Проблема недоэкспертов и 1941-й год
дили товарища Сталина, а нынче препятствуют переплавлению большо-
го печального опыта во что-то благотворное, эффективное, замашис-
тое. По существу они -- основные виноватые ВО ВСЁМ (ну, в том,
чего могло бы и не быть -- при условии большей разумности некото-
рых людей в поведении).
Недоэксперт -- это немножко вроде как и эксперт, но явно не до-
тягивающий местами до требуемого (практикой) уровня качества. Не-
доэксперты -- те, кто губят армии, государства, цивилизации, био-
сферу, человечество.
Нехорошие черты, обычно обнаруживаемые у недоэкспертов (не
только в военном деле):
1. Имитаторство. Имитатор трескуч. Он встраивается в "мировые
тренды", подхватывает buzz-words. Собственных идей у него
нету, против течения он никогда не идёт. В хрень, которую
он несёт, он не верит (не дурак всё же!), но она позволяет
ему держаться на плаву.
2. Вструйность. Вера в "коллективный разум". Стремление уловить
тренды и вписаться в них. Вера в то, что так и надо
работать. Это обусловливается мощным инстинктом подражания.
3. Прожектёрство. Прожектёр супер-креативен, отважно идёт про-
тив течения, но он без чувства реальности.
4. Имитация прожектёрства. Эксплуатация веры в "Кулибиных". Меж-
ду прожектёрством и его имитацией чёткая граница, наверное,
отсутствует.
5. Пропагандонство. Может быть следствием не бесстыдства, а за-
вышенной оценки значения манипуляций: иллюзии важнее реалий;
враньё нам строить и жить помогает; самое главное -- дезинфор-
мировать противника и воодушевлять своих; пропагандой можно
компенсировать много какие недоработки, которые доработать
всё равно вряд ли получится.
6. Неглубокость. Недоэксперт может вполне владеть первичной ин-
фрмацией в предметной области, вот только серьёзная обработка
этой информации у него не налажена. В качестве источника пер-
вичной информации такого индивида использовать можно, а в ка-
честве разработчика рекомендаций -- нет.
7. Некреативность. Такое бывает даже у умных индивидов, если их
основная работа не предполагает радикального творчества. Что-
бы стать креативным, не достаточно признать огромную важность
креативности: вдобавок требуется сильная привычка к некоторым
интеллектуальным действиям.
8. Чрезмерная уверенность в себе. Причины её -- слабоватость ума
и методологической подготовки. Умный индивид в своих суждени-
ях, как правило, осторожен. Категоричности он избегает: мало
ли что, ошибиться ведь может любой человек.
9. Эгоизм, пренебрежение к интересам общего дела. Тепло устроив-
шийся в профильном учреждении недоэксперт-эгоист никогда не
уступит места более толковому человеку, не поддержит его -- и
хорошо ещё, если не будет делать ему гадости.
Правильный эксперт не может не быть критиком -- осмотрительным
и в основном не категоричным, но всё-таки радикальным.
А критику очень важна креативность: чтобы замечать какой-то не-
достаток, надо видеть и возможность его исправления. А то, что не
исправимо в принципе -- не недостатки, а природные данности, вро-
де орбит планет.
Общее интеллектуальное развитие, хорошая методологическая подго-
товка и опыт борьбы за истину (в старину этот комплект называли
мудростью) более-менее заменяют толковому эксперту нехватку знания
частностей в предметной области: он зато знает, чего он не знает,
он осторожен в суждениях (не ленится добавлять слова типа "навер-
ное", "не исключено"), он умеет пользоваться знаниями и мнениями
недоэкспертов, которых, как правило, хоть пруд пруди.
Катастрофа 1941 года -- это поражение СССР в первую очередь на
интеллектуальном, на экспертском поле. Развал СССР в 1991-м --
поражение из того же ряда. Интеллектуальный потенциал СССР/России
всегда пребывал (и пребывает) в существенно недораскрытом состоя-
нии. Интеллектуальный ресурс тратился очень неоптимально, по сути
транжирился.
Индустриализацией Сталин занимался, как же. Лучше бы он зани-
мался в первую очередь интеллектуализацией. Индустриализировать,
не интеллектуализируя, -- это как раздавать обезьянам топоры.
Сказать, что в СССР вообще ничего не делали для интеллектуали-
зации, конечно, нельзя: делали много чего, даже, к примеру, логи-
ку в средней школе преподавали одно время. Но не делали тоже мно-
го чего. А массовый интеллект развивали специфически: чтобы полу-
чались годные "винтики", а не "всесторонне развитые личности". И
преподавание логики в средней школе вполне соседствовало с обиль-
ным официозным враньём, навязыванием псевдонаучных марксистских
"дисциплин" и массовой алкоголизацией.
Когда-то я был весьма правильным, начитанным, креативным маль-
чиком, читал запоем журнал "Юный техник", "изобретал" и т. д. На
школьных олимпиадах по математике и пр. я показывал хорошие ре-
зультаты, но дальше районных олимпиад дело не шло: я не проходил
фильтра для "одарённых". По советским меркам я "одарённым" не
был. Вдобавок я не пиликал на скрипочке и т. д. Носились, правда,
ещё со спортсменами, но тут у меня тоже был облом. Государство и
в то время, и позже смотрело на меня, как на заурядный дешёвый
расходный "винтик". Мне это не нравилось, я эпизодически "тыкал-
ся", старался выйти за пределы убогой социальной ячейки, в кото-
рую меня запихнули, но всё было тщетно. Сначала я несколько пере-
живал по этому поводу, потом дорос, наконец, до уровня дураковеда
и мизантропа и успокоился. Теперь этот мой личный негативный опыт
-- всего лишь исследовательское удобство [тут я зевнул, ей богу]:
в некоторых случаях мне не надо ходить за примерами, подробный
надёжный материал уже имеется прямо под рукой.
Ребятки, не креативные умники должны обивать ваши начальствен-
ные пороги, а, наоборот, вы сами должны выискивать умников, до-
шлифовывать, пристраивать, натаскивать, умеренно подкармливать
(без вредных излишеств). Почему вы этого не делаете, понятно:
- не умеете распознавать действительных умников, слабовато
понимаете феномен ума;
- считаете умниками самих себя;
- боитесь подсиживания со стороны умников;
- верите своим придворным недоэкспертам;
- держите тёплые места для собственных отпрысков;
- правильно считаете, что основная причина [народных бедст-
вий] всяких проблем в обществе -- это вы с вашими мировоз-
зреньицами, псевдопотребностями и интеллектуальными навы-
ками; что умники всё равно откажутся подпирать собой ваши
вредные планы (гробить народ и планету -- это зачем?);
- вам сегодня и так более-менее хорошо.
Когда совсем уж запахнет жареным (как у Сталина летом 1941-го),
вы [всенепременно], может быть, спохватитесь, но будет уже неско-
лько поздновато. Да и контингент умников вы к тому времени, на-
верное, успеете проредить.
Сталин закармливал главных конструкторов всякой военной и око-
ловоенной хрени, ведущих кинорежиссёров, выдающихся писателей ти-
па Алексея Толстого, но по большому счёту он работать с умниками
не умел (иначе не было бы катастрофы 1941 года и ещё много чего).
Это не говоря уже о том, что многих из них он бездарно и бездумно
уничтожил своей карательной системой. Впечатление от Ленина: у
него как раз имелась способность подмечать и правильно выделять
толковых людей, а всяких мутегонов ("философов") сплавлять по-
дальше, в Европу, чтобы не создавали информационного шума и не
отвлекали от дела. Но много толковых Ленин навыдвигать элементар-
но не успел. Часть их потом "сыграла выдающуюся роль", часть же
была уничтожена Сталиным.
Вообще, интеллектуальный аспект истории Советской власти ещё
нуждается в своём исследовании. И возможно, что этот аспект --
даже основной, способный многое вразумительно объяснить.
Свидетельство о публикации №224120601421