Постижение русской истории Часть шестая
Студентам, изучающим русскую историю, для семинарских занятий предназначены мои шесть работ, опубликованных на сайте Проза. ру Целью автора являлось формирование самостоятельной оценки проблемных вопросов тысячелетней Российской истории. Я достиг этого. В целях распространения знаний автор предоставляет право читателем по своему усмотрению распоряжаться предложенным материалом. Чем больше будет участников дискуссии, тем лучше.
«История имеет глубокий смысл, – писал Карл Ясперс, – но он недоступен человеческому пониманию». И все же попробуем понять историю России, разобравшись в тысячелетних отношениях русской самодержавной власти с русским народом.
Русь и русская власть.
Вопросы. Почему при всей жестокости правящих режимов в России не было порядка и устойчивого поступательного развития? Почему Русь была завоевала монголо-татарской Ордой Батыя? Почему Русская власть, начиная от Киевских князей вплоть до большевиков-ленинцев была цинична и жестока с народом, который её кормил,поддерживал и защищал от врагов? Добывал ей Славу и мировое признание. Правильно ли считать, что власть обязана заботиться о благе народа? А чем народ обязан власти? В чем причина отставания России от развитых стран в науке, технике и технологиях, уровня жизни людей в ХХI веке? Каким может быть политическое будущее России?
Отвечать на вопросы начну с того, что проживающие на территории России разные народы и национальности иностранные купцы в древности называли «русскими", но на деле это понятие неоднозначное. Словом "русские" обозначались Викинги и Славянские племена,проживающе на землях Киевской Руси.
Сегодня «русские» для всего мира - это общее название народов и народностей, родившихся и давно проживающих на территории России. Для европейцев, американцев, азиатов, а теперь и для жителей Украины, словом, для всех иностранцев все мы по эту сторону границы являемся «русскими». Ибо, несмотря на разные национальные корни, нашим общим государством является Россия, нами сегодня управляет одно правительство и один президент. Но между собой мы разные и отличаемся характерами, воспитанием и взглядами на жизнь. И ещё по языку, истории, традициям, вере, обычаям и бытовой культуре, однако оазличия никогда не мешали нам жить мирно.
Племена древних Славян жили от Одера и Вислы на Западе до Оки и верховьев Волги на Востоке, а финнов от Ладожского озера на Севере до Дунайской равнины на Юге. Культурные народы Римской империи и Переднего востока считали славян и финнов дикими племенами – дикарями и разбойниками, каковыми он и были на самом деле. Жили они между собой недружно, занимаясь грабежами соседей, торговлей и земледелием. Главной их добычей считались пленники, хазарские и арабские купцы скупали их на невольничьих рынках. От древних славян в русскую историю вошло понятие междоусобной смуты. Междоусобные войны были частыми и жестокими, разоряли их и тогда славяне решили поискать себе князей со стороны, которые бы положили конец войнам, установили порядок между племенами, правили по Законы и справедливости и защищали от кочевников.. Так они пришли к варягам.
На призыв славянских и финских вождей откликнулся известный всей Европе пират и авантюрист князь Рюрик, правитель Южной части Ютландского полуострова, который собрал немалую дружину и пришел на славянские земли. Дружина, которую Рюрик привел, во всех летописях именуется «Русью». Автор «Повести временных лет» подчеркивает, что именно от тех варягов возникло название « Русская земля», которая прежде называлась всеми Славянской. Византийские греки и арабы «русью» называли дружины норманнов, а иногда и самих норманнов как особый народ. С тех пор в сочинениях тех времен одинаково встречаются русские и славянские названия днепровских порогов.
Раньше считали, что "русские" это особый генотип, но ДНК-генеология в поисках чисто "русского" гена выявила,что его как такового не существует, а в ДНК "русского" входят ДНК разных национальностей. Так что русские - это большая семья, с общей историей, но разными корнями. Но вот вопрос об общем славянском происхождении русских, украинцев и белорусов ДНК-генеалогией закрыт. Ответ получен: ДНК - генеология говорит об общем славянском происхождении нынешних русских, украинцев и белорусов и т.д. Но исторически так сложилось, что северо-восточные славяне издавна считались русскими.
Как свидетельствуют древние летописцы с «мигранта» Рюрика и началась история русской государственности. «И от тех варягов прозвалась Русская земля», — говорится в «Повести временных лет». Постепенно Рюрик стал единоличным правителем на обширной территории Новгорода, Полоцка, Мурома и Ростова Великого. С него и началась первая династия Русский князей, а затем и Царей, которая правила на Руси и в Московском (Русском) государстве почти семь с половиной веков. Порода была жадная, жестокая, выносливая, изобретательная и отважная. Достаточно вспомнить месть Древлянам княгиней Ольгой за страшную смерть мужа Игоря. Если женщины были такими, что тогда говорить о мужах. Об их частых походах и сражениях хорошо известно. Ярким примером служит судьба сына Ольги Святослава, отца Великого князя Владимира Крестителя, погибшего от половецкого меча в 30 лет. Так что правили они жестоко и смердов (так тогда называли крестьян) не баловали. Очеловечиванием Рюриковичей как могли занимались образованные женщины Запада и Востока: Анна Византийская, Софья Палеолог, Наталья Нарышкина и др. матери русских князей и царей, но и у них это не очень удачно получалось.
Для купцов Запада и Европы скандинавский конунг Рюрик был «русским князем», а его дружина и племена, проживавшие на славянских землях стали называться «русскими». Слово «Русь» на древнескандинавском языке означает «гребцы, мореходы», так что наша страна и мы получили свое имя от главного занятия скандинавского народа. Арабы когда- то утверждали, что славяне обладали «звериным нравом». Надо признаться, что и сегодня в нас много агрессивного сохраняется от наших предков.
Постепенно варяжская власть утвердилась во всех восточнославянских и финских землях от Волыни до Оки, от Азовского моря до Белого. Язычники Варяги составили новый правящий слой,ибо они чувствовали себя хозяевами покоренной ими земли. Постепенно сначала Киевская область, в потом и все занятые варягами славянские земли стали именоваться Русью. А все проживающие на этих землях люди получили название «русских». Вся Русь управлялась Конунгом – великим князем Киевским из потомков Рюрика. И чтобы войти в высший слой русского общества, в те времена надо было быть варягом, если не по крови, то по имени и стилю жизни. Но настоящие варяги никогда не забывали, кто был подлинным, а кто был включен в состав элиты из вне. Это разделение соблюдалось обеими сторонами: варягами и славянскими племенами. В течение последующих столетий московские и владимирские Рюриковичи гордились своим родом, ревностно относились к его великости и старались не выпускать власть из своих рук. Поэтому после Великой Смуты (1604-1613) на русский престол был посажен именно потомок князя Рюрика. Хотя Михаил и был «Седьмой водой на киселе».
Так Русь стала классовым обществом. По сути, на восточнославянских землях в IХ-Х вв. лежало варяжское иго, не менее тяжкое, чем позднее иго – татаро-монгольское. Варяги чувствовали себя обособленными и ничего значительного не строили на Руси, ничего не созидали. Славянская земля была всего лишь дойной коровой для алчных пришельцев и прилепившихся к ним людей из местной племенной верхушки. Вот так, не умея управлять собой, славяне и финны добровольно попали в первую историческую ловушку-иго викингов, за которым последовало второе, - татаро-монгольское.
Орда была высокоорганизованным государством, с законами и порядком, щадящим налогообложением и экономическими свободами. По мнению советского и российского историка И. Данилевского, «успешная борьба с монголами все же была возможна», но Александр Невский сознательно пошёл на союз с монголами, чтобы использовать их для укрепления личной власти на обширных новгородских землях. В долгосрочной перспективе его выбор предопределил формирование в России деспотической власти на последующие века. Русский князь Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил монгольскую власть на Новгород, который никогда не был завоёван монголами. Но именно по завещанию Александра возникает Московское княжество, которому было суждено сыграть исключительную роль в последующей русской истории. У Александра родилось четыре сына и дочь, а у младшего сына Данилы, удельного Московского князя, родилось пятеро сыновей, один из них стал Иваном I, прозванным «Калитой»- внук Александра Невского.
Так, начиная с Рюрика, русское общество с самого начала оказалось расколотым на управляющих и управляемую массу, с которой Рюриковичи всегда вели себя как завоеватели. Естественно РАСКОЛ был постоянным состоянием общества, ибо характер эксплуататорских отношений расплодившихся Рюриковских потомков с племенами и землями, ставшими «русскими», столетиями оставался без изменений. Даже в условиях ига, прибегая к помощи татар, князья дрались за великое княжение не на жизнь, а на смерть. К ХII столетию их расплодилось столь много, что и сосчитать было невозможно. РАСКОЛ и соперничество князей облегчили монголам разгром русского войска и стали причиной татаро-монгольского владычества Русью на последующие 200-лет.
Раскол
Мы должны понимать, что существует одна на всех БЕДА в тысячелетней русской истории – это РАСКОЛ общества на управляющих и управляемых, по национальностям и народностям, по географии проживания. Поэтому только сильная власть могла объединить нас для какого-нибудь общего дела. Много ли было общего у славянских племен с нравами князя Рюрика и его дружины? И после приведения к покорности других славянских племен мира и порядка не наступило. В годы татаро-монгольских завоеваний новгородские и владимирские Рюриковичи вели себя с крестьянами (смердами) не лучше татарских ханов и мурз; ни о какой солидарности с низшими слоями народов не могло быть и речи. По мере создания и укрепления Московского государства дистанция между властью и народом только увеличивалась. В интересах государства цари выжимали все из подданого населения, что требовали армии и войны. ВСЕ! что могли, и не только из крестьян, но и из дворянского сословия. Например, ни голод, ни неурожаи, ни мор – ничто не останавливало Ивана Грозного, да и другие царей, о которых хлебопашец всегда знал: «хрен редьки не слаще», хотя надежды на мудрого и справедливого царя его долго не покидали.
Именно борьба за власть между потомками Рюрика - родовым боярством и дворянством создала великую Смуту (1600-1613гг.). Народ оказался жертвой разборок между боярами. И только когда он реально ощутил угрозу Православной вере и реальность порабощения Руси поляками-католиками, тогда только в его недрах пробудилась титаническая энергия. Нижегородскому старосте Кузьме Минину во сне явился преподобный Сергий Радонежский и произнес: «Вставай! Хватит спать»! Так началось освобождения Русского государства от иноземных захватчиков. Народное ополчение спасло страну от завоеваний Польши или Шведов, но жизнь народа не стала лучше - после Смуты окончательно закрепилось Крепостное право. В разоренной за годы Смуты стране оказалось много брошенной и запущенной свободной земли под пашни, а количество крестьян существенно поубавилось, поэтому для налаживания хозяйства власти необходимо было запретить миграцию трудового населения. Таким образом "Юрьев день" был отменен. О какой любви крестьян к Царю-батюшке в данном случае можно говорить?
Дальше. Какая любовь могла быть к императору Петру, который "кнутом" проводил "немецкие" реформы? стриг бороды и переодевал общество в немецкие одежды. При этом пьянствовал, развлекался как варвар и развратничал, упивался жестокостью и истребил огромное количество русского народа в войнах и на строительстве города на болотах. К тому же ликвидировал Патриаршество. Все православные называли его антихристом. Разве можно представить Петра, озабоченного о благе простого народа? Невозможно. О величие России - да!
Крестьяне веками надеялись найти защиту от помещичьего произвола у Царя и Церкви, но их надежды были напрасны. Они обращались за помощью к тем, кто и творил этот произвол. Даже просвещенная(!) императрица Екатерина II легко отдала крестьян в рабство помещикам, запретив народу жаловаться на обиды и жестокость развращенных угнетателей. Крестьянство было лишено всяких прав, кроме работы на помещика. По все стране творился беспредел: крестьян продавали, дарили, как животных. Ни в одной европейской стране не было такого рабства.В конечном счете это и аукнулось правящим классам в годы революции и Гражданской войны(1917-1921гг.)
После Гражданской войны вместо единства нации снова РАСКОЛ общества на власть и народ, спровоцированный большевистскими реформами. Раскол между властью и крестьянами, властью и рабочими, властью и интеллигенцией, в результате чего Ленин вынужден был отказаться от "хлебной монополии" и остановиться в проведении в жизнь бесчеловечных "принципов социализма". Моральный и духовный Раскол между обществом и властью подспудно сохранялся и в последующие десятилетия, которые были насыщены сталинскими репрессиями, коллективизацией, паспортизацией, усилением роли карательных органов в обеспечении порядка и дисциплины в обществе. В сельском хозяйстве Сталиным было установлено новое Крепостное Право, при котором советские колхозники не имели прав на пенсию и социальное обеспечение, свободу перемещений и пр. После смерти Сталина Раскол сохранялся между московской властью и народами СССР и РСФСР, казалось,он вот-вот будет преодолен, но он перешел в вялотекущую фазу, глубина и мощь которой ярко проявилась в годы горбачевских реформ.
Сталинский режим
Пора признать, что Сталин жестокостью и страхом к режиму спасал ИМЕННО свой режим, а не Советскую власть, как власть народа, и завоевания Октябрьской революции. Пора бы всем понять, что ни советской власти, ни завоеваний революции, ради которых стоило закрывать грудью пулеметные амбразуры, к 1941 году РЕАЛЬНО уже не существовало. Все это было расстреляно или гнило в лагерях, отстальное население существовало под страхом репрессий. И до сих пор на генном уровне этот страх жив у большинства населения, который впитался с "молоком матери".Все надежды и вера российского народа в светлое будущее были уничтожены Сталиным в 30-е годы, но, благодаря гениально организованной партийной пропаганде, ФАНТОМЫ революции долгие годы воодушевляли молодые поколения на подвиги и великие свершения. Я тоже был среди них.
Раскол всегда оставался, хотя в массе он не был антагонистическим, ассимиляция народов шла параллельно с экономическим развитием регионов и была добровольной, межнациональные браки не запрещались. Народы смешивались по мере вовлечения в экономическое и культурное развитие страны. Тысячу лет Москва была Столицей нашей общей Родины, а память о сталинском режиме сохранилась в сознании миллионов до сих пор, хотя Советы до 1990 года не обладали никакой политической властью.
Русские татары, немцы, поляки и прочие.
Русский востоковед-татарофил Сергей Сергеевич Аверкиев в книге «Влияние татар на жизнь русского народа» (Казань 2015) написал: Как бы не замалчивался вопрос о татарских влияниях на древнюю Русь, нельзя отрицать, что влияние это было, и что оно должно было быть велико, так как оно продолжалось не только в период так называемого татарского ига в течении 250 лет его существования, но и более столетия после него, пока Россия не повернула окончательно и бесповоротно лицом к Западу и Европе». Он понимал влияние татар на Русь не только, как влияние Золотой Орды или влияние поволжских татар, а как всеобщее влияние тюрко-язычных народов на язык, быт и нравы русского народа.
Так вышло исторически, что и средневековая татарская культура прочно «въелась» в русскую жизнь и быт, и с годами стала органической частью общерусской. Даже одежда русских бояр очень напоминала облачение татарской знати, да и в целом русские часто носили одежду, похожую на татарскую. В связи с этим, например, по указанию созванного в 1551 году Стоглавого собора, русским запретили входить в храмы в головных уборах, позаимствованных у мусульман.
В русский язык вошли слова башмак (обувь), зипун, кафтан, колпак, сафьян, кумач, клобук (монашеский). Не обошлось без заимствований и в области кулинарии, благодаря татарам возникла традиция пить чай. Они же научили русских печь калачи. Филологи подсчитали, что в русском языке примерно 2000 слов тюркского происхождения. Из них около 300 обозначают предметы одежды и около 280 – еду и напитки. Во всех войнах русские и татары вместе дрались с общими врагами. Известно, что в войске Ивана IV, взявшего Казань штурмом, было только 1/3 русских, а остальные татары и башкиры. И война-то велась за смещение выбранного хана Казани, который чем - то не понравился не только Москве, но и окрестным Казани народам.
С русской ратью Дмитрия Донского с Мамаем дралась на Куликовом поле конница Тахтомыша. А через 350 лет татарская конница первой атаковала врага в Шведской и Ливонской войнах. В 1410 году под Грюнвальдом объединенное польско-русско-татарское войско наголову разгромило крестоносцев, сломав хребет Тевтонскому ордену - причем именно татары приняли первый удар. С тех пор для Европы все, кто на стороне Москвы автоматически становятся "русскими".
У современного татарского народа тоже нет единого этнического корня. Среди его предков были гунны, волжские булгары, кипчаки, ногайцы, монголы, кимаки и другие тюркско-монгольские народы. Но еще больше на формирование современных татар оказали влияние финно-угры и русские. Согласно антропологическим данным, больше чем у 60% татар преобладают европеоидные черты и лишь у 30% – тюрко-монгольские.
Русские князья попали в вассальную зависимость от татарских ханов. Орда решала, кто будет князем на Руси. Для этого претендент приезжал в Сарай-Бату, а позже в Сарай-Берке, чтобы получить ярлык на княжение. Малолетние княжичи оставались в Орде заложниками. Но они не были в положении пленников или невольников. К ним относились с подобающим почтением, учили всему, что должен знать будущий правитель. В дальнейшем княжичи возвращались на Русь. Многие из них становились властителями своих земель. Они использовали полученные в Орде знания о государственном управлении и военном деле.Нередко русские князья брали в жены родственниц хана. Таким образом, большая часть русской аристократии имеет татарские корни.
Татарские корни имеют известные русские дворянские роды России: Апраксины, Аракчеевы, Дашковы, Державины, Ермоловы, Шереметевы, Булгаковы, Гоголи, Голицыны, Милюковы, Годуновы, Кочубеи, Строгановы, Бунины, Куракины, Салтыковы, Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы, Юсуповы… всех не перечислить.
В среде русского дворянства более 120 известных татарских родов. В шестнадцатом веке среди дворян по численности преобладали татары. Даже к концу девятнадцатого века в России насчитывалось примерно 70 тысяч дворян, имеющих татарские корни. Это составляло более 5 процентов от общего числа дворян всей Российской империи.
Карамзины (от крымчанина Кара-мурзы), Алмазовы (от Алмазы, по крещению названного Ерифеем, приехал он из Орды в 1638 году), Урусовы, Тухачевские (их родоначальником в России был Индрис, выходец из Золотой Орды), Кожевниковы (идут от мурзы Кожая, с 1509 года на Руси), Быковы, Иевлевы, Кобяковы, Шубины, Танеевы, Шуклины, Тимирязевы (был такой Ибрагим Тимирязев, приехавший на Русь в 1408 году из Золотой Орды).
Чаадаевы, Таракановы... продолжать можно долго. Десяткам так называемых "русских родов" начало положили татары. Все они в глазах иностранцев также являются типичными русскими. В XVI–XVII веках татары проживали на территории большинства уездов Рус¬ского государства, где имелось поместное землевладение. Существовали уезды — Шацкий (Мещера), Романовский, Ярославский, Новгородский и некоторые другие,где их было по-настоящему много. Кстати, татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской Империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.
Сегодня для Европы и украинцев у нас все русские, даже буряты, чукчи, эвенки и пр. Это так. Багратион и Барклай де Толли – великие русские полководцы, Пушкин и Лермонтов были русскими поэтами, хотя их предки были из Эфиопии и Шотландии. Не будет преувеличением сказать, что без Пушкина мы сегодня были бы другими. Но если уж для кого-то Пушкин нерусский, то существуют ли тогда русские в природе вообще? Прадед поэта Абрам Петрович Ганнибал, чернокожий крестник Петра Великого, оставил в наследство своим потомкам не только внешность, но и горячий темперамент. Род Лермонтовых ведет историю от шотландского наемника Джорджа (Георга) Лермонта. В 1613 году в ходе Русско-польской войны он оказался в русском плену, остался в России и взял имя Юрий. По материнской линии Александр Куприн происходил от татарского князя Кулунчака, жившего в XVI веке. Но татарской крови в Александре Куприне было в лучшем случае на четверть: отец писателя был русским. Еще одну «татарскую легенду» создала Анна Горенко, взявшая в 17 лет псевдоним Ахматова. «Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была «чингизидкой» - татарской княжной Ахматовой.
У автора «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля не было ни капли русской крови. Его отца датчанина Иоганна Христиана Даля «выписала» Екатерина II в качестве придворного библиотекаря.
Адмирал Иван Крузенштерн был потомком эстляндского рода Крузенштернов, происходящего от немецко-шведского юриста и дипломата XVII века Филиппа фон Крузенштерна, участвовавшего в посольствах в Москву к царю Алексею Михайловичу. Дед будущего мореплавателя был офицером армии Карла XII и провел в русском плену 20 лет.
Первооткрыватель самого холодного континента по происхождению был балтийским немцем из остзейского дворянского рода Беллингсгаузенов. При рождении будущий отважный капитан получил имя Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллингсгаузен.
По переписи 2000-х в России проживает 180 разных национальностей и народностей, но все мы для населения и политиков Западной и Восточной Европы – «русские» поскольку общаемся на русском языке и столетиями проживаем вместе на землях Российской Империи. И в годы Второй мировой войны мы прошли по Европе как «русские Иваны». Татарин, башкир, белорус, украинец, казах, москвич и пр. – все мы были РУССКИМИ для европейских народов. Сегодня таковыми являемся для японцев, американцев, индийцев, китайцев и пр. Это между собой мы ощущаем разницу, а для далеких и близких «друзей» и недругов мы на века все остаемся «русскими», хотя внутои страны культуры у нас разные.
После взятия Казани в 1552 году культура татарского народа сохранялась, прежде всего, благодаря исламу. Ислам (в его суннитской версии) — традиционная религия татар. Исключение составляет небольшая их группа, которая в XVI-XVIII веках была обращена в православие. Они так и называют себя: «кряшен» — крещеные.
Развивалось Московское государство, соответственно увеличивалась численность чиновников, укреплялась московская бюрократия. Она освоила административную систему Орды, ничего конструктивного в её содержание не добавляя. С тех пор она не меняется, хотя менялось название власти. То же мздоимство, волокита, высокомерие. пользование служебным положением в личных целях, чванство. «Интернациональная» бюрократия прочно держала в руках ПРАВО распоряжения государственными ресурсами, как своими личными. Так было, так есть и, видимо, так будет.
Носителями более трехсот распространенных русских фамилий стали генетические татары. В России не менее половины русских - генетические татары, считающие себя «русскими». Это нормально, поскольку так сложилась наша общая история и государство у нас одно. Правда, родина разная, хотя центральная власть и пропаганда настойчиво внушает нам, что государство и президент - они и есть родина.
Что же касается современных татар, то они ни по происхождению, ни по языку не имеют абсолютно никакого отношения к татарам XII-XIII веков. Поволжские, крымские, астраханские и другие современные татары унаследовали от центрально - азиатских лишь название, хотя для иностранцев они такие же русские. С понятием «русский народ», кажется, разобрались.
К чему я все это веду? К тому, чтобы ответить на вопрос: с какой стати, спрашивается, многонациональная правящая российская элита - наследница викингов, татаро - монголов, немцев, шведов и прочих народов,должна заботиться о здоровье и благополучии крестьн и низших слоев населения? Она привыкла жить и обогащаться за их счет. Она никогда не заботилась и не будет о них заботиться. Ещё Викинги обязывались защищать славян и править по совести и закону, но столетиями крестьяне не только кормили захватническую правящую власть, но и защищали её, не имея от неё ничего взамен, кроме унижений и усиления эксплуатации.
Московское государство.
Вряд ли у Ивана Калиты был генеральный проект создания Московского государства, но у внука Александра Невского были ум и политическое чутье. Перед ним стоял пример Орды с отлаженной административной, налоговой и таможенной системами, методами подавления и эксплуатации побежденных, переписи населения, обложения данью, административного устройства, веротерпимости, а также военного искусства и строжайшего подчинения Великому хану. Ещё была Яса - свод законов Чингиз хана, за нарушения которых полагались строгие наказания вплоть до смертной казни.
Идея создания Московского государства вызревала постепенно по мере ослабления и распада Золотой Орды, которая к середине XV века окончательно распалась. Её падение было ускоренно Куликовской битвой (1380г.) и жестоким походом Тамерлана в 1395 году. В конце концов из Орды вышли Сибирское(1420), Узбекское(1428), Казанское(1438), Астраханское(1440), Крымское(1441), Казахское(1465) ханства и Ногайская Орда. Причина тому, как всегда одна – ханская междоусобица.
И вот именно в эти годы, женившись на Софье Палеолог, Великий князь Московский Иван III (1440-1505) объявил себя наследником Византийской империи и ханов Золотой Орды, и стал именоваться по примеру великих ханов Русским Царем. Русское (Московское) государство представляло собой симбиоз татаро-монгольского и русского, причем признаков и характерных для государственных черт первого было значительно больше. На татарском языке свободно говорили при дворе Великого князя, им владели все русские. Только спустя столетия русская элита заговорила на немецком, а позднее и французском языках. Московское государство не замыкалось в узких национально-религиозных рамках. Историки подсчитали, что среди девятисот наиболее древних дворянских родов России, великоросы составляют всего одну треть, между тем как 300 фамилий являются выходцами из Литвы, а другие 300 – из татарских земель.
Москва Ивана Грозного казалась западноевропейцам азиатским городом не только по своей необычной архитектуре и застройке, но и по количеству проживавших в ней мусульман. Один английский путешественник, посетивший Москву в 1557 году и приглашенный на царский пир, отметил, что за первым столом сидел сам царь с сыновьями и казанскими царями, за вторым – митрополит Макарий с православным духовенством, а третий стол был целиком отведен черкесским князьям. Кроме того, в других палатах пировало еще две тысячи знатных татар. На государевой службе им было отведено не последнее место. Впоследствии татарские роды дали России огромное количество представителей интеллигенции, видных военных и общественно-политических деятелей, которые составляли элиту Российской империи и внесли значительный вклад в её историю.
Попробуем охарактеризовать воображаемого Великого Московского князя (они мало отличались друг от друга), чтобы пытаться отыскать в его буднях время для заботы о благосостоянии народа? Итак, он считает себя помазанником Божьим на земле, сомнения ему в этом неведомы, все холопы и рабы призваны служить ему. Только он волен казнить их и миловать. Князь с рождения не признает никаких ограничений и условностей, не терпит замечаний, тем более противоречий. Только смерть может остановить его в удовлетворении желаний и намеченных планов. Не терпит соперничества, и не дай Бог попытаться встать на его пути - сметёт. Везде чувствует себя безраздельным хозяином и ведет себя соответственно. Никто и никогда честного мнения ему не скажет, ибо знают, что такая смелость бесполезна и опасна. Он ценит только свое время. Спать, есть, пить, развлекаться или предаваться разврату он может столько, насколько позволит здоровье, к которому они все относились пренебрежительно.
Пренебрежение к ограничениям как раз и является одной из причин ранней смерти князей. Для них охота пуще неволи. Если им нравится курить , то они будут курить, пока легкие способны сделать хоть одну затяжку. На здоровый образ жизни, на соблюдение режима питания, работы, сна и отдыха им абсолютно наплевать. Естественно, такой образ жизни ведет к перегрузкам, к сбою в работе организма. Их сознание нечувствительно к повышению уровня тестостерона. Обычный человек в стрессе начинает по-другому воспринимать окружающую обстановку, начинает действовать инстинктивно, но этот психологический тип наоборот, остается в здравом рассудке и полностью все держит под контролем. Биологически он обыкновенный человек, который может пребывать не в настроение, чтобы выполнять нудные царские обязанности, а уйти «на пенсию» и жить спокойно царю невозможно.
Может быть, именно от глубокой тоски Николай II мог за день подстрелить 1400 фазанов, а за 6 лет убить 3786 бродячих собак, 6176 кошек и 20 547 ворон (так следует из списка царских охотничьих трофеев). Что стояло за этим - временное помешательство или природная аномалия? Скорей всего неудовлетворительное понимание своих обязанностей.
Только Император Павел подумал о крестьянах. Он сократил барщину до трех дней, отменил Указ о «дворянской вольности», снова заставил служить их всех. Император запретил крестьянам работать на помещиков по праздникам и воскресным дням. Также к новшествам в отношении крестьян относится и снятие ряда повинностей и недоимок. Император запретил продавать крепостных без земли и разделять семьи при продаже. Император начал наступление на привилегии дворянства и разрешил телесные наказания для представителей аристократии за ряд преступлений. Срок службы для рекрутов был ограничен 25 годами, нижние чины получили право освобождения навсегда от телесных наказаний, если прослужили 20 лет без порки.
В армии появились теплые шинели, тулупы, валенки. По указанию императора были созданы кинологическая, фельдъегерская и пионерская (военно-инженерная) службы. В 1798 году основана Военно-медицинская академия в Петербурге. Но (одновременно) из-за революции во Франции Павел I в 1800 году приказал закрыть все частные типографии и запретить учёбу в других государствах и ввоз в Россию иностранных книг. Зато вернул Украине и Прибалтике ряд прав на самоуправление.
Только в 1833 году при Николае первом министр просвещения Сергей Уваров, наконец-то, сформулировал принципы, без следования которым Российская Империя не могла благоденствовать. Господа-рабовладельцы вспомнили о народе, изложив основные принципы национальной и русской идеи, как «Православие, Самодержавие, Народность». Но как-то не очень приживалось.
Рассуждая о деятельности Самодержцев, не надо забывать, что в биологическом смысле они обыкновенные люди. Вэтом смысле потомки Рюрика и Ивана Калиты – это один и тот же хромосомный набор, один и тот же организм. Поэтому у них много общих достоинств и недостатков . У них был одинаково неупорядоченный образ жизни и по этой причине к 40 годам они часто истощали организм неумеренностью во всем и обзаводились болезнями, а медицины не было, лечились народными средствами и свинцовыми мазями (свинец-яд, но тогда его ошибочно считали лекарством от всех болезней).
Попытайтесь ещё раз мысленно представить себя в роли великого князя. Вы сам себе хозяин, никто вам не смеет ничего перечить, стыдить, упрекать или указывать; кого хочу –казню, а хочу- милую; сплю, пью и ем, что желаю и сколько хочу, до сыта наслаждаюсь любовью жен и наложниц. В общем, жизнь удалась, но довлеют и потому раздражают нудные государственные обязанности, да болят суставы, беспокоят болячки, ощущаете усталость от повседневных обязанностей, часто возникает апатия, буквально ко всему. А тут ещё приходится разбираться с нерадивыми холопами. В результате ежедневной суеты государь с утра раздражен, недоволен. А ещё его заботит состояние казны, поиск денег для войска, закупки иностранного оружия, ведения боевых действий, строительства крепостей и пр. Мы - простые люди, устаем от каждодневных забот, а у государственного человека обязанностей значительно больше и как расслабиться ему? Отвлечься от забот? Будет ли государь озабочиваться и дуимать о том, как живут его крестьяне и что они едят и здоровы ли? Будет, но только в случае всеобщей беды, когда возникают трудности, когда уже некому платить налоги.
Возьмем, например, судьбу Дмитрия Донского, сына Ивана II (Красного), княжение которого принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам истории многострадального русского народа. Беспрестанные разорения и опустошения, то от внешних врагов, от набегов кочевников, то от внутренних усобиц, следовали одни за другими. В начале своего правления Дмитрию, как и его отцу, предстояло отправиться в Орду. Неизвестно, сколько пробыл Дмитрий в Сарае, но покинул его благополучно, как раз накануне дворцового переворота в Орде. Вскоре сарайский хан Амурат даровал Дмитрию ярлык на Великое княжение. Но поведение Дмитрия Московского сильно раздражало Крымского хана Мамая. Дмитрий вел себя очень своевольно, перестал платить дань Мамаю. Тахтомыш был соперником Мамая. О событиях, связанных с Куликовской битвой можно говорить как о гражданской войне внутри распадавшейся Орды. Тахтомыш и Мамай оба претендовали на великое ханство. Так что Дмитрий с дружиной был союзником Тахтомыша в войне с Мамаем. В августе 1380 года состоялась Куликовская битва, в которой Мамай потерпел поражение. Дмитрий по-прежнему не платил дань теперь уже Тахтомышу. Наказание за своеволие не заставило долго ждать. Отношения с татарами должны были вернуться на старую колею. Тохтамыш сделал набег на Москву. Дмитрий, испугавшись хана, бросил свой стольный город на произвол судьбы и бежал с семьей в далекую Коломну, а Москва была сожжена до тла, все москвичи порублены и побиты ордынцами. В итоге Дмитрию пришлось выплатил дань за два прошедших года от поражения Мамая. Отношения были восстановлены, и произвол Орды над Русью продолжался ещё семьдесят лет.
Дмитрий Донской женился в юном возрасте и был женат один раз на Евдокии Московской, которую считают идеальной женой и матерью. Их встреча произошла очень рано. Невеста – 13-летняя девочка и жених – 15-летний юноша, были связаны духовным союзом. В этом браке родилось двенадцать детей, среди которых самая большая известность ждала второго сына – Василия I Дмитриевича. Он взошел на трон сразу после смерти Дмитрия, потому что первенец Дмитрия умер в младенческом возрасте. Всего у супругов родилось 12 детей, из них 8 сыновей и четыре дочери, трое сыновей умерли в детском возрасте, последний родился за 4 дня до смерти супруга. Представьте себя отцом такого семейства, когда дочерей надо удачно выдать замуж, а сыновьям оставить в наследство уделы для проживания. Такой жизни не позавидуешь, и ему некогда было заботиться и думать об улучшении положения крестьян. Вот великий князь и умер в «молодом» возрасте 38 лет. А через четыре года скончалась и его многодетная жена.
Многодетными были Юрий Долгорукий (14 детей), Дмитрий Донской (12 наследников), его сын Василий(9 детей), Иван III (14 детей, из которых за 31 год супружества 12 от Софьи), от Михаила Романова родилось 10 детей, от Алексея - 16 детей. Петр был отцом трех детей от Лопухиной и 8-ми от Екатерины, но выжили только Анна и Елизавета. 10 детей от двух браков было у сына Екатерины II Павла. Упомянуты дети только официально признанные, а внебрачных детей князей, царей и императоров пересчитать невозможно. В общем, на этом поле трудились мужики в поте лица, не щадя ни себя ни жен.
Жили с размахом и потому уходили из жизни, не дожив до старости.. Святослав, сын Ольги, погиб 30 летним, его сын Владимир Креститель – прожил 50, другой - Ярополк-20, Святополк -39 и т.п. У Владимира было 12 сыновей и 9 дочерей.
Набегами, грабежами, любовью, как и «питием» занимались постоянно, никто предохранялся, здоровье поправляли народными средствами, быт был суровым, дети рождались часто и слабые, потому большинство умирало ещё в детстве. Только Ярославу Мудрому Бог отвел 76 лет, да Владимиру Мономаху-64 года. Жизнь князей проходила в беспрерывных походах, грабежах, войнах, сборов дани с подвластных племен. Их жизнь всегда была в опасности, доверительных отношений между ними не было. Без «веселия» их будни не обходились, жен имели несколько, а наложниц и рабынь – сотнями. Основной добычей дружин были грабежи и пленники, которых они подавали в рабство. Милосердию в те времена места не было, как и высокой морали, в племенах царил закон «джунглей - выживал только сильнейший или тот, кто лучше всего приспосабливался к внешним условиям.
Родоначальник Московского государства Иван I (Калита) прожил 52 года, его сыновья Семеон Гордый, Иван(II) Красный и Дмитрий Донской ушли из жизни в 37,33 и 38 лет соответственно; Шемяка в 33, , Василии первый и второй в 54 и 47 лет, вот Иван III – самый крепенький – прожил до 65 лет(Софья прожила48 лет, Наталья Нарышкина 42 года), его сменил сын Василий III, проживший всего 54 года, сколько и его сын Иван Грозный.
Здоровье великих князей и царей зависело от родовых травм, образа жизни и воздержания. Михаил Федорович Романов с детства «cкopбeл нoжкaми», а Петр к 50 – и годам вконец истощил могучий организм. Средний срок жизни великих князей от Рюрика до Ивана Грозного составлял 54 года, плюс-минус. Петра III и Павла удавили, Николай I, расправившись с декабристами, умер от позора поражения России в Крымской войне, спрашивается, чем занимался он три десятка лет, служа России?
Наши монаршие особы, их дети и родственники болели теми же болезнями, что и их подданные: туберкулез, чахотка, брюшной тиф, мочекаменная болезнь, нефрит, ангина, водянка и подагра. И причины были одинаковые: антисанитария, невоздержанность, переоценка крепости организма и пр. Болезни, как правило, не вылечивались, и угроза смерти от любого заболевания была реальной. Так, простудившись, скоропостижно ушли из жизни Петр (52) и Александр III (49лет).
Старший сын Ивана III от первого брак наследник Иван Молодой (1458-1490) умер от подагры в 32 года. И тогда царем стал Иван – сын Василия III и Елены Глинской. От Подагры умирали многие князья и цари. Все вели практический одинаковый образ жизни: страдали от ожирения, злоупотребления алкоголем, продуктами, богатыми пуринами, вели малоподвижный образ жизни. Недаром Подагру называли «королевской болезнью» или «болезнью аристократов».
Цари Михаил и Алексей Романовы прожили 50 и 48 лет соответственно. Главной заботой и чертой характера русских и российских правителей было, отнюдь, не стремление создать народам благополучную и зажиточную жизнь. Они были тщеславны, а ГОРДЫНЯ не позволяла опуститься по значимости ниже европейских королей и императоров. Однажды Александр III так и выразился: «Европа подождет, пока русский царь ловит рыбу».
ГОРДЫНЯ и САМОНАДЕЯННОСТЬ привели к поражению Ивана Грозного в Ливонской войне, позору Петра под Нарвой (1700 году), разгрому России в Крымской(1854-1856) и Японской войнах (1904-1905). «Закидаем шапками»! – этим все объясняется. Последний император Николай II, любивший себя и жену больше, чем Россию, в одной из анкет, не смутившись, писал «Хозяин земли Русской», а хозяином был слабым в противовес Петру, который будучи трезвым или пьяным, бил с силой себя в грудь, заявляя, что жизнь посвятил «служению матушки России». И это было верно! А Павел, например, намеревался превратить Россию в подобие Пруссии. Вот такие были у них разные представления о долге служения России?
Советские вожди, например, даже после кровопролитной войны свой долг понимали не столько в улучшении условий жизни народа, восстановлении его физических и духовных сил, сколько в подготовке к новой войне и обеспечению «торжества ленинских идей», и распространению социализма во всем мире. При этом, не расставаясь с бредовой идеей построения мифического коммунизма в нищем Советском Союзе, тратили огромные средства в отсталой послевоенной стране на оборону, а не подъем уровня жизни советского народа-победителя. Пора понять, что после войны на нас никто не хотел нападать, тем более наш союзник США, у которых уже было достаточное количество атомных бомб и средств их доставки в любую точку мира. Почему же для правительств России и Советского Союза насущные потребности трудящегося населения всегда были на последнем месте?
Мой ответ простой: для них, как и для русских царей и императоров (потомков Рюрика) Россия была частной «вотчиной с многочисленными холопами», которых «хочу казню, хочу - милую». Петр вообще возомнил себя Богом, который передает престол по собственному усмотрению.
Для советских вождей демонстрация успехов военно - экономического развития государства было СРЕДСТВОМ завоевания мирового признания Советского Союза и симукляром (чего на самом деле не существует) правильности «великого учения», а трудящиеся были всего лишь расходным материалом строительства «счастливой жизни». Всю жизнь "догоняли" развитые страны, железный занавес скрывал от советских людей жизнь и культуру народов Западной Европы. Давайте вспомним, хотя бы, когда в России появилась туалетная бумага и другие предметы личной гигиены. Во многих городах благоустроенные общественные туалеты являются редкостью до сих пор. Хотя официальной пропагандой десятилетиями нам внушалось, что жизнь народа в Советском Союзе самая счастливая и благополучная.
У Петра Россия была МАТЕРЬЮ - ОТЕЧЕСТВОМ, за которое он готов был жертвовать жизнью и не раз это доказывал, а для Николая она была полученной по наследству огромной территорией с разными народами. Потому он так ею и управлял, доверяя только себе, жене и Распутину. За это наступила тяжкая расплата. Россия была чужой и для революционеров Ленина, Троцкого и Сталина (его заботой был Советский Союз), малороссиян(украинцев) Хрущева, Брежнева и Горбачева. О Ельцине лучше не вспоминать – этот тип вообще уникальный позорный случай в русской истории, да и мировой тоже.
Святой Кассиан Римлянин говорит о гордыне, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но поначалу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь». Стремление к суетной славе, похвале, завышенной самооценке приводят к превознесению над людьми. Гордыня является пиком уверенности ВЛАСТВУЮЩЕГО лица в непогрешимости. Ему свойственно чувство собственной исключительности и приписывание себе трудов и заслуг других людей. Назовите хоть одного из Великих Московских князей и царей, императоров или советских вождей, которого можно было бы назвать мудрым человеком, который был бы действительно ОБРАЗОВАННЫМ и КУЛЬТУРНЫМ, лишенным чувства собственной исключительности. При этом проводил реформы, осуществление которых принесло народу благоденствие, счастливую и спокойную жизнь хотя бы на столетие.
В России ещё не появились реформаторы типа Конфуция или премьера Сингапура Ли Куан Ю. Не тот менталитет у нас? Ничего подобного – в современной России достаточно опытных, образованных и, прямо скажем, выдающихся личностей, время которых, к сожалению,не пришло. Назову фамилии достойных граждан России, не запятнавших себя,за умпехами которых слежу два десятка лет, слушаю их, читаю книги и статьи. Это генеральный директор ЗАО «Череповецкий Литейно-металлургический завод» Боглаев В.М., Серебряков С.А. - директор ПАО «Кировский завод», директор совхоза Грудини П.Н., политический деятель Б.Б, Надеждин, ученые экономисты Катасонов В.Ю., Зубаревич Н. В. писатель-философ Веллер М.И. Всех сразу упомнить затрудняюсь. Эти личности САМОСТОЯТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ и могут принести России большую пользу. Разумеется и В.В. Путин в этом числе.
Подрастает и новое поколение с новым мышлением и пониманием - новые люди по интеллекту и развитию. Во имя будущего страны наш коллективный менталитет должен быть направлен на развитие, а не на войны – это наследственный признак ордынского происхождения русской власти. Ордынские гены требуют новых и новых пространств. У Орды не могло быть культурного развития,кроме военного, ибо степнякам нужны были новые завоеванные территории. Даже сегодня бурят-монгольские народы сохраняют привычку к кочевому образу жизни. Но мы-то вполне цивилизованный народ!
Многострадальный русский народ
Князья, цари, императоры и вожди, обладая полнотой власти, во многом служили тормозом развития творческого потенциала общества, организованный ими полицейский «беспредел» убивал его свежие ростки. За убеждения людей казнили, сажали в тюрьмы, отправляли в лагеря и на каторгу. Это всегда приводило к нравственному одичанию малообразованных представителей власти и воинственно настроенных слоев общества. Так происходит всегда, когда центром государственной политики ставится не развитие человека и гражданина, а иные цели, для достижения которых он нужен как СРЕДСТВО. Тысячу лет простые труженики в надеждах и вере ходили к царю-батюшке за справедливостью, но слишком часто это было напрасно.
Народ и власть.
Каждая составляющая часть этой пары тысячу лет прожили не ОДНОЙ судьбой, ни ОДНИМИ заботами – всё у них было разным. Власть и крестьяне жили и выживали по отдельности, каждый заботился о себе, о христианском человеколюбии и солидарности речи не было. Жизнь строилась по законам джунглей, дополненных «Русской правдой», Уложениями и Указами царей, Домостроем. Власть всегда была неподсудной, эгоистичной и безжалостной, она существовала и выживала за счет эксплуатации хлебороба, за счет крестьян, которым если становилось невмоготу и чтобы не умереть с голоду, они семьями и целыми деревнями бросали все и бежали, куда глаза глядели, или восставали. О положении российского крестьянства уже после реформы 1861 года «Об отмене крепостного права» подробно с глубоким знание сельского хозяйства написал русский помещик А.Н. Энгельгардт в документальных записях «Десять писем из деревни» (1872-1887). Советую прочитать, не пожалеете.
Экономист и социолог д.э.н. Александр Нефедов в своей фундаментальной книге «Демографически-структурный анализ Социально-Экономической истории России» (2005) напоминает нам, что достовернее всего о качестве управления свидетельствуют истинные демографические показатели. Он приводит следующий пример. По итогам переписи населения в 1646 году мужское население России составило 3,5 млн. человек, в то врем, как в 1550 году население страны составляло 9-10 млн. То есть за столетие случились две демографические катастрофы, связанные с правлением Ивана Грозного. Включая Смутные годы, население Московского государства сократилось в 2-3 раза. Спрашивается, кто и как в эти годы кормил элиту и войска, да ещё и самих себя с семьями? Голодая и умирая, несчастный русский православный крестьянин держал Россию на своих худых плечах. И петровская перепись 1722 года не показала роста мужского населения России. К недоеданию и нищете добавлялись, как правило, неурожаи, болезни, эпидемии, бунты и смуты, династические конфликты да тяжелые характеры царей, политические события. И недруги в таких случаях не упускают возможности пограбить ослабевшего соседа. Тут уже не до мыслей о благосостоянии, а о том, как-бы выжить?
Автор приводит сводку сведений о среднегодовых температурах и числе засушливых и дождливых годов в центральной части Европейской России. С 1471 г. по 1520, из 50 лет - 35 лет были засушливыми или дождливыми. В последующие годы погода тоже не баловала хлебороба. Конечно, неурожаи были во все времена, но они оказывались тяжелыми и даже катастрофическими в периоды перенаселения (положительной демографии), когда у крестьян не было традиционных запасов зерна, и популяция была ослаблена постоянным недоеданием, тогда климатический фактор усиливал беду.
В общегосударственном российском масштабе крепостное право было введено при Иване III Судебником 1497 года с введением Юрьева дня в ноябре каждого года. Впоследствии принимались разными государями указы о заповедных и урочных годах, которые либо отменяли Юрьев день, либо увеличивали сроки розыска беглых крепостных. Окончательно крестьянство было закреплено Соборным уложением царя Алексея Михайловича в 1649 году. В результате все категории зависимого населения перешли в жёсткую крепостную категорию.
По Б. Урланису (Б. Урланис Рост населения в Европе. 1941) население Киевской Руси в начале ХI века составляла почти 8,5 млн. человек. В общем, прокормить власть с дружинами и сравнительно немногочисленной родней славянским племенам было по силам. К концу ХII века масса славян сосредотачивается на Верхней Волге, Оке и их притоках. И в этих районах славяне скоро стали объектом нападения Батыя, которые произвели колоссальные опустошения. А кто виноват в этом разорении русских земли: Батый или постоянно ссорившиеся между собой Киевские князья? Кто виноват в резком падении численности русского населения в годы правления Ивана Грозного? а Петра Великого? Может быть «ливонцы» со шведами? Или татары?
Перескочим в другие века: чья вина в разгроме Русской армии в годы русско-японской войны? А Красной армии в июне-июле 1941 года: Гитлера или Сталина? И кто виноват во вторжении 500-тысячной армии Наполеона в Россию,в гибели населения и сгоревших и ограбленных русских городов и деревень? Во всех случая виновна тольк САМОДЕРЖАВНАЯ российская Власть, независимо от её исторического названия. У русских князей, царей и императоров – у всех с психикой были проблемы, видимо, наследственные, ибо по мере взросления и вхождения во власть у них проявлялся ярко выраженный животный строй психики: «ВСЕ МОЕ, что ХОЧУ то и ВОРОЧУ» и любое несогласие с этим каралось ужасной смертью. Наиболее яркие примеры этому Иван Грозный и Петр Первый, у других эта черта тоже проявлялась.
Историк С. Соловьев за период с 1055 по 1228 гг. исчислил 80 лет междоусобиц и только 93 года мира, то есть почти каждый второй-третий год грабежи, пожарища и насилия. Как в таких условиях заниматься развитием сельского хозяйства, если постоянно стоял вопрос жизни или смерти? С 1000 г. по 1600 г. войны на Руси были обыденным явлением. В книге Урланиса приводится статистика количества войн с ХI по ХV вв.: 33,63,47,44 и 48 соответственно потрачено на войны в каждом столетии. От них страдали все, но больше других разорялись крестьяне, которые на своих плечах держали государство и, часто не доедая, все равно кормили государство хлебом.
О низком качестве самодержавного управления государством убедительно говорит не только статистика. В ХV столетии от Москвы до Польской границы зарубежные посольства видели одну необитаемую пустыню. В 1580-1590-х годах в центральных областях было заброшено 49% пашни, в огромной Новгородской земле насчиталось 82,2% заброшенных деревень. ХVII век(1601-1603) начался Великим голодом, одним из самых жестоких, которые когда-либо были в истории России, он вызвал большую убыль населения, которая во второй четверти века только частично восстановилась. В 1661 году та же картина от Смоленска до Москвы - пустоши. В 1625 году Датский посол нашел опустошенной всю страну между Москвой, Новгородом и Псковом. Все было пусто и между Казанью и Астраханью. В самой Москве насчитывалось не более 30 тыс. жителей, меньше чем при Иване I. Численность дворян, государственных служащих, бюрократии непрерывно росла, а численность работающего на земле населения становилось все меньше. С трудовым крестьянством власть обращалась, как завоеватели обращаются с порабощенным народом.
Эти сведения иллюстрируют общую необеспеченность жизни населения, приводившую к частым голодовкам, весьма сильным миграциям, нередким грабежам населения, разбоям и убийствам и т.д. Власть плохо заботилась о безопасной жизни своих подданных. Население Московского государства в 1600 году составляло немногим более 5 млн. человек, как в Киевской Руси. Повторюсь: по переписям податных дворов 1710 года все население составляло 7, 2 млн. человек, из них мужского пола только 3 млн. Представляете? По сравнению с переписью 1678 года число дворов сократилось на одну пятую, таков был результат изнурительных и длительных войн Ивана и смутных лет и петровских побед. А стоили ли людские жертвы того? Нет, не стоили. Мы знаем экономическое и социально-демографическое состояние России после его смерти. Потом государевы переписчики опять считали и пересчитывали, чтобы никто не ускользнул от налогов, в итоге к 1722-1723 гг. остановились на цифре 12,3 млн. человек. Да не в числах суть. Подчеркиваю: это показатели КАЧЕСТВА управления страной российского Самодержавия. Для чего и кого оно укрепляло государство, вело войны, душила народ податями, секло плетьми, отправляло на каторгу и пр. Для чего?
Кто бы и как не отвечал на этот вопрос, надо признать, что войны велись вовсе НЕ для блага народа или экономического развития страны. Причинами были опят же политические амбиции царской Гордыни и Честолюбия, чаще всего желание «насолить» придуманным врагам, отобрать у них кусок совсем не нужной России земли, пограбить их города и веси под предлогами защиты Русского отечества и православной веры. Зато будет добыта СЛАВА Царю и русскому оружию.
Эпидемии также не были редким гостям на Руси. Сильный мор был в Новгороде в 1158 году, в 1351 году начался мор в Пскове, затем в Новгороде и далее «черная смерть» докатилась до Москвы. Убыль населения от эпидемии была очень значительной, в некоторых городах не осталось ни одного человека. В Москве от чумы умерли митрополит, великий князь Симеон Гордый, два его сына и брат. Через 10-12 лет началась новая эпидемия чумы. Бедствие продолжалось не один год, обходя многие территории и города. Помимо этого летописцы упоминают о море, начавшегося в 1337 году по 1390 год. Затем наиболее разрушительные эпидемии были в ХV в. «хлеб стоял на нивах, жать было некому».
На качество жизни эти беды сильно влияли, но жизнь не останавливали, никто не предохранялся, прерывать искусственно беременность считалось большим грехом. В результате при Василии III к 1500 году (по расчетам Урланиса) население составило около 15 млн. человек при среднегодовой прибавке 0,11%, что было значительно, хотя и гораздо ниже среднеевропейских показателей. Население Европы насчитывало порядка 90 миллионов человек всех душ. Разумеется. Если бы условия средневековой жизни России были хоть сколько-нибудь благоприятнее для народа, то за каждую сотню дет прирост населения был бы более значительным. Питание крестьян заключалось в ячменной или ржаной похлебке и хлебе. Мясо ели только по праздникам. Ещё хуже было во время повторяющихся голодных годов, когда приходилось питаться корнями, травой, древесной корой и даже человеческим мясом, чтобы не умереть с голоду. Спали на земле, на соломе или на печи, белья почти никакого не было. Такие предметы культурного обихода, как мыло полотенце, носовой платок и пр. предметы личной гигиены были неизвестны. Посуда была общая, тарелок не знали; мясо и рыбу, капусту, овощи ели руками, если ели.
Детская смертность была огромна: из 10 родившихся младенцев лишь один достигал зрелого возраста. Уже при самом рождении гибло много детей по причине антисанитарии, много детей погибало при обряде крещения, который совершался обычно на следующий день после рождения. Если ребенок не умер в первые дни своей жизни подвергался инфекционным заболеваниям оспой, дизентерией, скарлатиной, корью, простудными заболеваниями, от которых большинство погибало в том числе и в княжеских , царских и императорских семьях. Моя жена рожала в 70-х двадцатого столетия и на себе ощутила заботу персонала советского здравоохранения о роженицах и новорожденных, что говорить о древних временах? И при советской власти была явная недооценка всего, что связано со здоровьем женщины, родовспоможением, здоровьем детей в младенческом и детском возрасте. Это хорошо известно.
Так на ком лежит ответственность за физическое и моральное здоровье нации, как не на Царя, Императора, Генерального секретаря или Президента? Но спасение утопающих было во все столетия делом самих утопающих. Здоровьем нации княжеская и царская власть никогда не занималась, чаще было наоборот – отсылаю к указам Петра о введении пьянства и курения. Даже советская власть с годами, то увеличивала производство водки, то, очнувшись, начинала бороться с пьянством. Цари, кроме императрицы Екатерины II, и элита пренебрежительно относились к своему здоровью, лечились народными средствами и, тем более, были равнодушны к здоровью подданного населения. И совсем не занимались развитием медицины и созданием системы здравоохранения населения. Недооценка здравоохранения нации была такова, что русских царей даже в ХIХ веке лечили исключительно немцы: Виллие, Рейнгольд, Арендт, Рюль, Крейтон, Райхфус, Лерхе, Мандт, Карелль, Гирш, Ламсдорф, Лейден... Отец и сын Боткины появились только при двух последних монархах.
Правда,за период с 1900 по 1913гг. учебными заведениями России было выпущено 15.990 врачей, 14.570 учителей гимназий, 14 тыс. инженеров разных специальностей, почти 7200 агрономов, ветеринаров и лесничих, 26 тысяч юристов, но это было запоздалой каплей в море. Империя только во второй половине ХIХ начала выполнять обязанности цивилизованного государства, но, подчеркнем, это было каплей в море, и такие показатели не шли ни в какие сравнения с любым европейским государством. Они же не идут ни в какое сравнение с подготовкой специалистов в годы советской власти. Специалистов с техническим образованием выпускалось столько много, что их девать было некуда, поэтому многие уходили в рабочие, труд которых оплачивался лучше, да и работа была спокойней.
Отношения с властью были простые: вы платите, мы работаем. Совсем не важна была нравственная составляющая производимого продукта: танки, самолеты, ракеты, порох снаряды, отравляющие вещества, автоматы, патроны, электроника, радиолокаторы и другая продукция военного назначения. Это был заказ власти, она за него и несла цивилизационную ответственность. И сегодня отношения с властью чисто деловые, партнерские: «Вы платите - мы работаем». Работаем в Сибири, Сирии, на Украине, в Крыму, Иране, Китае, Донбассе, Луганске, Курской области и т.д. Словом, народ всегда готов делать то, за что власть хорошо платит. За остальное отвечает начальник, а доля наемного работника проста: что поручено, то и делает, остальное его не касается.
О власти
Российское самодержавие на протяжении столетий держало страну в изоляции от цивилизованного мира, мало заботилось о здравоохранении народа, надлежащем воспитании и образовании, а только лишь в связи с подготовкой к воинской службе. У царей и народов общим была только огромная мало обустроенная территория России. Самодержавие крепко держало под спудом творческий потенциал общества и сдерживало его экономическое, военное, научное и культурное развитие, и своей политикой привела страну к революции. Советская власть унаследовала самое худшее от царской России, потому и её срок закончился новой революцией 1991 года.
Советская власть не смогла нормально кормить народ и устранить бросающееся в глаза образованному советскому человеку углубляющееся неравенство в распределении и потреблении общественного продукта. Именно ощущение несправедливости стало триггером падения коммунистического режима, называемого более 70 лет «народной» властью.
Охарактеризуем по гамбургскому счету коммунистический сталинский режим, оговорив, что созданная на заре века Лениным партия большевиков, совершившая революцию, была в 30-е годы политически и затем и физически уничтожена. ВЛАСТЬ, которую привыкли называть «Советской» характеризуют беспощадность к инакомыслию, приоритет оборонным отраслям, все «не наше» у неё объявляли враждебным и опасным; она ликвидировала фундаментальное образования и преследовала выдающихся ученых и специалистов.Восстановила крепостное право (большевиков) в сельском хозяйстве. За Сталиным ликвидация русских и советских офицеров, церковных служителей, разгром православной церкви при терпимости в исламу и другим религиям.
Коммунистическое высокомерие и чванство малообразованных руководителей партии и правительства, их беспринципность и безответственность бросались в глаза всем. Типичная практика организации промышленного производства - спячка, раскачка, горячка, штурмовщина, назначение виноватых и наказания непричастных. Одним словом, в хозяйственной деятельности страны планирование производства и организации труда были на низком уровне.
Но главное вот, что произошло: власть превратилась в средство обеспечения личного благополучия государственной и партийной бюрократии. Поэтому КПСС и её руководящий орган Центральный Комитет, вся партийно - советская Система в 60-х-70-х годах ХХ века прогнила в корне, настоящих коммунистов, первоначально преданных делу, уже не осталось. Народ это хорошо видел и был настроен к власти на разных уровнях критически.
Последний генеральный секретарь М. Горбачев в поисках выхода СИСТЕМЫ из кризиса написал книгу о новом мышлении в ХХ веке. Парадокс в том, что слабый организатор, нерешительный человек, лего попадавший под чужое влияние, тщеславный и идейно переродившийся, оказался реформатором Советского Союза. По истечению пяти лет с великим государством было покончено. Тут полезно вспомнить Петра, который прежде, чем отважиться на революционные реформы, два года изучал Европу. Но этот пример предка не был учтен самонадеянным коммунистическим руководством. Кто возражал, тех убирали при молчаливом согласии ослепленного «коллективного большинства» членов ЦК КПСС. Поэтому они вместе с Горбачевым были поражены, видя как огромный поток накопившегося недоверия и даже ненависти ТРУДЯЩИХСЯ к режиму и КПСС, разбушевавшейся демократической стихией все сметал на своем пути, в том числе и то, что полезно и необходимо было сохранять и развивать.
Так подобно утреннему туману рассеялись идеологические мифы о «Единстве партии и народа», что «КПСС-партия народа и существует для народа», и им подобные.
Политический подвиг Ленина и большевиков потрясает величием, в историческом плане он сравним с Великой Французской революцией (1789-1799) , но в отличие от неё жертв у нас было больше и, уничтожив миллионы людей и промышленность царской России, большевистский переворот принес народам много беды и лишений. «Научное» обоснования создавшихся предпосылок для прорыва страны и народа в светлое будущее оказалось не больше, чем сказкой и фантазией революционеров. Многие до сих пор ностальгируют по советской власти, не понимая, что она, во-первых, была демагогической, во-вторых, её лозунги всегда противоречили действительности, а ложь лилась рекой с высоких трибун.
Клод Андриан Гельвеций, французский философ ХVII века писал, что «общество должно быть устроено таким образом, чтобы гармонизировать личные интересы с общественным благом». Он же писал, что «Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая свет знаний, НЕ наносит тем самым ущерба своим соседям. Напротив, чем больше просвещения, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума». Это написано в Семнадцатом веке! А вот в ХХI эта истину в России не понимают. Отсюда вывод: Россию побивали и побивают не военной силой, а ЗНАНИЯМИ, НАУЧНЫМИ ОТКРЫТИЯМИ и ТЕХНОЛОГИЯМИ, более высокой культурой. Нашим противникам помогает жадность российских бизнесменов, которые, не доверяя своему правительству, в погоне за прибылями, держат её за рубежом.
Из недр советской власти, как бабочка из куколки, родилась новая российская власть… со старыми пороками. Реальную власть оказалась в руках криминала: Ельцин, Березовский, Абрамович, Авен, Смоленский, Чубайс, Греф, Бурбулис, Черномырдин, Собчак, Гайдар, Кириенко, Шувалов, Зурабов, Потанин, Ходорковский, Христенко, Дерипаска, Усманов, Прохоров, Ротенберг, Шахрай, Починок, Шойгу, Шохин и т.п. В общем, все «русские» фамилии, патриоты по официозу, строители новой России, бессребреники. А по психологии сплошь авантюристы и жулики, взяточники, ловкачи, «красные" директора, комсомольские работники, народные депутаты, спекулянты и пр. Из них состояло первое российское правительство кабинетного доктора экономических наук, заведующего отделом редакции журнала ЦК КПСС «Коммунист» Тимура Гайдара. Учитывая его породистую родословную, лучшего премьера и быть не могло, но и тут вышла промашка. И с ним России не повезло так же, как с велеречивым и лживым М. Горбачевым и алкоголиком Б. Ельциным – все воспитанники КПСС.
Но 1996 году все эти «патриоты» призвали народ повторно голосовать за Ельцина. Предвыборная агитка гласила: «Голосуй за великую Россию, за Б.Н. Ельцина. Твой голос решит все! Выбери с кем и куда идти: назад с Зюгановым и компартией или вперед с Ельциным и Россией. Голосуешь «Против всех», судьбу твоего ребенка решат другие». К этому часу избиратели уже вроде расчухали, кто есть Who и проголосовали за Зюганова, но политические бандиты сумели обмануть всех и сохранили власть в руках деградирующего алкоголика Ельцина. С тех пор народы идут «верной дорогой к Великой России». Обещанные реформы вместо изобилия принесли бедность миллионам жителей России и разрушили экономику. С тех пор сменилось 20 составов правительства, а ощущение, как от известной басни Ивана Андреевича Крылова «Оркестр», а "воз и ныне там".
Характеристику победившей ельцинско-гайдаровской власти дал оболганный в России выдающийся американский экономист Джефри Сакс в 1998 году. Как известно, он был одним из разработчиков "шоковой терапии". По поводу реформ начала 90-х он написал: " Главное, что подвело нас (консультантов), это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями... И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства - служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей". конец цитаты. Состоялось предательство национальных интересов, разграбление государства и до сих пор участники этого преступления умирают своей смертью. Не справедливо!
Анатолий Чубайс в начале 2000-х под дулом ТВ-камеры признался, что за год после прихода к власти, правительство Гайдара НИ РАЗУ не обсуждало вопросов по обеспечению обворованного населения продовольствием. Ни в одной повестке дня, ни в одном протоколе, ни в одном решении продовольственные проблемы НЕ ОБСУЖДАЛИСЬ. Это про деятеля, который «накормил страну".
Власть - не кормилица.
В общем, у великокняжеской, царской, советской и российской власти много общего. Вот как охарактеризовал их общее клейменный Иностранным агентом выдающийся российский писатель и историк Григорий Шалвович Чхартишвили: «У российского государства (власти) исторически сложились четыре опоры: власть всему голова, она централизована и монопольная; население существует для государства, а не наоборот; Фигура верховного правителя САКРАЛЬНА и не подлежит критике и, наконец, законы России не регулируют власть, а обслуживают её. Ещё существуют дополнительные средства управления, применяемые властью в зависимости от обстоятельств. Это Пропаганда, убеждающая, что вокруг враги, поэтому можно превращать страну в военный лагерь; во-вторых, можно запугать всех тайной полицией и, в третьих, можно придумать высшую цель, оправдывающую действия власти, оправдывающую лишения и жертвы».
Действительно, все сказано правильно. Так сложилась наша история и поэтому, несмотря на революции, власть остается прежней. И бесполезно ждать от неё какую-либо гуманность, человеколюбие и цивилизованность. Если есть у неё какая-либо частичка этого – слава Богу, а нет – нечего и отчаиваться. По гамбургскому счету нет её и быть не может, хотя власть всегда будет обещать больше, чем может сделать.
Пора всем понять, что ВЛАСТЬ – не кормилица и не мать родная. Все, что от неё требуется, это обеспечить безопасность государства, создать правовую систему и обеспечить верховенство закона. И все! К власти надо относиться, как к погоде за окном: идет дождь - открой зонтик, пошел снег – возьми лопату, если случилось наводнение – спасайся на горе и т.д. Правильно понял, дорогой читатель: «Спасение утопающих - дело самих утопающих».
Это только «человеколюбивая» советская власть 70 лет развращала народ своими обещаниями, симуклярами внушала нам с детства, что «её цель – счастье и благополучие советских людей», и, дескать, только в этом заключается смысл её «неутомимой деятельности, верной заветом Ильича»: «Все для человека! Все во имя человека!». Мы всегда знали ЭТОГО человека.
А люди записывались в очереди или стояли часами, чтобы купить за свои деньги килограмм колбасы, несколько булок хлеба, две бутылки водки или вина. Стояли годами на получение квартиры, путевок в санатории, покупку автомобиля, мебели, одежды, женскую обувь, за получение места в детских яслях или детсадах.
Когда я работал Председателем горисполкома, на прием шли нуждающиеся жители и требовали «свое законное» в соответствие с принятыми Постановлениями ЦК КПСС и Советского правительства об удовлетворении первоочередных нужд разных категорий трудящихся. Я отвечал, ставя посетителя на соответствующую очередь, что как только построим нужное количество благоустроенного жилья, тогда и удовлетворим их справедливые требования. Строили медленно и очереди не сокращались, появлялись и другие очереди. И это издевательство длилось годами. Это был путь в никуда.
Никогда и никакой власти не удастся удовлетворить (растущие) потребности человека, наоборот, он должен САМ их удовлетворять, заработав необходимое количество денег. Заработал - купи, что тебе надо или строй жилище. Рожай детей, сколько сможете с женой, но и САМИ их кормите и воспитывайте. Государство, конечно, поможет, чем сможет, но не более того. С самого детства в сознании каждого члена общества должна закрепиться простая истина: власть тебе ничем НЕ ОБЯЗАНА, кроме предоставления условий безопасной жизни, условий здорового физического развития, возможностей получения образования и специальности, которые тебя будут кормить до конца жизни.
Что ожидает нас в будущем?
Если думать о будущем, то важно учесть, что Русский Народ из-за огромных расстояний и разного происхождения не способен к САМООРГАНИЗАЦИИ. Нас может организовать только власть. Быть бы матушке России короче, глядишь, и порядка было бы больше. Кто может вывести Россию из порочной круговерти на дорогу развития? Появится ли в России легендарный Данко - герой повести М. Горького «Старуха Изергиль», который искрами горящего сердца осветил людям выход из лесной чащи? А если вдруг явится, не убьют ли его, чтобы не смущал людей? Но и без сказочного героя давно все сказано по поводу будущего России.
Иван Ильин ( «Наши задачи» 1991) считал, что Россию вытащит из болота в цивилизацию сильная и мудрая власть. Ильин пишет, что «Силою равнинного пространства, силою национального темперамента, силою славянского индивидуализма и слабостью своей общественной дисциплины – русский народ поставлен в условия, требующие не слабого, а сильного государственного центра. Только СИЛЬНАЯ и МУДРАЯ власть справится с задачами спаять внутреннее множество народов в органическое единство, поднять культурный уровень народных масс, вызвать к жизни хозяйственный расцвет большого народа».
При этом «сильная власть грядущей России должна быть НЕ внеправовая и не сверх-правовая, а оформленная правом и служащая по праву, при помощи права – всенародному правопорядку. (У нас она внеправовая и оформлена НЕ по праву, а по произволу принимаемыми законами и указами). России нужна власть не произвольная, не тираническая, не безграничная. Она должна иметь свои законные пределы, свои полномочия, обязанности и запретности во всех своих инстанциях и проявлениях. В грядущей России необходимо найти верное, жизненно целесообразное, для русского правосознания подходящее сочетание государственного устройства и учреждения и корпорации».
Ильин уверен, что государственный строй новой России должен быть по форме унитарным, а по духу федеративным. Русское государство должно иметь сильный центр, но децентрализующий все, что возможно децентрализовать без опасности для единства государства. Сильный центр, формально авторитарный, но по существу и по духу – народный и всенародный. Все государственные дела должны быть четко разделены на две категории: центрально-всероссийские, верховные и местно-автономные, низовые. И.А. Ильин сформулировал несколько аксиом власти, которые должны обязательно соблюдаться во все времена и нарушение которых приводит к искажению, ослаблению или злоупотреблению властью. Это: государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия и в пределах каждого политического союза должна быть едина; она должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу; иметь политическую программу, включающую в себя только осуществимые меры или реформы; она принципиально связана распределяющей справедливостью, но она имеет право и обязанность отступать от неё только тогда, когда этого требует поддержание национально-духовного и государственного бытия народа». Таково завещание потомкам русского философа и писателя И.А. Ильина потомкам. Давно сказано, только, видимо, ещё не прочитано кремлевскими политиками и потому не принято к исполнению. Это все должно быть сделано! Но, если мы сами окажемся не в состоянии справиться со своими проблемами, то не исключены следующие варианты.
Первый по типу Плана, разработанного государственным секретарём США Дж. К. Маршаллом и руководителем отдела планирования Государственного департамента США Дж. Ф. Кеннаном летом 1947 года в развитие стратегии помощи «свободным народам». В рамках этого плана США оказали экономическую помощь 17 государствам Европы с целью ускорения их восстановления после Второй мировой войны. Такая помощь может быть нам оказана со стороны КНР, странами ОКБ, БРИКС.
Однако. судя по развивающимся событиям декабря 2024 года, я бы не исключал и второй вариант, напоминающий оккупацию Японии союзниками, продолжавшуюся свыше шести с половиной лет - с конца августа 1945 и до конца апреля 1952 г., и связанную с ней полную трансформацию японского обществ, что явилось уникальным мероприятием в истории международных отношений. Как такое сотрудничество сказалось на развитии Японии, нам хорошо известно. Плохой вариант, однако, предвидя худшее, можно избежать фатальных ошибок. Помоги нам, Господи.
Это все! Томск Декабрь 2024 г.
P.S. Список источников, которыми пользовался автор для изучения истории, достаточно велик. К тому же многие из них хорошо известны русскому читателю, а большая часть отмечена по ходу написания. Но на некоторые полезно обратить особое внимание. Это: труд авторского коллектива под редакцией д.и.н. Зубова Андрея Борисовича «Истории России. ХХ век: 1894-1939»; фундаментальный труд д.и.н. . Нефедова Александра Сергеевича «Демографически-Структурный анализ Социально-Экономической Истории России. Конец XV – начало ХХ века» УГТУ 2005; Б. Ц. Урланис «Рост населения в Европе. Опыт исчисления. ОГИЗ 1941»; Соловьев С.М. «История России с древнейших времён»; Н.И. Костомаров «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»; Ахиезер А.С. «Россия: критика исторического опыта» 2001; Дж. Хоскинг «Россия. Народ и империя» (1552-1917) 2001; С.С. Аверкиев «Влияние татар на жизнь русского народа» Казань 2015.
Свидетельство о публикации №224120500199