1832 - 1917 годы. Акинчи

     С начала 20-х годов ХIХ века культурным центром Южного Кавказа был город Тифлис. Именно по этой причине публикации, касавшиеся разнообразной жизни Азербайджана, выходили в грузинских газетах «Закавказский вестник», «Кавказ», «Тифлисские ведомости» и др. В 1932 году газета «Тифлисские ведомости» стала издаваться на азербайджанском  языке.
     Зарождение же азербайджанской прессы приходится на II половину ХIХ века. Во время «нефтяного бума» в стране, когда началось её бурное и стремительное экономическое развитие, возникла потребность в создании национальной прессы. Почувствовал это требование времени выпускник Московского университета, национальный просветитель Гасан бек Зардаби. Обратившись к правительству, он с большим трудом добился разрешения на издание первой в стране газеты на азербайджанском языке.


       «АКИНЧИ» - первая национальная газета

      22 июля 1875 года в губернаторской типографии Баку был напечатан первый номер газеты «Акинчи» («Пахарь»), заложивший основу азербайджанской печати. Этот день в Азербайджане отмечается как День национальной прессы.
     Газета издавалась дважды в месяц, тираж составлял 300 – 400 экземпляров, лишние номера раздавались народу бесплатно, «чтобы люди привыкли читать газету», как говорил Зардаби. За два года издания было опубликовано 56 номеров. Статьи писались на доступном и понятном каждому человеку языке.
     Одной из главных целей газеты было распространение среди крестьян знаний в области сельского хозяйства, сведений о новейших способах удобрения почвы. Помимо этого, в газете печатались сведения по медицине, гигиене. Будучи просветителем, Зардаби уделял особое внимание статьям о причинах  отсталости, «темноты» простого народа.
     Газета «Акинчи» первоначально состояла из 4 рубрик :
     1. «Передовица»
     2. «Новости земледелия»
     3. «Новости науки»
     4. «Свежие новости»
      Впоследствии появился раздел «Письма». Его открытию способствовало большое количество писем, поступавших в редакцию. В этой рубрике [ её активными участниками были и известные личности] велись различные дискуссии, бичевались невежество и предрассудки, устаревшие обычаи и суеверия. Помимо этого, здесь печатали свои стихи популярные в то время поэты.
     Благодаря Г. Зардаби, азербайджанский язык стал официальным языком прессы, хотя до этого являлся средством общения простого народа. Этой инициативе всячески препятствовали духовные лица, заявлявшие, что именно персидский должен доминировать в печатных изданиях.
     В газете «Акинчи» также печатались статьи азербайджанских писателей и публицистов из Москвы, Тифлиса, Дербента, Шемахи и других городов. За короткий срок она стала центром передовых мыслей, газетой всех российских мусульман. Её читали в Дагестане, Средней Азии, Поволжье и Сибири .  С ней сотрудничали многие известных мастера слова, как М.Ф.Ахундзаде, С.А Ширвани, Н. Везиров и др.
     В период царского правления «Акинчи» за распространение прогрессивных идей подвергалась преследованию и притеснению со стороны властей. В связи с началом русско-турецкой войны (1877 – 1878 г.) царская цензура запретила газете касаться вопросов политического характера.  С 29 сентября 1977 года газета «;kin;i» была упразднена.
     Главную миссию своей газеты Зардаби охарактеризовал известной пословицей «Вода камень точит». Она просуществовала всего два года, но начатую газетой «Акинчи» просветительскую миссию подхватили другие издания.
     Позднее в Тифлисе стали выходить газета «Зия» («Свет, луч», 1879 -1884г.) и близкий к идеям «Акинчи» журнал «Кяшкюл» («Чаша», 1883 - 1891г.).


Рецензии