Замок

 
     Мы жили трудно, почти отчаянно. Последняя треть девяностых. Ташкент. Русскоязычная семья,исключая мужа, уже не вписывалась в новые реалии. Старший рвался в Москву,хотя поступил в ташкентский ВУЗ. Средний отбился от рук, воспитывался на улице, а младшая тянулась к старшим, искала их поддержки, хотя с ее светлой головой нужно было заниматься учебой. Но, школа, в которой она  оказалась,не могла ей обеспечить такого интереса. Оказались там не по своему желанию - выбора не было. Пошли туда, где еще набирались русскоязычные: отток наших граждан уже шел полным ходом. В воздухе витала неизвестность, а молодая Россия казалась более демократичной с завидными перспективами для молодежи.
    Поддерживала меня Халида. Она никуда не рвалась со своей земли,вросла в нее всеми корнями, но мне,желающей вывезти детей из страны, помогала своими связями.
    Надо сказать, что Ташкент был наполнен разными экстрасенсами, ясновидящими в силу энергетической уникальности своего места. Недаром первая академия экстрасенсов была открыта там. Я тоже кое-чему подучилась, но потом оставила это дело из-за слабости здоровья.

    Муж на отъезд не решался, хотя огребал по полной от системы. Оказавшись на вершине карьерной лестницы в 40 лет с небольшим хвостиком, и работая в Министерстве связи Узбекистана, пытался решать технические проблемы в пользу безопасности граждан. Но, мобильная связь - дело доходное, а взятки решали все.
Их нужно было брать, подписывать разрешения на установку вредоносных точек, и,соответственно, отстегивать начальнику. Дело сначала застопорилось, а, потом, просто обошлись без него, как без инородного тела.
    Засел дома, корпел над разной техникой вручную, не поднимая головы.
    Смотреть на все это было выше сил. На отъезд он был согласен, но только в компании своих друзей, тоже собиравшихся потихоньку, в какую-то глубинку России.
    Старшему, который уже слетал в Москву, к родственникам с коммерческой целью, и окунулся в водоворот богатого, уже современного города, с зазывающей рекламой, модными фишками, благостно обещавшему крутую жизнь, смотреть на перспективу подработки вместе с отцом до того не хотелось, что сбросил в весе сильно, и только строил планы, как вырваться от нас.
    Я прекрасно понимала, что вырываться надо не только ему,но и дочке дать возможность получить образование там, и среднего вытащить на поверхность взрослой жизни. На все нужны были деньги, хоть немного, для начала. Хотя бы на первое время, чтобы снять квартиру, найти работу и начать зарабатывать.
    Все затеи по устройству на приличную работу для мужа обламывались на стадии переговоров. Я давно заметила, что его особенность радоваться раньше времени и делиться со знакомыми своим планами, оборачивалась против него. Все заканчивалось, даже не начавшись. Моя кандидатура как добытчицы даже не рассматривалась: учительской зарплаты из 2-х ставок хватало на один раз сходить на рынок.
    Значит - муж. Что делать? Обратилась к Халиде, вполне возможно, что она этого и не помнит: делая добрые дела, тут же забывает об этом. "Помогать" у нее на автомате стоит.
    - А, ты навесь ему на рот замок.
    - Как так?
    - Ну, ты же умеешь. Посмотри его на экране ( экран - это воображаемый кадр такой, ты его представляешь, закрыв глаза, а, представить можешь, что угодно) и пристрой любой накидной замок. Пусть помолчит какое-то время. Да,не забудь снять потом. Вешай замок, как только поступит предложение по работе.
     - Ага, поняла. Так и сделаем.

     Чтобы перестраховаться, повесила замок сразу. Такой, как видела у бабушки в деревне: амбарный, массивный, что нелегко поднять, потому что он на длинной железяке, что перекрывает двери-ворота.

     Настало время ехать к Земфире, немолодой девушке, крымской татарке, что из-за своего занятия ворожбой оставалась одинокой, и прекрасно знала по какой причине. Проживала она со своей мамой, зарабатывая понемногу только на проверенных клиентах. Халида свела меня с ней, чтобы Земфира помогла мне открыть дорогу дальнюю. В конце концов Земфира помогла, но не сама, а направив к еще одной женщине, запасному варианту для исключительных случаев. Та, имея два высших, включая медицинское, и имея династию экстрасенсов через поколение, творила чудеса.
     У Земфиры, в темноватой с обветшалой мебелью комнате, мы пили кофе из маленьких чашек, переворачивали  посуду, и потом она, вглядываясь в кофейные разводы, наговаривала тест на две страницы мелким почерком. Я все успевала записывать, иначе забудешь какую-нибудь деталь.

     В этот раз Земфира сразу сказала: " А, что это у вас мужчина с бровями сидит с замком?" "Мужчиной с бровями" она называла моего мужа, у него,действительно, широкие брови и никогда не седеющие в отличие головы. Таким явлением отмечена две национальности; карлуки и ногайцы, произошедшие от каракаши. "Кара" -черный, "каш" - бровь ( с тюркского).

    Халида вскинула на меня взгляд-недоумение. Я мгновенно осознала свою глупость и испугалась. Как можно было забыть? Это же живой человек.

    Ехали домой в маршрутке. Я, закрыв глаза, пыталась отодрать этот чертов замок. Ведь кто-то из детей спросил:"А, что папа молчит все время?" А, я ноль внимания. Как можно? Совсем рехнулась. Столько проблем окружило, что все мимо ушей.
    Замок стал поддаваться. Вижу кровь выступила у нашего Кормильца. Бедненький. Потерпи. Наконец- убрала.

    Вечером - звонок от Халиды: "Как дела у вас?"
 
    - Да, вот пришел, матом ругался на всех. Потом успокоился.

    - А, что ты хотела. Когда воду перекрывают надолго, а потом открывают - что идет? Ржавая вода.

    Умная женщина, эта Халида, и очень добрая несмотря на внешнюю грубоватость.

    На следующий день на моей кухне был установлен маленький телевизор, собранный собственноручно Кормильцем, чтобы я наслаждалась сериалами не отходя от плиты. Телефон, установленный до того на той же самой кухне опять зазвонил. Халида.
   
    - Ну, что? Выговорился?
   
    - Ходит ниже травы, тише воды. Чувствует себя виноватым. Вот телек притащил.
 
    - Ну, ты,мать, Макиавелли, прям.

    - А, кто это?

    - Итальянский политик, философ, известный манипулятор. Использует людей в своих целях.

      Я тогда не имела возможности посмотреть на Макиавелли, а теперь могу. Хитрая рожица. Такому замок не навесишь. Он сам кому хочешь навешает.


Рецензии