Вопрос о православном календаре
ВОПРОС О ПРАВОСЛАВНОМ КАЛЕНДАРЕ.
Среди причин, которые привели к печальным разделениям в Православной Церкви в этом столетии, одной из самых серьезных было неканоническое принятие в 1924 году Константинопольской и некоторыми другими Церквами григорианского календаря. Славянские Церкви по сей день отказываются следовать этому примеру, а голос протеста внутри Греческой Церкви был настолько силен, что новокалендарная Церковь была вынуждена стать гонительницей большого числа священнослужителей и верующих, оставшихся верными православной традиции.
Следующие два письма, вызванные недавними просьбами в Европе и Америке, раскрывают некоторые причины их верности. Первое, которое печатается полностью, написано греческим священником, возглавляющим франкоязычную швейцарскую православную общину Женевы; второе, состоящее из двух выдержек, ярко иллюстрирующих проблему, написано американцем греческого происхождения, монахом Свято-Преображенского монастыря в Бостоне. Обе общины, что немаловажно, нашли убежище в Русской Православной Церкви Заграницей.
I
Молосмес, 2 (15) апреля 1967 г.
Редактору, Le Lumignon qui fume Geneva.
Сэр:
Газета Le Monde попросила меня дать краткое разъяснение по вопросу о старом календаре для своих читателей. Я буду благодарен, если вы дадите мне простой и краткий ответ, который будет понятен неправославным. Заранее благодарю Вас, примите мою верность Церкви Христовой,
Элиас Руар.
Дорогой брат во Христе по нашей общей вере, Элиас: Благодарю Вас за Ваше письмо от 2(15) апреля. Я отвечаю Вам публично, поскольку наставление и назидание верующих волнует меня больше, чем мнение читателей Le Monde. Я не могу приспособить свой ответ к "тем, кто вне" и "тем, кто внутри". Я не говорю от "двойного сердца" и не ищу "славы человеческой"; поэтому у меня есть только один ответ для всех. Каждый поймет его в соответствии со своим местом в плане Божией икономии. То, что многие скажут: «Же;стоко есть сло;во сие;, и кто мо;жет Его; послу;шати? (Ин.6:60)» – Это неизбежно. Поэтому я думаю, что вместо того, чтобы удовлетворять любопытство любознательных, лучше "искупить время", укрепляя братьев в нашей святой Вере, чтобы "один назидал другого" и мы могли бы с большим основанием соответствовать требованиям Слова Божиего.
Сегодня верующие переживают великий кризис, кризис, который, согласно предупреждению нашего Спасителя Христа, будет становиться все хуже и хуже по мере приближения конца. Ибо как сатана знает, что у него есть лишь короткое время, так тем более он стремится ввести в заблуждение даже избранных, если это возможно (Матф. 24:24; Марк 13:22). Это тоже трудное изречение, но тогда все Евангелие – это серия трудных изречений для тех, кто "медленно слышит".
Многие верующие добросовестно считают, что вопрос о календаре и церковных праздниках имеет второстепенное значение, если он вообще имеет значение. Они даже ссылаются на библейские тексты, например, на слова апостола Павла: «Никто да не осуждает вас (…) за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол.2:16). Или еще: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал.4:10-11).
Однако не будем забывать, что нам на пользу, если мы, подобно авве Коприю, будем зажимать рот рукой, когда цитируем тексты из Писания, особенно если мы неправильно разделяем Слово Истины. Здесь апостол осуждает ритуалистов своего времени (а они есть во все времена), то есть тех, кто, ограничив свою религиозную жизнь внешними знаками поклонения, сделал их условиями спасения. У этих заблуждающихся людей внешнее не имеет отношения к внутреннему, ритуальная форма не соответствует внутренней духовной реальности, и они выдают фальшивые деньги, пытаясь оправдать себя в неведении о Благодати Христовой.
Однако это не значит, что вкусивший Благодати Христовой – необузданный верующий, забывший, что «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор.14:33), и поэтому действующий по своему усмотрению, а не как один орган в едином теле. Ни один орган тела не работает сам по себе, но каждая работа каждого органа (уха, ноги, глаза и т. д.) требует одновременной и гармоничной работы всех функций других органов. Посмотрите на самого апостола Павла – выдающегося апостола и проповедника благодати, которого мы цитировали выше, – с каким послушанием и благочестием он подчинялся предписаниям иудейских верующих, как он совершал молитвы, стриг волосы, предпринимал долгие путешествия, чтобы присутствовать в Иерусалиме и поклоняться в день Пятидесятницы! Почему он не остался в Коринфе, ведь Господу теперь поклоняются не в Иерусалиме и не на горе Гаризим, а "в духе и истине"? Почему он хотел праздновать Пятидесятницу весной, а не осенью, например, когда ему все равно придется ехать в Иерусалим по другим делам? Посмотрите, где он сам указывает "дни, и месяцы, и времена"! Поэтому давайте будем очень осторожны, когда цитируем Божественное и Священное Писание.
В наши дни даже от тех, кто занимает высокое положение в Церкви, мы слышим различные лозунги, которые вызывают у нас тревогу. Например, "Сегодняшние проблемы – новые, и эти новые проблемы требуют новых решений". Я не буду подробно останавливаться на этом, но просто подчеркну, что лозунги обновления, "приведения Церкви в соответствие с современностью" – это ересь и дьявольская ловушка. Потребность человека всегда одна и та же, и она не изменилась с тех пор, как он потерял Богообщение. Единственная и главная потребность человека – вопрос жизни и смерти – вновь обрести Бога своего. Если эта потребность не удовлетворена, то все остальные удовлетворения – это эрзац-товары худшего качества, которые лишь порождают потребность за потребностью в порочном круге; и, подобно кровоточивой женщине, люди будут безрезультатно платить деньги так называемым "врачам", потому что они так и не приблизились к краю Его одежды и не почувствовали исходящую от нее силу. Истина не стареет и не устаревает, не выходит из моды; она никогда не требует пересмотра или "модернизации" – обновления. Истина – это Бог, и поэтому она всегда остается своевременной и неизменной.
Однако мы никогда не поможем верующим найти Бога и истину, потворствуя лени и оцепенению нашего "лукавого и развращенного сердца", которое только и мечтает о том, чтобы еще больше погрузиться в это оцепенение и еще больше отдалиться от своего Творца и Спасителя. И, конечно, не сокращение постов, не презрение к монашеству, не незнание церковных праздников, не "Это неважно", "Это устарело" и третье: "Это не соответствует вкусу нашего века" пробудят нас от косности и заставят осознать, какой опасности мы подвергаемся.
Эти "Неважно" и "Это не имеет значения" – крошечные трещины в дамбе, через которые океан однажды захлестнет нас всех. Посмотрите на православных финнов. Поначалу сторонники нового календаря обещали всем, что хотя бы оставят пасхальный цикл праздников на его традиционном месте. Однако, посмотрите на них сейчас: они не остановились на этом. Они изменили и пасхальный цикл. Праздник праздников, торжество торжеств, они празднуют теперь не с нами, своими братьями по общей Вере, а с западными. Они больше не читают с нами одно и то же ежедневное Евангелие, они больше не поют песнопения тех же гласов. Многие скажут мне, что вначале Пасха не праздновалась одновременно на Востоке и Западе, хотя в то время они еще были едины, и приведут другие подобные аргументы, вырванные из контекста. Я не Богослов и не ученый человек, но я знаю, что хранить Пасху вместе с западными людьми и причащаться из одной чаши – это одно и то же. Те, кто считает нас отсталыми или фанатиками, делают это потому, что, к сожалению, думают о Православии как об идеологии, как о теории, как о любом другом продукте мозга, а не как о сердце, которое имеет одно сердцебиение. Для нас же, отсталых, Православие – это сердцебиение, пульс жизни, который циркулирует через всего человека во всех его проявлениях (тело-душа-дух). Мы верим (даже если другие считают нас сумасшедшими), что волосы на голове человека, живущего в Православии, отличаются от волос людей, не являющихся православными.
Как я постараюсь объяснить далее, то, как был принят новый календарь, сотрясает фундаментальные понятия и принципы Церкви Христовой, единого Тела, которое Господь приобрел ценой Своей Крови и которое Он основал и освятил в день Пятидесятницы.
1. Вопрос об астрономической точности. Календарные новостильники утверждают, что они не следуют григорианскому (папскому) религиозному календарю, но что они "исправили" Православный юлианский календарь, чтобы он не был в астрономической ошибке. Поэтому в их новоизданных богослужебных книгах есть примечание: "По исправленному юлианскому календарю". Однако в действительности речь идет о принятии западного григорианского религиозного календаря. Сегодня хорошо известно, что с астрономической точки зрения оба календаря неточны. Если новостильники действительно желают астрономического исправления календаря, то почему они не исправляют его на основе новейших данных астрономической науки, а принимают религиозный календарь Рима, который, как оказалось, тоже астрономически неверен? Как исправляется календарь? Новостильники говорят нам с ухмылкой: "Ах, но с вашим календарем очень скоро мы будем праздновать Рождество в августе!" Лучше бы они не распространяли свое остроумие так дешево. Нигде не сказано, что для празднования Рождества Христова обязательно нужен снег. И давайте не забывать, что когда мы здесь празднуем Рождество со снегом, наши православные братья в Австралии и других странах, которые отмечают этот праздник в то же время, что и мы, оказываются в самом разгаре лета. Не будем же делать легкомысленных суждений и будем "детьми умом", а "на злое младенцами" (I Кор. 14:20). А если бы мы захотели проявить остроумие, то напомнили бы вам, что прежде чем мы встретим Рождество в августе, вполне вероятно, что Христос уже придет. Вместо того чтобы менять времена и сезоны, нам лучше готовиться к Его Пришествию и оставить астрономию в обсерватории. Астрономия в любом случае должна быть на службе Церкви, а не Церковь должна заниматься астрономическими балансировками. Для верующего человека время имеет совершенно иное значение, чем то, на которое указывает движение звезд. Для верующего прошлое, настоящее и будущее гармонично слиты воедино, потому что во Христе Иисусе мы отказываемся от человеческих временных рамок и даже в настоящем начинаем вкушать небесное.
2. Единство Церкви. Выше я говорил, что Церковь Христова – это единое Тело; и апостол говорит об органах этого единого Тела, «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор.12:26). Так и в нашем Богослужении Церковь как единое целое радуется, скорбит или празднует, в зависимости от случая; а теперь, когда новостильники якобы "исправили" календарь, в то время, когда одни празднуют Рождество Спасителя, другие все еще находятся в середине поста. Итак, мы спрашиваем: стоит ли менять календарь, который был установлен Вселенскими Соборами, при котором наши Отцы были причислены к лику святых, при котором мученики проливали свою кровь и при котором Церковь живет уже двадцать веков, стоит ли менять его на другой, якобы астрономически более точный (хотя он тоже неверен), и тем самым разрушать это чудесное единство, вносить смуту, разделение и беспорядок в паству? Поскольку православная совесть отвергла григорианский календарь, не забывая, что новостильники составляют лишь малую часть православных, едва ли десять процентов, а девяносто процентов придерживаются календаря Отцов и празднуют Пасху и связанные с ней праздники (Троицу и Пятидесятницу) по древнему летоисчислению, мы спрашиваем: кто же на самом деле нарушает мир, взаимопонимание и согласие в Церкви? Фанатичные и отсталые старостильники или "либеральные" и "прогрессивные" новостильники? Кто на самом деле является тем, кто разжигает споры и создает проблемы там, где их нет? Кто на самом деле озабочен "днями, временами и годами"? Мы, отсталые и фанатичные старостильники, не обожествляем дни и календари, не считаем один день "более святым", чем другой, из-за чего-то в природе этого конкретного дня. Мы верим, что Церковь, если есть причина, может перенести праздник на другую дату, и у нас есть бесчисленные примеры того, как Церковь это делала. Однако, во-первых, для такого изменения должна быть веская причина; во-вторых, оно не должно нарушать единство и порядок Церкви; в-третьих, оно должно быть сделано свободно и без принуждения со стороны всей Церквью; и, в-четвертых, оно не должно быть сделано просто в духе "модернизации" или просто для копирования других.
3. Литургическое единство. Я уже говорил о литургическом единстве. Здесь уместно напомнить о различных примерах церковного бесчиния, вызванного частичным принятием григорианского календаря:
—Нет единства праздников и постов, как мы видели выше.
—Пост святых апостолов сокращается, а часто и вовсе исчезает, когда Пасха бывает позже.
—Праздник святого Георгия часто выпадает на Великий пост и должен быть перенесен на понедельник после Пасхи.
—Кириакодромион [воскресные чтения], или ряд библейских чтений, изменен из-за вставки праздника Воздвижения Честного Креста; то есть, если раньше все православные читали один и тот же отрывок из Библии каждый день на церковных службах, то теперь беспорядок дошел до того, что они этого не делают.
Если бы я был специалистом, я мог бы перечислить и другие нарушения, но этих должно быть достаточно.
4. Вопрос о папском произволе. Как всем известно, предстоятель Римского престола своим расколом и ересью отделил себя от Тела Церкви Христовой. Считая себя выше Соборов, даже Вселенских, и в силу этого еретического взгляда, в XVI веке он счел за благо изменить календарь по своей воле и без согласия Церкви, Римский понтифик действует в соответствии со своими взглядами, но Церковь Христова, признавая его взгляды и действия несовместимыми с фактами православной кафолической догматики, осуждает их, а также вопрос о календаре. Этот "новый", или "григорианский", или "папский" календарь был объявлен вне закона и анафематствован Томосом Собора, состоявшегося давным-давно в Константинополе (в 1587 и 1593 годах).
Если бы предстоятель Рима действительно любил Церковь Христову больше, чем свою собственную систему, он бы сначала воссоединился, через покаяние и исповедание Православной веры, с Церковью Христовой, от которой он откололся, а затем предложил бы Церкви свое мнение о календаре и подчинился бы ее суду, как это делаем все мы, православные.
Конечно, те, кто придерживается нынешних "экуменических" взглядов, будут высмеивать сказанное нами как устаревшее и несовременное. Однако пусть они не забывают, что все эти их заскорузлые теории, поскольку они не на стороне Предания, рано или поздно рухнут, и пророческое слово снова будет услышано: «Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника – все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь. Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем»» (Иер.6:13-16).
5. Вопрос об иерархическом произволе. В Православной Церкви единым Главой является Христос, а Его представителем на земле – Святой Дух. Ни один епископ или патриарх не считается главой Церкви Христовой на земле, и никто из них не может вынести решающего решения по вопросу, касающемуся всей Церкви, как, например, по вопросу о Богослужении. Также ни одна Поместная Церковь не может придерживаться линии, отличной от линии всей Церкви. Если, например, существует настоятельная необходимость изменить религиозный календарь, должен быть созван Общеправославный Собор, то есть Вселенский Собор, в котором могут свободно участвовать все Поместные Православные Церкви. Только такой Собор может считаться компетентным для принятия решений и постановлений по такому вопросу.
Когда же один иерарх или одна Поместная Церковь умышленно и некомпетентно принимает решение такого рода, очевидно, что соборные основы Православной Церкви расшатываются, и создаются прецеденты, которые в будущем приведут к катастрофическим последствиям.
6. Вопрос об отношениях между Церковью и государством. У меня нет места, чтобы рассматривать столь острую тему. Однако нельзя сомневаться в том, что в вопросе изменения календаря политика и дипломатия сыграли самую большую роль – оказали влияние, наиболее пагубное для свободной и живой Церкви. Тем не менее, Иерусалимская, Русская, Болгарская, Сербская, Святая Гора Афон и другие Церкви придерживаются Православного юлианского календаря Отцов, независимо от коммерческого календаря, который нас не касается. И к нашему стыду и к их заслуге, мусульмане и иудеи хранят свои религиозные календари в неприкосновенности, тогда как мы, православные, единая Церковь Христова на земле, мы, хранители Истины, открытой Пророкам, Апостолам и Отцам, – мы позволяем изменения и колебания под каждым порывом ветра западных новшеств.
Видишь ли ты, брат, сколько вопросов поднимает календарный вопрос? В какой степени неправославные могут или не могут их понять, я не знаю.
С любовью в Господе, отец Василий.
Перевод из о. Василия Саккаса, "La question du calendrier Orthodoxe", в La Foi transmise, май, 1967, стр. 5-11, опубликованной священником швейцарской православной общины ("Святой Нектарий Эгинский") в Женеве. Le Lumignon qui fume - официальный орган той же общины.
———
Ниже приведены выдержки из письма монаха Свято-Преображенского монастыря в Бостоне, объясняющего календарный вопрос православному американскому врачу со Среднего Запада. В них содержится яркий знак Божией милости к тем, кто остается верен Его путям, а также два назидательных примера того, какие путаницы и разделения все еще вызывает использование нового календаря в некоторых Церквах.
…Многие знамения и чудеса от Бога также происходили среди людей, чтобы стало ясно, что наш Господь Сам не гнушался быть увиденным среди простых и неграмотных, но ревностных и верных душ. ... Одно из самых поразительных знамений от Бога произошло во время всенощного бдения на праздник Воздвижения Честного Креста в 1925 году. В маленькой сельской часовне святого Иоанна Богослова у подножия горы Гиметт (которая сейчас находится в черте города Афины) собралось более 2000 человек, чтобы отметить праздник по старому летоисчислению. Узнав об этом, архиепископ Пападупулос [Афинский] отправил сообщение министру внутренних дел, который, в свою очередь, послал полицию разогнать толпу и арестовать священника. Когда полицейские прибыли на место и увидели многочисленность толпы, они побоялись затевать репрессии против такого количества людей и решили подождать до утра, чтобы арестовать священника.
В полночь, как раз во время крестного хода на Литию, люди, стоявшие на улице во дворе маленькой часовни, вдруг увидели, как в небе прямо над их головами образовался гигантский Крест. Крест, лежавший горизонтально, простирался от маленькой часовни до вершины горы Гиметт и был в форме византийского креста с тремя прямыми перекладинами. Когда люди увидели его – он был ярко блестящим, сияющим на вид, – они все вскрикнули от страха. Процессия и служба остановились, и люди упали на колени, плача и воспевая Kyrie eleison [Господи, помилуй]. В течение получаса Крест оставался в небе, а затем начал медленно подниматься, пока, наконец, не встал прямо, а затем медленно исчез. На следующий день афинские газеты напечатали полный отчет с зарисовками, показывающими, как появился Крест. Такого знамения не было со времен видения святого Константина, а также с 346 года, когда Крест был виден на небе, простирающимся от Голгофы до Елеонской горы, когда святой Кирилл был епископом Иерусалима…
Иерусалимский Патриархат особенно заинтересован в решении календарного вопроса из-за своего положения как места паломничества. Например: Когда патриарх Афинагор встретился с папой Павлом в Иерусалиме, он отправился после этого в Вифлеем, чтобы присутствовать на службе на Рождество (которое там отмечается по старому календарю). Имейте в виду, что в Константинополе он уже праздновал Рождество по новому календарю). Тем временем новостильники, к тому времени как Афинагор вернулся в Константинополь, уже праздновали Богоявление. Иными словами, сам Афинагор из-за этой календарной путаницы отпраздновал два Рождества, но не праздновал Богоявление в том году.
Кроме того, многие благочестивые паломники приезжают из Греции, чтобы встретить Рождество в Вифлееме, не зная, что Иерусалимский Патриархат следует старому календарю. Приехав в Вифлеем, они обнаруживают, что сегодня только день святого Спиридона, а до Рождества осталось две недели. Они договорились остаться всего на несколько дней, и лишь немногие из тех, кто приготовил провизию или имел деньги, могли ждать две недели. В ужасе, они просили священников пропеть несколько рождественских тропарей, но те, конечно, отказались, потому что по их расчетам сейчас не только не Рождество, но и пост в самом разгаре. Паломники возвратились в Грецию растерянными и удрученными, ведь им не удалось отпраздновать Рождество даже в Вифлееме, а в Греции Рождество уже праздновалось. Поэтому в тот год они нигде не праздновали Рождество. Так происходит ежегодно...
Свидетельство о публикации №224120501550