Система Знаний основана на Вере?
Всё написанное ниже является исключительно субъективным мнением автора и не содержит новых научных или философских истин. Область религиозной веры вообще не упоминается – ибо эту поляну застолбили другие пацаны.
Вообще, цель этой миниатюры чисто провокативная – возражайте, коллеги, но, по возможности, конструктивно.
О ЗНАНИЯХ НА БЫТОВОМ УРОВНЕ
Знания бывают очень разные. Например, если вы знаете, где можно купить картошки подешевле или как обыграть соседа в шахматы, то это тоже знания. И притом имеющие практическую ценность.
Но, по большому счёту, система знаний ассоциируется в основном с наукой. На бытовом уровне наука представляется чем-то большим и чистым. Наподобие вымытого слона. А слоны, в общем-то, не против помыться, если есть где. И науку неплохо бы иногда мыть. Или хотя бы подмывать в отдельных особо важных местах. Ну, на худой конец, пыль протирать. Но лень. Всем лень и мне. Поэтому я только начну намекать, где запылилось.
Итак, на чём основывается наука? На опытах, теориях, постулатах... Кто сказал: “Методология”? – Спасибо, коллега! Неужели и Г.П.Щедровицкого кто-то читал? – Преклоняюсь перед эрудированными людьми. И хорошо, что таковых мало – спина не переломится. Но про методологию я здесь, пожалуй, не буду – уж слишком скользкий предмет.
Начну с самого простого – с постулатов. Вот, например, геометрию в школе все изучали. И некоторые даже помнят, что геометрия Евклида основывается на пяти постулатах. А в геометрии Лобачевского – первые четыре с ними совпадают, а пятый - нет. А у Римана – та же картина, но пятый постулат отличается от Лобачевского. И это не просто досужие рассуждения теоретиков. Неевклидовая геометрия применяется, например, при запусках спутников и настройке спутниковых сетей в космосе. Формулы геометрии Лобачевского применяются в расчётах ускорителей заряженных частиц.
Стало быть, от постулатов очень даже зависят результаты. А сами постулаты откуда берутся? Меня не устраивает ответ: “Ну, это же - просто здравый смысл! Это очевидно!” Я не знаю, что там видно вашим очам, и насколько ваш смысл - здравый, но я сомневаюсь. Однако спорить не буду, а приведу простейший пример. Миллионы людей в течение тысяч лет видели, как солнце восходит на востоке, проходит полукруг по небу и заходит на западе. И было совершенно очевидно, и здравый смысл всем подсказывал, что солнце вращается вокруг Земли. И только отдельные оригиналы говорили, что это Земля вращается вокруг своей оси, да ещё и вокруг солнца. Кто бы мог подумать? А ведь Земля с виду – приличная планета, а не какая-нибудь вертихвостка...
Короче, давайте признаемся честно – постулаты мы просто принимаем на веру, чтобы пользоваться результатами науки. Есть возражения?
А вот арифметика... Это же святое – мы же с её помощью деньги считаем! Неужели и она, предательница, построена на постулатах, то есть на вере? И, если какой-нибудь постулат нарушить, то арифметика сфальшивит? Именно так, умничка! Вот вам древняя школярская шутка:
“Один + одна = три”.
Надеюсь, вы помните, откуда мы все взялись? Но я не про физиологические подробности – я только про арифметику. Конечно же, и у неё есть постулаты. Но я не буду вас мучить пятью постулатами Джузеппе Пеано, потому как я – человек гуманный. Я на бытовом уровне скажу, что арифметика распространяется только на объекты, которые:
1) не могут появляться и исчезать;
2) все объекты одинаковы до неразличимости.
Но биологические объекты могут и появляться, и исчезать. И деньги – тоже. Да и с одинаковостью не всё просто – помните вопрос из анекдота: “А мы покупаем или продаём?” Так что, коллеги, пожалуйста, используя арифметику, помните о её жестоких постулатах!
А теперь несколько слов про родное мне электричество. Родное, потому что я электротехнический институт закончил, кандидатскую защитил, и всю свою сознательную жизнь с электричеством работал. Открываю я тут википедию и вижу:
“Электрический ток или электроток — направленное (упорядоченное) движение частиц или квазичастиц — носителей электрического заряда.” (https://ru.wikipedia.org/wiki/Электрический_ток)
Прочитав это, мне сразу пришла на ум знаменитая фраза, сказанная однажды совсем по другому поводу министром С.В. Лавровым: “Дебилы, бл***!” Очнитесь, господа википедисты! Только одна компания «Россети» обслуживает больше чем 2,3 млн км линий электропередачи, и в них никакие заряженные частицы никуда не движутся! Переносчиками энергии являются только электромагнитные поля.
Ну, подумайте хоть немножко, как электроны из электростанции могут добраться до вашей квартиры, если на их пути стоит несколько трансформаторов? А трансформатор – это такая штука, в которой первичные и вторичные обмотки изолированы друг от друга, так что никакой электрон не проскочит! К тому же в наших электросетях течёт переменный ток (50 Гц), и если верить в движение электронов в проводах, то полпериода они должны двигаться в одну сторону, а вторую половину периода – в противоположную. Получается, как в детской загадке: “Туда, сюда, обратно - тебе и мне приятно”. Это – про детские качели, если что. Но с электронами такой номер не проходит – им мешают законы физики и логики. И вообще, верить в электроны, бегающие в проводах - это уже не из области науки.
Нет, конечно, если поискать, то можно найти и такой ток с упорядоченным движением заряженных частиц. Я могу вам назвать несколько класса устройств, в которых он может существовать: электронные лампы, электронно-лучевые трубки, устройства для электролиза, некоторые плавильные электропечи и ускорители заряженных частиц. Ну, ещё такой ток бывает в электрической дуге. Но, если не считать электросварки, то это – очень вредное явление, которое всячески стараются избегать. И, вообще, нехорошо выдавать отдельные применения электричества за его всеобщую закономерность! Это уже какие-то зловредные верования...
Возможно, для кого-то я открою страшную тайну, но планетарная модель атома, предложенная Резерфордом в 1911 году, несколько устарела. Эта модель ничуть не лучше того объяснения, что детей приносят аисты. Для детского садика это сойдёт, но потом начинаются нюансы. А за ними – проблемы. Электрон – это просто единичный электрический заряд. А как он выглядит ”на самом деле” – никто не знает. В одних опытах он ведёт себя, как частица; в других – как волна. А если обозвать его солитоном или ”засунуть” в теории суперструн, то разве от этого станет что-нибудь понятней? Это я ещё не упоминал про принципы неопределённости и нелокальности, про фотоны, кварки, их спины, цветность и странность. В квантовой физике таких гипотез наворочено, что куда легче поверить в странность самих физиков, чем в странность каких-то кварков.
Короче, этого ”слона” давно пора мыть! Совсем он, бедный, запаршивел с этими постулатами, гипотезами и очень странными верованиями.
Ещё К.Маркс сказал, что практика – критерий истины. Но истина – это всего лишь философская категория, имеющая свойство непостижимости (аналогичное недостижимости линии горизонта). Поэтому давайте будем стремиться к более практичному инструментальному подходу – к решению необходимых задач и получению нужных результатов. Исходя из этого, можно сказать следующее.
Знание - это информация, которая позволяет получить нужный результат в заданных условиях.
Например, я не знаю, как выглядят электроны и кванты, но я знаю, как сделать, чтобы лампочка светила, компьютер включился, электровозы могли ездить и т.д. То есть, электротехника - это знание о получении и применении электричества. А какие модели использовать для описания электронов, квантов, кварков и прочего – зависит от решаемой задачи. Модель – это адекватная для данной задачи аналогия. И она бывает более эффективна, чем постулаты и гипотезы. Поясню простеньким примером.
Когда Е.Г.Котельников разрабатывал конструкцию парашюта, то при первых испытаниях он использовал манекен весом 80 кг. Говорили, что это был просто мешок с картошкой. Но такой модели человека для той задачи было вполне достаточно: мешок уцелел и картошка в нём не была раздавлена. Значит, и человек уцелеет. Теоретические расчёты подтвердились, и было получено практическое знание.
Кстати, знание – это ведь не только про науку. Если сваренный вами борщ все хвалят и просят добавки, значит, вы владеете знанием варить вкусный борщ. И это очень даже ценное знание. И я уважаю знающих людей в любых областях знаний.
ВЫВОДЫ
Любое Знание опирается не только на опыт, но и на что-нибудь недоказуемое – на веру.
Система знаний - это инструмент, которым можно и нужно пользоваться, а не то, что надо вызубрить и тупо верить (привет ЕГЭ). Ибо со временем отдельные элементы этой системы окажутся чем-то, если не ложным, то слишком узким, устаревшим, и потому негодным.
P.S. С википедией, коллеги, пожалуйста, поосторожнее – там многовато вранья и просто некорректных переводов с английского. Был слух, что надо бы заменить её на свою российскую энциклопедию. Но, как говорится, улита едет – когда-то будет.
Свидетельство о публикации №224120501283
Леонид Вулло 03.01.2025 13:41 Заявить о нарушении
Алекс Кондаков 03.01.2025 17:28 Заявить о нарушении
Леонид Вулло 03.01.2025 17:42 Заявить о нарушении
Алекс Кондаков 03.01.2025 18:17 Заявить о нарушении
Леонид Вулло 03.01.2025 18:31 Заявить о нарушении
Системообразующий фактор – это признак, который объединяет элементы в систему. (Если по-простому, это то, что не даёт системе распадаться на элементы)
Алекс Кондаков 03.01.2025 19:06 Заявить о нарушении
А можно сказать и иначе. В данном конкретном случае системообразующим фактором является человек с его волей и желанием.Ему необходима система Знания.Вот он её и выстраивает.
Правда без особой спешки и без участия так называемых философов. Свои шкурные потребности они осознают, а на насущные потребности безгласной системы Знания им глубоко плевать.
Леонид Вулло 03.01.2025 19:25 Заявить о нарушении
Алекс Кондаков 03.01.2025 19:43 Заявить о нарушении
Правда и отдельным творческим личностям не возбраняется на свой страх и риск использовать возможности системы Знания.
Леонид Вулло 03.01.2025 20:11 Заявить о нарушении
1. Системообразующий фактор у системы знаний Вам не известен. Потому, что его просто нет. И, стало быть, система знаний в строгом смысле системой не является, увы.
2. По поводу «общепринятое мнение научного сообщества» могу напомнить, что к таковому относилось огромное множество ложных теорий, гораздо большее, чем принято считать верными на сегодняшний день.
3. Не могу не отметить в Ваших рассуждениях некоторый прогресс – Вы уже не относите себя любимого к числу «квалифицированных специалистов».
4. И всё-таки, молодой человек, прежде, чем поучать старших, следовало бы разобраться с элементарными понятиями системной методологии. Не говоря уже о системной методологии в целом.
Желаю Вам успехов на этом поприще!
Алекс Кондаков 03.01.2025 21:06 Заявить о нарушении
Леонид Вулло 03.01.2025 22:25 Заявить о нарушении
Удивительно, как Вам удалось сохранить молодёжный максимализм. Это и ввело меня в заблуждение.
Алекс Кондаков 03.01.2025 23:00 Заявить о нарушении
Леонид Вулло 04.01.2025 08:10 Заявить о нарушении
Дело в Вашей некорректной методологии и полном отсутствии уважении в оппоненту. Помните, с чего Вы начали: «...знание по своей природе системно... Когда Вы это усвоите, я поставлю...» Мне, как профессиональному системотехнику, было очень забавно это прочитать у человека, который путается в элементарных понятиях системной методологии. Извините за откровенность.
Алекс Кондаков 04.01.2025 08:38 Заявить о нарушении
У меня был большой опыт по части переписки с экспертами ВНИИГПЭ. Это я Вам к тому говорю, что уточнение понятий там не является атрибутом неуважения к оппонентам.
Эксперты ВНИИГПЭ просто проводили проверку после этого в пределах заявочных материалов, а не болтали о неуважении. Вот я и Вам предложил сделать нечто подобное со всем уважением к Вашей высокоучёной личности. Так вы за это возьмётесь или нет?
Леонид Вулло 04.01.2025 08:58 Заявить о нарушении
Алекс Кондаков 04.01.2025 09:21 Заявить о нарушении
Предложенная мной вывеска механизма циркуляции опыта в реале работает. Она в реале стремится придать облик системы системы Знания, для чего этот механизм и предназначается. Об этом и можно при желании потолковать.
А в мелком буквоедстве по части точности понятий и определений нет никакого смысла. Обычно так поступают ленивые и глупые преподаватели, читающие работы по принципу до первой ошибки.
До тех пор, пока им не посоветуют почитать то, что ещё у Гегеля было сказано по части того, что этот лист бумаги истлеет ещё до того, как ему дадут точное определение. Хочется верить, что Вы не из их числа...
Леонид Вулло 04.01.2025 09:47 Заявить о нарушении
1) циркуляция — это вообще-то круговращение (от лат. circulatio), а знания всё-таки развиваются, а не крутятся на месте;
2) опыты сами по себе не происходят – их производят люди, то есть речь должна идти об исследовательской деятельности людей.
А если по существу вопроса (про желаемый Вами «облик системы»), то лет 30 назад я написал об этом текст под названием «Методология интеграции знаний» и он до сих пор существует в интернете:
http://www.holos.spb.ru/texts/know_int.htm#p36
Алекс Кондаков 04.01.2025 10:52 Заявить о нарушении
А пока спрошу лишь о том, кто вы по профессии? Ваша фамилия мне знакома по курсу формальной логики, которую я изучал и по Кондакову, и по Строговичу...
Быть может, что вы получили ещё и второе образование на философском факультете универа? Так ведь это пустейшая трата времени... Ничему путному там точно не научат.
Леонид Вулло 04.01.2025 11:29 Заявить о нарушении
Алекс Кондаков 04.01.2025 11:49 Заявить о нарушении
Опыты производят люди. Кто с этим спорит? А потом их результаты переходят в идеальную сферу знания. При этом исследовательская деятельность людей хотя и подразумевается, но прямо не всегда упоминается.
Ваши критические замечания были мной учтены в моём новом топике «Вселенная философии». Ваша статья была мной прочитана, хотя и не сразу усвоена до конца.
Вот и возникла у меня идея о том, как бы проверить эту статью на практике. То есть применительно к этому моему новому топику. Сам я сделать это без Вашей помощи пока не могу. А Вы сможете…
Леонид Вулло 04.01.2025 16:20 Заявить о нарушении
По части помощи – я Вам уже дал методику, могу дать конкретные ответы на конкретные вопросы. А если Вы подразумеваете критический анализ Вашего «топика», то при Вашей эмоциональности и себялюбии, боюсь, Вам результат может сильно не понравиться.
Алекс Кондаков 04.01.2025 17:27 Заявить о нарушении
Что же касается Вашего великодушного предложения отрецензировать мой философский топик по всем правилам, не стесняя себя в выражениях, то я его охотно принимаю. Ведь философия всегда развивалась путём философской критики. Да и не только философия... Не важно понравится ли мне понравится. Это пойдёт на пользу делу. Начинайте!
Леонид Вулло 04.01.2025 17:59 Заявить о нарушении
А рецензию я написал – она на своём месте.
Алекс Кондаков 04.01.2025 20:46 Заявить о нарушении
Леонид Вулло 04.01.2025 21:31 Заявить о нарушении
Алекс Кондаков 04.01.2025 21:56 Заявить о нарушении
Леонид Вулло 04.01.2025 23:13 Заявить о нарушении