История Учения Будды. Глава1 Махапраджапати Гаутам
Глава 1 Махапраджапати Гаутами
Если спросить любого последователя Будды о том, как изучить буддийское Учение, то мы почти всегда услышим, что для глубокого изучения благородного Пути нам нужно найти наставников, которым мы можем вполне доверять. Они дадут нам необходимые объяснения того, как воплотить Учение в жизнь. Кто же является наставниками, которым мы можем довериться?
Истинные наставники должны обладать, как объяснял Будда, качествами добродетели и мудрости. В беседе с брахманом Сонадандой (Сонаданда сутта, ДН 4) Будда спрашивает последнего о том, за какие качества почитают брахманов, являющихся наставниками других людей. Сонаданда отвечает: «За пять качеств: красоту, богатство, знатность, мудрость и добродетель». Будда распрашивает дальше: «А без каких из этих качеств можно обойтись? И какие абсолютно необходимы?» Сонаданда постепенно осознаёт, что красота, богатство и знатность вовсе не являются необходимыми. Только лишь мудрость и добродетель являются признаками человека, заслуживающего безусловного почитания и доверия. Они, как говорит Будда Сонаданде, подобны рукам, которые моют друг друга.
Это объяснение может вызвать следующий вопрос: «Кто наставил на благородный Путь самого Будду? Кто был наставником, давшим Будде пример высшей добродетели и мудрости?» Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к первому периоду жизни Будды. Тот, кого впоследствии стали назвать Буддой, родился во дворце своего отца Шуддходаны, женившегося на двух сёстрах: царице Майе и царице Махапраджапати. Мать Будды, царица Майя, умерла вскоре после родов, и царевича, которого назвали Сиддхартха, воспитывала тётя, вторая жена Шуддходаны. Тётя Будды также вскоре родила царю сына, и царевичи росли вместе. В истории немало примеров тому, как царицы, желая сделать своего сына наследником правителя, хитростями и уловками пытались извести тех, кто стоял на их пути к мирскому успеху. Однако тётя Будды относилась к нему как к собственному сыну. Более того, царица Гаутами, женщина решительная и властная, добилась того, что все знатные люди из рода Шакьев относились к Будде как к безусловному лидеру. Жизнь во дворце была удобной и приятной для Сиддхарти, но в ночь рождения своего сына Рахулы Будда решил оставить жизнь в роскоши для того, чтобы найти ответ на вопрос о том, как победить страдания и смерть, ожидающие всех существ. Рождение сына заставило Будду почувствовать, что ждать далее невозможно, и подобно царю, который уходит на войну, чтобы защитить своих близких от врагов, Будда ушёл в свой поход за Просветлением, примкнув к лесным отшельникам, чтобы последние указали ему путь к бессмертию.
Проведя более шести лет в отшельничестве и духовном поиске, Будда обрёл Просветление. Вскоре после этого он пришёл во дворец и обратился с проповедью обретённого Пути к родственникам. Большая часть знатных воинов последовала за лидером, преданность к которому тщательно поддерживалась в них все эти годы царицей Махапраджапати Гаутами. Они также покинули дворец и ушли в отшельническую жизнь. Но в этот момент произошло нечто неожиданное: тётя Будды пожелала также стать отшельницей и создать монашеский орден для женщин, желающих следовать наставлениям Будды. Поначалу это решение встретило большое сопротивление в среде мужчин-монахов, а сам Будда не давал своего согласия на создание женского ордена по причине опасностей, ожидающих женщин в отшельничестве. Однако тётя Будды сказала Блаженному, что если он не даст согласия на создание ордена, то она создаст его сама и будет обучать женщин благородному Пути независимым образом. И непреклонный Будда уступил тёте.
Относительно Махапраджапати Гаутами нам известно также, что она достигла полного Просветления и обучала не только женщин, но и мужчин, что свидетельствовало о её абсолютном авторитете во всей буддийской Сангхе.
Есть три вещи, которые должны произойти в отношениях учеников и наставников. Первая из них – наставники должны дать ученикам пример добродетельного поведения и отречения от мирских выгод, а ученики – воспринять этот пример. Вторая – наставники должны своей мудростью и благим устремлением побуждать учеников пересматривать ложные воззрения, оставшиеся в их сознании. Третья – наставники должны заботиться о сохранении целостности Сангхи и ученики должны отказаться от гордости, побуждающей их сохранять собственную независимость от интересов других существ.
Рассказав об изложенных событиях, я предлагаю вам задаться вопросами: «Не учила ли Махараджапати Гаутами Будду с самого детства отречению от мирских выгод своим преданным служением? Не сумела ли она заставить Будду изменить своё мнение о том, что жизнь в духовном поиске невозможна для женщин? Не показала ли она Будде путь к созданию целостной, не ограниченной полом существ Сангхи? Не свидетельствует ли это описание о том, что Махапраджапати Гаутами выполнила по отношению к Будде все необходимые со стороны наставницы обязательства? Не вёл ли себя Будда в отношениях со своей тётей как благодарный и послушный ученик?»
Положительный ответ на эти воросы приводит нас к заключению о том, что тётя Будды, Просветлённая Махапраджапати Гаутами была его главной человеческой наставницей.
Рекомендуемая литература: Сонаданда сутта, ДН 4, Вимансака сутта, Исследование качеств наставников, МН 47
Свидетельство о публикации №224120601607
Питерский литжурнал
С уважением
Диана
Мост Будущее 22.02.2025 17:13 Заявить о нарушении