Памяти Копайской церкви ЕХБ Караганда

Семья Футорных жила в поселке Федоровка
В то время от шахтерского поселка Федоровка до молитвенного дома на ул.Уссурийская 28, в Копай-городе, добираться было нелегко и долго. В начале нужно было пройти пешком 7 км до Нового города (автобусы тогда еще не ходили), там сесть на рабочий поезд, который следовал до станции Караганда – Угольная, а дальше пройти еще пару километров пешком до Копай-города. Дом молитвы находился на малолюдной окраине, на обширном поле засыпанным угольной породой, откуда ветром приносилась черная пыль, и стекались по каналам грязные ручьи. В народе это место прозвали «Черным морем». Вот в таких захолустных, плохих земельных участков советские власти выделяли верующим места для исповедания своей религии.
Тогда Дом молитвы выглядел как маленький домик с плоской и низкой крышей, помазанной глиной.

Внутри дома стояло несколько столбов – опоры крыши. В зале находилось много скамей, а посреди на возвышении – хоровая площадка. Членов церкви было в то время около 500 душ. Большинство верующих были немецкой национальности. Пресвитером церкви был брат Степан Иванович Колесников. Хором из 30 человек руководил регент - Михаил Павлович Фадин. После Колесникова пресвитером был назначен Иван Андреевич Евстратенко. В воскресение было два собрания – утром и вечером. Спевка хора была один раз в неделю, между этими собраниями. Поэтому хористы обычно брали с собой пищу для общего скромного обеда. Домой они возвращались с приятной усталостью.

Многие годы Карагандинская церковь ЕХБ проводила свои богослужения в старом доме. Долгое время власти решали вопрос – просьбу церкви о строительстве нового дома. Когда разрешили – это было большим радостным событием. Вокруг старого дома залили глубокий и высокий фундамент. На нем начали воздвигать деревянные стены высотой в два этажа. Над стенами зала возвели высокие стропила, под которыми сделали из ровных реек полукруглый потолок. С трех сторон зала были выстроены балконы, а в передней части дома возвышалась хоровая площадка с выступом для кафедры. Во время строительства старый дом находился внутри нового и в нем продолжались служения. После сооружения стен и перекрытия приступили к разборке старого дома. Ветхие материалы передавали из рук в руки по цепочкам из людей и через окна складывали мусор во дворе. Все это было завершено за один день.
 
К торжественному освящению дома молитвы решили пригласить из Алматы способного регента – Александра Дмитриевича Тихонова, чтобы поднять не только качественный уровень хорового исполнения, но и количественный. И тогда хор достиг в численности более 100 человек. К праздничному событию решили также организовать струнный оркестр, в котором играли на мандолинах, гитарах, балалайках, скрипках, и других.

Освящение дома молитвы церкви ЕХБ в Копай – городе

18 ноября 1957 года состоялось торжественное служение освящения нового молитвенного дома. Гостей было очень много. Из Москвы приехал из братства ЕХБ композитор Н.И.Высоцкий, и от братства пятидесятников С.И.Ларин, старший пресвитер по Казахстану, Н.Д.Тихонов, а также пресвитера Алма-атинской, Петропавловской, Джамбульской, Павлодарской церквей.

Вокруг большого двухэтажного молитвенного дома был большой обширный двор, после большой стройки все было приведено в порядок, вокруг территории были посажены деревья и кустарники. Для отопления дома была построена кочегарка. Напротив дома были построены жилые помещения, комнаты для братского совета, приезжих гостей и для сторожа. Внутри здания взору входящих открывался просторный зал с высоким полукруглым потолком. По краям зала на колоннах были балконы с перилами. Впереди на возвышенной платформе была площадь для большого хора, кафедры и места для проповедующих. По бокам здания было много больших окон, а верхние окна были сделаны с верхним полукругом, что придавало зданию отчасти аристократический вид. Верхние рамы – форточки обычно открывались летом во время собрания. Прекрасную картину можно было наблюдать с этих окон, когда утром, к началу служения, сюда с разных сторон, как ручьи сливаясь в поток, направлялись группы христиан. На парковке было много личных легковых машин разных марок: «москвичей, «побед», и мотоциклов. Зал, вмещающий до 1.5000 человек, был переполнен, на двух этажах людьми стояли в проходах и позади зала, возле раздевалок. Зал был украшен хвойной зеленью.

Над хоровой площадкой висел большой библейский текст – плакат с надписью: «Бог есть любовь». На блестящей полированной кафедре была установлена большая деревянная скульптура на котором изображены две сложенные в молитве руки, обращенные в молитве к Богу. «Руки молящегося» - один из знаменитых рисунков немецкого художника Альбрехта Дюрера. Эти «руки» и надпись – были единственной религиозной атрибутикой и символом, который выдавал это помещение, предназначенное для проведения церковного священнодействия. Однако, снаружи здания, с главного торца, на верху стены, позже была также установлена надпись: «Послушаю, что скажет Бог», которая первая встречала всякого идущего в Дом Молитвы, чтобы послушать Слово Божье из Библии - Священного Писания.

Перед началом торжества общим пением был спета песнь: «Братья, все ликуйте, славный день настал», а после хор исполнил гимн: «Привет всем братьям и сестрам». Пресвитер во вступительном слове рассказал о ревностном отношении верующих к строительству: кто молитвами, кто своим трудом, кто материальным служением и деньгами - все члены церкви участвовали в благом деле. Торжество длилось три с половиной часа, но это не утомило присутствующих. По окончании собрания многие еще долго не расходились, оживленно обмениваясь впечатлениями от праздничного торжества. На братском совете было сообщено, что строительство дома обошлось в 140 тысяч рублей, включая выплаченные зарплаты.

из книги пресвитера Леонида Евстратенко "история моей жизни"(Сан-Диего, США)


Рецензии