Горный Алтай

Решили как-то раз мы с мужем и дочей поехать на Алтай. У нас есть своя машина, поэтому проблем это мероприятие не составило. Забронировали номер в Чепоше, собрались, составили маршрут, взяли немалую пачку денег на еду, экскурсии и все прочее, и на следующий день, рано утром, часиков так в 7-8, выехали. Где-то через час мы уже выехали из Новосибирска и были на пути к Бердску. Иногда мы останавливались, выйти подышать свежим воздухом и перекусить. Было около 3 часов дня, когда мы уже проезжали Бийск.

В скором времени мы приехали в Манжерок, остановились там, купили парочку сувениров и поехали дальше. Через минут сорок мы приехали на базу. Время было пять вечера и мы решили куда-нибудь съездить. Поехали на остров Патмос. До него было ехать меньше часа, поэтому достаточно быстро мы туда добрались. Немного погуляли, вернулись и легли спать, умотанные дорогой.

На утро мы встали и решили, что поедем вглубь по Чемальскому тракту. В один момент мы остановились, просто, чтобы узнать цену меда и вдруг нам сказали, что здесь есть смотровая площадка, небольшой водопад, а если пройти дальше, то мы увидим Замок Горных Духов. Мы купили билеты и пошли в гору. Подъем был достаточно крутой, через несколько минут мы дошли до маленького водопадика. Суть его заключалась в том, что большой плоский камень выступал как небольшая крыша, и оттуда лилась вода. Ничего масштабного, но симпатично. Потом мы прошли на смотровую площадку, откуда открывался чудесный вид на Катунь. Река была бирюзовая, а за ней, на том берегу были зелёные горы. Также здесь был прикрученный марал, с которым можно было сфотографироваться. Мы не упустили данной возможности. Вообще мне очень понравилось это место. А смотреть на Замок Горных Духов мы не пошли, потому что это было достаточно далеко.

Спустившись с горы, мы сели в машину и поехали дальше - на Ороктойский мост. Потрясающая картина открылась перед нами. Мост расположен в том месте Катуни, где высота отвесных скальных берегов достигает десяти метров, а глубина реки около семидесяти.

После Ороктойского моста шла грунтовая дорога, но нас это не сильно смутило. Не зная, куда едем, вскоре мы увидели табличку "Куюс 10 км", и решили, что нам туда обязательно надо. И каждый раз, когда мы, казалось бы, проезжали эти 10 км, появлялась ещё одна табличка, на которой указывалось, что до Куюса ехать ещё более 15 км! Нас начинало это раздражать, но разворачиваться мы не собирались. На дороге были одни камни, но дорога была, значит и впереди что-то, да было. К счастью в скоро времени мы увидели деревеньку и нам сказали, что ехать ещё примерно 15 км до водопада Бельтертуюк. Также рассказали про мертвое озеро, но мы на него не поехали. Наша цель была — водопад. Мы ехали, ехали и ехали. И, наконец, приехали. Пошел дождик. А до водопада нужно было минут пять идти пешком, и мы пошли. Придя на место, мы увидели Бельтертуюк и были приятно поражены. Смотровая площадка была расположена таким образом, что водопад начинался с одной ее стороны над нами, протекал под ней и вытекал внизу с другой стороны. Бельтертуюк был достаточно бурным и шумным, хоть и не каких-то огромных размеров. Возвращаясь на базу, смотрели на горы, которые походили на огромные корни деревьев. На них не было растительности, да и в принципе местность была достаточно сухой и устрашающей. Это были дикие места, куда люди приезжали только посмотреть на водопад. Даже озеро в этих окрестностях было мертвым. Удачно мы покатались в этот день — много посмотрели.

На следующий день мы поехали по Чуйскому тракту. Природа там очень красивая. Масштабы гор, луга, рощи — все было восхитительно. До сих пор помню, как мы остановились у какой-то речушки, в которой плескались уточки, рядом была роща, а на полянке паслись коровы. К сожалению, мы покинули это место, не отметив его на карте. И сколько раз мы уже ездили на Алтай по Чуйскому тракту, никогда я этого места не видела.

Мы проехали два перевала, один из которых — Чике-Таман, на нем и остановились. Там была смотровая площадка, и мы наблюдали этот прекрасный Алтай сверху. От перевала уже не далеко было до слияния Чуи и Катуни, в течение часа мы туда доехали, попутно остановившись на слиянии Катуни и Большого Ильгуменя. Это было завораживающе. Катунь там была очень бурной и неслась с огромной скоростью и силой, но и Ильгумень тоже не отставал. В общем, заезжайте, смотрите и не благодарите. Когда посмотрели на слияние Чуи и Катуни, мы решили съездить на другой берег и посмотреть, что там. Когда мы туда приехали, мы были поражены красотой этого места, а главное — тишиной. Не передать словами, как там было тихо и масштабно. Крутой обрыв, внизу Катунь, а за ней огромная скала, с другой стороны, очень далеко — горы со снежными вершинами, а как я поняла потом, это была Белуха — высочайшая точка Алтайского края. Сами мы находились на огромной долине, внизу были домики, вроде бы гостиница Инегень, они были очень маленькие, следовательно, мы были тоже высоко. Ни одного деревца, ни одного кустика, только трава, и камни. Тишина была такой, что закладывало уши. Где-то пролетела муха — услышали все. Мы пожарили там шашлык и поехали обратно на трассу, хотя можно было поехать дальше по этой неизвестной нам дороге.

Посмотрев оба слияния, мы поехали на базу, потому как нам нужно было дотемна туда приехать. Чуть больше часа мы ехали, смотрели на всю красоту из окна и, наконец, прибыли на место. С нашей базы виднелась гора со снегом на верхушке, я уж не знаю, что за гора, но меня это обрадовало. Здесь было спокойно, домик наш стоял прямо у Чуи. Мне нравилось, мужу с дочкой тоже.

Утром я проснулась раньше всех, налила себе чашечку горячего чая и пошла на крыльцо. Было тихо и тепло. Журчала речка, на другом береге паслись козочки, и сидел рыбак, периодически закидывавший удочку. Вот оно — идеальное утро. Через полчаса встал муж, а потом и доча. Мы взяли еды, немного вещей и поехали на Мажойский каскад. Не могу сказать, что мы долго ехали, потому что, выехав на Чуйский тракт, мы завернули в деревеньку буквально сразу, ещё немного проехали и там оставили машину. А дальше пошли пешком. Шли долго, была несносная жара, к тому же высоко. На дороге то и дело мелькали зверьки, и вскоре стало ясно, что это суслики. Мы были здесь впервые и поэтому немного не дошли до самого; каскада, а остановились чуть раньше. Перед нами было глубокое ущелье, внизу бежала Чуя. Создавалось впечатление, что подножие горы просто прорубили огромнейшим топором и пустили реку. Потому что на другой берег был даже выше нашего. Тут тоже было очень тихо, но по-другому. Не так как на слиянии. От масштабов было жутковато, а когда муж подошёл к краю, мне стало дурно. В целом могу сказать, что мне очень понравилось, несмотря на долгий изнуряющий путь, и я надеюсь ещё не раз туда попасть.

Дойдя до машины, мы почувствовали себя сильно измотанными и уставшими, нам требовался отдых. Перекусив и немного посидев в раскаленной машине, мы отправились дальше. Следующей точкой нашего маршрута было Гейзеровое озеро. Подъезжая к нему, между горами начала виднеться снежная вершина. Мы купили билеты и пошли по дорожке в лес. Там было достаточно много народа, но это не помешало нам полюбоваться красотой озера и окружающего его леса.

Я бы не сказала, что это озеро было каким-то сногсшибательным, на меня большее впечатление произвели Мажойский каскад, долина за слиянием Чуи и Катуни, Чике-Таманский перевал, а ещё многие другие места, в которых пока что не упоминалось в тексте. Но все же гейзер имел место в нашей поездке и я этому рада.

После озера мы поехали дальше по Чуйскому тракту, на Чуйские меандры. Как я поняла позже, мы смотрели на них не оттуда, откуда все смотрят. Есть оказывается специальная смотровая площадка, а также можно купить билет и тебя отвезут на ретранслятор. Но мы просто в какой-то момент свернули с Чуйского тракта направо, проехали немного по кочкам и ухабам, вышли, и перед нами открылась прекраснейшая картина: далеко внизу петляла Чуя, между которой холмилась земля, вдали, на самом горизонте виднелся Северо-Чуйский хребет. Просторы были необыкновенные. Долго не могли мы взять себя в руки, сесть в машину и поехать дальше.

Вообще в тот день мы проехали много. И увидели тоже. Горный Алтай на самом деле очень подходит как для экстремальных путешествий, так и для отдыха. А мы решили совмещать.

На часах было около четырех, мы собрались с силами, оторвали себя от этого места, и поехали дальше. Начинались места более безлюдные и мрачные, горы здесь были уже не такие зелёные и ласковые, а больше походили на огромные пыльные земляные или каменные комья. Начиналась пустынная местность. Реже виднелись деревья, больше было кустарников и травы.

Мы остановились в каком-то поселке, откуда везли на "Марс". Так местные люди прозвали Марсианские горы. В деревушке стояла парочка юрт, в одной из которых нас очень вкусно накормили. Не помню, что мы там заказали, но я там впервые попробовала суп из баранины и мне он очень понравился. Немножко передохнув, мы поехали дальше.

Погода хмурилась, начиналась гроза. Мы были близки к монгольской границе. Было красиво по-своему: с двух сторон нас окружали дальние снежные хребты, поближе были холмы и горы, лишенные всякой растительности из-за своей высоты, и лишь вблизи, у петляющей речки было совсем немного зелени. Если посмотреть на пейзаж в целом, можно заметить, что кроме коричневатых и серых оттенков никаких других цветов почти нет. Это завораживало. Начиналась пустыня, слева от нас располагались юрты, а также у дороги стояли таблички, говорящие, что там, в глубине, есть верблюды. В некоторых местах было реверсивное движение и там мы стояли в пробке, в ожидании нашей очереди. В те моменты мы любовались видами из окон машины. Не доезжая до Ташанты, мы развернулись и поехали на базу. Несколько часов мы ехали, иногда останавливались, смотрели, и опять ехали. Вернулись мы к ночи, потому как ездили далеко (почти до монгольской границы).

На следующее утро мы встали и решили, что проведем этот день спокойно, без далёких поездок. Нужно было дать отдохнуть глазам и переварить увиденное. А также обсудить дальнейшие планы. Мы собирались посетить ещё немало мест, поэтому было решено, что завтра мы едем на Акташский ретранслятор.

И вот наступило завтра. Мы доехали до нужного нам места, купили места в машине повышенной проходимости ГАЗ-66, дождались, пока машина наполнится и поехали. Вы даже представить не можете, по каким дорогам мы ехали. Нас трясло сильнее, чем на конных скачках. Глубина ям доходила до метровой, в некоторых промежутках вместо земли была просто каша, потом мы ехали по маленькой речке, потому что так было легче. Валуны были огромные, и бедная машина проезжала везде. Было уже достаточно высоко, когда она сломалась — пробило дно. Нас пересадили на другую машину и повезли дальше.

Когда мы приехали, было достаточно холодно, но буквально через несколько минут начало жарить солнце. Погода там менялась с минуты на минуту. Нас повели на гору Верхнюю, на которой располагалась вышка. Интересовала нас не она, конечно, а красоты, которые будут видны с этой горы. И когда мы поднимались, с каждым шагов перед нами открывалась невероятная панорама. Прежде всего, это была долина Чуи и встающие за ней снежные вершины Северо-Чуйского хребта. С другой стороны виднелись пики Курайских гор. Внизу искусно петляла Чуя, а холмы зеленели, то там, то здесь. Тут были собраны все природные цвета. Элементы пейзажа плавно соединялись друг с другом: речка, плавно переходила в холмы, а холмы незаметно превращались в снежные вершины.

Через некоторое время нас стали собирать в машину, и мы отправились в обратный путь. А рано утром мы поехали на смотровую площадку долины Чулышман.
Мы проехали село Акташ насквозь, а потом перед нами открылись знаменитые Красные ворота. Мимо них, по грунтовке шел наш путь. Дорога со временем начинала петлять среди гор, и появлялись озера. Все было красиво, зелено, но надолго мы не останавливались, потому что нам нужно было сегодня же успеть вернуться.
Днём мы были уже на смотровой площадке. С нее открывался потрясающий вид на каньон реки Чулышман, перевал Кату-Ярык и водопады, которые там были. Это была мечта. Каньон был зелен, внизу бежала река, вдали сверкали водопады, а зигзагообразный перевал располагался на ровном склоне. Знаменитый Кату-Ярык — перевал, на котором люди сжигают тормоза, а наверх не каждый сможет подняться. Только полноприводные автомобиль, и то не все, проходят этот путь. Но на самом деле я не вижу особого смысла ехать вниз. Вся красота видна сверху, со смотровой площадки. Отсюда видно все. А снизу это будет привычная для Горного Алтая картина. Единственная цель, с которой можно спускаться вниз — это путешествие к известному водопаду Учар, либо долгий путь к Каменным грибам. Но как говорят местные жители, до водопада долго идти, а если будет непогода, то и вовсе не пройдешь. А вот Каменные грибы это действительно то, что стоит посмотреть. Это каменные глыбы, которые в результате выветривания и вымывания получили форму грибов. Эти скалы находятся на склоне горы в ущелье Карусу, и оттуда также открывается чудесный вид на долину реки Чулышман. Но туда мы не поехали.
К сожалению, нам нужно было уезжать, ведь дорога была длинной, сложной и требовала времени. Через несколько часов мы уже садились в машину. Вернувшись на базу, мы поняли, что уже завтра утром покинем ее и поедем в Мульту. Я думаю, если вы посмотрите на карте, где находится Мульта и где база Кочевник, вы поймёте всю серьезность наших намерений.

Мы отдохнули и с вечера собрали вещи. Безумно не хотелось отсюда уезжать. Здесь было так спокойно и немного дико, мы были за несколько сотен километров от города, близки к этим безлюдным местам, где кроме животных никого не бывает.
Наступила ночь и мне захотелось выйти на улицу, посмотреть на звёздное небо, которое было тут намного ближе. Свежий ветерок дул мне в лицо, шептала речка, слегка покачивались деревья. Райское местечко.

Утром, отдав ключ от домика на базу, мы сели в машину и покатили в сторону Чемала. Это конечно грубо сказано, потому что до Чемальского тракта было ещё ехать и ехать, а мы направлялись в Мульту. Так как этот день мы полностью заложили на дорогу, двигались не спеша. Иногда останавливались, чтобы перекусить, прощались с прекрасными видами, речкой, снежными скалами. Кто знает, когда мы сюда ещё приедем?

Проезжая Чуйский тракт на 572-ом км, мы заметили дорогу, уходящую на северо-восток. Нам стало интересно, куда она ведет, и мы свернули направо. Рассматривая эту красивую горную местность, мы все больше удивлялись разнообразию Алтая. Но решив не терять времени, скоро развернулись, а после выехали обратно на тракт. Потом по пути завернули в деревеньку Бичикту-Боом, посмотрели на окружающую нас природу и только ближе к вечеру добрались до Мульты.

В деревне мы договорились с местными жителями и нам выделили одноэтажный домик, чтобы переночевать. На следующий день мы, вместе с группой других туристов, поехали на ГАЗ-66 к Мультинским озёрам. Я не знаю, какой путь был хуже — к озёрам или к ретранслятору. Это даже дорогой назвать то было нельзя, потому что в действительности самой дороги нет. Даже там, где, как говорится, дороги нет, иногда местность ровнее, чем здесь.

Ну, вот и привезли нас на Нижнее Мультинское и дали пару часов на прогулку по местности. Мы обошли Нижнее и пошли вокруг Среднего Мультинского. Создавалось впечатление, что это не вода, а круглые зеркала. Все горы отражались вниз с идеальной точностью. Кое-где виднелись снежные скалы, зелёные, более приземистые окружали бирюзовую водную поверхность. В некоторых местах, у воды, росли хвойные. Мне очень понравились эти озёра, и не хотелось уезжать. Но спустя некоторое время мы были вынуждены вернуться в машину и поехать обратно. Через несколько часов мы приехали в Мульту, поужинали и пошли гулять по окрестностям.
Следующим утром мы освободили домик и отправились на своей машине в село Элекмонар. По пути несколько раз выходили из машины, гуляли и фотографировали. Останавливались, чтобы в последний раз за эту поездку взглянуть на эти, уже родные, горные системы. Прошло около 6 часов, наверное, даже чуть больше, а мы все ещё ехали. Навигатор писал, что осталось несколько километров. Так и было. К пяти вечера мы уже заехали в деревню и стали договариваться о том, где мы будем спать следующие две ночи. Нам выделили домик, так же как и в Мульте, мы перекусили, немножко погуляли и легли пораньше спать, потому как завтра, около 6 утра мы должны были уже сидеть в ГАЗ-66.

Так и случилось, утром мы быстренько собрались и нас повезли на высокогорные Каракольские озера. Дорога была такая же, как и в прошлых таких поездках. Точнее ее не было. Через часа три нас доставили на место и дали время на прогулку. Каракольские озера были тоже очень красивые, но по-другому. Всего их было семь, и чем выше мы поднимались, тем меньше было озеро и растительности вокруг него. У самого высокого — первого, склоны были каменные и в некоторых промежутках покрыты снегом. А седьмое озеро окружено кедровой тайгой, оно было самое нижнее. И везде всё та же тишина и спокойствие.

Мы гуляли, наслаждались видами, но вскоре стали возвращаться, потому что семь озёр пройти не быстро. Дойдя до машины, мы поняли, что ждали только нас и ещё какого-то молодого человека, сели и поехали. Уж не буду я описывать, как нас бултыхало в этой машине во время поездки, потому что такое лучше один раз увидеть. Никогда не забуду это жуткое ощущение, что сейчас машина перевернется и тогда конец всему. Но к счастью такого не случилось, и мы доехали до Элекмонара в целости и сохранности. Все очень устали и поэтому сразу легли спать.
Следующий день заключался в том, что мы ехали на Телецкое озеро. Да, последние дни на Алтае мы проводили исключительно на озёрах. На пути к Телецкому, мы много раз видели Бию, которая из него вытекала. Подъезжая к озеру, заметили, что начинается дождь, буквально через пять минут он уже лил во всю, и мы не видели куда едем. И нам назло стали появляться резкие повороты, серпантины, обрывы. Где-то стояли таблички: "осторожно, осыпание горных пород". А далеко внизу была река. Большое спасибо моему мужу, который за рулём провел большую часть своей жизни. Доехали мы благополучно, за семь часов, со всеми остановками. К этому времени гроза кончилась, и мы решили прокатиться на катере. Купили места и нас повезли по воде. За всю поездку это был первый раз, когда мы сели на катер. Озеро было огромным, в одном месте было такое ощущение, что горы открылись, впустили нас и закрылись, будто это двери. Водная гладь была идеальна, если бы не катер, от которого брызги летели во все стороны. Вода было темно-синего, глубокого цвета, и страшно было представлять, что бы случилось, если бы мы оказались за бортом. В некоторых местах нас высаживали на берег, где были водопады, давали время погулять, около получаса, а потом везли дальше. А на обратном пути вновь начался дождь, причем достаточно сильный. Но мы успели вернуться на берег, до того как разразилась гроза.

Покатались на озере и стали искать турбазу, где мы проведем последнюю ночь. Долго искать не пришлось, потому что здесь их было очень много. Взяли номер, раскладывать вещи особо не стали, просто поужинали и уснули. А утром, уже в семь часов, были готовы выезжать. Ехали мы до Новосибирска долго, потому что от Телецкого, и было грустно покидать эти прекрасные горные края.

Классное получилось у нас путешествие, много мы увидели за эти несколько дней, получили много впечатлений и нашли ещё одно место, куда можно просто ездить отдыхать.


Рецензии