней группа дошла до открытой воды. На обратном пути они увидели, что дорогу к земле преградила непроходимая полынья. Полярники попытались ее обогнуть, но обнаружили, что оказались на льдине, которую ветер угонял на север. У них были нарты с дюжиной собак, бочонок керосина, примус, пара карабинов с патронами, палатка и продовольствия на десять дней, которое они растянули почти на месяц. От отчаяния они начали есть собак, охота не клеилась. На льдину выбрался оголодавший медведь и напал на лагерь. С невероятным трудом зверя удалось завалить. На льдине оказалась целая гора мяса. Позднее научились бить нерпу. Льдина дрейфовала в сторону полюса, унося несчастных все дальше от советских полярных баз. Большая часть собак погибла на охоте. Группа уже несколько раз переходила со льдины на льдину, пересекала гигантские ледяные поля. Через несколько дней наткнулись на остров Генриетты. Именно там несколько лет назад

                - 3 -

работала на нём большая и хорошо оснащенная метеорологическая база. На острове обнаружили несколько домов на берегу. Это оказалась покинутая зимовщиками база. Базу не закрыли, а законсервировали. С неё не вывезли ничего, кроме самых ценных приборов и людей. Зато остались запасы продуктов на несколько лет, одежда, разного рода снаряжение и прочее. Три человека могли жить здесь хоть три года. А если заняться охотой - то и все пять. Электричества и связи не было. Но несколько тонн керосина и дров, десятки км. свечей решали вопрос тепла и света. Отдохнув несколько дней, окрепшие полярники начали готовиться к долгой зимовке на острове Генриетты. Надежду в них вселили важные события - дважды за месяц на небе показывался самолет. Однажды даже сбросил мешок, который, к сожалению, упал в море и утонул. На остров надвигалась полярная ночь. Александр и Николай готовились к зимовке - охотились на нерп и песцов, запасали птичьи яйца с ближних птичьих базаров, тренировали родившихся щенков, запасали дрова. А вот третий член команды каюр Виктор предпочитал больше лежать. Александр шил одежды, вел ежедневно дневник и много читал (библиотека была на базе достойная - в том числе оказался и «Робинзон Крузо»). Николай тоже шил, а еще стряпал, кормил собак, мастерил нарты и находил тысячу мелких, но нужных для дальнейшего выживания дел. Каюру
стало худо к исходу многомесячной тьмы. Почти перестал вставать, ослабел, избегал разговоров. Все попытки товарищей встряхнуть его натыкались на депрессию и агрессию, даже пытался покончить жизнь самоубийством, но товарищи спасли. Надо было что-то делать. Решили самостоятельно преодолеть больше тысячи км. по пока не растаявшему льду обратно до своей базы. Количество подросших собак позволяло запрячь обе новые нарты и загрузить их припасами. За полярную ночь были сшиты новая одежда по типу якутской, которая позволяла выдерживать морозы и не стесняла движений, то же самое и с новой обувью. Количество подросших собак позволяло запрячь обе новые нарты и загрузить их припасами. Тем более что, глядя на Виктора, становилось ясно: следующую полярную ночь он точно не переживет. 19 апреля 1952 г., чуть больше года спустя с начала одиссеи - Александр, Николай и Виктор тронулись в обратный путь. Поначалу все шло удачно. Погода стояла солнечная, торосы не утомляли ни высотой, ни количеством. Когда до базы на Четырехстолбовом оставалось менее двухсот км., путешественники оказались опять на оторванной льдине. Путь преградила метровая полынья. Перепрыгнули на ту сторону и начали перетаскивать нарты с собаками. Одну партию смогли переправить через расширяющуюся промоину. Вторая упряжка вырвалась и бесследно пропала. Нужно было не собак эвакуировать, а самим к ним присоединиться. Потому что крепкий лед остался на той стороне, а полярники остались на оторванной льдине. Через несколько дней их прибило к новому твердому ледяному полю. Группа продолжила путь на одной нарте, но в тумане они разминулись с Четырех-столбовым - на целых 70 км., Но когда до Большой земли оставалось полсотни километров, собаки почувствовали медведей и вырвав плохо закрепленную нарту, бросились следом. Нарта застряла в первом же торосе. Когда полярники прибежали на место, медведица уже разорвала всех лаек, кроме одной. Путешественники двинулись к берегу, но поднявшийся ветер разогнал припай и от берега их отделяло 200 м. чистой воды. Расстояние постепенно увеличивалось. Они снова оказались на дрейфующей льдине. Без собак, без припасов, без надежды на спасение. Так прошло 2 недели и 24 июля 1952 г. утром из тумана в трех км. увидели очертания корабля. Собрав все шкуры с нарты и облив их остатками керосина, полярники запалили последний костер. Через полчаса к льдине подошла шлюпка. Так закончилось их странствие длиной в год и 3 месяца. После спасения со всеми героями имел

                - 4 -

долгую беседу офицер НКВД, который приказал забыть всю историю. Поэтому эта одиссея на долгое время была засекречена. В середине 80-х, в перестройку, когда, разбирая старые вещи, Александр Кузнецов наткнулся на старые дневники, он решился рассказать о своем приключении миру. (Л2)               
 Острова Столбовой и Генриетты. Метеостанция на острове Генриетта         
        17 января 1960 г. Баржи стояли в 200 м. от берега, Т-36 пришвартовали к бочке, а к Т-36 - другую баржу (всё происходило в заливе Касатка).  Их было четверо: А. Зиганшин, Ф. Поплавский, И. Федотов, А. Крючковский, все обычные солдаты. Баржи были в связке, когда ночью начался сильный шторм. А потом лопнул трос, который соединял баржи с бочкой.  Сначала разъединили баржи, чтобы не ударяться друг о друга. Далее Т-36 запустили двигатели и отошли от берега, чтобы не разбиться о скалы на берегу. Была попытка бросить якорь. Но, плохая видимость, очень сильный ветер, снег и дождь мешали бросить якорь. Поэтому просто выключили двигатели. Более 10-ти часов они, то приближались к берегу (с выключенными двигателями), то отдалялись (включая их снова). А потом случилось так, что над островом прошёл циклон: ветер сменил направление, и баржи стало сносить в открытый океан. Ребята с баржи «Т-36» решили, что здесь только один выход: выброситься на берег. Лучше так, чем неизвестность в океане. Но, если второй барже повезло и они смогли выброситься на берег, то у «Т-36» всё было печальнее: сначала они наткнулись на скалу и образовалась пробоина в барже, потом закончилось топливо и их стало относить от берега. Радиостанция перестала работать: попала вода и разрядились батареи питания. Хорошо, что смогли заделать пробоину из подручных средств. Был отправлен корабль, чтобы найти баржу (или её следы), солдаты обследовали берега острова, а как только погода улучшилась - в разведку полетел самолёт. Именно солдаты и нашли какие-то обломки, принадлежавшие ранее барже: ящик из-под угля с номером: Т-36 и один спасательный круг. Версия была такова: что баржа затонула, а экипаж пропал без вести. На том спасательная операция была закончена. Но борьба людей за свою жизнь только началась. Потому что баржа не затонула, а все члены экипажа были целы. Кстати, район, где предположительно дрейфовала их баржа с середины января до середины февраля закрывался для авиации и кораблей. Причина: испытание Советским Союзом межконтинентальных баллистических ракет. Экипаж баржи об этом узнал из газеты (там была и карта района, который закрывался) «Красная Звезда», обрывок был найден в рубке. Соответственно, они уже тогда думали, что возможно до февраля их никто искать и не будет. Поэтому с самого первого дня был введён режим жёсткой экономии пресной воды и продуктов. Запас продуктов, что был на барже: почти 2 ведра картошки, 1 буханка хлеба, 1,5 кг смальца, 1,5 банки тушёнки из свинины, почти 1 кг пшена с горохом, пачка чая, пачка кофе, примерно 50 спичек. Остаток воды, который был в чайнике, ещё был запас пресной воды (больше 120 л.), которой охлаждали двигатели. Поэтому собирали дождевую воду,

                - 5 -

когда могли. Топливо для печки использовали самое разное: всякую ветошь, автомобильные покрышки, доски от ящиков. Кроме экономии продуктов экипажу приходилось постоянно откачивать воду из баржи, скалывать лёд.
Выдержать то тяжёлое время им помогли книги, которые нашлись в рубке и гармошка, на которой играл Поплавский. Запасы еды, которые сами по себе были очень маленькими, они смогли растянуть на 37 дней. А дальше приш-лось питаться тем, что удавалось найти и употребить в пищу или что было похоже на пищу: кожаный ремень порезали в лапшу и стали варить из него «суп». Потом сварили ремешок от рации. Стали искать, что ещё у нас есть кожаного. Обнаружили несколько пар кирзовых сапог. Но кирзу так просто не съешь, слишком жёсткая. Варили их в океанской воде, чтобы выварился гуталин, потом резали на кусочки, бросали в печку, где они превращались в нечто похожее на древесный уголь, и это ели. Все эти дни Асхат Зиганшин писал записи в бортовой журнал. Самая последняя неделя перед спасением была и самой тяжёлой: члены экипажа сильно ослабли, находились в полубреде, мёрзли. Температура воздуха не поднималась выше 7 градусов. 49 дней они боролись за жизнь.  7 марта 1960 г. их обнаружил самолёт авианосца «Кирсардж» США, он выполнял патрулирование территории. Позже врач, который осматривал солдат, сделал вывод, что каждый из них потерял в весе примерно 15-20 кг. Они и у американцев отличились: не набросились на еду, вели себя достойно. У американцев четвёрка простых советских ребят стала знаменитой: пресс-конференции, интервью, почётные граждане Сан-Франциско. Предлагали остаться в штатах, но подкупить не смогли. А на Родине каждый был награждён орденом Красной Звезды. (Л3)               
Карта дрейфа баржи "Т-36".А. Зиганшин, Ф. Поплавский, И. Федотов, А. Крючковский.

        В 1962 г. команда регбистов из Уругвайского католического  колледжа Stella Maris в Монтевидео организовали спортклуб «Старые христиане» для продвижения спорта и любых социальных активностей среди молодежи.  Они не любили футбол. Им не нравилось, что футбольные игроки оскорбляют судью или соперников. Они полагали, что в регби такого нет – там судью всегда считали правым. Вскоре они вышли на топ-уровень – в 1970 г. в стране не было команды сильнее их. Добиваясь успехов на Родине, решили  отправиться на международные матчи. В 1972 г. возник вариант с командой из Чили Old Boys – уругвайцев позвали в Сантьяго (Чили) на товарищескую игру. Но у них были сложности с деньгами – несмотря на титулы, спонсоры не рвались в клуб. Вот почему руководство искало бюджетный вариант поездки: боссы наняли самолет уругвайских ВВС – в то время военные с радостью соглашались на авиаперевозки гражданских, чтобы пополнять бюджет. Судьба привела регбистов на борт военного турбовинтового самолёта. Эти консервные банки на крыльях падали постоянно – из всех выпущенных самолетов разбивался каждый третий, в них гибли сотни людей. Самолёт был рассчитан на 45 человек вместе с экипажем – команда (включая персонал)

                - 6 -

уместилась на борту, оставалось еще 10 свободных мест. Их нужно было заполнить – чем больше выкупали мест, тем дешевле стоил каждый билет. Регбисты взяли в Чили родственников и друзей. Командиром воздушного судна (КВС) был подполковник Данте Эктор Лагурара, ранее пилотировавший истребители. Он только обучался мастерству КВС, поэтому во многом рассчитывал на помощь второго пилота, полковника Хулио Сесара Феррадаса. У Хулио был 39-летний стаж, почти 6 тысяч часов налета. До этого Феррадас 28 раз успешно форсировал Анды. Из-за слабой видимости и штормового ветра самолет сел в аэропорту Мендосы, у самого подножия Анд – чтобы переждать непогоду. Аргентина принимала иностранные военные самолеты при условии, что через 24 часа они покинут страну. Команда провела ночь в гостинице – ребята веселились. 13 октября 1972 г., расселись по местам и взлетели. Из-за сильной облачности пилоты не видели горы под самолетом. За навигацию отвечал штурман, лейтенант Рамон Сауль Мартинес. Самолет попал в циклон и начал терять высоту. Пилоты попытались поднять его и в самый последний момент, когда туман рассеялся, увидели склон. На высоте 4200 м. лайнер задел правым крылом вершину пика. Крыло оторвалось, отрезало хвост и два ряда сидений вывалились из фюзеляжа прямо на гору. Пассажиры, сидевшие там, погибли сразу. Самолет рухнул на склон и покатился вниз по снегу, периодически меняя траекторию. В этот раз пассажирам повезло: на пути не оказалось скалы, столкновение с которой убило бы всех. Выжившие оказались на высоте 3600 м., посреди скал и снегов. Врач команды Франсиско Никола тоже погиб. Хорошо, среди пассажиров оказались студенты медфака Роберто Канесса и Густаво Зербино, у которых не было ни минуты на передышку. Они вправляли переломы, придумывали, из чего делать шины, искали медикаменты. Они подумали, что действительно долетели до Чили. На самом деле самолет все еще находился на территории Аргентины, в одном из самых труднодоступных мест Анд. Первыми погибли 12 человек – это люди, которые умерли в день авиакатастрофы. В первую ночь после крушения температура опустилась до минус 2 градусов (в течение следующих недель она будет падать и до минус 40). Холод сводил с ума многих – ночевать можно было только внутри фюзеляжа. В живых оставалось еще 28 человек. Впереди их не ждало ничего хорошего. Поисковый самолет, который мог спасти всех сразу, кружил над местом катастрофы уже на следующий день. Разрушенный фюзеляж был белого цвета и сливался со снегом, не различимыми для спасателей. На 11-й день из маленького транзистора, который ловил несколько локальных станций, раздался голос диктора, убивший последние их надежды. «Поисковая операция подошла к концу», – эти слова звучали как приговор. Все мысли выживших были только о еде – даже о вариантах спасения говорили куда меньше. На 10-ый день вся еда кончилась, тогда нужно съесть пилота. Студенты-медики подтвердили: если выжившие не будут есть протеин, то вскоре умрут. Спасшиеся  негодовали из-за того, что судьба заставила нас выбирать между ужасом каннибализма и ужасом неминуемой смерти, но выбора не было. Со временем робость в поедании человечины исчезла – отрезание частей тела умерших товарищей стало обыденным ритуалом. Чтобы соблюсти приличия, выжившие договорились: каждый, кто умрет в ближайшее время, пожертвует свое тело остальным. Так они успокаивали себя. И старались не заглядывать далеко в будущее. Их проблему решила лавина, сошедшая 28 октября – через 15 дней после авиакатастрофы. Несколько суток никто не мог выбраться из снежного плена – воздух в фюзеляже стал таким спертым, что дышать было крайне проблематично. «С помощью алюминиевой трубки пробили отверстие в фюзеляже, чтобы внутрь проникал воздух, несколько человек погибло – задохнулись в снежной массе.

                - 7 -

После схода лавины в живых оставалось всего 19 человек. Полтонны человеческого мяса хватило, чтобы выжившие протянули еще полтора месяца. Помимо болезней была и другая острая проблема – заканчивалась еда. Заложники Анд раскалывали трупам черепа и если серое вещество, а также другие внутренности, прежде считавшиеся несъедобными – легкие, костный мозг. 12 декабря трое двинулись в путь. На кону стояла жизнь 16 человек. Подъем на вершину занял у них три дня, впереди была еще неделя путешествия, полного опасностей. Одного отправили обратно с частью продуктов. За 10 суток двое прошли примерно 60 км., пока не вышли к реке, на противоположном берегу которой сидел на лошади чилийский хуасо (аналог американского ковбоя) в соломенной шляпе. Он посмотрел в их сторону, услышав крики. Но из-за бурного течения пастух ничего не расслышал и скрылся из вида, выкрикнув слово, которое путники разобрали: «Завтра!» Они заночевали у реки. Утром сил не было подойти к реке и подобрав камень, чилиец завернул его в бумагу, положив внутрь свертка маленький карандаш, размахнулся и зашвырнул посылку на другой берег, где ее подобрал Нандо. Сигнал был принят и передан спасателям. Прибывшие два вертолета UH-Bell вместили лишь семерых выживших – некоторых силой выпихивали обратно на снег. Вместе со спасателями, которые привезли еду, оставшиеся возле фюзеляжа парни провели в Андах еще одну долгую ночь. Всех их отвезли в Сантьяго для оказания медпомощи. А когда позже информация о поедании человечины просочилась в прессу, началась травля. К счастью, ее быстро прекратили. Фюзеляж сожгли, чтобы не началось массовое паломничество. А место, где разбился самолет, назвали «Долиной слез», погибших захоронили и поставили железный крест на могиле.
    Из 45 пассажиров самолёта выжило 16, в горах Анд они пробыли 72 дня (10 недель) при температуре воздуха - 40 гр. Многие долго лечились, страдали от бессонницы, каждодневных кошмаров. В марте 1973 г. Роберто вернулся на поле. Команда Old Christians Club возрождалась. А в 2012 г. поседевшие игроки легендарной уругвайской команды сели в самолет и отправились в Чили, чтобы спустя 40 лет сыграть в Сантьяго со сверстниками из клуба Old Boys. Они должны были выяснить отношения еще в 1972 г. В 2012 г., к 40-летию со дня авиакатастрофы, Эдуардо Страуч и Мирейя Сориано (профессиональный литератор) совместно написали книгу «Не могу молчать», посвященную трагедии, и сняли блокбастер “Выжить”. Снимают фильм «Остаться в живых. Чудо в Андах» (Л4,5)
Авиакатастрофа в Андах 13 октября 1972 г. Авиалайнера Fairchild FH-227D.
        В 1981 г. Стивен Каллахэн из США отправился в плавание по Атлантическому океану на лодке длиной 6,5 м. Путешествие от Род-Айленда шло благополучно, но путь от Канарских островов по направлению к Антигуа превратился в опасный дрейф. Страшно оказаться одному в открытом водном пространстве. Стивен провел 76 дней в одиночку посреди бушующих

                - 8 -

волн, отбиваясь от атакующих его акул. Лодка наткнулась на неизвестный предмет во время сильного шторма и из-за повреждения начала тонуть. Стивен прыгнул в надувной плот, рассчитанный на шесть человек, и стал дрейфовать на бушующих волнах. К счастью, ему удалось достать из воды спальный мешок и предметы первой необходимости, перед тем как лодка пошла ко дну. Лодка наткнулась на неизвестный предмет во время сильного шторма и из-за повреждения начала тонуть. Стивен прыгнул в надувной плот, рассчитанный на шесть человек, и стал дрейфовать на бушующих волнах. Ему удалось достать из воды спальный мешок и предметы первой необходимости, перед тем как лодка пошла ко дну. Дрейфуя в открытом океане в течение многих дней, мужчина выжил, ловя рыбу с помощью гарпуна и собирая дождевую воду. Однажды он пробил плот, но смог удержать его на плаву, успев сделать заплатку. Все время путешественника окружали голодные акулы. Несмотря на то что Стивен использовал сигнальные огни и даже видел корабли на горизонте, никто его не спас. Благодаря воле случая, мужчину заметили рыбаки из Гваделупы и доставили мореплавателя на сушу. Это произошло на 76-й день путешествия. (Л3)               
      1981 г. Стивен Каллахэн перед стартом. Стивен на надувном плоту.      
 
          
                Материал подготовил Львов Ю.М.     29.11.2021 г.
               
                Литература.
           1.  В. Кожемякин “Тайна экспедиции. Что Фёдор Конюхов увидел в
                «точке Немо»?” Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. “Долговая
                удавка” 31.05.2019 г. 
           2.  Е. Сазонов “Трое на льдине, не считая собак”. Еженедельник
               "Комсомольская правда" от 1-8 сентября 2021 г., стр.26 
               (https://www.-kp.ru/ daily/28325.3/4467868/)
           3.  Инга Брудер “49 дней в Тихом океане: невероятная история выжи-
               вания четверых советских солдат” Газета “Комсомольская правда”               
               8-15 сентября 2021 г. (zen.yandex.ru) (www.kp.ru)          
           4.  Великий Немой.  “Выжившие: истории спасения, от которых кровь   
                стынет в жилах.” 04 июня 2020 г. (bigpicture.ru)
           5.  С.Купцов “Авиакатастрофа регбистов в Андах: 72 дня на морозе, 16
               выживших. Чтобы спастись – они стали людоедами”. Газета
               “Комсомольская правда” от 8-15.09.21, стр.27 (www.kp.ru)


Рецензии