Дневник нигилиста. Август 2016

02.08.2016
Картины Генриха Фюссли: ужасное, ирреальное, фантастически-демоническое.
Картины Сайма Сидни. Современный иллюстратор фантастики, фэнтези, ужасов.
Картины Кларка Эштона Смита. Без комментариев.

06.08.2016
Прочитал сегодня рассказы Элжернона Блэквуда «Ивы» и «Вендиго». Написаны прекрасным классическим слогом. Блэквуд как никак британец. Думаю, что Лавкрафт был достойным учеником Блэквуда, хотя последний не любил произведения Лавкрафта. В письме к Августу Дерлету от 10.06.1946 г. Блэквуд писал: «Меня обычно совершенно не задевает «чистый ужас», то есть лишённый удивления перед Вселенной… Я задался как-то вопросом: отчего Лавкрафт по большей части оставляет меня равнодушным, ведь он так мастерски владеет словом и арсеналом кошмаров? Не оттого ли, что он громоздит одни материальные ужасы на другие, не соотнося их с более всеобъемлющими вопросами – космическими, духовными, буквально «неземными»? Нечто во мне инстинктивно отторгает разложение, могилу, переизбыток вещественных деталей». Но «Ивы», как по мне (так и согласно мнению Лавкрафта, признавшего это произведение лучшим из всего написанного в жанре хоррор) – это пример чистого ужаса. Кстати, я тоже не сторонник «чистого хоррора». Я предпочитаю сюр и прежде всего сюр. И вообще, как экстремальный ультрасюрреалист, отрицаю жанры в литературе, да и саму литературу тоже. Сюрреалист -  это не художник, это сюрреалист. Для него существуют только сюрреальности. Совокупности сюр-слов и сюр-видений вот собственно и всё моё творчество.

07.08.2016
Всё можно  написать. Не всё можно опубликовать. Мир сновидений – самый прекрасный из всех миров. В нём возможно невозможное, в нём реально ирреальное и логично нелогичное. Связуется то, что связать нельзя, и говорится то, что сказать нельзя. Там нет направлений, там нет энтропии, там развития нет, там нет упадка, роста и увядания, разрушения, тления. Но там может разрушиться незыблемое, а зыбкое может стать нерушимым. Там всё возможно. Абсолютно всё. Поэтому так не хочется просыпаться. Хочется быть вечно в сновидении……………………………………

09.08.2016
«… Моя ненависть к человеческой скотине растёт тем стремительнее, чем больше я наблюдаю за этим проклятым сбродом» Г.Ф. Лавкрафт
Иллюстрации: Брюса Пеннингтона, Federico Bebber, Бориса Вальехо.

11.08.2016
[Лавкрафт]: “«Думаю, по характеру я ленив, ибо механическая деятельность надоедает и утомляет меня неимоверно». На протяжении всей своей жизни он всё больше обнаруживал (цитируя современного учёного) «необычайную общую ненависть к машинам, проявляющуюся у некоторых современных интеллектуалов, которые тоскуют по суровости, рутине и убогости мира без машин»” (Письмо Г.Ф. Лавкрафта Ф.Б. Лонгу 19.11.1920 [учёный – Уильям М.С. Рассел – английский биолог, социолог и психоаналитик] // Спрэг де Камп. Лавкрафт: Биография. М., 2008.
“«Когда его[Лавкрафта] друзья по переписке жаловались, он оправдывал свой неразборчивый почерк как случай «того высокомерного презрения к ясному, которое во веки веков было признаком высших»” // Там же.

«Я презираю торговлю, торгашество и конкуренцию» (Лавкрафт) // Там же.
« … Мой идеал – быть абсолютно пассивным и безучастным наблюдателем» (Лавкрафт)
«Наиболее действенный уход от жизни может быть достигнут путём отрицания несущегося сломя голову идеала современности и возвратом к здравым классическим принципам старины, которые утверждают превосходство быть над делать и придают особое значение необходимости изысканного досуга и праздного процесса размышлений и наслаждений, если кому-то необходимо извлекать чистое и продолжительное удовольствие из событий действительности. У восемнадцатого века была правильная идея…» (Лавкрафт)

«Мне нужны были волшебство, тайна и выразительность наук без их тяжкого труда» (Лавкрафт)
«Моя слабость заключается в том, что я не могу полностью подчиняться правилам и ограничениям. Мне приходится учиться и делать что-либо своим собственным способом – согласно моим особым интересам и склонностям, - либо не заниматься этим вообще» (Лавкрафт)
«Возможно, Лавкрафт разделял иллюзию романтиков вроде По, что подлинный талант слишком чист душой и чувствителен, чтобы нуждаться в дисциплине обучения хотя бы простой технике – или даже допускать её» (Спрэг де Камп. Лавкрафт:Биография)
Это не иллюзия романтиков – это иллюзия Спрэга де Кампа.

«Будь у меня небесные покровы,
Расшитые  и золотом и серебром,
И синие, и бледные, и тёмные покровы,
Сияющие утром, полночным серебром,
Я их устлал к твоим ногам.
Но я  - бедняк и у меня лишь грёзы,
Я простираю грёзы под ноги тебе.
Ступай легко, мои ты топчешь грёзы»
                Уильям Батлер Йейтс


12.08.2016
Скажу откровенно: я симпатизирую Лавкрафту. Если бы я был американцем, я бы написал гораздо более эксцентричную биографию Лавкрафта, чем Спрэг де Камп, который – чувствуется – недолюбливал Лавкрафта.
«То веселье, что у меня есть, всегда исходит из сатирического принципа, а грусть, что есть у меня, не столько личная, сколько безбрежная и ужасная меланхолия от боли и тщетности всей жизни…» (Лавкрафт)
«Взрослость – это ад» (Лавкрафт)
« <…> сочинения мистера Лавкрафта отдают библиотекой. Они книжные. Они из воображаемого мира». (Оценка Лавкрафта его антиподом неким Исааксоном). [Это в высшей степени позитивная оценка! Но с т.з. социума, конечно, является негативной]


15.08.2016
Настоящей альтернативной истории быть не может не только потому, что история не терпит сослагательного наклонения, но и потому, что происходящие события так или иначе приводят к одному результату и не могут привести к другому в силу своей внутренней сущности. Германия не могла оказаться победителем ни в 1-ой, ни во 2-ой мировых войнах потому, что противники были сильнее во всех отношениях. Гитлер был обречён с самого начала благодаря своей психопатической направленности и своей недалёкости. Правильно подметил Сальвадор Дали, сказав, что Гитлер, будучи мазохистом, специально начал 2-ю мировую войну, чтобы проиграть её.
Ни у Гитлера, ни у Японии не было шансов разгромить СССР, поддерживаемый Британией и Америкой. Даже если бы Гитлер взял Москву, он увяз бы по уши в печорской и архангельской тайге, не говоря уже о колоссальных пространтсвах Сибири. Япония максимум могла бы захватить Приморский край и Приамурье. На захват даже Хабаровского края у неё не хватило бы ни сил, ни ресурсов. И духу не хватило бы. Да и весь Китай она бы не смогла покорить – кишка тонка. Амбиции Германии были непомерны в обеих мировых войнах и проигрыш её был предрешён так или иначе. Если бы Гитлер был поумнее, он не пошёл бы войной на СССР, а завоевал бы Англию и остановился бы на этом, создав Соединённые Штаты Европы со столицей в Берлине. Через сорок лет это привело бы к тому, что мы имеем сейчас – ЕС. А на другом полюсе всё та же Россия. Не мытьём, так катанием приходим к одному и тому же результату.
Я не отрицаю альтернативную историю – это интересная и занимательная игра, но не более.

16.08.2016
«Человеческая мысль со всеми её бесконечными разновидностями, глубинами, выражениями и противоречиями, является, возможно, самым забавным, но в то же время и обескураживающим спектаклем на нашем шаре из земли и воды…» (Лавкрафт)

17.08.2016
«Появление мастерства как такового, само по себе, означает смерть для художника» (П. Горелов)
Мандельштам противопоставлял истинную поэзию «мастерству» как ремесленничеству
«Для твёрдых ориентаций нам необходимо постоянное честное различение творчества и ремесла. Художественность и мастерство, по заповеди Пушкина, - Моцарт и Сальери. Мастерство предполагает повторимость, творчество – уникально. Художник создаёт, а не мастерит. Он – творец, мастер – делатель. Для художника его творчество – это жизненная задача, жизнь во всей её полноте; для мастера – это работа над произведением, а жизнь – лишь «подножие» искусству […] Для мастера вопрос «как?» обособляется в самостоятельную задачу. Для художника он не существует вообще» (Б. Сарнов)

19.08.2016
Ужасы Лавкрафта порождены его тонкой чувствительностью. Очень тонкой организацией его души. Лавкрафт описывает своё мировоззрение как «… цинизм, смешанный с безмерной жалостью к вечной человеческой трагедии людских устремлений, превосходящих возможности их осуществления».
«Как и Лавкрафт, Смит иногда писал о воздействии наркотиков, но решительно отрицал, что пробовал какие-либо из них. Оба говорили, что у них и без наркотиков есть все необходимые кошмары» (Спрэг де Камп. Лавкрафт: Биография).

20.08.2016
Сегодня 126 лет со дня рождения Лавкрафта. Дата, конечно, не круглая. А что обязательно круглые даты отмечать? Когда вспоминается, тогда и отмечается. Лавкрафт – интереснейшая и оригинальнейшая личность. Противоречивость его натуры уступит разве только противоречивости Льва Толстого. Лавкрафт был больше склонен к философии, чем к беллетристике. Проживи он 80 лет, он стал бы одним из выдающихся философов-пессимистов ХХ века. Ему бы и во сне не приснилось, что он станет «королём» ужасов. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…» Он им не стал – ему это было дано.

22.08.2016
Вдохновителями Великой Биомеханиады Гигера были Сальвадор Дали и Говард Филиппс Лавкрафт. Поистине грандиозная одиссея в мир Некрономикона, Монстролагнии, Демономании, Горголабиринтума. Диноэротический экстремизм и макабрическая тератоизвращённость прокладывают ещё один лабиринт стиксосюрреалистического инферналума. Потрясающая срмнамбулически-кинедическая мрачность и запредельность. Мир без красок, мир, который освещает невидимое серо-металлическое солнце, являет синтез бафометической паталогической меланопорномистерии с ирреальными инфрасубпространствами архифантомных вселенных. Мир узких лестниц без перил, ведущих в непредсказуемые сфинктры и гиатусы под сенью умбра-пирофиллитовых галлюцинаций.
« <…> я не уделяю внимания требованиям коммерческого сочинительства. Моя цель – то удовольствие, которое я могу получить от создания определённых причудливых картин, ситуаций или атмосферных эффектов, и единственный читатель, которого я подразумеваю, - это я сам» (Лавкрафт)

24.08.2016
«Мейчен писал, что «эта мука заработка остаётся крайне неестественной для человека…» Уроженец приграничных земель Уэльса, Мейчен был мечтательным и непрактичным человеком, писал он медленно и мучительно. <…> произведения Мейчена обязательны для любого ценителя фантастики» (Спрэг де Камп. Лавкрафт: Биография).
«Моя повседневная жизнь являет собой нечто вроде высокомерной летаргии, лишённой как добродетелей, так и пороков. Я не от мира сего и лишь наблюдаю за ним с иронией, а порой и с отвращением. Я ненавижу человеческое племя с его притворством и грубостью… Я уверен, что охотнее был бы полководцем, нежели поэтом… Безопасное предпочтение, поскольку никогда не буду ни тем, ни другим. Тщетность и бесплодность – вот мой основной принцип. Я никогда ничего не добьюсь, потому что особо не забочусь о жизни и мире <…>» (Лавкрафт)

29.08.2016
28 августа (по юлианскому календарю) 1828 года родился Лев Толстой – один из удивительнейших людей, рождённых когда-либо на планете Земля. Если бы инопланетяне спросили меня, прочитав какую книгу, можно достаточно полно получить представление о землянах, я бы порекомендовал им «Войну и мир».

«Лавкрафт всегда был самим собой. В самом угнетённом состоянии он прибегал к своей объективной материалистической философии, согласно которой в космических масштабах ничто в действительности не имеет значения» (Спрэг де Камп. Лавкрафт: Биография).

«Моё единственное желание – оставаться незаметным, не привлекать внимания. Если бы я мог стать невидимым, я бы с радостью сделал это. Я избегаю банального большинства людей и впитал многое из философии старого доброго епископа Беркли, отрицавшего существование материи и даже действительность самой жизни. Для меня в действительности ничего не существует. Сны представляют мне разрешение той фантастической неопределённости, которую мы предпочитаем называть жизнью…» (Лавкрафт)

30.08.2016
«В космосе бесцельного хаоса и на планете тщеты и упадка лишь воображение имеет хоть какое-то значение. <…> По времени я возвращаюсь к георгианской эпохе <…> если только не странствую по просторам вселенной в поисках исключительных ужасов» (Лавкрафт)

«Когда мой хлам готов, он всегда разочаровывает меня: он никогда не выражает всю полноту картины, что у меня в голове, - но поскольку топорная фиксация образа всё же лучше, чем ничего, я надрываюсь и делаю эту ничтожность как только можно лучше» (Лавкрафт)

«Я всегда – изгой» (Лавкрафт)

«Идеалом Лавкрафта представляется мир, аккуратно и навечно разделённый на водонепроницаемые отсеки по расам, культурам и народам» (Спрэг де Камп. Лавкрафт: Биография).

«По существу я отшельник, которому придётся очень мало иметь дело с людьми, где бы он не оказался. Я думаю, что большинство людей лишь нервируют меня, - я, возможно, могу только по случайности и исключительно редко повстречаться с людьми, которые не действовали бы мне на нервы…» (Лавкрафт)
«Правда состоит в том, что я действительно самый что ни на есть не-интеллектуал, если не почти безусловный антиинтеллектуал. Я не переношу математику, не испытываю интереса к подвигам интеллектуальной живости…» (Лавкрафт)
«Рассказы, которыми Лавкрафт восторгался более всего, были из тех, что вызывали у него frisson[фр. – дрожь (особенно в предвкушении удовольствия)] своим эффектом потусторонности. Этот эффект, утверждал он, лучше всего достигается «мощным воздействием временного прекращения действия законов природы и близкого присутствия невидимых миров и сил» (Спрэг де Камп. Лавкрафт: Биография).
«Для Лавкрафта же произведения с действиями относились к литературному “дну”» (Там же)

31.08.2016
Прочитал биографию Эдгара По, написанную Герви Алленом. Несколько разочарован. Много недосказанного, непрояснённого и непроанализированного. Недосказанность хороша в художественных произведениях, но не в биографиях. Книга написана уж слишком рационально, написана с точки зрения обыкновенного здравомыслящего писателя. Точно также пишет Спрэг де Камп и биографию Лавкрафта, которую я прочитал лишь наполовину. Думаю, что биографии таких личностей, как Эдгар По, Лавкрафт, Бодлер и т.д. должны писать писатели конгениальные им и очень близкие по духу.





Рецензии