Молла Насреддин

     «Молла Насреддин» ознаменовал собой целую эпоху в развитии азербайджанской журналистики. Журнал оказал огромное влияние на просветительское движение начала ХХ века, привнёс в общество новое мышление, свежий язык и образы. Его авторы усилили тенденцию развития публицистики и выбрали форму прямого диалога с обществом. С появлением журнала публицистическое мышление в Азербайджане пополнилось такими новыми компонентами, как качество, аналитика и журналистское расследование. Именно с этим журналом связано зарождение в Азербайджане сатирической прессы, а также появление такого жанра изобразительного искусства, как карикатура.
      7 апреля 1906 года в Тифлисе был напечатан первый номер журнала. «Молла Насреддин» выходил на азербайджанском языке, но в арабской графике. Поскольку простые азербайджанцы в большинстве своём были безграмотными, редакция журнала отдала предпочтение рисункам. Журнал сразу стал популярным не только в Азербайджане, но и в Иране, Ираке, Поволжье, Дагестане, Средней Азии и т. д. Тиражи доходили до неслыханных по тем временам 25 тысяч.
     Автором и редактором «Молла Насреддин» был блестящий литератор, публицист Джалил Мамедкулизаде. Имя второго основателя журнала (Омар Фаик Нейманзаде, 1906 – 1911гг.) было под запретом вплоть до распада СССР. Только с открытием архивов в независимом Азербайджане стали появляться факты, о которых умалчивалось 70 лет. Несмотря на реабилитацию в 1956 году расстрелянных «врагов народа», в том числе и О.Ф. Нейманзаде, инерция страха людей была настолько сильна, что его имя долго не упоминали. И только к середине 80-х годов имя Омар Фаика обрело настоящую реабилитацию.
     Название журнала было неслучайным. Молла Насреддин – герой восточного фольклора. Анекдоты об этом весёлом старичке, лукавом насмешнике и балагуре, рассказывающем небылицы, были известны на Востоке ещё с ХIII века. Д.Мамедкулизаре и О.Ф. Нейматзаде, прикидываясь простачками, смеялись над пороками, высмеивали нечистых на руку судей, ханжество святош, алчность богатеев, поддерживали бедных и обездоленных. Народ отождествлял их с самим Моллой Насреддином.
     Вокруг издания объединились такие талантливые литераторы, как М.А Сабир, А. Ахвердов, М.С. Ордубади, А. Назми, А. Гамкюсар, С. Мумтаз и многие другие, печатавшиеся в основном под псевдонимами, большинство из которых остались неразгаданными по сей день. Статья М. Джалила «Я здесь ради вас» стала программным манифестом журнала.
     Круг тем и проблем, освещаемых в «Молла Насреддин», был весьма широк: невежество и ограниченность богатых обывателей, патриархальные обычаи и пережитки, закрепощённое положение женщин, национальная политика царизма, социальные пороки. Он пестрил остротой, разнообразием различных жанров литературы, и не только ими. Там можно было встретить фельетоны, загадки, анекдоты, юмористические рассказы, стихи и т.д.             Иллюстрировали журнал художники О.И. Шмерлинг, И. Роттер, а также А.А. Азимзаде, основатель жанра карикатуры и критического реализма в азербайджанской живописи.
     Журнал выходил на 8 больших страницах: четыре из них занимали красочные карикатуры, а на остальных страницах помещались различные тексты от афоризмов в 1-2 предложения до фельетонов, очерков,рассказов и стихов исключительно сатирического характера.
     За 25 лет было издано 748 номеров журнала, т. е. около 30 выпусков в год. С 1906 по 1918 год журнал издавался в Тифлисе, после его запрета царской цензурой -- в Тебризе с 1918 до 1921года, а с 1922 до 1931года – в Баку. Сегодня он стал библиографической редкостью, за его номерами охотятся коллекционеры. Многие произведения, напечатанные в журнале, вошли в золотой фонд азербайджанской журналистики.   
     Результатом публицистических поисков молланасреддинцев стало появление  в Азербайджане новых сатирических журналов: «Ары» («Пчела»), «Зянбур», «Бахлул» («Оса, трутень»), «Мязяли» («Назидательный») и многих других.


Рецензии