Информационная политика во время Карабахской войны
В отличие от первой Карабахской войны, особенностью информационной политики Азербайджана во второй войне было использование социальных сетей и интернет ресурсов для распространения информации о ходе боевых операций. Государственные органы, военные и общественные организации активно использовали популярные социальные сети для публикации новостей, фото и видеоматериалов о боевых действиях.
В ходе военных операций, проведённых с 27 сентября по 10 ноября, наряду с существенными успехами, были выявлены некоторые недостатки и пробелы в информационном пространстве. Серьёзные ошибки были допущены СМИ в области распространения информации в условиях локальных боевых действий, что создавало нежелательный информационный хаос в социальных сетях. Эти ошибки вызвали необходимость проведения государством определённых регулятивных мер с целью предупреждения возможных рисков и угроз.
Тем не менее, несмотря на наличие осведомительной информации для населения о недопустимости с точки зрения национальных интересов распространения сведений о военных операциях в прессе и социальных сетях, это явление приобрело широкомасштабный характер. Опубликованные видеоролики и фотографии, где показано жестокое обращение с военнослужащими, обезвреженными в ходе войны, нанесли ущерб репутации Азербайджана и его информационной безопасности. Противник использовал эти материалы, снятые в момент эмоционального потрясения, против азербайджанского государства.
Согласно наблюдениям, вражеская сторона посредством СМИ, социальных сетей и т.д. пыталась расширить информационные провокации. Но Азербайджану удалось сохранить превосходство над противником не только на поле боя, но и на информационном фронте. Азербайджан активно использовал дипломатические каналы для информационной поддержки своей позиции. В рамках этой стратегии были организованы встречи с представителями международных организаций и правительств разных стран, на которых демонстрировались материалы о нарушениях прав человека и международного права со стороны противника. За 44 дня войны Президент Азербайджана дал интервью более чем 30 зарубежным СМИ, в числе которых крупнейшие каналы: «Аль-Джазира», «Первый канал», «Россия-1», TRT Xaber, CNN- T;rk, CNN ;nternational, Sky News, Fox News, Figaro, La Republika, RAI-1 и другие. Информационная война велась и на площадках таких социальных сетей, как Fecebook*, Twitter,Telegram и др.
Первый вице-президент страны Мехрибан Алиева обратилась в дни войны ко всем азербайджанцам, пользователям социальных сетей в любом уголке мира, с призывом хладнокровно и сдержанно вести информационную войну, защищать интересы Азербайджана только на основе фактов. По завершении войны она выразила признательность каждому, кто услышал её призыв, также высоко оценила работу СМИ.
Таким образом, информационная политика Азербайджана во второй Карабахской войне ориентировалась не только на внутреннюю аудиторию, но и международное сообщество и основывалась на использовании прессы, социальных сетей, телевидения, радио и дипломатических каналов.
В ходе войны также выявились резкие отличия между турецкими и российскими СМИ, которые обладают возможностями влияния на широкую международную аудиторию. Поэтому существует серьёзная необходимость для Азербайджана более активно работать с российскими СМИ, формируя объективное мнение о стране.
Свидетельство о публикации №224120601724