Конец 19 - начало 20 века. Феюзат
В этот период в Азербайджане не издавались газеты и журналы на азербайджанском языке . Только в 1903 году был разрешен выпуск первой политической и общественной газеты «Шярги рус» («Русский восток»), в 1905году – «Иршад» (« Истина») и «Хаят» («Жизнь»), в 1906 году – журналы «Феюзат» («Благо»), «Мюмяммал» («Совершенство»). В «Хаят» была напечатана программная статья Г.Зардаби «Первая в России тюркская газета».
Таким образом, пресса в Баку начала развиваться с 1905 года, в это время издавалось до 63 газет и журналов. Именно в этот период нефтепромышленник-меценат Г.Тагиев привёз в типографию «Каспий» большое количество тюркских шрифтов. В стране стали появляться небольшие типографии, сначала - в Баку, а затем и в других городах. Увеличение количества типографий было вызвано потребностью в прессе .
Созданные в Азербайджане политические и социальные условия, а также финансовая поддержка меценатов способствовали росту числа журналистов, в том числе и иностранных . Журналисты из Турции, Ирана и Крыма работали в бакинских газетах.
Особенностью развития прессы этого периода было её многоязычие. В стране издавались газеты на русском, турецком и персидском языках, что имело большое значение в общественной жизни. Эта особенность национальной прессы отражала многонациональный характер страны, толерантность народа и была свидетельством культурного разнообразия народа Азербайджана.
В целом это время называют «периодом ренессанса в истории азербайджанской печати». Однако, анализируя национальную прессу конца ХIХ – начала ХХ века, можно выделить следующие её проблемы:
1. Поскольку Азербайджан в данный период истории находился под
властью царской России, то его печать не была полностью самостоятельной. Публицисты, в основном, ограничивались призывами к культурной автономии в составе империи, не затрагивая тему полной независимости.
2. Массовое издание газет и журналов осложнялась тем, что страна была аграрная, и связь с регионами порой отсутствовала.
3. Из-за нехватки достаточного количества профессиональных публицистов статьи носили в основном просветительский характер.
4. Развитие прессы ограничивалось репрессивными мерами со стороны правительства. Например, во время революции 1905 года были закрыты все азербайджанские газеты.
5. Большинство газет были созданы национальными лидерами и активистами, которые использовали прессу для распространения своих идей. Эти издания были не только средством массовой информации, но и инструментом политической борьбы.
О чём же писали газеты Азербайджана периода Российской империи? Если говорить о социально-экономических вопросах, то это следующие темы: нефтяная промышленность, шелководство, земледелие, положение крестьян. Если о политике - события русско-турецкой войны 1877 – 1878 г., русско-японской войны 1904 – 1905г., первой русской революции 1905 года, а также статьи, отражающие отношение публицистов к политике, проводимой Россией на Южном Кавказе, и к местным властям. Кроме того, в газетах освещались вопросы светского и религиозного образования. Были публикации о равноправии женщин и мужчин, о доступности образования для женщин. Также существовали издания, которые представляли интересы национальных меньшинств: евреев, курдов и других народов, проживающих в стране.
Прессу этого периода по направленности можно разделить на три группы:
1. Национально – буржуазная, либеральная («Хаят» («Жизнь»), «Иршад» («Истина), «Тезя хаят» («Новое время») и др.
2. Революционно – демократическая («Гуммет» («Энергия») и др.
3. Большевистская («Бакинский рабочий», «Ёлдаш», «Товарищ», и др.
До революции 1917 года в Баку издавались две крупные газеты на русском языке: «Каспий» и «Баку». Хотя обе они находились в оппозиции друг к другу, но, будучи буржуазными органами, объединялись, когда нужно было защитить интересы господствующего класса. На страницах этих газет предоставлялась возможность выступать публицистам – демократам и даже большевикам, пропагандировавшим революционные идеи. Написанная для газеты «Баку» и в ней же впервые изданная в 1905 году статья М. Горького «О кавказских событиях» вызвала бурную дискуссию в стране. Подвергнув критике политику царизма по разжиганию национальной вражды кавказских народов, Горький призвал их к продолжению многовековой дружбы. Цензура запретила издание в России этой статьи пролетарского писателя.
В начале ХХ века азербайджанская передовая интеллигенция объединилась вокруг двух популярных журналов: «Феюзат» («Благо») и «Молла Насреддин». Между этими изданиями наблюдались не только различия, но и некоторая враждебность. Хотя, по сути, оба журнала доносили до читателей одну и ту же идею, которая заключалась в призыве к просвещению и борьбе против царского режима. Но если Джалил Мамедкулизаде, редактор «Моллы Насреддина», был сторонником революционной демократии, то Али бек Гусейнзаде, редактор «Feyz;t», был приверженцем развития путём эволюции.
С появлением журнала «Молла Насреддин» и других подобных сатирических журналов, а также «Феюзат» («Благо») и прочих романтических журналов начинается новый этап в истории развития журналистики. Пресса с этого момента уже не просто является средством информации, а исследует и анализирует информацию, оценивает политические событий с позиции национальных интересов, в стране зарождается аналитическая публицистика.
Журнал «ФЕЮЗАТ»
«Фкюзат» («Благо») издавался в Баку с 1 ноября 1906 года за счёт средств
мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева. В общей сложности вышло 36
выпусков по 16 страниц каждый. Журнал был продолжением газеты «Хаят»
(«Жизнь»). Вокруг него собрались такие популярные азербайджанские писатели и публицисты, как М. Хади, Г. Джавид, А. Шаиг, М. Расулзаде, А. Саххат и другие. В издании освещались общественно-политические события не только Азербайджана, но и Европы, Ирана, Османской империи и Кавказа. «Feyz;t» был не только литературным сборником, но и печатным органом, со страниц которого звучал призыв к единству тюркских народов вокруг их национальной идеи. Поэтому тюрки, проживающие в разных регионах мира, с радостью встретили журнал и поддерживали его.
«Феюзат» смог создать литературное и политическое движение - «фиюзатинцы». Основной целью этого движения было развитие идеи туранизма – духовного единства тюркских народов, борющихся за свою независимость против гнёта царизма.
Фиюзатизм продвигал общую литературную языковую политику, идеологию тюркизма против русификации в национальной политике. Несмотря на угрозы и давление, идеи издания находили живой отклик в обществе. Однако царский режим видел в нём угрозу, и в 1907 году журнал был закрыт.
Свидетельство о публикации №224120601396