Печальный эстет
Первый раз Набоков и Газданов оказались для меня рядом когда посетил дом 47 на Большой Морской. В музее Набокова на первом этаже было пусто, только у входной двери сидел молодой человек, служащий, в разговоре он и упомянул имена авторов как равнозначные. Я и сейчас мало что знаю о русской литературе в изгнании, а в том 2017 знал ещё меньше, поэтому был озадачен.
Гайто автор «чья фигура все больше и больше вырастает в тени великого Набокова. Вместо осетинской ловкости скорее видится интеллектуал, поклонник Пруста, блистательный мастер словесных конструкций, умевший передать неуловимые состояния души и ежедневную пустоту, в которой оказались эмигранты из России». (Виктор Леонидов, «Печальный эстет, ходивший на руках»).
В тени Владимира Владимировича много интересного можно найти, но сегодня лучше дать слово Гайто. Вчера прочитал его рассказ «Когда я вспоминаю об Ольге». При жизни рассказ не публиковался, а сейчас, оказывается, есть пятитомное издание сочинений Газданова 2000 года, там всё есть. Главное, сам пятитомник полностью доступен в Сети.
Начало.
«Когда я вспоминаю об Ольге, мне всегда кажется, что я знал её всю мою жизнь, бесконечно давно; я видел её, как картину, которая бы всегда висела в моей комнате и которая, кроме того, сопровождала бы меня во всех моих воображаемых и настоящих путешествиях. И вместе с тем, несмотря на это длительное знакомство, которое началось с пятнадцатилетнего возраста, с тех времен, когда она была тоненькой девочкой с сердитыми черными глазами, в ней навсегда осталась какая-то неуловимость, которая иногда даже раздражала меня. Её нельзя было знать, как знаешь других людей или женщин; в ней было нечто скользкое и уклончивое, и время от времени в ней появлялась такая явная и чужая отдаленность, совершенно необъяснимая на первый взгляд, точно это было существо с другой планеты…
в этом была ее личная особенность, не зависевшая ни от ее воли, ни от ее чувств. В этом бывало иногда нечто почти мучительное и, во всяком случае, чрезвычайно странное, и к этому нельзя было привыкнуть, к этому постоянному впечатлению, что я встретил ее точно в поезде или на пароходе, провел с ней некоторое время, успел понять и почувствовать ее непередаваемое очарование, которое мне хотелось бы непременно удержать, и вот — вокзал далекого города или белая пристань чужого моря — и ее силуэт легко и быстро исчезает с моих глаз; она идет своей стремительной походкой, неся в руке маленький чемоданчик, и через минуту её опять нет, как не было несколько часов тому назад. Она действительно всю жизнь уезжала по каким-то чрезвычайно важным причинам, о которых не говорила, я думаю, оттого, что их не было, а была одна ненасытная жажда постоянного, и, в сущности, бесцельного движения, в котором она чувствовала необходимость».
Перечитывая, подумал вдруг о Льве Николаевиче, вспомнил его Анну Каренину, его длинные предложения, производящие иной раз странное, чарующее впечатление.
Оставляя полотно текста Газданова склонным к исследованию художественных произведений, достраиваю рамку рассказа. Фрагмент финала.
«…все то, о чем я думал столько лет, вся та значительная часть моей жизни, которая была посвящена Ольге, постепенно исчезала, точно растворяясь в воздухе, теряя свое абстрактное и театральное великолепие. Но в то же время возникло нечто другое, чего я ещё не мог определить, — это было похоже на отдаленный гул, так, точно где-то далеко текла вскрывшаяся ото льда река».
Ещё не могу определить внятно, почему проза Газданова мне интересна, но течение и берега темы присутствуют, сплав по реке времени продолжается. Париж где-то рядом…
Свидетельство о публикации №224120601093
Днём сегодня слушала лекцию в Ютюбе о Гайто́ Газда́нове, вспоминала его первый роман "Вечер у Клэр", и роман «Призрак Александра Вольфа».
Кем только он не работал в Париже, год жил на улице, но... учился в Сорбонне...
Какая непростая биография, но сколько силы и таланта!
Наверное, нам ещё предстоит его открыть?!
И вот сегодня же вечером встречаюсь с Гайто́ Газда́новым у Вас, Владимир, на странице
Спасибо Вам за эту встречу
С уважением, Светлана
И Париж, да, рядом
Лана Вальтер 06.12.2024 17:30 Заявить о нарушении
Никак не соберусь навестить.
Лет через двадцать, разве что... когда другими будут Москва, Париж, Киев, Вена...
А Гайто не застать, укрыт во времени минувшем.
Только на страницах.
Листать, читать...
Владимир Каев 23.12.2024 09:54 Заявить о нарушении