Несостоявшийся портрет

    Я вновь, после длительной паузы приехал в Петербург. И, миновав пешеходный переход от Московского вокзала к Невскому проспекту, завернул за угол – с тем, чтобы, пройдя довольно приличное расстояние, попасть на автобусную остановку. Вскоре я обернулся и увидел, как нужный мне маршрутный номер довольно уверенно приближается ко мне. А до места посадки, чтобы успеть - разве что бегом.
    Припустил. А за плечами нагруженный рюкзак, в руках - дорожная сумка. Словом, не успел.  Запыхался, отдышался и долго ждал следующего носителя желанного номера.
    Наконец, дождавшись другого автобуса того же маршрута, я  удовлетворённо вошёл в салон и, чтобы без помех расплатиться за проезд, положил вещи на сидение - из тех мест, что предназначены для пожилых людей, инвалидов, беременных женщин, о чём предупреждает социальная символика на стенке салона - рядом с четырьмя «особыми» креслами.
    Но современная молодёжь обычно не замечает - ни этих бессловесных предупреждений в наземном транспорте и вагонах метро, ни соответствующих обращений к пассажирам, периодически доносящихся из громкоговорителей: «уступайте места...».
    Всеобщий пофигизм, знаете ли. Таковы плоды воспитания современного молодого поколения. Ворваться в салон или в вагон, поскорее занять любое место и уткнуться в свой гаджет – типичная «транспортная» манера поведения молодых людей в нынешней реальности.
    Я сел на своё выбранное место, сложив поклажу себе на колени. Две девицы, сидящие напротив меня, на «особых» местах, как раз и были яркими представителями поколения «по' фигу». А ещё его существование в современном мире можно было бы обозначить как «по приколу».
    В свой спальный район подружки возвращались, очевидно, после прогулки по центру Петербурга. Каждая из них одной рукой держала свой смартфон, не отрывая взгляда от экрана, остальные две руки находились в неразрывном рукопожатии – очевидно, «друзья навеки».
    Та, что справа, в очках и с короткой стрижкой, - явно с претензией на раннюю сексапильность: нога на ногу, из-под короткой юбки, куда-то в желанную бесконечность протянулось верхнее бедро, обе ноги, обтянутые в светлые колготки, переходят в сапоги-ботфоты.
    Слева, у окна, голова её подруги, с рыжими короткими волосами, укутана в объёмистый цветастый шарф с большими клетками. Рука, поддерживающая мобильник, обезображена чёрной татуировкой неразборчивого содержания. Одутловатое лицо девушки  «украшает» пирсинг.
    Вот и эта юная особа не избежала влияния сомнительной моды а ля «дикое африканское племя», стала частью субкультуры на основе массового помешательства.
    ...И вдруг девице в ярком шарфе, видимо, наскучило содержимое своего гаджета, она оторвала взгляд от экрана и вскинула его на меня – глубокий, проникновенный и очень взрослый взгляд выразительных круглых глаз на рыхлом лице.
    Какие-то короткие мгновения мы неотрывно смотрели друг на друга. Он и сейчас как бы передо мной – этот  изучающий меня взгляд.
    Затем моя юная, рыжеволосая соседка склонила голову к оконному стеклу и стала отстранённо смотреть куда-то в темноту наступающей ночи. Её взгляд и выражение лица в целом отражали бесконечную тоску и безнадёжность. А как раз перед отражением в стекле девушки, укутанной в объёмный клетчатый шарф, заканчивалась трафаретная надпись «Запасной выход».
    Сюжет показался мне весьма символичным: заплутавшая в своей судьбе, в этом мире, полным подвохов и напастей, неопределённости в настоящем и не сулящим ничего положительного в будущем, девушка словно бы искала «запасной выход».
    Вот и прогулка по центру Петербурга, очевидно, принесла этой юной паре очередное разочарование...
    Девчата были явно не из богатых – из очень простых семей с невысоким достатком. Не получили они, видимо, и достойного, «стержневого» воспитания, которое помогло бы противостоять, не поддаваться влиянию наносных поветрий в молодёжной среде, а напротив – сквозь тернии найти свой светлый путь, взять на вооружение те ориентиры, которые помогут обрести истинный смысл жизни.
    Впрочем, эти мысли мне пришли уже позже. А тогда, в салоне автобуса я скованно, неловко – надо было одновременно придерживать вещи! - стал доставать из нагрудного кармана свой смартфон, с желанием сделать портрет моей попутчицы, прильнувшей  к запасному выходу.
    Но - увы!.. Именно в этот момент подружки встрепенулись и по-прежнему держась за руки, направились к дверям. Автобус уже бороздил просторы Весёлого посёлка, и приближалась их остановка.
    Сожаление о несостоявшемся портрете с философским смыслом ещё долго не покидало меня. Остаток пути я размышлял о том, сколько их, таких, потерянных во времени и пространстве девчат и парней, плутающих в реалиях современного капитализма и не находящих из них, этих реалий, запасного выхода... И кто им поможет?..

    * Из сборника "Роскошь общения" (дорожные истории).


Рецензии
ПРОСТО ПРЕКРАСНЫЙ ПАССКАЗ! ЕСТЬ НАД ЧЕМ ПОРАЗМЫСЛИТЬ!
УДАЧИ!!!

Карине Роландовна Дер-Карапетян   13.01.2025 22:20     Заявить о нарушении