Рецензия к фильму Фрёкен Юлия

"Фрёкен Юлия" 2014
Ну, это норвежско-британский киноспектакль, снятый по, по всей видимости, довольно известной пьесе, но лично я о ней впервые слышу. Не то чтобы это прямо спектакль, снятый на камеру. Нет, это кино с нормальной операторской работой. Но тут всего три действующих лица (ну, плюс ещё лицо мопса). Само действие происходит в основном в одной просторной кухне, за исключением нескольких вылазок. И два часа беспрерывных эмоциональных диалогов с выяснением отношений и риторикой о месте в жизни, псевдолюбви и порядочности. К тому же я не нашёл фильм с русской озвучкой и пришлось смотреть с субтитрами. Что придало фильму ещё больше театральности. И, естественно, это большой плюс. Игра актёров без переводчиков всегда ярче. И мне очень хотелось услышать ирландский английский. Говорят, его даже англичане с трудом понимают. Но тут Колин Фаррелл говорил на вполне вменяемом инглише.)) Тут нужно понимать одно. Это пьеса. Не такая, как "Чайка" или "Бесприданница", но это пьеса. Скорей всего, одноактовая. И исключительно всё тут зависит только от игры актёров. Ну и смысла произносимых реплик, естественно. Актёры, конечно, прекрасны. И опять же, пьесе полтора века. И времена тут соответствующие. То есть тут про давнишнюю эпоху и нравы. Я вообще в пьесах плохо разбираюсь. Мне нравятся Шекспир и Мольер (ваще разные по идеологии драматурги), а эта постановка целый час была ну очень скучной. Я сижу и думаю: "Ну не может так быть. По-любому, должен быть какой-то поворот" И вот когда он наступил, - а там даже не поворот, а, скорей, переворот, - тогда стало как-то поинтересней. Но это надо любить и быть поклонником жанра киноспектакля. Я его уважаю. Но данный фильм не поразил меня чем-то удивительным. Осталось ощущение, что люди что-то недоговорили. Недораскрылись. Ну и перейду сразу к сути, пытаясь сгармонизировать слова "фрёкен", "Юлия" и "Ирландия".

1890-й год. Ирландия. Праздник летнего солнцестояния. У нас это Иван Купала. Когда люди по-хорошему сходят с ума и прыгают через костры или безнадёжно ищут цветущий папоротник. В Ирландии люди сходили с ума чуть иначе. Началось всё с того, что один лакей, с внешностью сексапильной голливудской кинозвезды, вернулся в особняк своего хозяина с сапогами. Нет, он не "обул" барона на обувь. Просто тот решил другие башмаки надеть, а эти велел отнести домой. Лакей вошёл в кухню, а там повариха готовила еду для мопсы. Специальную еду для беременной собаки, которая залетела от какой-то там дворняги конюха. В общем, кухарка хотела устроить мопсе аборт. Потому что, если собака родит от дворняги, хозяйка её убьёт. А хозяйка – это дочь барона. Взрослая меланхоличная дама. А кухарка добрая и смиренная. И у них с лакеем любовь. Она ему и покушать преподнесла, и вина налила, и выслушать всегда готова. А вот лакей очень даже капризный мужчина. И очень всем недовольный. Видите ли, хозяйка велела ему потанцевать с ней. На глазах у конюха и прочих слуг! Что она о себе возомнила?! Он ей кто? Танцор? Кухарка даже поддержала лакея, сказав, что хозяйка действительно какая-то странная. Но тут лакей вдруг переобулся и начал сыпать комплиментами в адрес хозяйки. И даже с мечтательным взглядом припомнил, как видел её ногу во время конной прогулки. А хозяйка тем временем подкралась и всё услышала. Вошла в кухню и опять позвала лакея с ней танцевать. А тот весь взъерепенился и встал в позу. Ему приказывают идти танцевать при его даме сердца! И начинает отмазываться. Мол, не подобает госпоже танцевать со слугами. Причём два раза за день. Все могут подумать дурное. Но, так как это приказ, деваться ему было некуда. Но он осмелился воспротивиться приказу! И на полпути к танцевальному месту убежал назад в кухню, оставил хозяйку в дурацком положении. Та в гневе тоже вернулась на кухню. Начали объясняться, и в итоге кухарка ушла к себе в комнату. А лакей с хозяйкой остались на кухне. И она начала пользоваться своей привилегированностью. И, если "налей мне пива" звучит безобидно, то "целуй мои сапоги" уже как-то борзовато. А он лакей. Не будет повиноваться, его этим сапогом и выпнут нахрен. Но он вывернул ситуацию в свою пользу. Начал рассказывать такие вещи, что растопил сердце хозяйки. И если совсем недавно он целовал ей сапоги, то теперь она ползала у его ног…

Ну что я могу сказать в итоге. Драматическая пьеса, да и любая другая, это обычно что-то жизненное. Я бы сказал, даже бытовое. Что я полезного вынес из конкретно этой? По большому счёту, ничего. Она про порядочность. Как женскую, так и мужскую. Тут, как бы, есть мораль. Как в басне. Такая взрослая, пикантная мораль. Не уверен – не трахайся.)) Тем более по пьяни.)) Является ли тут лакей скотиной? Ну он ещё хуже. Но! Я не уверен, что он целенаправленно планировал затащить хозяйку в постель. Да, он мечтал быть богатым. Но мечтал, а не вынашивал план. Во всяком случае, здесь я никакого плана не увидел. Здесь вообще у всех настроение меняется, как у шизофреников.)) Хозяйка хотела секса с лакеем или просто дала из жалости? Это реально её проблемы, а не лакея. Оба виноваты. В сексе, не насильственном, всегда оба виноваты. Тут много муссируется статус. Первые становятся последними, последние – первыми. Один мечтает о верхах, элите и богатстве. Другая, наоборот, приземлиться, и, чтобы попроще к ней относились. И вот они уравнялись. Благодаря одному пьяному поступку. Ладно, не по пьяни. По глупости. Тут вообще очень много глупого. Для того времени не так уж и глупо. Но это надо вникать в то время и тому подобное. Для современного времени это тоже актуально. Не стоит трахаться с человеком, не обдумав последствия.)) Здесь всего три актёра и очень крутые. Колин Фаррелл, Джессика Честейн и Саманта Мортон. Все прекрасны. Нельзя в таком жанре фальшивить. Когда все объективы только на тебя. Режиссёр Лив Ульман. У неё дочь от Бергмана. Она актриса прекрасная. Она вот так вот решила. Интересно сделать. Да, в этом что-то есть. Но я не всегда люблю киноспектакли. И поставлю шесть. "Вы хотите умереть со мной?" "Я вообще не хочу умирать."


Рецензии