Электронная пресса Азербайджана

     Электронные СМИ, способствуя глобализации культур, стремительно входят в нашу жизнь. Многие из постсоветских стран, обретя независимость, столкнулись с суровыми правилами современных электронных СМИ.
     В новых реалиях Азербайджан, как и большинство стран мира,  столкнулся с проблемой дальнейшего существования печатной прессы, прежде всего, ежедневных изданий. Интернет стал для многих людей в Азербайджане основным источником новостей. Современным трендом стал переход пользователей на Тwitter, Telegram, Facebook* и Youtube каналы. Это создало конкуренцию для печатных газет и усложнило привлечение новых читателей.
     Выживет ли печатная пресса в новых реалиях? Этот вопрос вызывает беспокойство всего международного сообщества и, конечно, журналистов Азербайджана.
     Преимущество современных технологий в том, что они позволяют оперативно доставлять информацию не только в печатном, но и в электронном виде. Поэтому весь мир постепенно переходит на электронные источники информации, которые можно смотреть, слушать и читать в телефоне или компьютере в любой точке мира, в любое время суток.
     Как часто граждане Азербайджана пользуются электронными источниками информации? По данным Государственного комитета статистики Азербайджана , большая часть населения страны являются активными пользователями интернета
      
      В сложившейся ситуации азербайджанской прессе удаётся обновить свою форму и существовать параллельно с современными технологиями. Благодаря глобальной Сети большинство телевизионных каналов, газет, журналов обзаводятся электронными версиями. В республике с каждым годом увеличивается количество интернет – газет. Почти каждая печатная газета в стране имеет свой электронный вариант. Есть и самостоятельные электронные газеты, у которых нет печатных аналогов.
     Согласно отчёту платформы We are social, количество интернет пользователей Азербайджана в 2021 году выросло на 2,5% (на 202 тысячи человек) по сравнению с прошлым годом.  По данным Государственного комитета статистики Азербайджана , почти половина населения республики обращается к электронным источникам с целью получения информации.
 
     Началом азербайджанской интернет журналистики можно считать 90-е годы ХХ века. Первой заложила основу интернет медиа пространства среди русскоязычных изданий газета «Зеркало» (Zerkalo.az), а в азербайджаноязычном сегменте – «Jeni musavat» (Musavat.com).
     Первой официальной интернет газетой Азербайджана стала «Гражданское общество». Позднее появились электронные версии газет: Azadlig.az; 525ci.com; Bizimasr.mtdia.com.az; Ayna.az; Azerbaijan-news.az; Zaman.com.az  и многих других. Первым интернет порталом на английском языке для региона Южного Кавказа стала онлайн газета - Bakutuday.net.
     Среди наиболее популярных интернет-изданий Азербайджана можно выделить следующие ежедневные газеты: Haqqin.az, Zerkalo.az, Minval.az**, 1news.az, Media.az, Caliber.az, Day.az, Milli.az, Lent.az , Azernews и т.д.
     К числу популярных следует отнести и авторитетные информационные агентства Азербайджана: Turan, Trend, Azertag, Report и другие.
     Рассмотрим тематическое разнообразие и жанровые особенности некоторых перечисленных интернет газет.
     1. Информационно-аналитический портал Minval.az**, ежедневно освещающий события в Азербайджане и мире, является надёжным и достоверным источником информации. Он основан в 2013 году, учредитель – журналист Рауф Арифоглу, основатель и руководитель медиа группы «Jeni musavat».
     На сайте освещаются новости политики, экономики, культуры, спорта, науки. В верхней части сайта, содержащей меню, можно перейти в любой раздел, посмотреть видео, фоторепортажи, почитать аналитику, интервью с гостями сайта. Есть также поиск по ключевым словам. В левой части помещена постоянно обновляющаяся лента новостей. В центре размещены актуальные новости с фото и короткими анонсами. У сайта удобный дизайн и простая навигация, что делает его доступным для читателей любого возраста и уровня компьютерной грамотности. Показателем заботы о пользователях  является отсутствие рекламы. Читатели не тратят время на закрытие назойливых баннеров.
     На сайте работают высокопрофессиональные журналисты. Неизменный интерес у читателей вызывают яркие и интересные аналитические статьи политических обозревателей газеты: Нурани (Касимова Тофигаханум), Тофига Аббасова, Фарида Теймурханлы и др. Авторами сайта являются также журналисты из других стран: политический аналитик из Израиля, эксперт по Ближнему Востоку Михаил Шерешевский, грузинский обозреватель Ирина Джорбенадзе и др.
     Сегодня бренд «Minval» успешно работает как информационное агентство, предоставляющее новостные услуги на русском и азербайджанском языках.
     2. Новостной портал 1news.az начал работать с 2007 года. Он имеет такой же удобный дизайн, как и Minval.az**, также двуязычный. Отличие сайта - в наличии рекламы, но она неназойливая и не мешает чтению новостей.
     Лишь изредка политическая направленность сайта влияет на предоставление информации о событиях.
     3. Один из крупнейших новостных сайтов Day.az основан в 2003 году. Выходит на азербайджанском и русском языках. Его отличительные особенности:
     А) Широкий охват тематики. На сайте публикуются статьи по множеству интересующих читателей вопросов, включая экономику, политику, культуру, спорт, медицину и т.д.
     Б) Быстрая и оперативная публикация новостей, что позволяет ей стать одной из первых газет, которые сообщают о самых актуальных событиях в стране и мире.
     В) Интерактивность и обратная связь с читателями. У пользователей есть возможность комментирования новостей и участия в опросах по актуальным темам.
     Г) Качественный журналистский материал. Газета известна своими
статьями и репортажами, основанными на проверенных и достоверных  источниках информации.
     4. Популярное не только в Азербайджане, но и на постсоветском пространстве онлайн издание Haqqin.az  основано в 2012 году. Газета имеет такие же отличительные особенности, как и другие авторитетные издания, но ориентирована в основном на политические события.
     В газете высокопрофессиональный журналистский состав. Широко известен своими острыми, вызывающими полемику, аналитическими  статьями, интервью и репортажами из горячих точек мира владелец и руководитель этого независимого веб-ресурса оппозиционный журналист Эйнулла Фатуллаев.
     На сайте можно посмотреть репортажи и беседы Э. Фатуллаева через его страницу в YouTube .
     Авторами этого сайта являются и зарубежные журналисты: публицист из Грузии Тенгиз Аблотия, российский исследователь Высшей школы экономики, экономический историк Дмитрий Рой, журналист Юлия Медведева, американский публицист Евгений Бай и многие другие.
     5. Медийный орган Oxy.az, входящий в состав «Global Media Group», работает с июля 2013 года. Сайт в течение 24 часов публикует оперативные новости, аналитические статьи, фото и видеорепортажи с мест событий на азербайджанском и русском языках, отвечает на вопросы читателей. Газета в основном ориентирована на молодёжную аудиторию. Она широко использует в своей работе современные технологии, включая видеоматериалы из социальных сетей, что делает её более привлекательной и доступной для широкого круга читателей.
     В результате правильно подобранной информационной политики, современного дизайна, представительства на мобильных платформах и в социальных сетях сегодня Oxy.az занял достойное место в медиа пространстве Азербайджана и стал одним из новостных порталов с самой широкой читательской аудиторией.
     Итак, в развитии интернет-изданий Азербайджана ясно видны перспективы:
     1. Количество интернет пользователей стремительно растёт, что создаёт потенциально новую базу читателей интернет изданий.
     2. Мобильный интернет становится всё более доступным и популярным в Азербайджане, следствием чего станет также расширение читательской аудитории газет.
     3. Существует перспектива роста доходов газет. С развитием интернет рекламы в республике и с расширением монетизации сайтов, интернет газеты могут монетизировать свои сайты через рекламу, спонсорство и подписки.
     4. С целью расширения читательской аудитории интернет газеты могут привлекать из других стран больше пользователей интернета, интересующихся политической и социальной жизнью в Азербайджане.
     Развитие новых форматов СМИ и использование новых технологий может не только способствовать улучшению информационной среды в стране, но и  обеспечить доступ информации для всех групп населения. Можно назвать некоторые из возможных форматов и технологий, которые могут быть использованы:
     1. Онлайн журналистика, благодаря которой можно мгновенно в течение 24 часов распространять информацию. В Азербайджане уже есть несколько онлайн изданий, но их количество может быть увеличено.
     2. Создание видео контента также может помочь журналистам донести информацию до аудитории и добавить размерность к их материалам.
     3. Использование данных визуализации поможет представить информацию в более доступной форме и помочь аудитории лучше понимать сложные вопросы.
     4. Развитие подкастов. Создание аудио контента может помочь журналистам привлечь аудиторию, которая предпочитает слушать информацию вместо чтения.
     В настоящее время в Азербайджане более 85% граждан страны (что составляет более 8 миллионов человек) пользуются интернетом, по этому показателю Азербайджан в числе лидирующих стран мира. По данным Государственного комитета статистики Азербайджана , более половины граждан республики имеют домашний интернет.
 
     Количество пользователей интернета, зарегистрированных под доменом Az., на октябрь 2021 года составляла почти 38 тысяч сайтов.
     Кроме того, в республике свободный доступ практически ко всем социальным сетям, перед ними не ставится никаких ограничений. По данным, «Digital 2022: Azerbaijan», в стране 5,2 миллиона человек (50,7% населения) являются пользователями социальных сетей, что является очень высоким показателем для страны с населением 10 миллионов человек. Среди них 43,6% используют YouTube, 38,5% - Instagram* , 26,5% - Facebook*, 25,0% - TikTok и 6,4 - Twitter. По результатам опроса общественного мнения, проведённого STM, 72,2% населения страны используют социальные сети.     Популярны в Азербайджане и местные социальные сети: disput.az, gap.az, bakupages.com и другие. Большинство азербайджанских СМИ открыли свои страницы в социальных сетях, даже Президент Азербайджана имеет свой Twitter – аккаунт.
     Поскольку большинство пользователей социальных сетей подписаны на разные страницы, среди которых есть и СМИ, то этот факт приобретает огромное значение для прессы в продвижении собственной продукции.
     Власть относится к интернету как источнику информации о процессах, происходящих в обществе, изучает мнения людей по важным вопросам и использует эти сведения для выражения своего отношения. Все перечисленные цифры свидетельствуют о большом значении, придаваемом на государственном уровне свободе слова и мысли.


Рецензии