Алародии или Южный Урал?
О прародине языковых предков нахско-дагъестанских народов
Лингвист Старостин С.А., критиковал принятый в советскую эпоху лингвистический термин "Иберийско-кавказский языки". Причём как-то особо удачно. Этот термин сразу покинул все научные издания. Журнал "Иберийско- Кавказское языкознание" был закрыт, а в Тбилисском Университете перестали учиться студенты из северокавказских республик. Мы вообще не знаем в лингвистике ещё одного сопоставимого случая столь оперативного вмешательства властей в лингвистику, причём столь же и разрушительного характера.
Старостин С.А. никогда и никем не считался кавказоведом. Он писал про китайские, японские языки в рамках компаративистского метода. Там под конец тоже придумал очередную гипотезу о генетическом (!) родстве языков Алтайской языковой семьи, добавив в неё ещё корейский и японские языки.
Понятие "Иберийско-кавказский семья" в советской науке вовсе не настаивала на происхождении палеокавказских языков из одного праязыка. Она лишь исходила из наличия общих черт между ними, т.е. наличия типологического родства. Сторонников генетического единства данных языков почти не имелось. Уничтожение "Иберийско-кавказский семьи" напоминает самую настоящую операцию спецслужб, настолько события развивались слаженно и оперативно. Мы считаем позицию Старостина С.А. явно политически ангажированной.
В одной из своих статей Старостин С.А. предложил считать нахско-дагъестанские языки, приплюсовав к ним ещё хурритский с урартским,- АЛАРОДИЙСКИМИ. Статья чуть-ли ни мгновенно была издана ДНЦ РАН в Махачкале как сборник статей под названием "Алародии". Вместе со старостинским материалом в неё вошли очередные бездарные пережёвывания дагъестанских авторов как всегда ни о чём. Тем самым они как бы оказались в
одном ряду со Старостиным. Не трудно догадаться кто являлся ответственным редактором - всем известные "мы не аварцы" из затерянных на границе с Грузией сёл со своими высосанными из пальца некими "национально-языковыми" проблемами.
Мы расцениваем термин "аларо дии", предложенный Старостиным неудачным по следующим причинам:
1. Старостин С А. ничего нового не открыл, а лишь повторил старое, причём без указания фамилий предшественников. В нацистском издании эпохи гитлеровской Германии "Первые арии на древнем Востоке" (die Ersten Arier im alten Orient) Хартмута Шмёккеля термин ALARODIER "алародии" активно использовался. В числе алародиев значатся конкретно Georgier, Abkhasier, Awaren, Lezgier. У автора указано - "и другие народы Кавказа". Более того, Шмёккель ссылается на своих предшественников, использовавших данный термин. Главное же внимание в брошюре уделено не им, а митаннийским ариям, которых Шмёккель называет "хурритскими ариями". А алародии - их окружение, среда пребывания на Ближнем Востоке.
2. Алародии античных источников - ничем не примечательный "чепушинный этнос на берегу Чёрного моря, примерно в районе г Батума и прилегающих ныне турецких территорий.
Мы не знаем чем вообще была забита голова Старостина С.А., чтобы предлагать в качестве предков нахско-дагъестанских народов явных "серых мышей" и аутсайдеров", которые не более чем декларация заведомой "ущербности" нахско-дагестанских народов.
Судя по языковым данным, прародина нахско- дагъестанских народов - Южный Урал с прилегающими территориями. При натиске более сильных племён эти условные Montiberian могли менять свою дислокацию. Регион Южного Урала известен в роли дислокации "Дахского объединения племён - Дахистан". Предпологается, что Яйиг (р. Урал) мог называться изначально DAHIG, т.е. "дахский".
Отсюда языковые предки нахско-дагъестанских народов могли мигрировать в восточном направлении. На генетической карте следы этого перемещения заметны вплоть до проникновения в ныне китайский Синцзян.
В любом случае связь с монгольскими языками не просто прослеживается, она -избыточна, Ещё одни языковые соседи - носители как енисейских, так и индоевропейских языков. Языковые предки нахско-дагъестанских народов должны были пребывать в этом треугольнике. И холодный климат для них был привычным явлением. Роль последней метлы, которая очистила всё ещё остававшиеся анклавы носителей нахско-дагъестанских языков в пространстве от Монголии до Волги могла сыграть "обрушенная" древними тюрками и китайцами Жужань. Сяньбийцы (хоры), вероятно, являлись их естественным союзником. В самом равнинном Дагъестане также должны были обитать племена сяньбийского круга.
Всяких алародиев мы отвергаем как очередное бездоказательнон утверждение Старостина С.А.
Племена с языками типа нахско-дагъестанских в географическом отрезке от Волги до Монголии могли фигурировать в источниках как HOAL, HUA, HUAYI и т.п. Для китайцев они могли быть "западными хуа", с которыми боролся китайский император Цин Ши Хуан. В китайских источниках есть указание на то, что после разгрома Hua-guo, Зап. хуа отхлынылу в западном направлении в некие страны Kua-la-zimu (Хорезм?) и Kua-likia. В немецко-уйгурском словаре обе территории обозначены как буддистские храмы. Но эти утверждения спорны. Русское "Хвалынское море" ( Каспий) от этнонима HOAL. Данная лексема явно дагурско-нахско-дагъестанского типа. Не исключено, что в данном случае это может быть ав. КЪВАЛ "верёвка, подпруга; рукав; обхват, объятья", диал. КУЛАЛ "рукавицы". На такую возможность указывает ав. КЪВАЛ-аб "пегий, пёстрый ( о масти животного) с неожиданным совпадением в дагурском: КУАЛ " саврасый, соловый с чёрной гривой (о масти лошадей). Здесь, вероятно имеются ввиду полосы и т.п.
См. также дагур. КУЛЬ "нога, ступня, сочленение ноги; элемент приветствия старших ( приседание)". Здесь фиксируется совпадение с ав. КЪУЛИ "сгиб, прогибание" (кет. К.Ы'ЛЬ "кривой"). Общетюркская параллель - КЪОЛ "рука (от плеча); рукав".
Сюда же можно добавить халхаское ГОЛ "река, стержень, центр". Связь слов"рука, рукав" с "рекой" общеизвестна.
Поэтому родственные связи носителей нахско-дагъестанских языков с какими-то алародиями, обитавшими вблизи от Чёрного моря маловероятны. Языковые данные указывают на другое направление. Это не юго-запад от нынешних Махачкалы и Грозного, а северо-восток.
Свидетельство о публикации №224120500322