Тула

Утро 23 ноября 2024 года для меня началось необычно рано. Час на сборы, путь до автовокзала - и вот уже старенькая маршрутка готова везти мой сонный организм и ещё с десяток пассажиров в славный город Тула. Ждём опаздывающих.

В соседи на время пути мне достался весьма крупный мужчина. Едва я заняла своё место, как получила от него странный, но все же комплимент:

- Приятно, что мне ехать с худенькой женщиной. Будь вы крупной, нам пришлось бы тяжко.

И вправду, сосед занимал полтора сидения. Кое-как усевшись,  достала планшет. Я не планировала эту поездку, времени на сборы практически не было, так что часть пути я пыталась забронировать гостиницу - начала ещё вчера вечером, да не удалось. Не хотелось бы на месте подыскивать, где мне ночевать... Ехать вот так, в пустоту и неопределённость - так себе удовольствие.

Однако весьма быстро я поняла, что ничего не получится - сеть все время пропадала, страницы грузились невероятно долго. Так что следующие часа полтора читала книжку.

Дорога пролетела для меня довольно быстро. За окном шел снег с дождем, в окнах ничего вокруг не было видно. Единственное,что мне было доступно - это кусочек лобового стекла, что был виден с моего места. Сквозь непрерывно машущие дворники я впервые в жизни увидела живьём знак "Автомагистраль" и реверсивный светофор. Оба до этого попадались лишь в правилах дорожного движения.

Маленькая юркая маршрутка добралась до Тулы довольно быстро. В билете было сказано, что нам ехать три с половиной часа, мы же добрались примерно за два сорок. Под конец дороги разговорились с соседом, тем самым, благодаря которому я ютилась почти на краешке своего сидения. Оказался довольно интересным собеседником, на удивление сразу предположил, что имя у меня итальянское. Почти угадал - оно древнеримское. Редко кто сразу говорит, откуда имя пришло. Успели обсудить книги, посоветовали друг другу любимых авторов. Обсудили даже одну породу собак. Сама уж и не вспомню, как дошли до этого в разговоре. Заодно он рассказал немного и про город. В основном говорил, где можно поесть, причем называл дорогие рестораны. Нет, не намекал и не приглашал. Приятно было думать, что я создаю впечатление человека, способного позволить себе дорогой ресторан... Однако сию загадку сразу разгадала моя подруга, когда через пару дней я рассказала ей про поездку.

- Ты же сказала, что из Москвы? - спросила она.

- Да, конечно.

- Ну вот! В регионах ж думают, что в Москве живут только богачи.

Так же рассказал мой попутчик, где можно и погулять, пофотографироваться. За разговором как-то незаметно мы въехали в Тулу.

Сосед мой вышел в центре города (вот оно, счастье - занять свое сиденье целиком и сесть так, как удобно!), я же продолжила путь до автовокзала. Многие выходили в городе, и со мной вместе до конечной добрались всего двое.

Тула встретила меня холодно. Во всех смыслах - шел снег с дождем, дул пронизывающий ветер. По карте в навигаторе нашла кафешку, дошла до неё. Пока готовили мой заказ, я по той же карте обзванивала гостиницы в поисках номера, да не везло - либо всё занято, либо цена от 6 тысяч рублей.

Около автовокзала я видела вывеску отеля, но даже заходить не стала, рассудив, что так близко от вокзала номера будут слишком дорогими. Ошиблась - когда обзвонила почти все гостиницы города, набрала и тот отель. И вот оно счастье - есть одноместный номер и за вполне приемлимые деньги. Заселение с 14.00, но не беда - я не просто в незнакомом городе, а даже и в другой области. Так что время есть на что потратить.

Тула... Самовары, пряники, оружие. Из этих трех музеев я без раздумий выбрала оружейный, у меня даже вариантов не было. Доела - и на остановку, искать, на чем доехать. Не будь дождя со снегом, я б с удовольствием прошлась пешком.

Про Тульский транспорт хочу рассказать отдельно. Тут до сих пор ходят троллейбусы, но этим не удивишь, они и в Видном ходят. Там я их, собственно, и видела летом, посетив по делам этот маленький городок. Здесь же все было очень старым - и трамваи, и троллейбусы, и маршрутки, и автобусы... Я словно попала куда-то в далекие девяностые или начало нулевых. Но больше меня поразила не старость транспорта, а то, как его водят.

Первое знакомство началось весьма прозаично. Навигатор привел меня на остановку, дал знать, какие номера маршрутов я жду и до какой остановки ехать, и благополучно завис. Остановка - узкий длинный клочок асфальта, в ширину примерно метр. С одной стороны проезжая часть, с другой ограждение, за которым трамвайные пути. Остановка без крыши, без всяких укрытий. И прямо у края проезжей части огромные лужи. Троллейбус увез всех ожидающих, на остановке я осталась одна. И вот едет маршрутка - не мой маршрут - резко прибавляет скорости, виляет к остановке... И пролетает мимо. Думаю, дальнейшее объяснять не стоит. Физика - она такая, ей все равно, кто где стоит. В общем, вся лужа оказалась на мне, окатив почти по пояс. Водитель - наверняка довольный, зараза! - спокойно умчался. Сделано это было намеренно. И знакомство с городом я продолжила в насквозь мокрой одежде.

Так вот, транспорт. За два дня я много на нем ездила, и это, пожалуй, одно из самых ярких впечатлений. Меня укачивает только в машине "Волга", остальной транспорт я переношу абсолютно нормально. Так я думала до поездки в Тулу. Здесь водят так... Я даже не знаю, как это поточнее описать. Водитель маршрутки, что везла меня к оружейному музею, двери открывал прям на ходу, метров за 40 до остановки. Оплату за проезд водители берут тоже на ходу, встраивая при этом маршрутку в поток. В поворотах меня пару раз чуть не сносило с сиденья, как уже говорила, физика - она такая, ей все равно...

Что ещё хотелось бы сказать именно о маршрутках. Многие боятся или стесняются крикнуть через весь салон "на остановке остановите!". Я не исключение. Про это явление только ленивый не шутил в своё время. А в Туле по-другому на своей остановке не выйдешь, так скажем, голосовое управление. Но тут мало уметь остановить маршрутку, находясь в ней, надо уметь это делать и снаружи, если можно так выразиться. Если рукой не махнешь, то нужная маршрутка благополучно пролетит мимо. Действия, лично мной забытые с конца девяностых - начала нулевых. Прям вновь вспомнила детство... Вообще во многих таких моментах Тула отстала от Москвы лет на двадцать, и это у меня вызвало приятные эмоции - я как будто "съездила в прошлое".

Путь до музея занял минут десять, за которые мне стало плохо. Резкие ускорения, не менее резкие торможения, крутые повороты на скорости... Я совершенно не удивлюсь, если какой космонавт окажется родом из Тулы - с детства такая тренировка, что никакие перегрузки не страшны... Был даже забавный случай. Еду, пытаюсь оживить вновь зависший навигатор, и тут кто-то говорит:

- Вы сядьте лучше, ехать вам долго.

Поднимаю голову - один пассажир сказал это бабушке с внучкой, что стояли у входа. Правильно сказал, да поздно - водитель как раз встроился в поток и дал по газам. Внучка удержалась, а бабушка задорно пролетела мимо меня куда-то в конец салона. Все обошлось, все целы.

Вот и музей оружия. Новое красивое здание, похожее на шапку Мономаха. Круглое. На плакате у входа прочла, что оно в форме богатырского шлема русского воина. А внутри... Я планировала примерно за час-полтора его обойти, а в итоге три с половиной часа пролетели абсолютно незаметно. Потрясающее оформление, шикарные экспозиции! Муляжи солдат, рабочих за станками как живые. Зоны направленного звука воспроизводят жужжание станков, скрип половиц, треск костра... Смотря какая экспозиция. Что удивительно - отойдешь на пару шагов и этих звуков уже не слышно. Мимо такой вещи, как фотосессия в кабине вертолета, я не смогла пройти. Все пять этажей оснащены интерактивными панелями, которые расскажут о любом экспонате. Вот заинтересовал вас экспонат под номером 13, подходите к панели, нажимаете на цифру "13" и узнаете, что это пистолет ТП 82 - охотничий трехствольный пистолет СОНАЗ (стрелковое оружие носимого аварийного запаса) для наших космонавтов. Поводом для создания послужили реальные события, связанные с историей экстремального приземления экипажа советского космического корабля "Восход-2". Очень подробное описание дается на каждый экспонат - как был создан, кем, когда, характеристики и даже то, как данный экземпляр попал в музей. Если очень внимательно осматривать и изучать все, то и трех суток не хватит. Проходя мимо небольшой группы, услышала экскурсовода, что рассказывал, как в послевоенные годы приходящие люди, даже не сотрудники музея, чтоб повесить экспонаты на стену, сверлили в них дыры и что с последствиями реставраторы мучаются до сих пор.

Пожалуй, именно от оружейного музея у меня остались самые яркие впечатления. Если когда-нибудь доведётся еще раз побывать в Туле, то на посещение этого потрясающего места я выделю минимум пару дней.

Следующее, что поразило меня - многие магазины закрываются в шесть или семь вечера. Понадобилось мне купить батарейку, так ее поиск стал целым приключением. Ларьки, которых в Туле довольно много, уже не работали - время приблизилось к семи вечера. По карте нашла торговый центр, вновь головокружительная поездка на маршрутке, и с легкой тошнотой после резких торможений и ускорений я поднимаюсь по ступенькам, автоматические двери расползаются в стороны, пропуская меня, еще несколько ступеней и... Тут меня ждал новый шок. Стоят две новенькие китайские машины. В торговом центре. Я оборачиваюсь, пытаясь понять, как их сюда доставили. Позади ступеньки, вокруг между рядами стоят торговые островки, машина там просто не пройдет. В другом торговом центре было то же самое. Стараясь сильно не удивляться, я отмечала по машинам путь. Серый "haval" - идем прямо, возле вишнёвой "omoda" направо... Выставленные на продажу китайские машины служили мне ориентирами. При этом на улицах Тулы китайских автомобилей совсем мало.

Батарейка, поиски которой заняли полтора часа, удачно завершились в не замеченном мною раньше канцелярском магазинчике недалеко от гостиницы, который в тот день вопреки обыкновению работал до 21.00.

Однако на том мои приключения в этот день не закончились. Едва я собралась спать, как за стеной раздался воистину богатырский храп. Я вышла в коридор, прошлась по нему метров по десять в каждую сторону - слышно было везде. И вот что прикажете делать в подобной ситуации? Спускаться на ресепшен? И что они смогут сделать? Запретят ему храпеть? Я пыталась стучать в стену, - бесполезно. В общем, засыпала я в наушниках. Не думала никогда, что храп может быть НАСТОЛЬКО громким... А звукоизоляция такой плохой.

Второй день я решила посвятить прогулкам. Божественный завтрак в гостинице, быстрые сборы - и вот я уже сдала ключ от номера и вышла на улицу. До автобуса шесть с половиной часов. Снег не шел, но ощутимо похолодало. Я неспеша прогулялась по площади Победы, затем посетила магазин пряников (как из Тулы вернуться без пряников?). Маленький магазинчик больше напоминал музей. Деревянный пол приятно скрипел под ногами, в воздухе витала приятная смесь запахов - старое дерево, ваниль, что-то кондитерское, немного фруктов... Даже не знаю, как этот запах описать. Пряники, самовары, тарелки, расписанные вручную... Чего там только не было! Продавщица рассказала, что сюда водят на экскурсию школьников, греют самовар, рассказывают про Тулу... Я им даже позавидовала. По совету той же продавщицы для прогулки я выбрала Тульский Кремль и Казанскую набережную. Вообще обратила внимание, что в Туле очень дружелюбные и общительные продавцы, с ними поговорить одно удовольствие. Мне всегда рассказывали про город, подсказывали, где что можно найти. Говорили даже и на отвлеченные темы. Продавщица из магазина тульских пряников сказала насчет вчерашней ситуации с водителем, что окатил меня из лужи:

- Вам надо было запомнить его номер и заявить в ГАИ.

- Стали бы они его искать... - с сарказмом ответила я. - Да и что ему будет?

- Тула - не Москва, город небольшой. Его б очень быстро нашли, - последовал ответ. - И наказали бы.

А ведь и вправду, нашли бы. Да что теперь-то, поздно уже.

В этом потрясающем магазинчике я провела с полтора часа, разглядывая расписные тарелки, самые разные пряники, даже огромные (сантиметров 70 в высоту), самовары (последнее - весьма дорогое удовольствие), магнитики... Уже говорила, что магазин больше похож на музей. Я была единственным покупателем, и беседа с продавщицей вышла весьма интересной. Мы обсудили и историю города, и платные парковки, и экскурсии по городу, и даже храп в гостинице... Из магазина я вышла с несколькими пряниками (надо же и друзьям привезти) и с охапкой магнитиков.

Вновь головокружительная поездка на маршрутке - и вот он, Тульский Кремль. Вход сквозь арку в кремлевской стене. Помню, как меня поразило то, насколько все вокруг резко изменилось. Вот я подхожу к арке, позади шумит проспект, все современно, если можно так сказать... И вот я прохожу сквозь арку на территорию и словно оказываюсь в другом веке. Старинная архитектура (Успенский собор построен в восемнадцатом веке, а Богоявленский - в девятнадцатом), тишина (туристы тихо переговариваются между собой, никаких криков или громкой музыки), спокойствие... По Кремлю я гуляла часа два. Одно только четырехметровое пасхальное яйцо многого стоит! А соборы, а девять башен... Загляденье!

Организм резко потребовал кофе, и пришлось отправиться на поиски. Заодно и нашелся музей гармони. Совершенно случайно нашёлся, если б не вывеска, я б и не подумала, что это непримечательное двухэтажное здание - музей. К сожалению, одиночное посещение не предусмотрено, только в группе, ближайшая через пару часов. А у меня автобус в Москву скоро. Так что посещение этого музея оставила на следующий раз и отправилась на Казанскую набережную.

Тульский Кремль имеет четыре арки, если не ошибаюсь, расположены они четко по сторонам света. Попивая кофе, я пошла не к той, через которую заходила до этого. На узкой улочке вдоль кремлёвской стены расположились сувенирные палатки. Конечно, я не смогла пройти мимо. В какой-то момент ветер подул мне в лицо, и... Поневоле я мысленно перенеслась в деревню, в которую ездила отдыхать больше десяти лет. Помню, приеду зимой, растоплю печь, и через некоторое время выхожу за чем-нибудь на улицу. Открываю дверь и чую тот же запах, что и сейчас - запах горящих берёзовых дров. Источник потрясающего запаха нашелся почти тут же - в последней в ряду палатке стояла настоящая печь, похожая на русскую, только намного меньше. Из трубы на крыше павильончика шел тот самый дым, что привлек моё внимание. Вдохнешь - и как будто слышишь скрип белоснежного снега из той деревни, как будто чувствуешь запах свежести чистейшего воздуха, перемешавшийся с запахом печного дыма из трубы, словно жива ещё моя собака и крутится рядом, не оставляя хозяйку без присмотра... Эх, ностальгия... Простой запах мигом вернул меня в прошлое, такое далёкое и такое беззаботное...


Так вот, магазин. Продавали здесь, согласно вывеске, пирожки из печи. Был тут и мёд, и чай (воду грели тоже на печи), и много ещё чего. Продавец - широкий мужчина с бородой, как у священнослужителей, очень органично смотрелся на фоне печи. Посмотришь - и как будто приехал в настоящую русскую деревню, и вот радушный хозяин наливает тебе чай с дороги, уютно трещат берёзовые дрова в печи...

Какое-то время я ещё наслаждалась ароматом горящей березы, затем отправилась на набережную - попасть на нее здесь можно только с территории Кремля. Набережная... О, это просто мечта фотографа! Тихо плещется вода (старое русло реки Упа), плавают утки (плевать они хотели на табличку "купаться запрещено"), людей почти нет, тишина, спокойствие... Впечатлила лошадь в натуральную величину, сделанная из металлических букв. Лишь сильно позже я узнала, что этот арт-обьект называется "Тульский буквоконь". Я пыталась "прочитать" эту скульптуру, но бесполезно - буквы идут в случайном порядке.

Набережная имеет два уровня - первый прям возле реки, а второй - мосты и широкие смотровые площадки над водой. Я обошла всё и сделала больше сотни фотографий - потрясающей красоты пейзажи вокруг, как пройти мимо и не увековечить?

Помню, как неспеша иду по нижнему уровню, под мостами, и вижу, как женщина кормит уток, отламывая кусочки от батона и кидая их в воду. Вспоминаю про остатки пирожка в рюкзаке, встаю чуть поодаль и так же начинаю кидать кусочки в воду. Всё моё угощение съедала одна утка, нагло отталкивая и обгоняя остальных. Тут сзади подходят два голубя. Я и им кидаю по кусочку, однако те расклевали их буквально до крошек, раскидали вокруг и пришли за добавкой.

Но время идет, автобус до Москвы ждать не будет, и неспешной успокаивающей прогулке на смену пришел путь до автовокзала. Холод пробирался под теплую одежду, сковывал руки. Без карты или навигатора я вышла на проспект Ленина, решив, что до вокзала можно и пешком дойти, заодно и согреюсь.

И вот вокзал, приятное тепло автобуса. Вновь подождали опаздывающих и тронулись в путь. Водитель выключил свет в салоне, и мигом настало настоящее сонное царство. Делать что-либо не хотелось, и я, откинувшись на спинку сидения, в полудреме обдумывала поездку. В целом Тула мне понравилась. Я бы назвала её приземистой, если так можно выразиться - я не видела ни одного здания выше девяти этажей (последние и то были редкостью), никаких "человейников" в 30 с лишним этажей... И это действует успокаивающе. Никакой суеты в городе, люди в большинстве своём приветливы, общительны, всегда ответят на вопрос или подскажут что-нибудь. Больше того, в речи окружающих практически отсутствовал мат.

Приеду ли я ещё раз в Тулу, если будет такая возможность? Скорее всего да. Но только летом. Говорят, что площадь Победы окружает сирень, и это наверняка потрясающе выглядит. А как красиво должно быть на Казанской набережной! А музей оружия? Конечно же я посещу его ещё раз! Да и сколько осталось мест, которые не удалось посетить за эти два дня?.. Если всё сложится, я постараюсь приехать сюда на машине.

Автобус, не настолько проворный, как маршрутка, но всё же быстрый, выехал за пределы города. Вокруг тишина, даже звука мотора почти не слышно. Редко когда кто из пассажиров пошевелится, зашелестит одежда... Качки или тряски нет, если закрыть глаза, то движение автобуса не ощущается, словно стоим на месте. Глаза поневоле закрывались, думать ни о чем уже не хотелось. До встречи, Тула, до встречи...

05.12.2024 г.


Рецензии