О Ленд-лизе замолвите слово

       Подсчёт общей доли поставок по ленд-лизу в общем и военном производстве СССР является сложной задачей, так как многие документы по военному производству и их компонентам засекречены до сих пор.



      В ноябре 1941 года США распространили действие закона о ленд-лизе на СССР. Всего за годы Второй мировой войны поставки США по ленд-лизу союзникам составили около 50 млрд дол., из которых на долю Советского Союза пришлось 22%. На конец 1945 поставки в СССР по ленд-лизу выразились в сумме 11,1 млрд дол.

    Во время войны оплаты поставок по ленд-лизу не производились.
       В 1947 году США оценили долг СССР за поставки в 2,6 миллиарда долларов, но год спустя сумму снизили до 1,3 миллиардов долларов.   Было запланировано, что погашение будет производиться в течение 30 лет с начислением 2,3 % годовых.

     После распада СССР Российская Федерация в апреле 1993 года взяла на себя выплату всех советских долгов, в том числе и обязательств по ленд-лизу перед США. Советский долг за поставки по ленд-лизу был окончательно выплачен и закрыт в рамках расчётов с «Парижским клубом» 21 августа 2006 года.

Мог ли бы СССР победить без ленд-лиза?

   «Без машин, которые мы получили по ленд-лизу, мы бы проиграли войну ». Эти слова Сталина почему-то мало известны нашим гражданам.
 
      Первоначально Красная Армия могла получить товаров и оборудования на сумму до 1 миллиарда долларов без необходимости платить проценты.  Более того, Советскому государству не пришлось бы начинать выплаты в течение пяти лет после окончания войны.  Когда Соединенные Штаты наконец вступили в войну, поддержка ленд-лиза продолжалась,  и Рузвельт подчеркивал, что оружие и поставки из арсенала  Америки имеют решающее значение для  Великобритании, Советского Союза, Китая и других стран-союзников.


   Удовлетворяя эту потребность, американцы предоставили почти 2000 локомотивов вместе с 11 000 железнодорожных вагонов, чтобы помочь доставить товары и оборудование с заводов на фронт,  поставили более 400 000 грузовиков и других транспортных средств.
     За тот же период советские заводы произвели менее 200 000 грузовиков.   После войны  Хрущев сообщал, что СССР зависел от западных транспортных средств для своих тактических успехов в Сталинграде и Берлине.
    Американские изделия были настолько распространены, что они оставались частью  оборудования Красной Армии в течение многих лет после войны.  Даже версии знаменитых ракетных установок «Катюша», используемых Красной Армией, часто устанавливались на американские грузовики Studebaker US6 грузоподъемностью 2,5 тонны.  Американская машина стала стандартным креплением для 1800 произведенных моделей БМ-13Н «Катюша».  Советские солдаты были настолько впечатлены качеством и эксплуатационными характеристиками американских транспортных средств, что термин «Studebaker» стал синонимом превосходства. Хрущев,  вспоминал: ».... сложилось впечатление, что вся наша артиллерия была установлена ;;на американском оборудовании».

      Важным вкладом ленд-лиза было в сельское хозяйство. Еще до войны внутренняя политика в СССР привела к нехватке продовольствия по всему СССР, где, по оценкам, от голода умерло около семи миллионов человек, а советских продовольственных запасов было недостаточно даже до вторжения нацистов в 1941 году.  Такая нехватка усугубилась, когда вермахт занял  сельскохозяйственные угодья на Украине и Северном Кавказе.   Многие лошади, используемые в сельском хозяйстве, были реквизированы для использования в военных целях, в то время как производство тракторов было переоборудовано для производства бронированных или гусеничных машин. Кроме того, сельскохозяйственных рабочих и ручного труда стало не хватать, поскольку страна мобилизовала свое население,  производство зерна сократилось с 95 миллионов тонн в 1940 году до 29 миллионов в 1942 году. В связи с этим пострадали все элементы  сельского хозяйства: производство картофеля сократилось с 75 миллионов тонн до 23 миллионов тонн, а производство мяса сократилось с довоенных 4,7 миллиона тонн до 1,8 миллиона.


       Военное нормирование началось в июле 1941 года, и к 1943 году продовольствия было настолько мало, что в некоторых районах  гражданское население ело траву, корни и листья. Пропитание  было важнейшей проблемой для поддержания СССР в состоянии войны, поэтому  с 1942 по 1943 год продовольствие было главным советским приоритетом для поставок по ленд-лизу.

       Четверть тоннажа ленд-лиза, отправленного в СССР в течение войны, составляли продукты питания. Большая часть из 4,4 млн тонн американского продовольствия досталась Красной Армии, это позволило отечественному производству прокормить гражданское население.  В первые несколько месяцев 1943 года только американские продукты составляли 17 процентов калорий Красной Армии и более половиной жиров, потребляемых военнослужащими.  Белок в рацион Красной Армии добавляла компания Hormel Foods, которая поставляла свои фирменные консервы из свинины и ветчины SPAM в жестяной упаковке.
   Даже Хрущев шутил, что «без SPAM мы не смогли бы прокормить нашу армию».
 
     В 1943 году на Тегеранской конференции Сталин сказал:

 «Самое важное в этой войне — это машины. … Соединенные Штаты — страна машин. Без машин, которые мы получили по ленд-лизу, мы бы проиграли войну».

     К концу 1943 года Сталин признал, что ленд-лиз уже оказал решающее влияние на выживание Советского Союза.





     Специально для нужд ленд-лиза в Иране было построено несколько автомобильных заводов, которые находились под управлением General Motors.  Самые крупные назывались TAP I (Truck Assembly Plant I) в Андимешке и TAP II в Хорремшехре. Всего за годы войны с иранских предприятий в СССР было отправлено 184 112 автомобилей.  Автомобили перегонялись по следующим маршрутам: Тегеран — Ашхабад, Тегеран — Астара — Баку, Джульфа — Орджоникидзе. В 1945 году оба завода были демонтированы и вывезены в СССР

      Стоимость поставленных Великобританией в СССР вооружений составила 308 млн фунтов (не включая военно-морских вооружений), стоимость продуктов питания и сырья составила 120 млн фунтов. В соответствии с англо-советским соглашением от 27 июня 1942 года военная помощь, отправленная из Великобритании в Советский Союз во время войны, была полностью бесплатной.  При этом необходимо иметь в виду, что до этой даты СССР проводил оплату поставок с Великобританией  золотом и валютой. Общая сумма оплаты сегодня может быть оценена в размере 55 тонн золота. Факт данных поставок широко известен в мире благодаря известному случаю гибели одного из десяти кораблей, перевозивших золото. Это потопление в апреле 1942 года британского крейсера «Эдинбург», перевозившего ценный груз в размере 5500 кг золота из СССР в Британию.


       В Советский Союз в рамках ленд-лиза  было поставлено:
 противотанковых пушек более 5000 штук;
 автоматического оружия 131 633 штуки (в основном пистолетов-пулемётов);
 пистолетов 12 997 штук;
 винтовок 8218 штук;
 взрывчатые вещества: 345 735 тонн (в том числе тротила 123 150 тонн;
 толуола 107 683 тонны;
 динамита 31 933 тонны);
 пороха 127 000 тонн;
 этанола высокой очистки (для изготовления взрывчатых веществ) 331 066 литров;
 детонаторов 903 000 штук;
 радиостанций 35 800 единиц;
 радиолокаторов 2074 единицы;
 противолодочных кораблей 105 единиц;
 торпедных катеров 202 единицы;
 грузовых судов 90 единиц;
 подводных лодок 4 единицы;
 двигателей для катеров и кораблей 7784 штуки;
 товарных вагонов 11 075 штук;
 локомотивов 1981 штука;
 тракторов 8071 штука;
 металлорежущих станков 38 100 штук;
 телефонов 2 500 000 штук;
 продовольствия 4 478 000 тонн;
 машин и оборудования на 1 078 965 000 долларов;
 оборудования зданий на 10 910 000 долларов;
 стали 2 800 000 тонн;
 цветных металлов 802 000 тонн;
 нефтепродуктов 2 670 000 тонн; химикалий 842 000 тонн;
 хлопка 106 893 тонны;
 кожи 49 860 тонн;
 шин 3 786 000 штук;
 армейских ботинок 15 417 000 пар;
 одеял 1 541 590 штук; пуговиц 257 миллионов

  Для нужд Военно-морского флота в СССР было поставлено:

  318 боевых кораблей (тральщики, торпедные катера, катера-«большие охотники за
  подводными лодками»),
  2 141 самолёт,
  несколько тысяч единиц автоматического зенитного вооружения,
  3 776 мин морских,
  21 273 бомбы глубинных,
  128 тралов акустических и электромагнитных,
  359 гидроакустических систем,
  1 724 радиостанций разных,
  1 049 комплектов радиолокационной аппаратуры,
  1 300 дизелей судовых,
  159 водолазных станций и ещё свыше сотни наименований вооружения, корабельного
 и берегового оборудования, остродефицитного или вообще не выпускавшегося в СССР
 В 1942 году для посевной из Ирана в СССР было переправлено по воздуху девять тысяч тонн семян


     После окончания военных действий с Японией СССР принял решение о возврате американской автотехники и началась процедура её возврата в США, при этом процесс возврата был проведён практически полностью, так что в настоящее время проблематично найти оригинальные американские автомобили, использовавшиеся в период военных действий, даже в музеях. Например, в военно-историческом музее «Сталинградская битва» в г. Волгограде представлена уже послевоенная отечественная автотехника в качестве носителя «катюш».

Наряду со всем СССР получил по ленд-лизу :
  622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов (56,5 % от собственного производства),
  1928 локомотивов (в 2,4 раза больше, чем выпущено в СССР за годы войны;( до
 войны СССР имел 25 000 локомотивов) и
 11 075 вагонов (больше в 10,2 раза).
 При этом 98,5 % импорта подвижного состава пришлось на конец войны и
 послевоенное время — с 1944 года

       США поставили 2 млн 13 тыс. тонн авиабензина (вместе с союзниками — 2 млн 586 тыс. тонн) — почти 2/3 горючего, использованного за годы войны советской авиацией. Кроме готового авиабензина, было поставлено нефтеперерабатывающее оборудование для его производства на территории СССР, причём объём этих поставок был таков, что собственная годовая выработка авиабензина возросла со 110 000 тонн в 1941 году до 1 670 000 тонн в 1944 году. Наряду с самолётами, СССР получил сотни тонн авиационных запчастей, авиационные боеприпасы, горючее, специальное аэродромное оборудование и аппаратуру, в том числе
 9351 американскую радиостанцию для установки на истребителях советского производства, навигационное авиаоборудование (радиокомпасы, автопилоты, радары, секстанты, авиагоризонты)

    Опять же надо иметь в виду, что все полученные по программе ленд-лиза военные корабли были возвращены по решению советского правительства  после окончания боевых действий с Японией.
 
     Часто поставки по ленд-лизу включались в состав национального производства. Например, Казанский пороховой завод изготовил более 103 000 тонн пороха, в том числе порохов особой доставки (поставленных союзниками по ленд-лизу) за годы войны использовано порядка 22 000 тонн. Учитывая, что этот завод производил заряды для «Катюш», которые требовали другой состав пороха (менее плотного), не ясно, какая доля в производстве пороха в итоговом подсчёте была преобладающей. Такая же проблема подсчётов существовала почти на всех производствах СССР во время войны.

    Сразу после войны США направили странам, получавшим помощь по ленд-лизу, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг за то, что союзники пожелали оставить у себя, для получения новых кредитов. Поскольку закон о ленд-лизе предусматривал списание использованного военного оборудования и материалов, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и прочего оборудования, находившегося у стран-получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года.
     За уничтоженную в ходе боёв военную технику США возмещения не потребовали. Тем не менее, было оговорено списание и фактическое уничтожение военной техники. СССР принял решение о полном списании всей военной техники, полученной по ленд-лизу: танков, артиллерийских орудий, артиллерийских тягачей, военной авиа- и автотехники.

      В США изначально было рассчитано, что сумма, подлежащая оплате, за уцелевшую гражданскую технику и оборудование, с учётом их износа, составляет  всего 2,6 млрд $, для переговоров эта сумма была снижена вдвое, до 1,3 млрд $. На переговорах 1948 года советские представители согласились выплатить лишь 170 млн $ и встретили предсказуемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 года тоже ни к чему не привели (советская сторона увеличила предлагаемую сумму до 200 млн $ с рассрочкой на 50 лет, американская — снизила до 1 млрд $ с рассрочкой на 30 лет). В 1951 году американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться 800 млн $, однако советская сторона соглашалась уплатить только 300 млн $. По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые были закреплены ещё в марте 1946 года. В результате США согласились с предложениями СССР.

      Окончательное соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году.

    По этому соглашению СССР обязался до 2001 года заплатить 722 млн $, включая проценты. К июлю 1973 года были осуществлены три платежа на общую сумму 48 млн $, после чего выплаты были прекращены в связи со вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона — Вэника).

    В июне 1990 года в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга.  Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 год, и сумма — 674 млн $

     Технически долги СССР были разделены на долги правительствам (Парижский клуб) и долги частным банкам (Лондонский клуб); долг за ленд-лиз был долгом правительству США, то есть частью долга Парижскому клубу.  Минфин выплатил странам - членам Парижского клуба кредиторов  22,468,547,413 $ (22,4 млрд) в счет досрочного погашения долга РФ.  Кроме того, с 18 по 21 августа 2006 года Минфин произвел плановые выплаты в счет погашения и обслуживания долга перед Парижским клубом на общую сумму 1 млрд 268 млн 547 тыс. 413,76 долл. Итого, кредиторам Парижского клуба выплачено 23 млрд 737 млн 038 тыс. 657,61 долл.

   Платежи осуществлены в девяти валютах. Таким образом, Россия полностью погасила свою задолженность перед Парижским клубом 21 августа 2006 года

       В ноябре 1941 года в своём письме к президенту США Рузвельту И. В. Сталин писал:

    «Ваше решение, господин Президент, предоставить Советскому Союзу беспроцентный кредит в размере 1 000 000 000 $ в обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу было принято советским Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому Союзу в его огромной и тяжёлой борьбе с общим врагом — кровавым гитлеризмом.»

«…Вот сейчас некоторые .. говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас всё это было своё в изобилии.»( Жуков Г. К.)


     Теперь немного о СПАМЕ и голоде в СССР после войны.  Фирма, изготовлявшая консервы под этой маркой изготовила их «с запасом», которые могли бы быть поставлены в СССР на льготных условиях, но СССР  отказался заключать новый договор о поставках.  Тогда в США их стали продавать широко рекламируя в газетах и радио.  С тех пор навязчивую рекламу стали называть «спамом».
 (Аббревиатура от англ. Shoulder of Pork and hAM — «свиная лопатка и ветчина», a по другим данным, от англ. SPiced hAM— «ветчина со специями».)


    А тем временем в СССР после войны разразился в очередной раз голод. Погибло более 2 млн. чел.  Об этом в годы перестройки написал Астафьев в своих воспоминаниях, как они чуть не погибли от голода на Урале.  Советские люди узнали об этом что-то только в годы Перестройки.  В последующие года проблемы с питанием были постоянными и именно поэтому было принято ошибочное во многом решение «освоить целинные земли».  Но и это не помогло решить «продовольственную программу».  И страна закупал за рубежом до 25% необходимого зерна ,мяса и другой продукции, что делает и сейчас, кроме зерна.
      Хребет сельскому хозяйству в СССР был сломан в тридцатые годы прошлого века и до сих пор последствия этого не преодолены.

     О помощи американского народа  России нужно с благодарностью помнить и о голоде 1921 года, когда удалось спасти около 10 млн жизней, голоде 1891года на юге России.  Но уже в 1933 году  в 1947 году в СССР мало кто знал о голоде и «железный занавес» был непреодолим для зарубежной помощи.
      
       И в заключении есть  пожелание, чтобы никогда нам не надо было обращаться к другим странам за ленд-лизом или гуманитарной помощью...



      


Рецензии