8. 1. Ремонт рам вагонов

                8.1. Ремонт рам грузовых вагонов

       Рамы, их детали и узлы, а также сварные соединения очищают от загрязнений, разрушившихся лакокрасочных покрытий, отслаивающей ржавчины. Контроль технического состояния выполняется визуальным контролем и, при необходимости, измерением оставшейся толщины металла с использованием ультразвуковых толщиномеров.
       Не допускается прогиб боковых, продольных и хребтовых балок в горизонтальной и вертикальной плоскостях более чем на 50 мм на всю длину балки (в том числе для длиннобазных платформ); для промежуточных, шкворневых и концевых балок вагонов всех типов - не более чем на 20 мм, а также прогиб конца концевой балки, при котором нарушено соединение, ее с угловой стойкой.  Балки рамы вагонов, имеющие прогибы более допускаемых, выправляют.
       Металлические балки рамы, имеющие коррозионные повреждения от 15 до 30 % поперечного сечения и толщину отдельных элементов (горизонтальные полки, вертикальные стенки) не менее половины конструктивной толщины, ремонтируют сваркой.
       Металлические балки, у которых повреждено коррозией более 30 % поперечного сечения или толщина отдельных элементов менее половины конструктивной толщины на участке длиной 500 мм и более, заменяют новыми, а при повреждении на длине менее 500 мм ремонтируют с постановкой усиливающих накладок.
 По всей длине хребтовой балки полувагона при всех видах ремонта разрешается:
        1) заварка трещин двутавра с последующей постановкой односторонних усиливающих накладок Б при условии, что трещина со стенки не распространяется на нижнюю полку двутавра. Разделку трещин рекомендуется производить электродами марок ОЗР-1, ОЗР-2, ЛЭЗ.ОЗР-1. При механической разделке конец трещины должен быть засверлен;
        2) частичная замена двутавра вставками длиной не менее 1000 мм;
        3) полная замена или вварка новой части двутавра хребтовой балки в случае, если коррозионные повреждения вертикальной стенки двутавра превышают 30 % по толщине.
        При всех видах ремонта цистерн допускается правка или замена деформированной части верхнего накладного листа у рам цистерн с хребтовыми балками из швеллеров с последующей приваркой продольными угловыми швами к швеллерам и встык к оставшейся части верхнего листа.
         На участках средней  части хребтовых балок, непосредственно примыкающих к нижним листам шкворневых балок, на расстоянии менее 500 мм и на участках расположенных на расстоянии до 500 мм от отверстия под сливной прибор у цистерн, заварка изломов и трещин не разрешается.
На других участках базовой части хребтовых балок разрешается:
        1) заварка не более двух трещин длиной менее 2/3 периметра сечения основных горячекатаных элементов хребтовых балок (двутавр в полувагонах и накладные листы в хребтовых балках цистерн из швеллеров в расчетный периметр не включаются) с усилением накладками. Для пропуска горизонтальной накладки в двутавре должен быть сделан вырез с последующей обваркой;
        2) заварка не более двух трещин, переходящих на вертикальную стенку мене; чем на 10 % высоты хребтовой балки, с постановкой уголковой накладки;
        3) заварка не более двух трещин на одной горизонтальной полке, не переходящих на вертикальную стенку, с постановкой уголковой накладки;
        4) наплавка пораженных коррозией мест длиной до 500 мм и глубиной до 4 мм при капитальном ремонте и до 6 мм при деповском и текущем ремонтах или усиление их накладками толщиной 8-10 мм.
        В консольной части хребтовой балки разрешается:
        1) заварка трещин горизонтальной полки и трещин А (рисунок 8.2.), переходящих на вертикальную стенку, но не более чем на 50 % высоты хребтовой балки и на расстоянии не ближе 200 мм от шкворневой балки, с последующим усилением продольными накладками;
        2) усиление накладками в местах расположения упорных угольников протертостей глубиной более 4 мм при капитальном ремонте и более 5 мм при деповском и текущем ремонтах.
        Накладка устанавливается под заклепки упорных угольников и приваривается по двум сторонам параллельно продольной оси хребтовой
балки.
       При деповском и текущем ремонтах вагонов разрешается заварка на концевой балке не более трех трещин или одного излома в любом месте балки и  выполнение следующих:
       1) наплавка пораженных коррозией мест при условии, что толщина стенки в месте наплавки не менее половины чертежного размера. Допускается вместо наплавки приварка накладок толщиной не менее 4 мм и площадью не более 0,4 м2;
       2) частичная замена (не более половины длины) вертикального листа балки сварной конструкции с усилением накладками при условии, что верхний и нижние листы не имеют повреждений;
       3) заварка трещины длиной не свыше 50 мм на внутренних диафрагмах балки полувагона с постановкой накладок, косынки и ребра жесткости ремонту не подлежат;
       4) постановка на полувагоны усиливающей накладки над ударной розеткой. Накладка должна располагаться симметрично относительно оси вагона и привариваться по периметру.
       При ремонте шкворневой и промежуточных балок грузового вагона разрешается:
       1) заварка трещин или изломов верхнего листа шкворневой балки с усилением накладками при условии, что на листе при капитальном ремонте допускается постановка не более двух усиливающих накладок, а при деповском и текущем ремонтах - не более трех;
       2) заварка трещины длиной до 30 мм без постановки усиливающих накладок;
       3) заварка трещин, изломов и коррозионных повреждений вертикальных листов шкворневой и промежуточной балок с постановкой усиливающих накладок;
       4) заварка трещин или изломов нижнего листа шкворневой балки с постановкой усиливающей накладки. Допускаемое расстояние от начала трещины или излома до границы крайнего элемента хребтовой балки не менее 100 мм;
        5) усиление накладкой  нижнего листа шкворневой балки в месте постановки пятника при наличии трещины, расположенной на расстоянии менее 100 мм от хребтовой балки, с постановкой уравнительных накладок  на скользуны рамы с целью компенсации изменения зазора между скользунами рамы и тележки. Толщина уравнительных накладок должна соответствовать толщине усиливающей накладки;
       6) частичная (не более половины длины) или полная замена нижнего листа шкворневой балки; при частичной замене стык усиливают накладкой.
       7) частичная или полная замена распорок концевой балки изотермического вагона при наличии в них трещин или изломов, расположенных на расстоянии не ближе 400 мм от концевой балки.
        При ремонте вагонов разрешается наплавка выработанных мест скользунов рамы при износе их до 50 % номинальной толщины.
Пятник очищают от грязи и осматривают.  Пятник, имеющий  трещины,  износ  плоской опорной поверхности более 3мм или упорной (конусной) поверхности по диаметру более 3 мм и более 2мм на сторону снимают с вагона, заменяют на новый или отремонтированный. Ремонт пятника способом приварки колец и пластин запрещается. Ослабшие заклёпки крепления пятника срезают и заменяют на новые. Не допускается крепление пятника болтами.
         При плановых видах ремонта грузовых вагонов на пятниках, признанных годными, на торцевой части фланца со стороны шкворневой балки вагона производится постановка  клейма вагонного депо, производившего осмотр и ремонт пятника, а также диаметр и высоту пятника. Клеймо наносится посредством цифровых клейм высотой не более 6мм и глубиной 0,25мм.
         При ремонте рам пассажирских вагонов прогибы концевых и промежуточных балок допускаются в горизонтальной плоскости не более 10 мм при капитальном и не более 15 мм — при деповском ремонте, а в вертикальной плоскости — не более 15 мм при всех видах ремонта вагонов.
         При ремонте трещин в балках рам, ранее отремонтированных правкой, усиливающие накладки ставят на заклепках. Число заклепок должно быть таким, чтобы площадь сечения заклепок с каждой стороны ремонтируемого участка была не меньше площади сечения накладок. Заклепки ставят в шахматном порядке.
         Протертости хребтовой балки в месте установки поглощающего аппарата более 4 мм при капитальном и более 5 мм — при деповском ремонте ремонтируют постановкой усиливающих накладок толщиной 8-10 мм, которые устанавливают под заклёпки упорных угольников и приваривают по двум сторонам параллельно продольной оси хребтовой балки. Такую же накладку следует установить после заварки трещины  в консольной части рамы при условии расположения трещины не ближе 200 мм от шкворневой балки.
         Изношенные поверхности пятников пассажирского вагона ремонтируют наплавкой, если глубина износа не превышает 10 мм. Скользуны рам ремонтируют наплавкой при износе до 50% номинальной толщины. Трещины ремонтируют после устранения прогибов рам. Сквозные трещины необходимо засверлить по концам диаметром сверла 6—12 мм, несквозные трещины разделывают так, чтобы длина разделки превышала длину трещины на 15-20 мм с каждой стороны. Далее трещину вырубают на всю глубину залегания под углом 60-65°.
         Разделку можно производить рубкой, фрезерованием, электродуговой или кислородной резкой. Для дуговой резки рекомендуется применять электроды типа ОЗР.
         После заварки трещины ремонтируемое место необходимо усилить постановкой накладок. Размеры и форма накладок зависят от размеров и расположения трещины. Плоские накладки устанавливают на продольные трещины, угловые накладки — на поперечные, а если трещина переходит с горизонтальной полки на вертикальную, то устанавливают корытообразную накладку. Двухсторонние накладки следует устанавливать при соединении балок встык или если после заварки трещин целой остается не более половины вертикальной стенки балки или не более одной горизонтальной полки. Трещины в деталях, изготовленных из низкоуглеродистой или низколегированной стали, необходимо заварить электродами типа Э42А или Э50А, а при полуавтоматической сварке — сварочными материалами, обеспечивающими свойства металла шва не ниже получаемых при сварке указанными типами электродов.
           Толщина односторонней накладки должна быть в пределах 0,8-1 толщины основного металла, а двухсторонней — не менее половины. По длине накладки перекрывают концы трещин на 100— 200 мм; при установке накладок с двух сторон шва необходимо, чтобы противоположные швы были смещены не менее чем на 30 мм.


Рецензии