Анализ ментальностей
В своих прошлых текстах я обращался к оценкам различных культурных кодов в социумах в основном по шкале «военный-конкурентный».
При этом, полюс «военный» предполагает преобладание ценностей силы, агрессии, ксенофобии, использования внешних ресурсов для решения возникающих проблем.
С другой стороны, на полюсе «конкурентный» преобладают ценности сдержанности, договороспособности, доверия, толерантности и использования собственных ресурсов для развития.
В данной работе я попытаюсь взглянуть на характеристики культурного кода социумов более объемно.
Предполагаю, что еще двумя важными параметрами культурного кода социума могут быть его характеристики по шкалам «субъектность — объектность» и «эмоциональность — рассудочность».
Для полюса «субъектность» характерно преобладание ценности и поведенческие стереотипы, связываемые с активностью и ответственностью человека в отношениях с окружающей средой.
И, наоборот, полюс «объектность» предполагает преобладание ценности позиции подчиненности человека обстоятельствам генерируемых окружающей средой и переносом ответственности за пределы себя любимого.
Для полюса «эмоциональность» характерна маргинальность ценности включения критичности и сознания в деятельности людей и соответственно доминирование быстрых, основанных на чувственных предпочтениях поведенческих стереотипов.
Полюс «рассудочность», с другой стороны, отражает уважение критичности и осмысленности при принятии человеком решений.
При формировании перечня предлагаемых выше основных параметров культурного кода (ментальности) постоянно интуитивно возникало ощущение взаимозависимости этих трех параметров.
Однако позволю себе пока не углубляться в анализ такой возможной взаимной зависимости.
Что мне представляется понятным в отношении культурного кода социума, так это его инерционность.
С другой стороны, имеется значительная зависимость параметров ментальности от фактического уровня благополучия (удовлетворение здоровых потребностей и безопасность).
Существенно зависит также характеристика культурного кода социума от демографической его (социума)структуры.
Формируется культурный код у человека и закрепляется на подсознательном уровне скорее всего в раннем детстве в семье и (или) в другом близком окружении в ходе опыта взаимодействий в рамках социализации.
***
Далее попытаюсь дать собственную грубую оценку ментальных характеристик больших социумов, имеющих различия цивилизационного уровня, а именно:
1. англосаксы;
2. мусульманский мир;
3. евреи;
4. китайцы;
5. индусы;
6. русские.
**
АНГЛОСАКСЫ
По шкале «военный — конкурентный» данный социум уверенно определяю близким к полюсу «конкурентный».
По шкале «субъектность — объектность» ближе к полюсу «субъектность».
По шкале «эмоциональность — рассудочность» ближе к полюсу «рассудочность».
**
МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
По шкале «военный — конкурентный» мусульманская ментальность ближе к полюсу «военный».
По шкале «субъектность — объектность» ближе к полюсу «объектность» .
По шкале «эмоциональность — рассудочность» ближе к полюсу «эмоциональность».
**
ЕВРЕИ
По шкале «военный — конкурентный» евреи ближе к полюсу «конкурентный».
По шкале «субъектность — объектность» ближе к полюсу «субъектность» .
По шкале «эмоциональность — рассудочность» оцениваю как нейтральная характеристика.
**
КИТАЙЦЫ
По шкале «военный — конкурентный» китайцы скорее нейтральны.
По шкале «субъектность — объектность» ближе к полюсу «объектность».
По шкале «эмоциональность — рассудочность» нейтральны.
**
ИНДУСЫ
По шкале «военный — конкурентный» ближе к полюсу «конкурентный».
По шкале «субъектность — объектность» ближе к полюсу «объектность».
По шкале «эмоциональность — рассудочность» ближе к полюсу «эмоциональность».
**
РУССКИЕ
По шкале «военный — конкурентный» ментальность россиян ближе к полюсу «военный».
По шкале «субъектность — объектность» ближе к полюсу «объектность».
По шкале «эмоциональность — рассудочность» ближе к полюсу «эмоциональность».
***
При всей сомнительности моих по большей мере интуитивных оценок,
попробую сделать сравнения в рамках избранных шести различных видов социумов.
Отталкиваясь от культурного кода социумов народов северной Европы отчетливо наблюдается противостояние англосаксам социумов мусульманского мира и России по всем трем избранным выше параметрам ментальности.
При внешней схожести россиян с англосаксами (цвет кожи, черты лица, бытовые привычки и предпочтения) по своим ценностным и поведенческим стереотипам в отношениях с окружающей средой и друг к другу они гораздо ближе к культурному коду мусульманского мира.
Вероятно не случайно сегодня наиболее активные военные столкновения характерны для восточной Европы и Ближнего востока.
Мало сомнений что инициируют военные действия в данных регионах социумы — носители военной, объективистской и эмоциональной ментальности.
Следующим социумом обращающим на себя внимание являются ЕВРЕИ, наиболее близкие по параметрам своей ментальности к англосаксам.
Китайцы и индусы болтаются где-то в середине спектра культурных кодов.
Однако политически более либеральные индусы все-же отличаются в пользу конкурентности по первому параметру, в сравнении с социалистическим авторитарным Китаем.
***
А как влияют на культурный код социума уровень благополучия и средний возраст составляющих социум людей?
Почти не сомневаюсь, что более высокий уровень благополучия в социуме склоняет его характеристики в пользу конкурентности, субъектности и рассудочности.
А высокая доля молодых людей сдвигает характеристики к противоположенным полюсам параметров: военному, объектному и эмоциональному.
Попытался определить можно ли относить к англосаксам германский социум.
Посмотрел биографии лидеров фашистской Германии (Гитлера, Гиммлера, Мюллера, Геринга) и выяснил, что большинство из них католического, а не лютеранского происхождения.
Поскольку протестантизм (включая лютеранство) лежит в основе англосакской культуры, немцев в целом включать в эту ментальную категорию, вероятно, не следует.
***
Что же можно извлечь из такого дилетантского, примитивного анализа?
Попробую оценить перспективы дальнейшего развития каждого из избранных для анализа социумов.
**
АНГЛОСАКСЫ
Что-то мне подсказывает, что сильно беспокоиться о будущем англосаксонских социумов не следует.
Культурный код и органически соответствующее ему либерально — демократическое устройство государственной власти, эффективно обеспечивают эти социумы способностью адаптироваться к трудно прогнозируемому будущему.
А это ведь и есть условие для развития в направлении выживаемости!
Наиболее очевидная проблема для этих социумов на современном этапе исторического процесса — их медлительность.
В силу распределенного характера устройства жизни им нужно время чтобы «показывать зубы» в военном противостоянии с агрессивными социумами-антиподами.
Понятно, что экономических и технологических ресурсов для решительных силовых действий у них достаточно.
**
ЕВРЕИ
На мой взгляд, этому этносу тоже не грозят серьезные проблемы в будущем.
При создании собственного государства в середине 20 века гражданское общество в Израиле было существенно заражено бациллой социализма (отнять и поделить).
Но за более чем половину века произошла значительная трансформация культурного кода израильтян приблизив их к эффективному в современном мире англосаксонскому формату.
В определенных качествах культурный код евреев даже выигрывает у англосаксов благодаря способности быстро и решительно противостоять внешней агрессии.
Вероятно это следствие близких контактов с окружающими их носителями ментальности мусульманского мира.
**
МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР и РУССКИЕ
Эти социумы, по всей вероятности, на обозримый исторический период не ждут позитивные изменения.
Скорее всего ближайшая перспектива связана у них с экономическим упадком, и как следствие с внутренним раздраем.
Уверенно можно прогнозировать разложение, полный или частичный распад, и только после этого движение к более современному формату устройства жизни и соответственно к трансформации культурного кода.
Надеюсь, все-же, что россияне, будут быстрее двигаться по этому пути.
Некоторое преимущество у русских социумов связываю с весьма возрастным населением, а также с серьезным сдвигом ментальности последнего поколения, пережившего относительно свободные условия жизни в период взросления в 90-тые и нулевые.
Во всяком случае культурный код российской молодежи сильно отличается от заставших советское время прародителей.
**
КИТАЙЦЫ и ИНДУСЫ
По моим предположениям эти самые многочисленные этносы будут медленно, без резких скачков двигаться к современному формату устройства жизни, и к соответствующей ментальности.
Основания:
высокая динамика развития экономики за которой с неизбежностью следует рост благосостояния;
для китайцев весьма возрастное население;
для индусов длительный опыт применения вполне современной политической системы.
Бен Стаско
05.12.2023 г.
Свидетельство о публикации №224120501236