Студенты бывают разными

СТУДЕНТЫ БЫВАЮТ РАЗНЫМИ

Характер студента и его жизненные позицию можно быстро распознать и иногда за кротчайший временной период повлиять на неё. Каким образом? Ответ здесь.

Практические занятия по учебной программе "Ботаника: анатомия растений" не каждый студент из-за особых жизненных обстоятельств может вовремя посетить и поработать с ботаническими объектами, рассматривая под разными увеличениями микроскопа особенности строения отдельных органов на поперечном и продольном срезах, сделанных с того или иного органа растения. А также рассмотреть содержимое растительных клеток, локализированных в разных растительных тканях.

Заранее приготовленный с помощью микротома, красителей и фиксаторов микроскопический препарат растения размещённый на предметном стекле под тончайшим покровным стёклышком называется постоянным препаратом. Постоянные препараты изготавливают специалисты в лабораторных условиях. Приготовление таких микропрепаратов занимает много времени и требует материальных вложений на оборудование и химикаты. Из-за этого на кафедрах вузов они изготавливаются далеко не все, что требует учебная программа. Я помню, как мне потребовалось пара месяцев для изготовления двух разновидностей препаратов из этой категории.

Приготовленный с помощью ручного лезвия без красителей и фиксаторов микроскопический препарат растения размещённый на предметном стекле в капле воды, глицерина или иммерсионного масла под тончайшим покровным стёклышком называется временным препаратом. Приготовление таких микропрепаратов не занимает много времени и не требует материальных вложений на оборудование и химикаты. Из-за этого на кафедрах вузов они изготавливаются студентами во время практического занятия на все возможные темы, что требует учебная программа. Я помню, что в студенческие годы на практическом занятии мне требовалась пара минут для изготовления двух разновидностей препаратов из этой категории.

Студентам, по каким-либо причинам пропустившим практическое занятие на ту или иную тему, предоставляется право отработать пропуск и восполнить в полной мере пробелы ботанического знания. Подготовка всего требуемого растительного материала и оборудования для самостоятельной работы студента на тему пропущенного практического занятия лежит на учебно-вспомогательном персонале кафедры. В данном случае это лежало на мне.

Наблюдения за студентами в течении месяца, отрабатывающими занятия, позволило мне сделать некоторые заключения.

Студентов можно разделить на три категории:

1. Любознательный студент. Ему/ей всё интересно. Он/она настойчиво требует все объекты по пропущенной теме. Изготавливает временные микроскопические препараты. С интересом рассматривает фрагменты органов растения. Делает фото. Делает рисунки. Делиться свежими впечатлениями и новым для него самого-самой знанием.

2. Ответственный студент. Ему/ей кое-что интересно. Он/она не требует все объекты по пропущенной теме, довольствуется тем, что ему выдали. Изготавливает временные микроскопические препараты. Рассматривает фрагменты органов растения. Делает фото.

3. Нелюбознательный. Ему/ей не интересно. Он/она не требует все объекты по пропущенной теме, довольствуется тем, что ему выдали. Изготавливает временные микроскопические препараты. Не рассматривает фрагменты органов растения. Делает фото.

Я расскажу интересный случай на тему "Чудодейственная фраза".

Два студента первокурсника обращались ко мне с просьбой.
- Мы пришли на отработку. 
- Назовите объекты и я их выдам.
- Нам нужны кристаллы в клетках.
- Вы просите меня о невозможном. Я не в состоянии дать вам кристаллы, они слишком мелкие - меньше размеров растительной клетки. Или вы просите у меня сами растительные клетки? Какого размера растительная клетка? Назовите объект.
-... Здесь были ещё какие вариации слов на ботаническую тему.
- Вы не студент? Что вы говорите? Мне всё равно, что вы будете делать с объектами в процессе отработки. Назовите объект. И я смогу его выдать.
- Я студент.
- Не похоже. Вы не умеете говорить. И не понимаете что такое растительный объект.

Преподаватель обратилась ко мне с просьбой помочь закрыть окно. И я отправила этого "не студента" ей на помощь.

Мне потребовалось время для того, чтобы уже другой студент назвал мне объекты:
- Сухая чешуя лука, лист бегонии, корневище купены постоянный препарат поперечный срез.

Студенты провели отработку. Я не вдавалась в особенности их отработки, мне и так было чем заняться. Она закончили.

- Что вы увидели на микроскопических препаратах? - спросила я.

- ...

В ответе "нестудента" было что-то более менее чётко выраженное.

- Ничего себе! И начало в предложении есть и заключение. Ещё раз попробуем сформулировать ответ?

- В сухой чешуе лука, в черешке бегонии в корневище купены есть кристаллы. и они различаются по морфологии.

- Неожиданно! И объект назван и содержимое клеток! Слова друзы и рафиды вам знакомы?

- Да. Это агломерации кристаллов оксалата кальция и они хорошо просматриваются в клетках на временном препарате поперечного среза черешка бегонии - сказал "нестудент"

- Надо же! Уже предложения правильными стали! В журнал запишите тему, фамилии и студенческую группу. Как тема называлась? - спросила я.

- Эргастические вещества как продукты жизнедеятельности протопласта, - зачитал "нестудент", открыв учебно-методическое пособие "Ботаника: анатомия растений".

- Ой! Это-то, конечно, запомнить невозможно! - искренне сожалея о сложности наименования темы, сказала я.

И мы все улыбнулись друг другу. "Не студент" записал фамилию имя и отчество.

- Зачем отчество? - спросила я.

- Чтобы ничего не перепутали. А то получиться то, что отработали и всё насмарку.

- Ну а что? Ещё раз пришли бы? И не насмарку, а на пользу! Разговаривать можно и на ботанике научиться. Чётко выражать свои мысли всегда пригодиться.

Я ушла заниматься своими делами. А этот парень, так быстро опровергнувший моё предположение о том, что он не студент, заглянул ко мне в кабинет перед уходом и пожелал что-то очень хорошее в нескольких предложениях.

Прошла неделя.

Ко мне зашла преподаватель узнать о том, как идёт отработка пропущенных практических занятий и я с ней обменялась впечатлениями о студентах. Я спросила у неё, что здесь в списке есть студент с отчеством, наверное, он должен быть умным? Она мне сказала, что так и есть. Этот самый студент задаёт на занятиях очень чёткие вопросы.

Так бывает иногда! Нескольких минут общения достаточно для того, чтобы сознание просветлело и на смену запутанной речи пришла чёткость в выражении мысли.

Светлана Федорова, Казань, 4 ноября 2024 г.










ридётся ещё раз от


 по подготовке ботанических материалов для обработки. Просят что угодно. Называют тему пропущенного занятия, содержимое растительный клеток


Рецензии