Ингмар Бергман

Ингмар Бергман
(1918 - 2007)

Почему так получается: смотришь какой-нибудь новый фильм, с миллионным бюджетом, с погонями, перестрелками, компьютерной графикой, дорогостоящими спец эффектами, качественным звуком и… почти сразу забываешь не только содержание, но и название фильма. А посмотришь какую-нибудь старую черно-белую ленту Бергмана или Феллини, с плохим качеством изображения, с долгими диалогами, с одноголосным переводом, иногда просто с титрами, без головокружительных трюков, и запоминаешь ее надолго. Спустя недели и месяцы будешь вспоминать эту картину и задавать себе вопросы, что хотел сказать мастер, как он смог выразить свои идеи, не имея ни современной аппаратуры, ни даже цветной пленки.

С творчеством Ингмара Бергмана, к сожалению, я познакомился довольно поздно. Наверное, это и правильно, эти фильмы трудно смотреть молодым.
Многие его ленты не дублированы: диалоги идут на шведском языке с титрами. На экране будто ничего не происходит, нет никакого действия кроме долгих диалогов и выяснения отношений между действующими лицами.

Помню, в Союзе у меня был знакомый. Он работал в одной секретной организации. Когда в Москве проходили кинофестивали, у них в клубе, имени одного из руководителей молодой Советской республики, чей памятник долго стоял на Лубянке, а потом его успешно демонтировали в 1991 году уже после моего отъезда за океан, демонстрировали такие фильмы, которых никогда не показали на фестивале. Мне повезло несколько раз сходить с ним в клуб. На входе стояли сотрудники этой конторы. Мой знакомый доставал свой пропуск, показывал на меня и говорил: «Этот со мной!». В этом клубе я впервые посмотрел «Сердце Ангела», «Полуночный экспресс» и «Змеиное яйцо» (1977) Бергмана. Последний фильм показался мне очень странным и нудноватым. Действие
происходит в 1920 году в нищем послевоенном Берлине. Какие-то сложные отношения циркового артиста с певицей кабаре. Конечно, как я 25-летний мог понять этот фильм великого режиссера?

Лет через десять я посмотрел фильм «Час волка» (1968) и был потрясен. Как будто фильм ужасов, но не просто фильм, целый мир ужасов, психологических ужасов. В этом фильме я впервые познакомился с постоянными актерами, которых потом буду часто видеть в других картинах Бергмана - Макса фон Сюдов, Ингрид Тулин, Эрлрнд Юзефсон и Лив Ульман, которую уже видел в «Змеином яйце». К сожалению несколько повзрослевшего, но все еще недалекого меня, больше Бергман не снимал фильмов ужасов, хотя психологии в его фильмах было предостаточно.

И опять прошло время, прежде чем я осознал, наконец, масштаб и гениальность Ингмара Бергмана. Мы с женой собирались в Швецию, и я вспомнил о непонятном для меня шведском режиссере. Решил посмотреть хоть несколько его фильмов «на дорожку». И вот тут-то все прояснилось. Я смотрел подряд все фильмы режиссера, которые мог найти в прокате, на интернете, на YouTube. «Персона» (1966), «Шепоты и крики» (1972), «Земляничные поляны» (1957), «Седьмая печать» (1957) и другие. Некоторые фильмы Бергмана были не очень понятны, и тогда я искал статьи об этих фильмах.

По какой-то причине наша поездка в Швецию сорвалась. Но зато я полюбил Ингмара Бергмана и продолжал смотреть и пересматривать его фильмы.
Я узнавал полюбившихся актеров, которых снимал режиссер. Прочитал и о его любовных романах со многими актрисами, о которых не буду рассказывать здесь. Личная жизнь знаменитостей и звезд - это их личное дело.

Великий шведский режиссер и сценарист и писатель умер в возрасте 89 лет 30 июля 2007 года.

Два года назад мы с женой наконец-то побывали на родине Ингмара Бергмана. Я говорил со многими шведами (они прекрасно говорят по-английски) о том, как мне понравилась страна, как я люблю фильмы Бергмана. Молодые смотрели на меня с недоумением, а люди более старшие воодушевлялись, называли его фильмы, спрашивали смотрел ли я ту или эту ленту. Я понял, что до Бергмана, наверное, действительно нужно дорасти.


Copyright © 2024 by Марк Лэйн


Рецензии
Вы правы, Марк:
"До Бергмана, наверное, действительно нужно дорасти".
С уважением,

Светлана Петровская   25.03.2025 23:13     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Светлана!
Думаю, что мы с Вами уже давно доросли.

Марк Лэйн   26.03.2025 05:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.