Собиратели
Завез, помнится, в середине девяностых по осени целый грузовик барахла с прошлой дачи в купленный дом на краю такой деревни, опустил в подпол прямо в мешках, не разбирая, заколотил окна, укрепил двери, понавешал замков, а следующим летом оказалось, что и голову положить не на что, и укрыться нечем, - всю зиму дядя Лёша из соседней деревушки с саночками те мешки без разбору и устали возил. Так я с традицией и познакомился.
У собирателей, не иначе, конвенция своя была неписанная, где кому и что высматривать, кто в соседней деревне, кто в нашей, кто больше по тряпкам, посуде, кто по металлу специалист. Так дядя Лёша тогда, как известный сын лейтенанта Шмидта, не иначе, конвенцию нарушил, не в свою деревню полез. Наша на откуп Вовикам отошла, мужу и брату Зойки, ну той, что последнюю корову в округе держала.
Вовики – мужички тонкие, деликатные, сняли как-то плетеный абажур с патроном и лампой с потолка, так провода развели, заизолировали, потом я розетки на потолке пристроил, чтобы самому снимать, не утруждать. Разбили по нечаянности стекло в окне, так подмели за собой, с тех пор, уезжая, стал оргалитину вместо стекла вставлять, да лавки с двух сторон окна, ну, чтобы удобно им было. И Зойка возьмет, бывало, будванскую чашку, вторую оставит, вдруг я тоже чаю захочу? В буфетке её, за стеклом, сервизы наши стоят, в основном питейные. Глаз радуется! А сколько Вовики кувшинов мне винтажных понатащили, да огромных, за несколько бутылок, говорили, со своего чердака, правда задами волокли, ну чтобы никто их в щедрости не заподозрил. А как-то две миски глиняные за сорок рублей предложили. Я их сразу признал, особой формы, когда-то с Севера привез. Отдал сороковник, как не отдать? За хранение, лет десять берегли.
А вот Танюха Зайцева напротив, из Москвы, та – беспредельщица, взяла и все мои столы и лавки, что не один год строгал да лачил, к себе переволокла, да прямо под шатром во дворе у кострища и поставила, ну, чтобы большому семейству было на чем шашлыки есть. Да и Коляха из соседней деревни конвенцию не соблюдал, но все по продуктам, накопает у Клавдии картошки-лука, к нам тащит. Как-то у неё пенсию собрал, пока та в огороде копошилась. А однажды прямо у жены газовый баллон с плитой прибрал и пропал на неделю. Славный малый был, улыбчивый, а отвернешься, серьезнеет и глазами по сторонам постреливает. Выйдешь, бывало ввечеру на закате на крутой берег речки нашей Постной, посмотришь вдаль и видишь одинокую фигуру Коляхи с мешком за плечами, к дому бредущую. Насобирал.
Но в соседней деревне, кроме дяди Леши и Коляхи, свои собиратели. Про них друг мой Барашков, что там живет, больше знает, его спросите. У него, кстати, как-то все картины со стен подсобрали, чем Барашков весьма гордился – народу нравится, в отличие от работ соседа, известного художника Константина Юрина, живописью которого побрезговали.
Надо было после каждого имени собирателей «Царство небесное» писать. Опустели деревни. Но увлечение пустило корни, на авто теперь заезжают, то ли с Серы, то ли из Нинорово, да с металлоискателями. Иные времена.
Новая ли та традиция, или спокон веку идущая, сказать не могу, первоисточников, - летописей и берестяных грамот не читал. А касательно повсеместности, укорененности, больше чем уверен. И не только в полузабытых деревнях, думаю. Как-то в Угличе слух прошел, что школу двухэтажную бросили. Приятель мой, столяр из тех мест, решил через пару дней заехать, шифер пособирать, подъехал, а там уже фундамент приканчивают. И друзья-знакомые с дачами в разных губерниях рассказывали, что всё добро после лета грузовиками домой в Москву везут. А касательно новых времен и иных пространств, так в Подмосковье, пишут, в силиконовых масках по коттеджам собиратели промышляют. А в самой Москве народ интеллектуальный, на выдумки гораздый, выманили у бабули с дедулей миллионов по восемьдесят пять – девяноста, хитро как-то. Вот и сижу, репу чешу, ну как наши пенсионеры умудрились столько насобирать? Что поделать, традиция. Да и народ талантливый, одаренный.
04.12.24
Свидетельство о публикации №224120501404